А. дать характеристику трем этапам развития аудита в мире:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

 

 

                                                                                                       Ю.В. Граница

                                                                                                          Л.Н. Жиженкова

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине

«Аудит»

Учебно-методическое пособие

 

 

Рекомендовано методической комиссией института экономики и предпринимательства для студентов ННГУ, обучающихся

по специальности среднего профессионального образования

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 

 

 

 

Нижний Новгород

2017


УДК 657.6 (075.8)

ББК 65.052.8я73-5

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Аудит». Авторы: Ю.В. Граница, Л.Н. Жиженкова: учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. -  с. 29

 

Рецензент: Петров С.С.

 

В настоящем учебно-методическом пособии определены задания для самостоятельной работы и рекомендации по их выполнению

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

     

 

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии ИЭП ННГУ

к.э.н., доцент Летягина Е.Н.

 

УДК 657.6(075.8)

ББК 65.052.8я73-5

                                          

 © Национальный исследовательский

                                  Нижегородский государственный

Университет им. Н.И. Лобачевского, 2017

 

Содержание

 

 

Введение. 4

1. Пояснительная записка к методическим указаниям по выполнению самостоятельной работы 5

2. Тематика и содержание самостоятельной работы.. 7

2. Контроль самостоятельной работы.. 22

Источники литературы, подлежащие изучению.. 23

 

 




Введение

 

Самостоятельная работа студентов — планируемая учебная работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.  Самостоятельная работа студентов ‐ это вид учебно‐ познавательной деятельности, состоящей в индивидуальном, распределенном во времени выполнении студентами комплекса заданий при консультационно‐координирующей помощи преподавателя, ориентированной на самоорганизацию деятельности обучающихся.

Основная цель самостоятельной работы студентов состоит в овладении знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности.

Задачами организации самостоятельной работы студентов являются:

· развитие способности работать самостоятельно;

· формирование самостоятельности мышления и принятия решений.

· стимулирование самообразования

· развитие способности планировать и распределять свое время

Кроме того, самостоятельная работа направлена на развитие умения обрабатывать и анализировать информацию из разных источников.

Среди функций самостоятельной работы студентов в общей системе обучения выделяют следующие:

стимулирование к  творческим видам деятельности;

формирование мотивации к самообразованию;

Виды самостоятельной работы студентов в настоящее время разнообразны, к ним относятся:

· работа с книжными источниками;

· работа с информационными базами;

· работа в сети Internet (поиск нужной информации, обработка противоречивой и взаимодополняющей информации; работа со специализированными сайтами)

· решение комплексных заданий;  подготовка обзоров  по теме занятия

Самостоятельная работа студентов может быть индивидуальной (решение заданий, работа в библиотеке, в сети Internet и т.д.) или коллективной (коллективный проект).

Общим направлением развития самостоятельной работы является активизация студента, повышение уровня его мотивации и ответственности за качество освоения образовательной программы.


1. Пояснительная записка к методическим указаниям по выполнению самостоятельной работы

 

Данные методические указания направлены на реализацию самостоятельной работы по общепрофессиональной  дисциплине профессионального цикла «Аудит»

Самостоятельная работа студента является одним из основных методов приобретения и углубления знаний и умений по дисциплине.

Основной задачей самостоятельной работы является развитие общих и профессиональных компетенций, умений приобретать знания, умения путем личных поисков, формирование активного интереса к творческому самостоятельному подходу в учебной и практической работе.

Самостоятельная работа складывается из изучения учебной и специальной литературы, как основной, так и дополнительной, нормативного материала, конспектирования источников, подготовки устных и письменных сообщений, выполнения практических ситуационных заданий.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы разработаны на основе ФГОС по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в соответствии с Программой учебной дисциплины «Аудит» специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

При реализации программы у студентов формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.

ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по ЕСН и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

•     основные принципы аудиторской деятельности;

•     нормативное правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации;

•     основные процедуры аудиторской проверки;

•     порядок оценки систем внутреннего и внешнего аудита.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

•     ориентироваться в нормативном правовом регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации;

•     выполнять работы по проведению аудиторских проверок;

•     выполнять работы по составлению аудиторских заключений.

