ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа выполнена на тему: «Розничный товарооборот, его состав. Методика расчета товарооборота на планируемый год». Тема актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской Федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.
При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.
В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.
В последние годы открываются новые магазины, оборудованные по последнему слову техники.
Розничная торговля в настоящее время развивается в двух направления; с одной стороны создание крупных супермаркетов, в которых товарный ассортимент не ограничен, и с другой стороны приближение розничной торговли к населению за счет сети небольших круглосуточных магазинов, с самым необходимым перечнем товаров.
Чем быстрее будет реализован товар, тем быстрее будет закуплен новый, при увеличении оборота товара увеличиваются товарные запасы, тем самым происходит перестройка торговой сети.
В данное время наблюдается преобладание розничной торговли над оптовой, так как население не запасает товары народного потребления и продовольственные товары впрок, потому, что идет перенасыщение рынка товарами, то есть человек в любой момент может пойти и купить нужный ему товар.
Целью курсовой работы является расчет основных показателей деятельности предприятия розничной торговли на основе торгового баланса.
Задачами курсовой работы является расчет товарооборота по предприятию, по кварталам, по товарным группам, расчет норматива товарных запасов по предприятию и товарного обеспечения. Объектом исследования является предприятие ООО «Алекс».
Курсовая работа состоит из трех частей.
В I части курсовой работы раскрывается актуальность и современность выбранной темы, ставятся задачи и цели курсовой работы.
Во II части курсовой работы рассматривается методика расчета розничного товарооборота, то есть планирование.
В III части курсовой работы раскрывается практическая часть курсовой работы изучается конкретное предприятие, изучаются показатели, и делается анализ его деятельности.
ГЛАВА 1. РОЛЬ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
Планирование общего объема розничного товарооборота
Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового предприятия и в обратной – от величины предприятий-конкурентов. Она постоянно изменяется – на нее влияют структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения.
На увеличение товарооборота влияет продаже взаимодополняемых товаров близко расположенными друг с другом.
При планировании розничного товарооборота учитываются следующие изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или снижение товарооборота.
Методика разработки плана по общему объему. Основание общего объема розничного товарооборота начинается с определения ожидаемого товарооборота за текущий год и приведения его в сопоставимый вод с товарооборотом предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и объема мелкого опта. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупательных фондах населения и его учтенных денежных доходах. Целесообразно при планировании товарооборота использовать прогнозы социально-экономического развития государства, в котором отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период.
При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.
Распределение общего объема товарооборота среди торговых единиц. Существует ряд методов планирования товарооборота для торговых единиц и структурных подразделений [7, c. 92]:
– с учетом их удельного веса в общем товарообороте предприятия;
– исходя из торговой площади;
– на основе нормативов и проведения технико-экономических расчетов;
– с использованием экономико-математических моделей.
Для расчета суммы товарооборота магазина учитывают:
• его тип и ассортиментный профиль;
• место расположения;
• особенности спроса обслуживаемого населения;
• анализ его деятельности за предшествующий период;
• товарооборот, приходящийся на 1 м2 торговой площади;
• производительность труда.
Планирование розничного товарооборота по кварталам, месяцам, товарным группам
Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение бесперебойной продажи товаров населению в соответствии с сезонными колебаниями спроса населения по периодам года (кварталам, месяцам).
Наиболее важной задачей при внутригодичном планировании является определение удельного веса каждого квартала в годовом товарообороте и доли каждого месяца в квартальном обороте.
При расчете макроструктуры розничного товарооборота изучается доля продовольственных и непродовольственных товаров в динамике за ряд лет.
При определении плана продажи по товарным группам учитываются следующие показатели: степень удовлетворения спроса населения, объем товарных ресурсов, уровень физиологических и рациональных норм потребления, возможность взаимозаменяемости товаров.
При использовании метода технико-экономических расчетов все вычисления ведутся по отдельным составным элементам норматива. Норматив товарных запасов (Н) рассчитывается по формуле [10, c. 538]:
Н = Р + П + С, где
Р – рабочий запас;
П – запас пополнения;
С – страховой запас.
Рабочий запас (Р) определяется следующим образом:
Р = З0 + Впп + Пн, где
З0 – запас однодневной торговли;
Впп – время на приемку и подготовку товаров;
Пн – представительный набор (запас находящийся в торговом зале)
Представительный набор (Пн) можно определить по формуле:
Пн = Кр Цср : Т0, где
Кр – количество разновидностей товаров;
Цср – средняя цена товара;
Т0 – однодневный товарооборот.
Запас пополнения (П) рассчитывается следующим образом:
П = Ч Кобн 1 : 2, где
Ч - частота завоза товаров;
Кобн – коэффициент обновления.
