143. Основаниями для запрещения эксплуатации транспортного средства являются:
выявление административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.23 (эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума), частью 2 статьи 12.1 (управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр), статьей 12.4 (нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси), частью 2 статьи 12.5 (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда)), частью 3 статьи 12.5 (управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения), частью 3.1 статьи 12.5 (управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств), частью 4 статьи 12.5 (управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), частью 4.1 статьи 12.5 (управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси), частью 5 статьи 12.5 (использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), установленных без соответствующего разрешения), частью 6 статьи 12.5 (управление транспортным средством, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб), частью 7 статьи 12.5 (управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси), частью 2 статьи 12.37 (неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует) Кодекса <1>;
(в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)
Запрещение эксплуатации транспортного средства по основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляется сотрудником после составления протокола о соответствующем административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. При этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию и хранению в подразделении до устранения причины запрещения эксплуатации. Снять государственные регистрационные знаки предлагается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а в случае его отказа снятие обеспечивается сотрудником.
61.
Дисциплинарное принуждение — один из видов государственного принуждения и ему
присущи все общие признаки этого метода осуществления исполнительной власти.
1. Меры дисциплинарного принуждения применяются чаще всего в связи с
дисциплинарными проступками, но могут быть использованы и для борьбы с другими
нарушениями и даже аморальными деяниями (студентов, следователей, например).
2. Дисциплинарное принуждение является внесудебным, оно — разновидность
исполнительно-распорядительной деятельности. Когда речь идет об органах
исполнительной власти, это очевидно. Но и прокурор, объявляющий выговор
подчиненному работнику, осуществляет не прокурорский надзор.
3. Дисциплинарное принуждение осуществляют и органы негосударственных
организаций в отношении работающих в них граждан. Таким правом, в частности,
наделены коллегии адвокатов, профсоюзные комитеты, руководители коммерческих
организаций. Они делают это на основе норм трудового права, в соответствии с
теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям. Процесс
разгосударствления увеличил объем дисциплинарного принуждения, осуществляемого
негосударственными органами и их должностными лицами.
4. Важнейшим признаком рассматриваемого явления является то, что дисциплинарное
принуждение может осуществляться только в отношении членов устойчивых
коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих,
военнослужащих, студентов, заключенных и т. д.).
5. Названный выше признак обуславливает содержание дисциплинарного воздействия,
для которого характерно широкое использование морально-правовых санкций
(например, выговоров).
6. Дисциплинарное принуждение осуществляется субъектами дисциплинарной власти.
Обычно ее имеют субъекты линейной власти, руководители коллективов. Исключения
из этого правила установлены нормами, предоставившими дисциплинарную власть в отношении
военнослужащих начальнику и коменданту гарнизона, а также и некоторыми другими
актами, действующими на транспорте. К конкретному правонарушителю меру
дисциплинарного воздействия может применить только непосредственный или
вышестоящий руководитель. А в целом носителями дисциплинарной власти являются
очень многие субъекты, право осуществлять дисциплинарное принуждение
предоставлено большому кругу органов и должностных лиц.
7. Дисциплинарное принуждение регламентировано многими отраслями права:
трудовым, административным, исправительно-трудовым. В основном оно регулируется
законодательными актами, но в ряде случаев правительственными постановлениями и
даже ведомственными актами.
8. Если средства гражданско-правового и административного принуждения могут
применяться как к индивидуальным, так и коллективным субъектам права, то меры
дисциплинарного и уголовного воздействия применяются только к конкретным лицам.
Дисциплинарное принуждение не только персонифицировано, но и
индивидуализировано. Это частично проявляется в том, что в его рамках существует
множество санкций и процедур, рассчитанных только на определенную группу лиц.
Так, можно выделить особые санкции, применяемые к солдатам и матросам,
офицерам и генералам, студентам и аспирантам, руководящим работникам,
прокурорам и следователям.
Таким образом, дисциплинарное принуждение — это применение на основе
юридических норм в процессе исполнительно-распорядительной деятельности
субъектами дисциплинарной (линейной) власти принудительных мер к подчиненным в
связи с совершением дисциплинарных (а в установленных специальными нормами
случаях и иных) нарушений.
Дисциплинарное принуждение в отношении определенной категории субъектов
регламентируется той отраслью права, которая целиком или в основном регулирует
отношения администрации коллектива с ее членами. Так, применительно к рабочим и
служащим действует трудовое право, применительно к заключенным —
исправительно-трудовое.
Административное право закрепляет применение мер
дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов:
1) милитаризованных служащих (военнослужащих, военизированных служащих,
аттестованных работников милиции);
2) обучающихся (учащихся, студентов,
аспирантов);
3) лиц, свобода которых временно ограничена на основе норм административного
права (помещенных в лечебно-трудовые и иные профилактории, специальные
приемники).