 

В методических указаниях представлена тематика самостоятельных работ, задания для самостоятельной работы и формы их представления, время, отведенное на их выполнение, рекомендации по выполнению заданий.

Предлагаемые указания разработаны в помощь обучающемуся, выполняющему внеаудиторную самостоятельную работу.

Все задания, выполненные по темам, должны быть сгруппированы в портфолио, которое представляет собой подборку самостоятельных работ студента, и в рабочую папку аудиторской проверки участка бухгалтерского учета или презентацию по проверке.

 

2. Тематика и содержание самостоятельной работы

В соответствии с рабочей программой дисциплины «Аудит» предусмотрены следующие виды самостоятельной работы обучающегося (табл. 1)

 

Содержание самостоятельной работы

Табл. 1

Наименование разделов и тем Тематика самостоятельной работы
1 2
Тема 1.1. Понятие, сущность и содержание аудита. Организация аудиторской службы Выполнение домашних заданий по теме: изучить историю развития аудита в зарубежных странах и в России
 Тема 1.2. Виды аудита Сравнение аудита и ревизии, внешнего и внутреннего аудита
Тема 1.4. Права, обязанности и ответственность аудитора Выполнение домашних заданий по разделу
Тема 2.1. Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности Изучение стандартов аудиторской деятельности: «Аудиторские доказательства», «Аналитические процедуры»
Тема 2.2. Технологические основы аудита Моделирование программы аудиторской проверки по важнейшим вопросам бухгалтерского учета. Изучение стандарта аудиторской деятельности «Планирование аудита»
Тема 3.1. Аудит учета денежных средств и операций в валюте Подготовка рефератов, сообщений, докладов
Тема 3.2. Аудиторская проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами Подготовка докладов, сообщений по теме
Тема 3.4. Аудиторская проверка операций с основными средствами и нематериальными активами Поведение учебной инвентаризации основных средств в кабинетах, аудиториях, оформление инвентаризационных описей, сличительных ведомостей
Тема 3.6. Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда Подготовка докладов, сообщений по теме
Тема 3.10. Аудиторская проверка отчетности экономического субъекта Классификация несоответствий, ошибок, злоупотреблений, выявленных аудиторскими проверками

 

Объем часов самостоятельной работы определен в рабочей программе дисциплины для каждого года набора. Распределение объема учебной нагрузки обучающегося по темам содержится в приложении к данному учебно-методическому пособию.

                  Содержание самостоятельной работы по разделам

                        

Тема 1.1. «Понятие, сущность и содержание аудита. Организация аудиторской службы». Раздел 1 «Основы аудита»

1.1 Изучить конспект лекций и литературу по вопросам:

- понятие об аудите;

- история и этапы развития аудита в мире;

- этапы становления контроля в России в условиях переходной экономики;

- создание аудиторских служб в организациях и аудиторских юридических лиц на основе частной практики;

- отличие аудита от других форм экономического контроля.

 

1.2 Изучению подлежит следующая литература:

1. Аудит: Учебник / Н.В. Парушина, С.П. Суворова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0396-4, 700 экз.

2. Савин, А. А. Аудит [Электронный ресурс]: Учебное пособие / А. А. Савин, И. А. Савин. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2013. - 512 с. - ISBN 978-5-905554-14-8Учебное пособие / А.А. Ситнов. - М.: Форум, 2011. - 240 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-91134-541-9, 1000 экз.

 

1.3 По итогам изучения нормативных документов необходимо:

а. дать характеристику трем этапам развития аудита в мире,

б. составить схему финансово-экономического контроля в России,

в. составить таблицу отличий ревизии от аудита.

 


Задание 1.

Аудит по закону «Об аудиторской деятельности» – это:

1) платная финансовая ревизия организаций и индивидуальных предпринимателей государственными органами

2) некоммерческая деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей

3) независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности

 

Задание 2.

Аудиторская организация - это:

1) некоммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов

2) коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций

3) коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов

Задание 3.

Может ли в соответствии с законодательством РФ аудиторская организация оказывать такую услугу, как обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью?

1) да

2) нет

Задание 4.

