БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Направление подготовки: 100800.62 - Товароведение
Профиль подготовки: Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров)
Тверь, 2015
Составитель: Ястребова Е.Н., к.эн., доцент кафедры бухгалтерского учёта, финансов и анализа.
Одобрено и рекомендовано к изданию кафедрой бухгалтерского учёта, финансов и анализа (протокол № от____________ 2015 г).
Данная работа выполнена при информационной поддержке справочно-информационных систем «Консультант-плюс» и «Гарант».
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Модуль №1 Предмет бухгалтерско-
Го учета
1.2 Предмет и метод бухгалтерского учета
Контрольные вопросы
Модуль №2 Счета и регистры бухгалтерско-
Го учета
Модуль№3 Учет денежных средств и расчетов
Модуль №4 Учет активов, продаж и затрат
Литература
Пояснительная записка
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины является получение системных знаний в области методики бухгалтерского учета и основных тенденциях его развития на современном этапе, а также изучение организации бухгалтерского учета для предприятий и организаций различных организационно-правовых форм.
Дисциплина «Бухгалтерский учет» предусматривает решение следующих задач:
- изучить основные цели и концепции бухгалтерского учета, его предмет и объекты;
- ознакомиться с основными требованиями к ведению бухгалтерского учета и формированию учетной политики;
- знать экономическую сущность счетов, состав и структуру бухгалтерской отчетности;
- ознакомиться с порядком и требованиями документального оформления хозяйственных операций;
- уметь формировать и анализировать основные показатели бухгалтерской отчетности.
Для успешного изучения указанной дисциплины, обучающиеся должны иметь теоретические знания и практические навыки по дисциплинам: «Математика», «Прикладная информатика», «Экономическая теория».
Приобретенные знания и умения дисциплины «Бухгалтерский учет» применяются при изучении следующих дисциплин: Финансы», «Основы финансового менеджмента».
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Бухгалтерский учет» для студентов технологического факультета направление 100800.62 - Товароведение, профиль подготовки - Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров).
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
После изучения учебной дисциплины «Бухгалтерский учет» выпускник по направлению подготовки «Товароведение» с квалификацией (степенью) бакалавр должен обладать комплексом компетенций, которые позволят усваивать теоретический материал учебной дисциплины и реализовывать практические задачи.
Реализация в дисциплине «Бухгалтерский учет» требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и учебного плана по направлению «Товароведение» должна формировать следующие компетенции:
№ п\п | Наименование компетенции | Код компетенции |
1 | Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности | ПК-3 |
2 | Умение работать с информационными базами данных, обеспечивающими оперативный торговый, складской и производственный учет товаров | ПК-12 |
3 | Умение работать с торгово-сопроводительными документами, оформлять первичную документацию по учету торговых операций, проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей | ПК-20 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать:
- нормативные правовые документы по бухгалтерскому учету в своей деятельности (ПК-3);
- информационные базы данных, обеспечивающие оперативный торговый, складской и производственный учет товаров (ПК-12);
- приемы работы с торгово-сопроводительными документами, оформления первичной документации по учету торговых операций, проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей (ПК-20).
2) Уметь:
- использовать нормативные правовые документы по бухгалтерскому учету в своей деятельности (ПК-3);
- работать с информационными базами данных, обеспечивающими оперативный торговый, складской и производственный учет товаров (ПК-12);
- работать с товарно-сопроводительными документами, оформлять первичную документацию по учету торговых операций, проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей (ПК-20).
3) Владеть:
- знаниями нормативных правовых документов по бухгалтерскому учету в своей деятельности (ПК-3);
- навыками работы с информационными базами данных, обеспечивающими оперативный торговый, складской и производственный учет товаров (ПК-12);
- навыками оформления первичной учетной документации по учету торговых операций (ПК-20).
Требования , предъявляемые к бухгалтерскому учету
К бухгалтерскому учету в организации предъявляются следующие требования:
- Объективность – отражение учетной информации без ее искажения в интересах определенных пользователей.
- Достоверность учетных данных, она обеспечивается документированием всех хозяйственных фактов.
- Своевременность – формирование учетной информации по мере совершения хозяйственных фактов.
- Оперативность учета, которая заключается в своевременном представлении учетных данных для управления производством и составления отчетности.
- Полнота и простота учета – сбор и предоставление всей учетной информации, необходимой для управления, при недопущении излишней информации, исключении дублирования и отражения ненужных показателей.
- Экономичность – стоимость получения учетной информации всегда должна быть ниже стоимости результатов, ожидаемых от использования данной информации.
- Ясность и доступность – возможность прямого использования учетной информации для целей управления. Учетная информация должна быть максимально доступной для руководителей и специалистов организации.
