Ленда Д. А
Метафизика чакр
О древней модели психики человека
«Человек есть то, что должно превзойти »
Ф. Ницше
Предисловие
Человеку свойственно моделировать окружающую его реальность. Это его свойство, вероятно, живо столько же, сколько времени обладает человек разумом. Уже на стенах пещер, где селились древние люди, были найдены рисунки животных — примитивные модели окружающей реальности. Древний мир дал примеры построения моделей всей вселенной. В частности, такова модель звездного неба, созданная Архимедом.
В современных людях это свойство начинает проявляться с раннего детства. Девочки играют в куклы, мальчики забавляются машинками. Да и сама игра, по сути, являет собой модель — модель реального жизненного процесса или явления. Свойства мозга человека таковы, что моделирование повышает эффективность процесса мышления. Позволяет увидеть «невидимое» ранее.
Я прочитал немало информации о чакрах. Мне встречалась информация, кажущаяся достоверной и совершенно фантастическая, представляющаяся ложной. И я пришел к заключению, что в древности чакры рассматривались как модель психики человека. Модель, описывающую человека как форму жизни с определенными свойствами, являющимися отражением ряда абстрактных метафизических принципов.
Разумеется эта модель — не более чем модель. Она имеет все недостатки присущие моделям — сужает спектр свойств, присущих объекту, частично искажает его свойства. Но зато она позволяет сконцентрировать внимание исследователя на наиболее важных свойствах человеческого существа. Таким образом — теряя в широте и глубине, выигрываем в удобстве использования и предсказательной силе.
Я обнаружил еще один интересный момент, касающийся чакральной модели. Древние, по видимому полагали, что все во вселенной устроено по одному плану на основе неких универсальных принципов. Эти базовые принципы-элементы Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир, Пространство. Они проявляют себя во всех объектах материальной вселенной. Похожих воззрений на единство всего придерживался, кстати, и Леонардо да Винчи. И человек, являющий собой лишь один из слоев бытия, не являлся по их воззрениям исключением.
Насколько применимой является эта модель в настоящее время? Безусловно, она является достаточно примитивной. В настоящее время с развитием информационных технологий появилась возможность создавать гораздо более сложные модели. Тем не менее, она позволяет сконцентрировать внимание пользователя на некоторых аспектах реальности, для постижения которых по другим источникам ушло бы гораздо больше времени. Это ее основное достоинство. Она успешно объединяет универсальность охвата и фрактальность, позволяющую применять ее к различным уровням реальности. Хотя при описании построений модели использовались термины Маг и Бог, она полностью остается в рамках материалистического мировоззрения. Эти термины используются для большей выразительности и образности и взяты из индийской мифологии.
Эта книга расширяет и дополняет материалы, изложенные в другой моей книге — «Раджа йога. Искусство самоконтроля». При ее написании я ставил себе целью дать толкование запутанных вопросов йоги более доступно и в рамках материалистического мировоззрения.
Немного метафизики
В силу ограниченности инструментария наблюдения и описания окружающей реальности, древние стремились свести все многообразие наблюдаемой природы к смешению нескольких основных, «базовых» факторов или явлений. Различные философы имели разные представления о количестве этих элементов. Одни думали — их три, другие — четыре. В йоговских текстах встречается указание на пять основных первоэлементов Землю, Воду, Огонь, Воздух и Эфир. Этот список элементов показывает их иерархию — каждый последующий элемент в списке является более сложным и включает в себя некоторые свойства предыдущих. Для того, чтобы убрать некоторые противоречия нужно ввести еще один элемент, объединяющий все вышеперечисленные — Пространство (Акаша). Каждый из этих элементов соответствует одной из шести чакр.
