Организация безналичных расчетов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:

«Бухгалтерский учет»

на тему:

“Организация и учет безналичных расчетов в РФ”

Проверила: Кемаева С.А.

 

 

Нижний Новгород 2008 г.

 



Содержание

Введение

1. Организация безналичных расчетов

1.1 Сущность и значение безналичных расчетов

1.2 Принципы организации безналичных расчетов

1.3 Очередность платежей

1.4 Виды безналичных расчетов

2. Порядок бухгалтерского учета безналичных расчетов

2.1 Учет безналичных расчетов платежными поручениями

2.2 Учет безналичных расчетов аккредитивами

2.3 Учет безналичных расчетов чеками

2.4 Учет безналичных расчетов по инкассо

2.5 Выписка банка

Заключение

Список использованной литературы

 



Введение

 

В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов.

Качественные изменения в организационных формах проведения денежных расчетов произошли вследствие возрастания экономической активности всех субъектов рынка, расширения числа и объемов сделок. Появилось огромное количество новых коммерческих структур, что сказалось на резком росте документооборота, связанного с обслуживанием платежной системы в целом. Перестройка платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форм и способов осуществления платежей. Любое предприятие ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Безусловно, доминирующую роль в расчетных операциях составляют расчеты: за приобретенные сырье и материалы и за проданную продукцию. В первом случае на предприятии имеет место отток денежных средств, во втором — их приток. В зависимости от формы расчетов между предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств чаще всего не совпадают во времени.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ платежи по территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных — право на денежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам.

В настоящее время осуществление расчетов наличными денежными средствами ограничено. Гражданский кодекс устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке.[1]

Цель моей курсовой работы представить и осветить вопросы использования безналичных расчетов в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.

Задачи данной курсовой работы рассмотреть безналичные расчеты, их основные формы, принципы организации и учет безналичных расчетов в бухгалтерском учете.

 



Организация безналичных расчетов

Очередность платежей

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, расчетные документы должны оплачиваться в порядке календарной очереди подписей (т. е. в порядке поступления в банк плательщика).

При недостаточности денежных средств на счете их списание осуществляется следующим образом:

В первую очередь — списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.

Во вторую очередь — списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений по авторскому договору.

В третью очередь производится списание по платежным документам, для расчетов по оплате труда по трудовому договору (контракту), а также по отчислению в государственные внебюджетные фонды.

В четвертую очередь — платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые, не предусмотрены в третьей очереди.

В пятую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

В шестую очередь — по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Виды безналичных расчетов

Предприятия, как участники расчетов, самостоятельно определяют формы указанных документов с обязательными реквизитами.

Участники сделки имеют право выбрать одну форму безналичных расчетов с учетом конкретных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчетах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и финансовых задач. [4].

В современных условиях рекомендуются следующие формы расчетов:

· платежными поручениями;

· аккредитивами;

· чеками;

· инкассовыми поручениями и платежными требованиями.[2]

Расчеты между организациями производятся в безналичной форме путем перевода денежных средств с банковских счетов одного юридического лица на счета другого на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

• распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

• распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). [2]

 



Пример

ОАО «Альфа» купила у ОАО «Бета» станок за 70000 руб.

Оплата производилась по безналичному расчету с помощью платежного поручения по счету №123 от 25.05.2009г.


 

№ п/п Содержание операции Дебет Кредит Сумма
1 Акцептован счет ОАО «Бета» за поступивший станок:      
1.1 Стоимость станка 08 60 70000
1.2 НДС 19 60 10678
2 Оплачен счет ОАО «Бета» за станок 60 51 70000
3 Станок принят к БУ по первоначальной стоимости 01 08 70000

 


Пример

АО «Заря» открыло аккредитив для расчетов с поставщиками на сумму 100000 руб. Во время срока действия аккредитива АО «Заря» приобрело у АО «Стрела» строительные материалы на сумму 55000 руб.После окончания срока действия аккредитив был закрыт.