- Значимость учетной информации проявляется в возможности оказывать влияние на принятие управленческого решения.
Пользователи бухгалтерской информации
Рис 1.
Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на две группы: внутренних и внешних (рис.1).
Внутренние пользователи - лица, занятые в аппарате управления, собственники, менеджеры, которым необходима учетная информация для осуществления планирования, контроля и оценки деловых операций.
В отношении информации для внутренних пользователей следует учитывать, что ее состав для каждого представителя администрации определяется в зависимости от занимаемой должности и функций, выполняемых им. Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме прибыли, достаточности денежных средств, рентабельности. Собственников и совладельцев больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации. Работников организации интересует стабильность и способность организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест.
Руководство организации заинтересовано в информации, предоставляемой внешним пользователям, и в разнообразной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля.
Внешние пользователи - сторонние потребители информации с прямым или косвенным финансовым интересом. Они подразделяются на следующие группы:
- лица, не работающие в организации, но прямо заинтересованные в успешной ее деятельности (акционеры, инвесторы, кредиторы, покупатели и др.);
- лица, непосредственно не принимающие участия в работе организации, но имеющие косвенный финансовый интерес: налоговые органы, государственные органы управления, различные финансовые институты и участники фондового рынка (страховые компании, биржи, дилеры, брокеры и др.);
- лица, не имеющие финансового интереса, кроме делового сотрудничества: аудиторские фирмы, органы статистики, арбитраж и др.
Счета и двойная запись
Бухгалтерский баланс
Как следует из общей характеристики метода бухгалтерского учета, бухгалтерский баланс не является первым этапом бухгалтерского учетного процесса, но с баланса удобнее начинать изучение бухгалтерского учета.
Бухгалтерским балансом называется метод количественного отражения и качественной характеристики совокупности имущества организации на определенный момент, в единой денежной оценке и в двух разрезах — по их составу и функциональной роли, с одной стороны (актив), по источникам образования и целевому назначению — с другой (пассив).
Группировка имущества в активе и пассиве баланса прежде всего основывается на экономической классификации имущества, капитала, обязательств организации. Однако строение баланса на практике не идентично структуре этой классификации. Будучи обусловлено экономической классификацией имущества организаций, строение баланса одновременно подчинено задачам контроля и анализа финансового состояния организаций. Последнее определяет необходимость деления баланса по горизонтали на несколько обособленных частей — разделов, каждый из которых объединяет группу определенных средств в активе и источников в пассиве. Каждый показатель, приведенный в балансе, называется статьей баланса. Для повышения информационной емкости баланса в нем приводится два ряда данных: на начало года и на конец года или другого отчетного периода. После каждой статьи баланса в скобках дается шифр соответствующего синтетического счета по Плану счетов.
Поскольку бухгалтерский баланс является основной формой типовой бухгалтерской отчетности, его структура определяется Министерством финансов РФ.
В нашей стране баланс представляет собой двухстороннюю таблицу:
· левая сторона – АКТИВ – отражает состав и размещение имущества,
· правая – ПАССИВ – отражает капитал и обязательства.
Все статьи баланса объеденены в экономически однородные разделы.
Бухгалтерский баланс имеет в активе два раздела:
1. Внеоборотные активы;
2. Оборотные активы;
и в пассиве - три раздела:
3. Капитал и резервы;
4. Долгосрочные обязательства;
5. Краткосрочные обязательства.
Правильно построить бухгалтерский баланс значит:
• полностью охватить хозяйственный процесс организации;
• дать группировку хозяйственных явлений;
• установить правильную корреспонденцию счетов.
Статьи актива располагаются по определенной системе, в основе которой лежит степень подвижности имущества или степень ликвидности. Это означает, с какой быстротой данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму.
Обязательства перед собственниками состоят из двух частей:
1. Уставный капитал, полученный от акционеров, пайщиков;
2. Капитал, который организация генерирует в процессе деятельности, т.е. прибыль.
Обе части называют собственным капиталом.
Другой составной частью пассива являются внешние обязательства, т.е. долги, которые подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Их принято называть заемным капиталом.
Очень важным является понимание типов балансовых изменений. Выделяют четыре типа.
I тип характеризуется изменением только в активе баланса: одна статья увеличивается, другая уменьшается на одну и ту же сумму:
∑П=∑А+Х-Х
Пример. С расчетного счета оплачено за ценные бумаги в сумме 50000 руб.
П тип характеризуется изменением только в пассиве баланса.
∑А=∑П+Х-Х
Пример. Прибыль направлена на увеличение резервного капитала в сумме 3000 руб.
