Монголия в системе международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Начиная с 1957г. Монголия осуществляла торговлю с некоторыми фирмами Швейцарии и Франции, с 1960 г. – Англии и Японии. В 1960-е гг. внешние торговые организации Монголии развивали отношения почти с 200 торговыми организациями и фирмами Швейцарии, Италии, Бельгии, США, Франции, Японии, Швеции, Голландии, Великобритании, Австрии, ФРГ и Финляндии3.

Несмотря на отсутствие официальных отношений, в 60-х гг. Монголию ежегодно посещали западные туристы, ученые, журналисты.

Первой западноевропейской страной, признавшей МНР, была Великобритания, которая установила дипломатические отношения с МНР в 1963 г. В 1972 г. были установлены дипломатические отношения с Японией. Широкое признание МНР Западом началась после принятия МНР в ООН в 1961 г. За Великобританией последовали Австрия и Финляндия (1963), Швейцария, Швеция и Греция (1964), Франция (1965), Дания и Норвегия (1968), Канада (1973), ФРГ (1974)1.

27 января 1987г. успешно завершились переговоры между МНР и США, между ними были установлены дипломатические отношения. В 1989 г. Монголию впервые посетил госсекретарь США Дж. Бейкер. Он подчеркнул, что монголо-американские отношения ничем не вредят советско-американским и американо-китайским отношениям. В марте 1991г. конгресс США сделал официальное заявление о поддержке позиции своего правительства по сотрудничеству с Монголией в политической, экономической и научной сферах.

В ходе демократических преобразований в 1990-1995гг. во внешней политике Монголии произошли большие перемены. От односторонне ориентированной и идеологизированной внешней политики она перешла к многовекторной, открытой экономической политике, не зависящей от общественно-политического строя стран-партнеров, к политике активного развития взаимоотношений со странами АТР, в первую очередь с индустриально высокоразвитыми странами региона – Японией, США, Австралией и с новыми индустриальными странами (Южной Кореей, Гонконгом, Сингапуром, Тайванем), а также Китаем. Япония выступила инициатором движения стран-доноров в поддержку демократических преобразований Монголии и перехода ее к рыночной экономике. Движение стран-доноров возникло в 1991г., и впоследствии оно оформилось как своеобразный международный институт, функционирующий путем подготовки и проведения рабочих встреч и консультационных совещаний. Активное участие в оказании помощи Монголии для преодоления кризисной ситуации приняли следующие международные организации: Программа развития ООН, МВФ, Фонд народонаселения ООН, Международная ассоциация развития, ФАО, Мировой банк, ЭСКАТО, ВОЗ, ЕЭС. Помощь Монголии оказали также следующие страны: Австралия, США, Великобритания, ФРГ, Дания, Италия, Республика Корея, Таиланд, Индия, Франция, КНР, Швеция, Новая Зеландия, Япония и др. По данным монгольской печати, почти 30 стран-доноров, а также 10 международных финансово-экономических организаций с 1991 по 1994 гг. предоставили Монголии разнообразную помощь на общую сумму 580 млн. долл., из них льготных кредитов – 300 млн. долл., безвозмездной помощи – 280 млн. долл1.

Половина этих средств была использована для расчетов с Россией за поставки нефтепродуктов, запасных частей для оборудования и на закупку продовольствия.

Получаемая Монголией помощь может быть разделена на три основные категории.

Безвозмездная помощь, которая предоставлялась без возникновения внешних платежных обязательств.

Льготные кредиты, которые предоставлялись на 20-40 лет под 1-2% годовых. Такие кредиты Монголия получила от Азиатского банка развития, Всемирного банка, Японии и России. Внешние долги Монголии по кредитам на конец 1993г. составляли 290 млн. долл2.

Третья форма кредита – торговая. Торговые кредиты предоставлялись на более жестких условиях: 10-15% предоплаты, высокие проценты и сжатые сроки. К таким кредитам Монголия прибегала в крайних случаях, когда складывалась сложная ситуация в жизнеобеспечивающих сферах национального хозяйства. Сложная ситуация с расчетами по торговым кредитам привела к тому, что Монголия отказалась от этой формы с середины 1992г., когда задолженность по торговым кредитам составила 90 млн. долл.

Детский фонд ООН оказал Монголии содействие в реализации местных программ обучения детей, предоставив Монголии 50 тыс. долл. В 1994г. Мировой экологический фонд направил в Монголию 75 тыс. долл. для улучшения жизненного и культурного уровня тех людей, кто проживает на территории заповедных мест. В самый трудный начальный период перехода от старой модели к новой Монголия получила огромную помощь от ряда промышленно развитых стран. В то же время нужно отметить, что политика привлечения значительных средств от иностранных государств привела к увеличению задолженности Монголии, что вызывает глубокое беспокойство у общественности страны. К тому же иностранные государства имеют большой интерес в вопросах разработки полезных ископаемых, которыми богата страна. Американская пресса признавала, что действия США в данном вопросе обусловлены во многом желанием создать в Центральной Азии “удобный наблюдательный пост”1. Помощь со стороны международных финансовых организаций и ряда стран сыграла исключительно важную роль в спасении Монголии от надвигающейся реальной экономической катастрофы, в создании необходимых условий для развития рыночных отношений внутри страны и активного включения ее в мировые хозяйственные связи.

Однако эта помощь не могла в полной мере компенсировать утрату такого мощного источника финансовой, экономической, политической и другой помощи, каким был ранее СССР. С 1993 г. в использовании кредитной и гуманитарной помощи, предоставляемой Монголии странами-донорами и международными финансово-кредитными организациями, наметились существенные позитивные изменения. Если в 1991-1992гг. около 70% всего объема помощи было направлено на решение текущих финансовых и социально-экономических проблем и только 10% на разработку и финансирование средне- и долгосрочных проектов, то в 1993г. это соотношение изменилось: доля помощи на финансирование проектов увеличилась до 60%1.

Таким образом, отношения с развитыми странами характеризуются как динамично развивающаяся система. Это совершенно новые отношения, которые укрепляют международный статус Монголии.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 176.