Элемент / Чакра
Земля — Муладхара
Вода — Свадхистхана
Огонь — Манипура
Воздух — Анахата
Эфир — Вишуддха
Пространство — Аджна
Древние индусы полагали, что вся материальная природа может быть объяснена действием трех принципов — гун. Эти гуны — тамас, раджас, саттва. Эта раскладка предполагает следующую иерархию четырех фундаментальных уровней организации вселенной: Дух (абсолютная, неизменная информация — например, свойство числа 4 делиться на 2, или формулы тригонометрии) Информация (конкретная, например данные о состоянии конкретного материального объекта или энергетического сгустка, например данные о периодической активности Солнца или знание цвета глаз вашего партнера) Энергия (мера изменения материи, включая Время) Материя (включая Пространство). Три последних соответствуют Саттве, Раджасу, Тамасу. При этом Дух является вечным и неуничтожимым. Его нельзя разрушить никаким материальным или нематериальным средством. Дух не является элементом материальной природы. Ему соответствует чакра Сахасрара. Тем не менее, существование Духа предполагает существование Материи, ее вечность и неуничтожимость как категории.
Если объединить классификации по элементам и гунам то можно прийти к следующей иерархии уровней мироздания:
Чакра / Свойства
Муладхара — устойчивость\способность к сохранению информации
Свадхистхана — действия\изменение информации
Манипура — реакции (выбор из нескольких возможных действий)
Анахата — мышление (многовариантные реакции — выбор программы\модели)
Вишуддха — память (структурированность, накопление программ\моделей)
Аджна — творчество (создание программ\моделей)
Сахасрара — связь с окружающим миром\интеграция\ восприятие абсолютной информации (Духа)
Вышеуказанная система воззрений на чакры описывает человека как систему, состоящую из нескольких уровней функциональных подсистем, обрабатывающих информацию. Именно в ключе обработки информации и следует рассматривать чакры.
В этой парадигме, модель отображает информацию об окружающем мире. Программа задает порядок действий во времени и ориентируется на модели окружающей реальности.
Согласно описанной в предыдущем разделе метафизической модели человеку соответствует гуна Саттва, или информация, и элемент Воздух. Это означает, что на уровне Человека впервые достигается максимальная многовариантность информационного метаболизма. Именно в рамках этого уровня мироздания впервые на иерархической лестнице уровней появляется осознанность — то есть способность к сложным, многовариантным реакциям, основанным на выборе и смене программ/моделей. Элементу Воздух соответствует Анахата чакра, или сердечный центр. Не зря, согласно многим оккультным источникам именно этот центр у человека считается наиболее важным.
Животные также способны на осознанность, но эта осознанность у них жестко детерминирована — автоматична. Она обладает очень незначительным количеством степеней свободы. Способности более высокого уровня, например интуиция, проявляются автоматично уже у человека. Их проявление на этом уровне является частичным.
Можно сказать, что все эти способности проявлены у человека, но начиная с вишуддха чакры, соответствующие способности проявляются лишь частично. Как фрактальные подуровни более низких чакр.
На уровне каждой из вышеописанных чакр могут возникать нарушения согласованной работы сознания и подсознания, приводящие к автоматическому неоптимальному функционированию и носящие психогенный характер. В состоянии сосредоточения эти нарушения могут быть убраны. Например, человек может неправильно реагировать на что либо (скажем, бояться мышей). Это состояние связано с неправильной работой Манипура чакры — психических механизмов, управляющих реакциями на внешние воздействия. В состоянии сосредоточения правильное реагирование может быть легко восстановлено — человек перестанет бояться мышей. Таким образом, именно после достижения этого состояния организм человека начинает работать эффективнее. Степень свободы мышления возрастает.
Йоговские источники описывают также и другие чакры, но включение их в вышеописанную модель чрезмерно усложнило бы ее. В вышеприведенной модели указаны наиболее важные чакры и их достаточно для понимания тех представлений об информационном метаболизме, какие по — видимому были у ее создателей.
Общеизвестна привязка чакр к областям человеческого тела. Якобы, это тонкие центры, расположенные в некоторых отделах позвоночника. Я полагаю, что эта привязка возникла благодаря воззрениям об универсальности устройства всех объектов вселенной. Соответственно, искалась область тела, соответствующая появлению одного из первоэлементов, и этой области ставилась в соответствие связанная с этим элементом чакра. На мой взгляд, такая привязка малополезна.