Ш тип характеризуется одновременным изменением на равную сумму актива и пассива баланса.
Увеличение имущества в активе баланса вызывает увеличение капитала или обязательств по статьям пассива баланса:
∑А+Х=∑П+Х
Пример. Начислена заработная плата работникам организации - 55000 руб.
1У тип характеризуется уменьшением актива и пассива баланса на одну и ту же сумму:
∑А-Х=∑П-Х
Пример. Из кассы выплачена заработная плата работникам в сумме 50000 руб.
Понятие счета бухгалтерского учета
Бухгалтерский баланс обобщенно отражает состав и источники образования имущества организации. В нем показаны результаты хозяйственных процессов, но не сами процессы. Между тем для управления процессом производства необходима информация не только о состоянии имущества и источников его образования на определенную дату, но и об их движении, о самих хозяйственных процессах.
Из этого вытекает необходимость счетов и двойной записи как способов отражения и систематизации информации о характере движения имущества, капитала, обязательств в процессе производства.
Счета и двойная запись являются осью системы обработки бухгалтерской информации. Именно этот метод ведения бухгалтерского учета позволяет выявить и отразить взаимосвязи хозяйственных фактов и представить в итоге хозяйственную деятельность как целостную информационную модель. Только уяснив сущность счетов и двойной записи, методику их ведения, можно понять содержание последующих тем.
Итак, счета представляют собой таблицу, состоящую из двух частей: в одной части записываются операции, увеличивающие величину имущества или капитала, обязательств, в другой - уменьшающие величину имущества или капитала и обязательств.
Левая часть таблицы счетов называется Дебет (от латинского DEBET - он должен), правая - Кредит (от латинского CREDIT - он верит).
Д № К
Рис 4.
Сумма операций, отраженных по дебету или кредиту, называется оборотом. Оборот, учтенный по дебету называется дебетовым, а по кредиту - кредитовым.
Основной принцип учета на счетах состоит в том, что на каждую группу (вид) имущества, капитала, обязательств открывается отдельный счет, в который записывается первоначальный остаток имущества, капитала, обязательств и все изменения, т.е. увеличение, уменьшение, вызываемые хозяйственными фактами. На первое число каждого месяца на счетах бухгалтерского учета определяются остатки (сальдо).
Различают счета активные и пассивные.
Активные счета предназначены для учета состояния и изменения имущества. Они открываются по данным статей актива баланса.
Примеры активных счетов:
• основные средства (01),
• материалы (10),
• готовая продукция (43),
• основное производство (20).
Структура активного счета:
Дебет Наименование счета Кредит
Начальный остаток
(сальдо начальное)
Увеличение имущества ( + ) Уменьшение имущества (- )
Дебетовый оборот Кредитовый оборот
Конечный остаток
(сальдо конечное)
Рис 5.
Особенности:
1. Сальдо на начало месяца записывается только по дебету.
2. Хозяйственные факты, вызывающие увеличение имущества, записываются по дебету, а вызывающие уменьшение - по кредиту.
3. Сальдо на конец месяца может быть только дебетовым и определяется по формуле расчета конечного остатка на активных счетах:
Ск = Сн + Од - Ок,
где Сн и Ск — сальдо на начало и конец месяца;
Од и Ок — обороты за месяц по дебету и кредиту.
Пассивные счета предназначены для учета состояния и изменений капитала и обязательств. Они открываются по данным статей пассива баланса. Примеры пассивных счетов:
· уставный капитал (80),
· расчеты по оплате труда (70),
· расчеты по социальному страхованию и обеспечению (69),
· расчеты с поставщиками и подрядчиками (60),
Структура пассивного счета
Дебет Наименование счета Кредит
Начальный остаток
(сальдо начальное)
Уменьшение капитала Увеличение капитала
и обязательств (- ) и обязательств ( + )
Дебетовый оборот Кредитовый оборот
Конечный остаток
(сальдо конечное)
Рис 6.
Особенности:
1. Сальдо на начало месяца записывается по кредиту.
2. Хозяйственные факты, вызывающие увеличение капитала и обязательств, записываются по кредиту, а вызывающие уменьшение - по дебету.
3. Сальдо на конец месяца может быть только кредитовым.
Формула расчета конечного остатка на пассивных счетах:
Ск = Сн + Ок - Од,
где
Сн и Ск - сальдо на начало и конец месяца;
Од и Ок - обороты за месяц по дебету и кредиту.
Кроме активных и пассивных счетов имеются также и счета активно-пассивные, их называют расчетными. Сальдо по таким счетам может быть как дебетовым, так и кредитовым или одновременно и дебетовым и кредитовым, т.е. развернутым.