Является ли прочей аудиторской услугой налоговое консультирование?

1) да

2) нет, аудитор занимается исключительно вопросами организации и ведения бухгалтерского учета

3) нет. налоговое консультирование - прерогатива налоговой службы

Задание 5.

Организации какой организационно-правовой формы должны проводить обязательный ежегодный аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчетности вне зависимости от финансовых показателей деятельности?

1) открытые акционерные общества

2) общества с ограниченной ответственностью

3) закрытые акционерные общества

4) некоммерческие организации

Задание 6.

Какой объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) должен быть для проведения обязательного аудита:

1) превышающий 400 миллионов рублей за предшествовавший отчетному год

2) превышающий 60 миллионов рублей за предшествовавший отчетному год

3) превышающий 50 миллионов рублей за предшествовавший отчетному год

Задание 7.

Открытое акционерное общество функционирует два года. Распространяется ли на него требование проведения обязательного аудита, если объем выручки и сумма активов бухгалтерского баланса за предшествующий отчетному год не подпадают под обязательный аудит?

1) да

2) нет

3) по усмотрению руководства акционерного общества.

Задание 8.

Какие участники рынка аудиторских услуг могут проводить обязательный аудит страховых организаций?

1) индивидуальные аудиторы

2) аудиторские организации

3) как индивидуальные аудиторы, так и аудиторские организации

Задание 9.

Обязаны ли аудиторские организации соблюдать единые цели и основные принципы проведения аудита в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности?

1) да

2) нет

3) да, только для организаций, проводящих обязательный аудит

Задание 10.

Квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован, если аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность:

1) в течение года после получения квалификационного аттестата

2) в течение двух последовательных календарных лет

3) в течение трех последовательных календарных лет

Задание 11.

Руководитель аудиторской организации:

1) обязан предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации

2) может отказаться от каких-либо разъяснений, указав, что это профессиональная аудиторская тайна

3) может дать такие разъяснения, если в плане аудиторской проверки предусмотрено время для беседы с руководством аудируемого лица

Задание 12.

Руководство ПАО для обязательного аудита пригласило аудиторскую организацию, в которой брат главного бухгалтера ПАО является одним из проверяющих. Оцените данную ситуацию:

1) это случай, когда нарушается принцип независимости аудиторской организации

2) это случай, когда между клиентом и аудитором уже сложились доверительные отношения

3) это случай, когда родственные связи помогают бизнесу

Задание 13.

Стандарты аудиторской деятельности требуют от аудиторов проявлять профессиональный скептицизм. Что означает это требование?

1) что аудитор должен критически оценивать весомость полученных доказательств и внимательно изучать аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям, либо ставят их под сомнение

2) что аудитор совершенно не должен принимать во внимание устные заявления руководства аудируемого лица

3) что при планировании аудита аудитор должен исходить из предположения, что руководство аудируемого лица является бесчестным

 

Задание 14.

Организация "А" является учредителем аудиторской организации "Б" и организации "В", занимающейся торговой деятельностью. Организация "В" пригласила аудиторскую организацию "Б" для проведения аудиторской проверки. Оцените ситуацию:

1) аудиторская организация вправе провести аудиторскую проверку, так как принцип независимости при этом не нарушается

2) аудиторская организация не вправе проводить аудиторскую проверку в связи с тем, что при этом будет нарушен принцип независимости аудиторской организации от организации-клиента

3) аудиторская организация вправе провести аудиторскую проверку, если такое решение утверждено организацией "А"

Задание 15.

Имеет ли право аудируемый субъект на информацию о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности?

1) нет

2) да

3) только в случае, если это было предусмотрено договором

 

г. выполнить практическое задание.

Целью задания является первое практическое знакомство с результатом аудиторской проверки:

- с аудиторским заключением, размещаемым в комплекте с бухгалтерской финансовой отчетностью в интернете для широкого круга пользователей;

- с формулировкой мнения аудитора о «достоверности бухгалтерской финансовой отчетности во всех существенных отношениях…»;

- с понятием допустимого уровня существенности искажений в отчетности, которые не могут повлиять на экономические решения пользователей бухгалтерской отчетности;

- с расчетом допустимого уровня существенности искажений, как на всю отчетность в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций, отдельных статей баланса.