Полезным является взгляд на чакры как на проявления «тонкой материи». Поскольку чакра является центром проявления сразу нескольких свойств, ей трудно поставить в соответствие конкретный орган физического тела. Она может объединять функции нескольких органов и\или их частей. Поскольку у древних исследователей не было более детальных данных об их функциях, они мыслили более общими категориями. Так машину можно описать детально при помощи чертежей всех ее деталей, а можно указать на ее свойство ездить с определенной скоростью.
Сознательная устойчивость
Человек, как и всякое живое существо, тяготеет к устойчивости. Поскольку он наделен сознанием, то тяготение к устойчивости задействует сознание. Иными словами, человеку свойственно сознательно стремиться к неизменности своего тела, сознания, привычек, среды обитания. Это один из векторов, определяющих психику нормального человека. Это свойство проявляется в любви к себе, к своей семье, к родине. Гипертрофированным проявлением этого свойства является фашизм. Во всяком человеке изначально заложена информация. Стремление к сохранению этой информации и есть сознательная устойчивость.
Осознанные действия
Способностью к действию также наделены животные и растения. Но лишь человек способен действовать многовариантно, сознательно. За счет осознанности человек способен достигать высокой эффективности своих действий. Многие профессии требуют высокой осознанности действий. Поэтому способный к осознанному действию человек способен стать хорошим профессионалом. Этот уровень способностей является более информационно сложным, чем предыдущий.
Осознанные реакции
Примеры развитой способности к реагированию дает нам животный мир. Человек отличается от животного способностью реагировать сознательно, неавтоматично. Реакции человека намного более многоварианты и менее предсказуемы, чем у животных. Человек способен обуздывать реактивную часть своей психики — эмоции, в то время как животные находятся полностью в их власти. Умение контролировать свои эмоции наделяет человека способностями, которые условно можно назвать деловыми способностями. Это еще более сложный уровень информационного метаболизма.
Осознанное размышление
Эта способность является наиболее высокой по иерархии в полной мере работающей способностью человеческой формы жизни согласно чакральной модели. Она позволяет человеку быть очень сложной системой. Размышление предполагает многовариантные реакции путем выбора программы или модели. Осознанное размышление предполагает избавление от автоматизма мышления, присущего более низким уровням функционирования психики. Осознанное мышление является наиболее многовариантным и сложным. Наибольшее применение эта способность находит в общественной жизни, поэтому ее можно условно назвать социальной способностью.
Интуиция
Эта способность во всей своей полноте проявляется на уровне Йогов. На более низких уровнях развития она также проявляется в качестве фрактального подуровня уже развитых уровней как интуиция устойчивости, действия, эмоций, размышления. Способность означает навык сознания осознанно воспринимать созданные кем-то программы или модели. Способности эти можно охарактеризовать словом Видение. Важным качеством для проявления этой способности является чуткость. Чуткость к следам и проявлениям моделей и процессов. Не менее важным является понимание языка, на котором реализована программа или закодирована модель. Для проявления этой способности важно наличие развитой памяти.
Творческие способности
В полной мере эти навыки проявляются на уровне Магов. На более низких уровнях развития они также проявляется в качестве фрактального подуровня уже развитых уровней как творчество устойчивости, действия, эмоций, размышления, интуиции. Это навык создания программ и моделей объектов материальной природы. Эти программы и модели могут быть воплощены, а могут быть сохранены впрок. Эти способности являют собой верх материальной природы человека. Соответствуя первоэлементу Пространство, они частично включают в себя все нижеперечисленные способности. Для проявления этих способностей важным качеством является изменчивость и умение приспособиться.
Заключение
Выше мы перечислили лишь наиболее важные группы способностей человека согласно чакральной модели. Не следует забывать, что кроме семи основных чакр есть еще и вспомогательные. Каждой из вспомогательных чакр также соответствует какое-то свойство — способность. Однако детальное описание этих чакр выходит за рамки этой книги.