Например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». У организации может возникнуть либо дебиторская задолженность (когда организации кто-нибудь должен), либо кредиторская задолженность (когда должна организация), либо дебиторская и кредиторская задолженности одновременно (когда одни клиенты должны организации, а по другим числится задолженность за организацией).
Между балансом и счетами существует тесная взаимосвязь, это выражается в следующем:
- и баланс и счета отражают одно и то же имущество, капитал и обязательства, только баланс отражает их состояние на определенную дату, а счета отражают текущие изменения этих имущества, капитала и обязательств. На каждую группу имущества, капитала и обязательств открывается, как правило, отдельный счет под тем же наименованием;
- подобно статьям баланса, счета делятся на активные и пассивные. Счета открываются на основании данных баланса, остатки которого в начале месяца в качестве начального сальдо записываются в активных счетах по дебету, в пассивных - по кредиту;
- данные счетов с отраженными в них хозяйственными фактами и выведенными конечными остатками служат основанием для составления нового баланса.
Классификация счетов бухгалтерского учета - это объединение счетов по определенным признакам и установление общих свойств различных групп счетов с целью их изучения и правильного применения. Наиболее типичными признаками, по которым производится классификация бухгалтерских счетов, являются структура (строение) счета и его назначение, а также экономическое содержание. Каждая организация (кроме кредитной и бюджетной) вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, ведущая бухгалтерский учет методом двойной записи, обязана применять план счетов.
План счетов бухгалтерского учета - это систематизированный перечень счетов. С их помощью осуществляются наблюдение и контроль за хозяйственными операциями и изменениями в составе имущества и источников его формирования. Все счета бухгалтерского учета классифицируются по экономическому содержанию, а также по назначению и структуре.
Двойная запись
В результате хозяйственных фактов происходят двойственные и равновеликие изменения имущества, капитала, обязательств или их источников либо тех и других одновременно. Отсюда следует, что каждый факт, вызывая двойственные изменения, должен быть записан на счетах дважды - в один счет и в другой.
Например:
Дебет «Касса»
Кредит «Расчётный счет»
Дебет «Расчеты по оплате труда»
Кредит «Касса»
Из примеров видно, что все хозяйственные факты записываются по счетам дважды: один раз по дебету одного счета, другой - по кредиту другого счета.
Способ отражения хозяйственных фактов на счетах, когда каждый факт записывается в одной и той же сумме дважды, называется двойной записью.
Двойная запись одна из характерных особенностей бухгалтерского учета. При этом основным моментом двойной записи является не количество счетов, в которые записывается факт, а двойное отражение общей суммы хозяйственного факта.
Взаимосвязь между счетами, возникающая при двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает такая связь, называются корреспондирующими счетами. Корреспонденция счетов позволяет определить основное содержание хозяйственного факта.
Указание корреспондирующих счетов и суммы хозяйственных фактов называется бухгалтерской проводкой (записью).
Проводки бывают: простые и сложные.
· Простые: Один счет дебетуется и один кредитуется
Д 20
К 70
По характеру отражаемых данных все простые проводки подразделяются на реальные и условные.
- Реальные проводки указывают корреспонденцию счетов и отражают данные о хозяйственных фактах, таких как, получение кредита, отпуск материалов в производство, начисление заработной платы и т.д.
Реальные проводки бывают прямые и относительные.
- Прямые. Отражают непосредственное совершение хозяйственных фактов (например, отпуск материалов в производство).
- Относительные. Факт предстоящего изменения (например, начисление оплаты труда работникам, т.е. определяется необходимость платежа и право его требовать).
б) Условные проводки возникают тогда, когда в действительности хозяйственный факт не осуществлялся (не было хозяйственного факта), а проводка выполнялась (Например, общепроизводственные расходы собираются в течение месяца, а затем переносятся на счет 20 «Основное производство»).
· Сложные проводки: несколько счетов дебетуется по частным суммам, а один - кредитуется на общую сумму, и наоборот.
Например: Поступили от ООО «Заря» материалы на сумму 2360 руб., в том числе НДС -360 руб
Д 10 «материалы» - 2000
Д 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 360
К 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 2360.
Таким образом, для того чтобы правильно составить бухгалтерскую проводку, необходимо придерживаться следующих правил:
1. По содержанию хозяйственного факта определить, какие счета по наименованию затрагивает данный хозяйственный факт.
2. Определить, какие это счета по отношению к балансу, т.е. активные или пассивные.
- Определить, что произойдет в результате хозяйственного факта, т.е. что уменьшится или увеличится, и указать дебет и кредит счетов.
Учет расчетов
Учет товаров
Для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрены открытие и ведение синтетического счета бухгалтерского учета 41 "Товары".