Коэффициент обновления (Кобн) определяется по формуле
Кобн = КР : КП, где
КР – количество разновидностей товаров;
КП – количество поступления в одной партии завоза.
Страховой запас определяется в процентах от торгового запаса, который состоит из рабочего запаса и запаса пополнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог исследования хозяйственной деятельности ООО «Алекс» в течении периода 2002 – 2004 годов, можно выдвинуть предположение о том, что в современных экономических условиях предприятиям розничной торговли, как правило, не выгодно показывать высокую балансовую прибыль. Такие фирмы предпочитают работать формально на грани убытка.
Для исследования ситуации на предприятии предлагаются меры по двум основным направлениям. Во-первых, более жесткая непосредственная экономия затрат должна привести к снижению уровня издержек обращения. Во-вторых, меры, стимулирующие рост производительности труда, окажут позитивное влияние на объем розничного товарооборота и через него – снова на уровень издержек обращения.
В данном случае также можно применить новые подходы к развитию оборота розничной торговли, наметившиеся в условиях становления рыночной экономике, обострение конкуренции. Соответствующие концепции строятся с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения. Типичная концепция развития оборота розничной торговли включает следующие разделы приложения корректировочных мер: ассортиментные перечни товаров; схемы размещения оборудования и товаров; указания по организации расчетных узлов; определение зон самообслуживания и продажи товаров через прилавок, перечни дополнительных услуг; порядок формирования цен; предоставление скидок на отдельные товары и другое. В то же время необходимо учитывать, что без помощи государства небольшие предприятия розничной торговли не могут существовать и конкурировать с крупными торговыми фирмами, которые свободно действуют на рынке, устанавливая контроль за ценами, качеством и ассортиментом продукции, порой в ущерб потребителям. Поэтому эффективность деятельности конкретного торгового предприятия во многом зависит от формирования соответствующей законодательной базы, от адекватного отношения государственных и муниципальных структур к малому бизнесу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1998 г.
2. Волков О.Н. «Предприятие» М., 1995г.
3.Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. Учебник. – М.: Экономика, 1996 г
4. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2002 г. – 576 с.
5. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учеб. Для вузов. – 4-е изд., пераб. и доп. – Мн.: Выш. шк.,1995г.
6. Курс экономической теории. Под ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, ДИС, 1997г.
7. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле, Минск: высшая школа, 2000 г. – 346с.
8. Потуданская В.Ф., Цыганкова В.А. Экономика и управление на предприятиях (по отраслям). Метод указ. по дипломному проектированию для студ. специальности 060800.: Издательство ОмГТУ, 2002 г. – 15с.
9. Раицкий К.А. Экономика предприятия. М.: ИТК «Дашков»,2002 г.
10. Савицкая Г В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск: ООО «Новое знание», 2003 г. - 688с.
11. Тупицын А.Л. Экономический анализ доходов и расходов торгового предприятии // Новосибирск, 2004 г. – 100с.
12. Цветков В.В. Маркетинг розничных сетей // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004 г. - № 5. С.16
13. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О. И. Волкова. - М.: ИНФРА-М,1997.-416с.
14. Экономика торгового предприятия: Учеб. Пособие / Под ред. С.Н.Лебедевой. – Мн.: Новое знание, 2003 г. – 240 с.
15. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Под ред. А.Н. Соломатина. М.: Инфра-М, 2002 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Динамика розничного товарооборота ООО «Алекс» за 2002 – 2004 г.г.
Годы | Фактический розничный товарооборот (тыс. руб.) | Цепные темпы роста товарооборота, % | Базисные темпы роста товарооборота, % | ||||
В действующих ценах | В сопоставимых ценах | В действующих ценах | В сопоставимых ценах | В действующих ценах | В сопоставимых ценах | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
2002 | 2141,5 | 2141,5 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
2003 | 2620,7 | 2176,6 | 122,4 | 101,7 | 122,4 | 101,7 | |
2004 | 3105.2 | 2227,5 | 118,5 | 102,3 | 145,0 | 104,0 |
Таблица 2.
Год
Год
Таблица 3
Розничный товарооборот ООО «Алекс» по товарным группам за 2002 – 2004г.г.