Приложение 1
Список рекомендуемой литературы
Л. М. Беленицкий (Свами Матхара). Технология пути К.: Ника Центр 1998
Говард Гарднер. Структура разума. Теория множественного интеллекта М.: Вильямс 2007
Джефф Хокинс. Об интеллекте М.: Вильямс 2007
Читтапад. Тайна Леонардо
Чарльз Лебдитер. Чакры
Ленда Д. А
Метафизика чакр
О древней модели психики человека
«Человек есть то, что должно превзойти »
Ф. Ницше
Предисловие
Человеку свойственно моделировать окружающую его реальность. Это его свойство, вероятно, живо столько же, сколько времени обладает человек разумом. Уже на стенах пещер, где селились древние люди, были найдены рисунки животных — примитивные модели окружающей реальности. Древний мир дал примеры построения моделей всей вселенной. В частности, такова модель звездного неба, созданная Архимедом.
В современных людях это свойство начинает проявляться с раннего детства. Девочки играют в куклы, мальчики забавляются машинками. Да и сама игра, по сути, являет собой модель — модель реального жизненного процесса или явления. Свойства мозга человека таковы, что моделирование повышает эффективность процесса мышления. Позволяет увидеть «невидимое» ранее.
Я прочитал немало информации о чакрах. Мне встречалась информация, кажущаяся достоверной и совершенно фантастическая, представляющаяся ложной. И я пришел к заключению, что в древности чакры рассматривались как модель психики человека. Модель, описывающую человека как форму жизни с определенными свойствами, являющимися отражением ряда абстрактных метафизических принципов.
Разумеется эта модель — не более чем модель. Она имеет все недостатки присущие моделям — сужает спектр свойств, присущих объекту, частично искажает его свойства. Но зато она позволяет сконцентрировать внимание исследователя на наиболее важных свойствах человеческого существа. Таким образом — теряя в широте и глубине, выигрываем в удобстве использования и предсказательной силе.
Я обнаружил еще один интересный момент, касающийся чакральной модели. Древние, по видимому полагали, что все во вселенной устроено по одному плану на основе неких универсальных принципов. Эти базовые принципы-элементы Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир, Пространство. Они проявляют себя во всех объектах материальной вселенной. Похожих воззрений на единство всего придерживался, кстати, и Леонардо да Винчи. И человек, являющий собой лишь один из слоев бытия, не являлся по их воззрениям исключением.
Насколько применимой является эта модель в настоящее время? Безусловно, она является достаточно примитивной. В настоящее время с развитием информационных технологий появилась возможность создавать гораздо более сложные модели. Тем не менее, она позволяет сконцентрировать внимание пользователя на некоторых аспектах реальности, для постижения которых по другим источникам ушло бы гораздо больше времени. Это ее основное достоинство. Она успешно объединяет универсальность охвата и фрактальность, позволяющую применять ее к различным уровням реальности. Хотя при описании построений модели использовались термины Маг и Бог, она полностью остается в рамках материалистического мировоззрения. Эти термины используются для большей выразительности и образности и взяты из индийской мифологии.
Эта книга расширяет и дополняет материалы, изложенные в другой моей книге — «Раджа йога. Искусство самоконтроля». При ее написании я ставил себе целью дать толкование запутанных вопросов йоги более доступно и в рамках материалистического мировоззрения.
Немного метафизики
В силу ограниченности инструментария наблюдения и описания окружающей реальности, древние стремились свести все многообразие наблюдаемой природы к смешению нескольких основных, «базовых» факторов или явлений. Различные философы имели разные представления о количестве этих элементов. Одни думали — их три, другие — четыре. В йоговских текстах встречается указание на пять основных первоэлементов Землю, Воду, Огонь, Воздух и Эфир. Этот список элементов показывает их иерархию — каждый последующий элемент в списке является более сложным и включает в себя некоторые свойства предыдущих. Для того, чтобы убрать некоторые противоречия нужно ввести еще один элемент, объединяющий все вышеперечисленные — Пространство (Акаша). Каждый из этих элементов соответствует одной из шести чакр.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 264.