 

№п/п Содержание операции Дебет Кредит Сумма
1 АО «Заря» депонировало денежные средства на аккредитив 55/1 51 100000
2 Получены на склад строительные материалы, приобретенные у АО «Стрела» 10/8 60 55000
3 Оплачен аккредитивом счет АО «Стрела» за поступившие строительные материалы 60 55/1 55000
4 Возвращены остатки неиспользованных денежных средств аккредитива 51 55/1 45000

 

При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корсчета банка-эмитента по непокрытому аккредитиву, это определяется по соглашению между банками.

В данном варианте используется забалансовый счет 009 « Обеспечения обязательств и платежей выданные». Забалансовые счета – это счета, на которых отражаются активы временно находящиеся у предприятия, но не являющиеся его собственностью.

Счет 009 предназначен для обобщения информации о наличии и движении выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей. В случае если в гарантии не указанна сумма, то для бухгалтерского учета она определяется исходя из условий договора.[7]

Суммы обеспечений, учтенные на счете 009, списываются по мере погашения задолженности.

Бухгалтерские проводки:

1. принятие обязательств

Кт 009

2. получены от поставщиков ТМЦ

Дт 10

Кт 60

3. оплата ТМЦ покупателем

Дт 60

Кт 55/1

4. Дт 009 закрытие аккредитива

Пример

АО «Марс» открыло непокрытый аккредитив для расчета с поставщиками на сумму 50000 руб. АО «Марс» приобрело у АО «Меркурий» тару на 15000 руб. АО «Марс» погасило сумму аккредитива.

После истечения срока действия аккредитив был закрыт.

 

№п/п Содержание операции Дебет Кредит Сумма
1 Принято обязательство на погашение выданного банком аккредитива   009 50000
2 Получена на склад тара от АО «Меркурий» 10/4 60 15000
3 Оплачен аккредитивом счет АО «Меркурий» за приобретенную тару 60 55/1 15000
4 Погашение суммы аккредитива, по мере поступления денежных средств 55/1 51 15000
5 Закрытие аккредитива 009   50000

 

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

Безотзывный аккредитив применяется довольно часто, он обеспечивает твердое обязательство банка осуществлять выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик, правда, может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено в условии, на котором он предоставлялся.

Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.

Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются следующие условия:

v Наименование банка-эмитента.

v Наименование банка, обслуживающего получателя средств.

v Наименование получателя средств.

v Сумма аккредитива.

v Вид аккредитива.

v Способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком.

v Полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств.

v Сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров, и требования к оформлению указанных документов.

v Условие оплаты (с акцептом или без).

v Ответственность за неисполнение обязательств и другие условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву.

Допускаются частичные платежи по аккредитиву.

За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной формы расчетов, банки несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Порядок расчетов по документарному аккредитиву

Самым надежным для продавца является безотзывной подтвержденный документарный аккредитив, который дает продавцу (бенефициару) двойную гарантию платежа, поскольку он представляет собой обязательство банка- эмитента и обязательство подтверждающего банка. Второй гарант (подтверждающий банк) берет на себя обязательство в отношении того, что все обязательства по акцепту или платежу по документарному аккредитиву будут своевременно выполнены в соответствии с условиями документарного аккредитива.

Документарный аккредитив - это товарный аккредитив, оплачиваемый банком при предъявлении товарораспорядительных документов на оплачиваемый товар (коносамента, накладных, сертификатов и т. д.)

Поставщик для получения денег представляет банку документы (реестры счетов и др.), подтверждающие выполнение всех условий аккредитивного заявления. В случаях, когда условиями предусмотрен акцепт, т.е. предварительное согласие уполномоченного покупателя, то проверяется наличие акцептной подписи. Не принимаются к оплате реестры счетов без указания номеров транспортных документов, вида транспорта, на котором отправлен груз.

Реестры счетов, подлежащие оплате в банке поставщика, представляются в трех экземплярах, из которых один используется в качестве мемориального ордера при совершении бухгалтерских проводок, другой дается поставщику в качестве расписки, а третий с отметкой банка отсылается банку-эмитенту для вручения плательщику.

Аккредитив, открытый в банке поставщика, закрывается по истечении срока, о чем уведомляет банк - эмитент. Если возникают претензии к поставщику, то они рассматриваются участниками расчетной операции без вмешательства банка.