Нормативной основой дисциплинарного принуждения в отношении военнослужащих и
аттестованных работников органов внутренних дел являются общевойсковые уставы
Вооруженных сил РФ, Положение о службе в органах внутренних дел и Положение о
материальной ответственности военнослужащих. Применение дисциплинарных санкций
к студентам и аспирантам регламентировано в основном Типовыми правилами
внутреннего трудового распорядка вузов, т. е. ведомственным актом.
Дисциплинарная ответственность многих военизированных служащих,
профилактируемых тоже в основном регулируются ведомственными актами. А
нормативного акта, устанавливающего, какие санкции и в каком порядке можно
применять к учащимся, — а в России их десятки миллионов, — вообще нет.
По функциональному критерию, непосредственной цели применения мер
дисциплинарного принуждения можно различать: взыскания, восстановительные и иные
меры.
Когда используются первые, наступает дисциплинарная ответственность; применение
восстановительной меры — взыскания ущерба — есть не что иное, как материальная
ответственность.
К иным следует отнести все меры дисциплинарного воздействия, которые
законодатель не включил в число дисциплинарных взысканий и которые не связаны с
возмещением ущерба. Например, отстранение от работы, применение оружия
командиром в случае открытого неповиновения в боевой обстановке, помещение
виновных, находящихся в нетрезвом состоянии, на гауптвахту или в камеру
временно задержанных сроком на одни сутки. Приведенные выше примеры
свидетельствуют о том, что в числе иных много мер пресечения, как
самостоятельных, так и процессуальных.
62
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются
· всестороннее,
· полное,
· объективное и
· своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,
· разрешение его в соответствии с законом,
· обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также
· выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Всесторонность и полнота исследования обстоятельств дела
означают, что должны быть выяснены все имеющие значение
факторы для правильного рассмотрения дела. В частности, необходимо
установить наличие административного правонарушения,
виновно ли лицо в его совершении, подлежит ли оно
административной ответственности, причинен ли имущественный
ущерб, есть ли основания для прекращения дела. Подлежат
также выяснению обстоятельства, смягчающие или отягчающие
ответственность, данные о правонарушителе, другие
важные для дела сведения.
Сущность задач производства по делам об административных
правонарушениях выражается не только во всестороннем,
полном, но и в объективном установлении обстоятельств каждого
дела.
Принцип объективности важнейший принцип по
делам этой категории. Он выражается в обязанности государственных
органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять
производство по делам об административных правонарушениях,
выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности
и предвзятости к рассмотрению дела. Объективность
несовместима с обвинительным уклоном, пренебрежением обстоятельствами,
свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого
к административной ответственности, неравным отношением
к участникам производства по делу. Необходимость объективного
рассмотрения обстоятельств дела обусловливает
внимательное отношение как к самим участникам производства,
так и к их ходатайствам и обращениям.
В целях реализации этого принципа на практике КоАП РФ
закрепил различного рода гарантии, обеспечивающие достижение
истины по делу, например, институты пересмотра, ответственность
за ложные показания, отводы субъектов правоприменения
и некоторых участников процесса. При необходимости
субъект административно-юрисдикционной деятельности вправе
истребовать необходимые документы, провести экспертизы,
проверки и предпринять иные меры для объективного разрешения
дела, чтобы полностью исключить односторонний, предвзятый
подход к оценке фактов.
Своевременность выяснения обстоятельств означает соблюдение
предусмотренных КоАП РФ процессуальных сроков, что не
только способствует неотвратимости привлечения виновных к
ответственности, но и является серьезной превентивной мерой.
Указание ст. 24.1 КоАП РФ на необходимость разрешения
дела в соответствии с законом имеет непреходящее значение.
Речь, по сути, идет об одном из основополагающих принципов
производства по делам об административных правонарушениях
принципе законности. Сущность этого принципа, закрепленного
в ст. 15 Конституции РФ, применительно к производству
по делам об административных правонарушениях состоит
в том, что никто не может быть привлечен к административной
ответственности за совершение административного правонарушения
иначе как на основаниях и в порядке, установленных
законом.
В связи с этим важной задачей производства по делам об административных
правонарушениях, сформулированной в ст. 24.1
КоАП РФ, является обеспечение исполнения вынесенного по делу
постановления. Неисполнение постановления о привлечении к
административной ответственности или исполнение его не
полностью снижает эффективность борьбы с административными
правонарушениями, обусловливает неисполнение принципа
законности.
Также важна превентивно-предупредительная задача производства
по делам об административных правонарушениях, заключающаяся
в выявлении причин и условий, способствующих
совершению административных проступков. При этом органы и
должностные лица, выполняющие административно-юрисдикционные
функции, обязаны не только выявлять эти причины и
условия, но и вносить в соответствующие организации, их
должностным лицам представление о принятии мер по устранению
данных причин и условий.
См выше
69
Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.