Товарные группы
| 2003 | 2004 | 2004г. в % к 2003г. | ||||||||||||||
сумма млн. руб. | удель ный вес, % | в действующих ценах
| в сопоставимых ц енах | в сопо стави мых ценах | в деист вующих ценах | ||||||||||||
сумма тыс. руб.
| удель ный вес ,% | сумма тыс. руб. | удель ный вес, % | ценах |
| ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||
Мясо и птица | 372,1
| 14,2 | 447,0 | 14,4 | 376,2 | 14,0
| 120,1 | 101,2 | |||||||||
Колбасные изделия | 340,8 | 13,0 | 403,4 | 13,0 | 342,7 | 12,8 | 118,4 | 100,6 | |||||||||
Рыба, сельдь | 76.1 | 2,9 | 90,3 | 2,9 | 77,3 | 2,8 | 118,7 | 101.6 | |||||||||
Масло животное | 97.0 | 3,7 | 114,9 | 3,7 | 98,8 | 3,7 | 118.5 | 101,9 | |||||||||
Молоке, сыр и молочные продукты | 214,8 | 8,2 | 248,7 | 8,0
| 212,2 | 7,9 | 115,8 | 98,8 | |||||||||
Яйца | 68,2 | 2,6 | 80,9 | 2,6
| 69,8 | 2,6
| 118,6 | 102,3 | |||||||||
Сахар | 81.3 | 3,1 | 99,3 | 3,2
| 84,0 | 3,2
| 122,1 | 103,3 | |||||||||
Кондитерские изделия | 157,3 | 6,0 | 186,8 | 6,0 | 160,5 | 5,9 | 118,8 | 102,0 | |||||||||
Мука, крупа и макаронные изделия | 62,7 | 2,4 | 74,7 | 2,4
| 64,2 | 2.4 | 119,1 | 102,4 | |||||||||
Водка и ликероводочные изделия | 314,4 | 12,0 | 375,7 | 12,1 | 323,5 | 12,1 | 119,5 | 102,9 | |||||||||
Вина, шампанское, коньяк | 283,0 | 10,8 | 329,3 | 10,4 | 281,2 | 10,5 | 116,4 | 99,4 | |||||||||
Прочие продовольсгвенные товары | 264,7 | 10,1 | 321,8 | 10,4 | 304,8 | 11,4 | 121,6 | 115,1 | |||||||||
Непродовольственные товары | 170,4 | 6,5 | 195,8 | 6,3 | 168,3 | 6,3 | 114,9 | 98,8 | |||||||||
Всего товаров | 2620,7 | 100,0 | 3105,2 | 100,0 | 2681,5 | 100,0 | 118,5 | 102,3 | |||||||||
Таблица 4.
Товарооборот и товарные запасы облпотребсоюза в III квартале.
№ | П о к а з а т е л и | Сумма тыс. руб. |
1. | План розничного товарооборота на III квартал. В том числе оборот комиссионных магазинов. | 228,0 3,0 |
2. | Товарные запасы в розничной сети на 1 июля. В том числе: запасы сезонного хранения товары в пути, учтенные по бухгалтерскому балансу скидка на остаток товаров по балансу = 6% | 298,6 35,3 11,0 |
3. | Норматив запасов текущего хранения на III квартал: в сумме в днях | 262,5 105 |
Таблица 5
Запасы товаров за I квартал
П о к а з а т е л и | 01.01 | 01.02 | 01.03 | 01.04 |
Товарные запасы (тыс. руб.) в розничной сети | 560 | 582 | 594 | 610 |
Товарные запасы (тыс. руб.) на оптовой базе | 430 | 460 | 472 | 500 |
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа выполнена на тему: «Розничный товарооборот, его состав. Методика расчета товарооборота на планируемый год». Тема актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской Федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.
При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.
В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.
В последние годы открываются новые магазины, оборудованные по последнему слову техники.
Розничная торговля в настоящее время развивается в двух направления; с одной стороны создание крупных супермаркетов, в которых товарный ассортимент не ограничен, и с другой стороны приближение розничной торговли к населению за счет сети небольших круглосуточных магазинов, с самым необходимым перечнем товаров.
Чем быстрее будет реализован товар, тем быстрее будет закуплен новый, при увеличении оборота товара увеличиваются товарные запасы, тем самым происходит перестройка торговой сети.
В данное время наблюдается преобладание розничной торговли над оптовой, так как население не запасает товары народного потребления и продовольственные товары впрок, потому, что идет перенасыщение рынка товарами, то есть человек в любой момент может пойти и купить нужный ему товар.
Целью курсовой работы является расчет основных показателей деятельности предприятия розничной торговли на основе торгового баланса.
Задачами курсовой работы является расчет товарооборота по предприятию, по кварталам, по товарным группам, расчет норматива товарных запасов по предприятию и товарного обеспечения. Объектом исследования является предприятие ООО «Алекс».
Курсовая работа состоит из трех частей.
В I части курсовой работы раскрывается актуальность и современность выбранной темы, ставятся задачи и цели курсовой работы.
Во II части курсовой работы рассматривается методика расчета розничного товарооборота, то есть планирование.
В III части курсовой работы раскрывается практическая часть курсовой работы изучается конкретное предприятие, изучаются показатели, и делается анализ его деятельности.
ГЛАВА 1. РОЛЬ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.