Преимущество такой формы расчетов — в отсутствии задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены, и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагавшиеся ему деньги.

Однако в расчетах непокрытыми аккредитивами существуют некоторые особенности — в исполняющем банке оплата продукции поставщику производится не за счет средств, забронированных заранее, а лишь в случае, если между банком-исполнителем и банком-эмитентом установлены корреспондентские отношения

 

Пример

ОАО «Заря» получило чековую книжку для расчета с поставщиками, депонировав для этого 50000руб.

ОАО «Заря» приобрело у ЗАО «Александрия» материалы на 30000 руб. Расчет производился с помощью чека.

По истечению срока действия чековая книжка была сдана в банк.

 

№ п/п Содержание операции Дебет Кредит Сумма
1 Депонированы денежные средства для расчетов чеками 55/2 51 50000
2 Получены на склад материалы 10 60 30000
3 Оплачен чек ЗАО «Александрия» за полученные материалы 60 55/2 30000
4 Банком возвращена сумма неизрасходованных средств 51 55/2 20000

 

Пример

АО «Север» постоянно сотрудничает с АО «Победа». В связи с этим между АО был заключен договор о расчетах по инкассо по предъявлению платежного требования с акцептом. После заключения договора АО «Север» приобрело у АО «Победа» станок на сумму 25000 руб. с НДС. Оплата производилась по безналичному расчету с помощью платежного требования № 11 от 25.05.09г.

 

№п/п Содержание операции Дебет Кредит Сумма
1 Акцептовано платежное требование АО «Победа» за приобретенный станок:      
1.1 Стоимость станка 08 60 25000
1.2 НДС 19 60 3814
2 Оплачено платежное требование АО «Победа» за приобретенный станок 60 51 25000
3 Приобретенный станок принят к бухгалтерскому учету в оценке по первоначальной стоимости 01 08 25000

Пример

ЗАО «Мечта» сотрудничает с ОАО «Пульс». В связи с этим между ЗАО и ОАО был заключен договор о расчете по инкассо с помощью инкассовых поручений. После заключения договора ЗАО «Мечта» приобрело у ОАО «Пульс» материалы на сумму 15000 руб. Оплата производилась по безналичному расчету с помощью инкассового поручения.

 

№п/п Содержание операции Дебет Кредит Сумма
1 Оплачено инкассовое поручение ОАО «Пульс» за приобретенные материалы: 60 51 15000
2 Приобретенные материалы поступили на склад 10 60 15000

 

Выписка банка

 

Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием. Она отражает движение денежных средств на расчетном счете предприятия.

В выписке указывается:

- номер расчетного счета клиента;

- дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток (он же является входящим остатком для последующей выписки);

- номера документов, на основании которых зачислены или списаны денежные средства;

- корреспондирующий счет-шифр бухгалтерии банка, которым закодированы финансовые операции предприятия;

- суммы по дебету и кредиту;

- остаток наличия средств на дату выписки;

- выписка с приложением оправдательных документов передается предприятию ежедневно или в другие установленные сроки.

Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) — по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания — по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.

 

Условные кодовые обозначения операций

Содержание операции, заменяемое условным шифром

    по дебету расчетного счета по кредиту расчетного счета
01 Списано согласно вашему поручению Зачислено согласно прилагаемой копии платежного поручения
02 Оплачены платежные требования Зачислено по оплаченным платежным требованиям
03 Оплачен наличными деньгами ваш чек Поступило наличными деньгами
04 Оплачен ваш расчетный чек Поступило согласно вашему реестру расчетных чеков
05 Списано за выставленные аккредитивы или специальные счета согласно вашему заявлению Зачислен остаток неиспользованного аккредитива или специального счета
06 Списано согласно приложениям к выписке из лицевого счета Зачислено согласно приложениям к выписке из лицевого счета
07 Списано в погашение ссуды Зачислена сумма ссуды согласно вашего заявления
08 Выдана лимитированная книжка согласно вашего заявления Зачислен неиспользованный остаток суммы лимитированной чековой книжки
09 Произведено регулирование специальных ссудных счетов и счетов под расчетные документы в пути Произведено регулирование специальных ссудных счетов и счетов иод расчетные документы в пути
10 Списаны проценты за полученные ссуды  

 

Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом ”погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63 ” Расчеты по претензиям”, а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.