 

С сайта публикации отчетности акционерных обществ (АО) в интернете взять комплект отчетности любого АО (вместе с аудиторским заключением), например

https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=9643&type=3

 

На основе этого комплекта:

- изучить отчетность: проверить комплектность отчетности, проверить увязку между формами отчетности;

- изучить содержание и организацию текста аудиторского заключения;

- рассчитать уровень существенности по показателям отчетности АО в целом и по нескольким значимым статьям баланса.

 

При выполнении практического задания следует:

 

1. отметить маркером:

-  все числовые данные в форме «Отчет об изменениях капитала», увязанные с показателями формы «Бухгалтерский баланс» и формы «Отчет о финансовых результатах» (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и итоги раздела III баланса за три года, а также чистая прибыль в отчете о финансовых результатах за два года);

- ключевые слова и фразы в аудиторском заключении, показывающие его соответствие требованиям ФСАД 1/2010 (сведения об аудируемом лице, об аудиторе; ответственность аудируемого лица и аудитора; мнение аудитора, фразу: «…бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях…»);

- все базовые показатели отчетности, используемые при расчете уровня существенности (валюта баланса, собственный капитал - в балансе; выручка, общие затраты, чистая прибыль – в отчете о финансовых результатах);

 

2. заполнить в рабочем документе (РД) «Определение уровня существенности» (вид документа приведен в Приложении 1) базовые показатели из отчетности АО, и:

-  рассчитать уровень существенности (максимальную допустимую ошибку) в целом на всю отчетность;

- на отдельном листе привести расчет величины этой ошибки (уровня существенности в целом) в % к значению валюты баланса;

- рассчитать допустимую ошибку по нескольким значимым статьям баланса (например «Запасы», «Основные средства»), для чего уровень существенности в % умножить на величины выбранных статей баланса. Получим допустимую ошибку по данной статье (уровень существенности по статье, то есть участку учета).

 

Результатом самостоятельной работы с отчетностью АО в портфолио студента должен появиться размеченный маркером комплект отчетности с аудиторским заключением, и рабочий документ (РД) по расчету уровня существенности, например по предложенной преподавателем отчетности АО.

 

Задание 1.

Открытое акционерное общество по решению общего собрания утвердило в качестве аудитора общества за 2016 год аудиторскую организацию, которая в 2015 г. оказывала обществу прочую услугу по составлению годовой отчетности за 2014 г. Оцените данную ситуацию:

1) аудит за 2016 год не может осуществляться утвержденной аудиторской организацией

2) аудит за 2016 год может осуществляться утвержденной аудиторской организацией

3) проведение аудита не зависит от сроков оказания прочих услуг

Задание 2.

Организация предложила аудиторской фирме заключить договор на комплексную услугу: сначала восстановить бухгалтерский учет, затем проверить бухгалтерскую отчетность и выдать аудиторское заключение. Возможно ли заключение такого договора?

1) да, это удобно обеим сторонам

2) нет, заключить такой договор запрещает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

3) все зависит от желания руководства аудиторской организации

Задание 3.

Какова правовая форма договора на проведение аудиторской проверки?

1) договор купли-продажи

2) договор подряда на проведение аудита

3) договор возмездного оказания услуг

Задание 4.

По каким расценкам работает аудиторская организация?

1) установленным федеральным законом «Об аудиторской деятельности»

2) установленным Правительством РФ

3) согласованным в договоре на проведение аудита

Задание 5.

Каким документом определяется срок проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки?

1) Федеральным законом "Об аудиторской деятельности"

2) Федеральным законом "О бухгалтерском учете"

3) договором на проведение аудиторской проверки.

Задание 6.

Сколько лет аудиторская организация должна хранить рабочую документацию по проведенной аудиторской проверке?

1) не менее трех лет

2) не менее четырех лет

3) не менее пяти лет

Задание 7.

При выражении мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности должна ли уверенность о достоверности быть абсолютной?

1) да, в этом состоит задача аудита

2) нет, так как всегда имеются факторы, ограничивающие эффективность аудита, поэтому уверенность должна быть разумной

3) в зависимости от обстоятельств проверки

Задание 8.

Что понимается под достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных отношениях?

1) соблюдение при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности требований органов статистики и налоговых органов

2) отражение финансового положения аудируемого лица по состоянию на отчетную дату, результаты его финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за отчетный период в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности

3) комплектность и взаимосвязанность показателей форм бухгалтерской (финансовой) отчетности

Задание 9.

Какая информация об активах, обязательствах и хозяйственных операциях считается существенной?

1) если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе этой бухгалтерской (финансовой) отчетности

2)  которая получена в процессе конфиденциальной беседы с руководителем аудируемой организации.

3) которая включается в доклад аудитора на общем собрании акционеров (участников) общества

Задание 10.

Обязана ли аудиторская организация в процессе проведения аудита оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском?

1) да

2) нет

3) в зависимости от условий договора

Задание 11.

Что обязательно следует учитывать предприятию - потенциальному клиенту при выборе аудиторской организации:

1) внесение аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов

2) наличие положительных рекомендаций от других аудируемых субъектов организации

3) наличие лицензии на работу с государственной тайной

 

Задание 12.

Между существенностью и аудиторским риском:

1) существует прямая зависимость: чем выше уровень существенности, тем выше уровень аудиторского риска

2) существует обратная зависимость: чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска

3) нет никакой зависимости

Задание 13.

Должно ли аудиторское заключение содержать состав бухгалтерской отчетности в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена?

1) нет

2) да

3) в зависимости от договора на аудиторскую проверку

Задание 14.

Имеет ли право аудиторская организация отказаться от выражения мнения о достоверности отчетности в этом случае, если аудируемый субъект не представил всей необходимой документации?

 

1) да

2) да, если такая возможность предусмотрена договором

3) нет

Задание 15.

Что такое заведомо ложное аудиторское заключение?

1) аудиторское заключение, выданное без проведения проверки, или составленное по результатам такой проверки, если его содержание не соответствует фактическим результатам проверки

2) аудиторское заключение, форма которого не соответствует федеральному аудиторскому стандарту «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»

3) аудиторское заключение, составленное по результатам аудиторской проверки, проведенное более чем через 1 год после окончания отчетного периода

Доля существенности.

Наименование базового показателя

Доля, %

1. Чистая прибыль предприятия (Отчет о финансовых результатах)

5

2. Выручка без НДС (Отчет о финансовых результатах)

2

3. Валюта баланса (Баланс)

2

4. Собственный капитал (итог раздела III Баланса)

10

5. Общие затраты (себестоимость продаж) (Отчет о финансовых результатах)

2

Уровень существенности.

Наименование базового показателя Значение базового показателя аудируемой бухгалтерской отчетности, тыс. руб. % от базового показателя Значения для нахождения уровня существенности, тыс. руб.: (2)*(3)/100 Значения для нахождения уровня существенности тыс. руб.: (5)=(4) без исключенных значений (1) (2) (3) (4) (5) Чистая прибыль 5     Выручка   2     Валюта баланса

 

2

 

 

Собственный капитал

 

10

 

 

Общие затраты (себестоимость продаж)

 

2

 

 

Итого

Х

 

 

 

Среднее арифметическое

Х

 

 

 

Наименьшее значение из графы (4). Если отличается от среднего более чем на 20% - исключается

Х

 

 

Х

Наибольшее значение из графы (4). Если отличается от среднего более, чем на 20% - исключается

Х

 

 

Х

Новое среднее арифметическое значение-графа (5)

__________   тыс. руб.

Округлим до

__________        тыс. руб.

Проверка допустимости округления (в пределах 10%)

__________ %

Принимаем в качестве уровня существенности

__________

тыс. руб.

Аудитор                     ____________________________

                                                                 

План аудита                                                                                                                                                                                

Проверяемая организация

Период проверки

Количество человеко-часов

                                  АО «Гамма»

                                  2016 год

                                  105 час.

Руководитель аудиторской группы

                                   Иванов И.И.

Состав аудиторской группы

                                   Петрова П.П.