На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 ” Расчетный счет”, а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля движения денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей.

Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.

Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 "Расчетный счет”. Это активный счет, по дебету которого, записываются остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.

Пример

Для отражения оборотов по кредиту счету 51 служит журнал-ордер №2.

Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №2.

Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.

Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.

Обязательное условие для заполнения регистров использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера №2 и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале ордере №2, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51.

Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.

 



Заключение

В курсовой работе я рассмотрела основные формы безналичных расчетов и методы отражения данных расчетов в бухгалтерском учете.

Таким образом, из выше изложенного материала видно, что безналичные расчеты в бухгалтерском учете учитываются с помощью счетов: 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках».

Для различных видов безналичных расчетов порядок учета и отражения в бухгалтерской документации различный (например, расчеты по платежным поручениям учитываются на счете 51 «Расчетный счет», а расчеты по аккредитиву и чекам учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках»).

Также, для осуществления безналичных расчетов различных видов, требуется оформление различных расчетных документов (платежное поручение, аккредитив, чек, инкассовое или платежное тре6бование).

На всех стадиях использования безналичных расчетов в бухгалтерском учете возможен полный контроль за денежными средствами предприятия, их движением, сохранностью и целевым использованием.

 



Список использованной литературы

1.Гражданский кодекс Российской федерации. Часть вторая.

2.Положение № 2-П “О безналичных расчетах в Российской Федерации” от 03 октября 2002

3. План счетов бухгалтерского учета, финансово – хозяйственной деятельности организации// Под ред. А.С.Бакаева – М.:ЮРАЙТ, 2008

4.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. // Под ред. Самсонова Н. Ф. — М.: ИНФРА-М, 2006

5.Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. // Под ред. Поляка Г. Б. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

6.Финансы. // Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В., Сабанти Б. М. — М: ЮРАЙНТ_М, 2007

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:

«Бухгалтерский учет»

на тему:

“Организация и учет безналичных расчетов в РФ”

Проверила: Кемаева С.А.

 

 

Нижний Новгород 2008 г.

 



Содержание

Введение

1. Организация безналичных расчетов

1.1 Сущность и значение безналичных расчетов

1.2 Принципы организации безналичных расчетов

1.3 Очередность платежей

1.4 Виды безналичных расчетов

2. Порядок бухгалтерского учета безналичных расчетов

2.1 Учет безналичных расчетов платежными поручениями

2.2 Учет безналичных расчетов аккредитивами

2.3 Учет безналичных расчетов чеками

2.4 Учет безналичных расчетов по инкассо

2.5 Выписка банка

Заключение

Список использованной литературы

 



Введение

 

В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов.

Качественные изменения в организационных формах проведения денежных расчетов произошли вследствие возрастания экономической активности всех субъектов рынка, расширения числа и объемов сделок. Появилось огромное количество новых коммерческих структур, что сказалось на резком росте документооборота, связанного с обслуживанием платежной системы в целом. Перестройка платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форм и способов осуществления платежей. Любое предприятие ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Безусловно, доминирующую роль в расчетных операциях составляют расчеты: за приобретенные сырье и материалы и за проданную продукцию. В первом случае на предприятии имеет место отток денежных средств, во втором — их приток. В зависимости от формы расчетов между предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств чаще всего не совпадают во времени.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ платежи по территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных — право на денежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам.

В настоящее время осуществление расчетов наличными денежными средствами ограничено. Гражданский кодекс устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке.[1]

Цель моей курсовой работы представить и осветить вопросы использования безналичных расчетов в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.

Задачи данной курсовой работы рассмотреть безналичные расчеты, их основные формы, принципы организации и учет безналичных расчетов в бухгалтерском учете.

 



Организация безналичных расчетов

Дата: 2019-07-24, просмотров: 218.