Планируемый аудиторский риск                                                                         

Средний

Планируемый уровень существенности

                                   10 000 тыс. руб.

 

Планируемый вид работ

Кол. час  
  1.

Планирование аудита

0,5  
  2.

Аудит учредительных документов (и других юридических документов)

0,5  
  …….

………………..

……..  
  …….

……………….

……..  
  31.

Оформление результатов проверки

22  
  32.

Подготовка аудиторского заключения

2  
   

Итого:

105  

 

Директор аудиторской фирмы ООО «Альфа»

 

 

С.С. Сидоров

 

               

Генеральный директор АО «Гамма»                                                                 К.К. Ковалев

                                                                    

                                                                        

 

                                                            Программа аудита

      Проверяемая организация                                                           АО «Гамма»

      Период аудита                                                                                2016 год

      Количество часов                                                                    105 час

      Руководитель аудиторской группы                                    Иванов И.И

      Состав аудиторской группы                                                       Петрова П.П.

Разделы аудита Содержание и перечень аудиторских процедур по разделам аудита Кол-во часов Исполнитель Рабочие документы аудитора
1. Вопросы общие для всей программы: соблюдение законодательства, нормативов, достоверность, …… 1. Ознакомление с внутренними документами проверяемого экономического субъекта; 2. Выделение ключевых вопросов проверки . 2 Иванов И.И Бухгалтерская отчетность; результаты инвентаризации; внутрифирменные инструкции; договоры, контракты.
2. Регистрационные и учредительные документы. 1. Регистрационные и учредительные документы; …... 1 Петрова П.П. Устав Лицензии Свидетельства
……. …….. …… …….. ………
21. Оформление результатов проверки   24 Все аудиторы  
22. Подготовка аудиторского заключения   2 Иванов И.И Отчетность организации …
23. Обсуждение результатов проверки с клиентом   1 Все аудиторы.  

 

       Директор ООО «Альфа» _______________ Сидоров С.С.                                                                                 

       Руководитель проверки_______________ Иванов И.И.

       Ведущий аудитор_______________ Петрова П.П.

 

Приложение 2

 

Объем часов самостоятельной работы по темам  

 

Наименование разделов и тем

                   

Тематика самостоятельной работы

 

Распределение бюджета времени на выполнение самостоятельной работы

2014 год на базе 9 классов заочная форма обучения 2015 год на базе 9 классов / на базе 11 классов заочная форма обучения   2016 год на базе 9 класса / 2015 год на базе 9 класса очная форма обучения   2016 год на базе 11 класса заочная форма обучения 2017 год на базе 9 и 11 классов; 2016 год на базе 11 класса / 2015 год на базе 9 класса очная форма обучения   2017 год на базе 11 классов заочная форма обучения   Тема 1.1. Понятие, сущность и содержание аудита. Организация аудиторской службы Выполнение домашних заданий по теме 6 6 2 6 2    6  Тема 1.2. Виды аудита Сравнение аудита и ревизии, внешнего и внутреннего аудита 6 4 2 4 2 4 Тема 1.4. Права, обязанности и ответственность аудитора Выполнение домашних заданий по разделу 6 4 / 5 4 / 2 4 2 4 Тема 2.1. Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности Изучение стандартов аудиторской деятельности: «Аудиторские доказательства», «Аналитические процедуры» 6 4 / 12 2 8 2 4 Тема 2.2. Технологические основы аудита Моделирование программы аудиторской проверки. Изучение стандарта «Планирование аудита» 6 4 / 12 2 / 3 6 2 / 3 4 Тема 3.1. Аудит учета денежных средств и операций в валюте Подготовка рефератов, сообщений докладов 6 6 2 6 2 6 Тема 3.2. Аудиторская проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами Подготовка докладов, сообщений по теме 5 8 2 4 2 8 Тема 3.4. Аудиторская проверка операций с основными средствами и нематериальными активами Поведение учебной инвентаризации основных средств 6 8 6 6 6 / 5 8 Тема 3.6. Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда Подготовка докладов, сообщений по теме 6 14 2 9 2 14 Тема 3.10. Аудиторская проверка отчетности экономического субъекта Классификация несоответствий, ошибок, злоупотреблений, выявленных аудиторскими проверками 6 8 2 / 3 11 2 / 3 16 Итого   59 66 / 83  26 64 24  74

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине

«Аудит»

 

Авторы: Юлия Валентиновна Граница, Людмила Николаевна Жиженкова

Учебно-методическое пособие

 

 

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»

603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23

 

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

 

 

                                                                                                       Ю.В. Граница

                                                                                                          Л.Н. Жиженкова

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине

«Аудит»

Учебно-методическое пособие

 

 

Рекомендовано методической комиссией института экономики и предпринимательства для студентов ННГУ, обучающихся

по специальности среднего профессионального образования

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 

 

 

 

Нижний Новгород

2017


УДК 657.6 (075.8)

ББК 65.052.8я73-5

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Аудит». Авторы: Ю.В. Граница, Л.Н. Жиженкова: учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. -  с. 29

 

Рецензент: Петров С.С.

 

В настоящем учебно-методическом пособии определены задания для самостоятельной работы и рекомендации по их выполнению

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

     

 

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии ИЭП ННГУ

к.э.н., доцент Летягина Е.Н.

 

УДК 657.6(075.8)

ББК 65.052.8я73-5

                                          

 © Национальный исследовательский

                                  Нижегородский государственный

Университет им. Н.И. Лобачевского, 2017

 

Содержание

 

 

Введение. 4

1. Пояснительная записка к методическим указаниям по выполнению самостоятельной работы 5

2. Тематика и содержание самостоятельной работы.. 7

2. Контроль самостоятельной работы.. 22

Источники литературы, подлежащие изучению.. 23

 

 




Введение

 

Самостоятельная работа студентов — планируемая учебная работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.  Самостоятельная работа студентов ‐ это вид учебно‐ познавательной деятельности, состоящей в индивидуальном, распределенном во времени выполнении студентами комплекса заданий при консультационно‐координирующей помощи преподавателя, ориентированной на самоорганизацию деятельности обучающихся.

Основная цель самостоятельной работы студентов состоит в овладении знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности.

Задачами организации самостоятельной работы студентов являются:

· развитие способности работать самостоятельно;

· формирование самостоятельности мышления и принятия решений.

· стимулирование самообразования

· развитие способности планировать и распределять свое время

Кроме того, самостоятельная работа направлена на развитие умения обрабатывать и анализировать информацию из разных источников.

Среди функций самостоятельной работы студентов в общей системе обучения выделяют следующие:

стимулирование к  творческим видам деятельности;

формирование мотивации к самообразованию;

Виды самостоятельной работы студентов в настоящее время разнообразны, к ним относятся:

· работа с книжными источниками;

· работа с информационными базами;

· работа в сети Internet (поиск нужной информации, обработка противоречивой и взаимодополняющей информации; работа со специализированными сайтами)

· решение комплексных заданий;  подготовка обзоров  по теме занятия

Самостоятельная работа студентов может быть индивидуальной (решение заданий, работа в библиотеке, в сети Internet и т.д.) или коллективной (коллективный проект).

Общим направлением развития самостоятельной работы является активизация студента, повышение уровня его мотивации и ответственности за качество освоения образовательной программы.


1. Пояснительная записка к методическим указаниям по выполнению самостоятельной работы

 

Данные методические указания направлены на реализацию самостоятельной работы по общепрофессиональной  дисциплине профессионального цикла «Аудит»

Самостоятельная работа студента является одним из основных методов приобретения и углубления знаний и умений по дисциплине.

Основной задачей самостоятельной работы является развитие общих и профессиональных компетенций, умений приобретать знания, умения путем личных поисков, формирование активного интереса к творческому самостоятельному подходу в учебной и практической работе.

Самостоятельная работа складывается из изучения учебной и специальной литературы, как основной, так и дополнительной, нормативного материала, конспектирования источников, подготовки устных и письменных сообщений, выполнения практических ситуационных заданий.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы разработаны на основе ФГОС по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в соответствии с Программой учебной дисциплины «Аудит» специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

При реализации программы у студентов формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.

ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по ЕСН и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

•     основные принципы аудиторской деятельности;

•     нормативное правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации;

•     основные процедуры аудиторской проверки;

•     порядок оценки систем внутреннего и внешнего аудита.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

•     ориентироваться в нормативном правовом регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации;

•     выполнять работы по проведению аудиторских проверок;

•     выполнять работы по составлению аудиторских заключений.

 

В методических указаниях представлена тематика самостоятельных работ, задания для самостоятельной работы и формы их представления, время, отведенное на их выполнение, рекомендации по выполнению заданий.

Предлагаемые указания разработаны в помощь обучающемуся, выполняющему внеаудиторную самостоятельную работу.

Все задания, выполненные по темам, должны быть сгруппированы в портфолио, которое представляет собой подборку самостоятельных работ студента, и в рабочую папку аудиторской проверки участка бухгалтерского учета или презентацию по проверке.

 

2. Тематика и содержание самостоятельной работы

В соответствии с рабочей программой дисциплины «Аудит» предусмотрены следующие виды самостоятельной работы обучающегося (табл. 1)

 

Содержание самостоятельной работы

Табл. 1

Наименование разделов и тем Тематика самостоятельной работы
1 2
Тема 1.1. Понятие, сущность и содержание аудита. Организация аудиторской службы Выполнение домашних заданий по теме: изучить историю развития аудита в зарубежных странах и в России
 Тема 1.2. Виды аудита Сравнение аудита и ревизии, внешнего и внутреннего аудита
Тема 1.4. Права, обязанности и ответственность аудитора Выполнение домашних заданий по разделу
Тема 2.1. Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности Изучение стандартов аудиторской деятельности: «Аудиторские доказательства», «Аналитические процедуры»
Тема 2.2. Технологические основы аудита Моделирование программы аудиторской проверки по важнейшим вопросам бухгалтерского учета. Изучение стандарта аудиторской деятельности «Планирование аудита»
Тема 3.1. Аудит учета денежных средств и операций в валюте Подготовка рефератов, сообщений, докладов
Тема 3.2. Аудиторская проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами Подготовка докладов, сообщений по теме
Тема 3.4. Аудиторская проверка операций с основными средствами и нематериальными активами Поведение учебной инвентаризации основных средств в кабинетах, аудиториях, оформление инвентаризационных описей, сличительных ведомостей
Тема 3.6. Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда Подготовка докладов, сообщений по теме
Тема 3.10. Аудиторская проверка отчетности экономического субъекта Классификация несоответствий, ошибок, злоупотреблений, выявленных аудиторскими проверками

 

Объем часов самостоятельной работы определен в рабочей программе дисциплины для каждого года набора. Распределение объема учебной нагрузки обучающегося по темам содержится в приложении к данному учебно-методическому пособию.

                  Содержание самостоятельной работы по разделам

                        

Тема 1.1. «Понятие, сущность и содержание аудита. Организация аудиторской службы». Раздел 1 «Основы аудита»

1.1 Изучить конспект лекций и литературу по вопросам:

- понятие об аудите;

- история и этапы развития аудита в мире;

- этапы становления контроля в России в условиях переходной экономики;

- создание аудиторских служб в организациях и аудиторских юридических лиц на основе частной практики;

- отличие аудита от других форм экономического контроля.

 

1.2 Изучению подлежит следующая литература:

1. Аудит: Учебник / Н.В. Парушина, С.П. Суворова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0396-4, 700 экз.

2. Савин, А. А. Аудит [Электронный ресурс]: Учебное пособие / А. А. Савин, И. А. Савин. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2013. - 512 с. - ISBN 978-5-905554-14-8Учебное пособие / А.А. Ситнов. - М.: Форум, 2011. - 240 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-91134-541-9, 1000 экз.

 

1.3 По итогам изучения нормативных документов необходимо:

а. дать характеристику трем этапам развития аудита в мире,

б. составить схему финансово-экономического контроля в России,

в. составить таблицу отличий ревизии от аудита.

 


а. дать характеристику трем этапам развития аудита в мире:

1 этап: подтверждающий аудит-это аудит, при котором …

2 этап: системно-ориентированный аудит- это аудит, при котором …

3 этап: базирующийся на риске аудит – это аудит …

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 335.