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, а также оказывающих услуги общественного питания, к счету 41 могут открываться следующие субсчета:
- 41/1 "Товары на складах";
- 41/2 "Товары в розничной торговле";
- 41/3 "Тара под товаром и порожняя".
На субсчете 41/1 учитываются наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организаций, оказывающих услуги общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и т.п.
На субсчете 41/2 учитываются наличие и движение товаров, находящихся в организациях, занятых розничной торговлей (в магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.), и в буфетах организаций, занятых общественным питанием. На этом же субсчете учитываются наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) в организациях, занятых розничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания.
На субсчете 41/3 учитываются наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях, занятых розничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания).
Таким образом, в организациях оптовой торговли (не осуществляющих одновременно розничную торговлю) к счету 41 могут открываться только два субсчета - 41/1 и 41/3.
Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002, принятые на комиссию - на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию".
Товары являются разновидностью МПЗ. Поэтому при организации и ведении бухгалтерского учета их поступления и выбытия следует руководствоваться документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, регулирующими учет материально-производственных запасов, - ПБУ 5/01 утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
Оприходование прибывших на склад товаров и тары отражается по дебету счета 41 в корреспонденции со счетом 60 по стоимости их приобретения. При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам одновременно с этой записью делается запись по дебету счета 41 и кредиту счета 42 "Торговая наценка" на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки). Транспортные (по завозу) и другие расходы по заготовке и доставке товаров относятся с кредита счета 60 в дебет счета 44 "Расходы на продажу".
Поступление товаров и тары может быть отражено с использованием счета 15 или без его использования в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами.
Таким образом, документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета предусмотрены три способа отражения в бухгалтерском учете поступления товаров в организацию торговли или общественного питания:
- посредством формирования фактической себестоимости поступивших товаров на счете 41 (без использования счетов 15 и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей");
- формирование себестоимости товаров на счете 15 с последующим списанием на счет 41. При этом предполагается, что стоимость товаров оценивается по совокупности фактически осуществленных затрат, а не по учетным ценам, и счет 16 не применяется;
- с использованием счетов 15 и 16.
Способ без использования счетов 15 и 16 предполагает следующую схему проводок:
Д-т 60, субсчет "Авансы выданные", К-т 51 "Расчетные счета" - на сумму оплаты, произведенной поставщикам товаров;
Д-т 41 К-т 60 - на сумму стоимости поступивших товаров по договорным ценам;
Д-т 41 К-т 60 - на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций, которая в соответствии с нормативными документами может быть включена в фактическую себестоимость товаров.
Кроме того, возникают отношения, связанные с НДС, которые будут подробно рассмотрены отдельно.
Если расходы организации, связанные с приобретением или заготовлением товаров, предварительно аккумулируются на счете 15, а счет 16 не используется, схема бухгалтерских проводок будет аналогичной:
Д-т 60, субсчет "Авансы выданные", К-т 51 - на сумму оплаты, произведенной поставщикам товаров;
Д-т 15 К-т 60 - на сумму стоимости поступивших товаров по договорным ценам;
Д-т 15 К-т 60 - на стоимость работ и услуг сторонних организаций, которая может быть включена в фактическую себестоимость приобретения товаров;
Д-т 41 К-т 15 - на сумму фактической себестоимости приобретения товаров.
Если применяется счет 16, схема проводок будет несколько иной:
Д-т 60, субсчет "Авансы выданные", К-т 51 - на сумму оплаты, произведенной поставщикам товаров;
Д-т 15 К-т 60 - на сумму стоимости поступивших товаров по фактической себестоимости приобретения;
Д-т 15 К-т 60 - на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций, включаемую в фактическую себестоимость приобретения товаров;
Д-т 41 К-т 15 - на сумму стоимости приобретенных товаров по учетным ценам;
Д-т 16 К-т 15 - на сумму отклонений в стоимости товаров (транспортно-заготовительных расходов);
Д-т 90 "Продажи" К-т 41 - на сумму стоимости проданных товаров по учетным ценам;
Д-т 90 К-т 16 - на сумму положительных отклонений стоимости товаров или
Д-т 90 К-т 16 (сторно) - на сумму отрицательных отклонений стоимости товаров.
Одна из двух последних проводок оформляется одновременно с проводками, которыми материалы списываются в производство.
В сфере торговли схема бухгалтерского учета с использованием счета 16 распространена сравнительно слабо.
Контрольные вопросы:
1. Особенности учета затрат на производства с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
2. Приведите формулу расчета фактической себестоимости выпуска готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг.
3. Особенности учета товаров в оптовой торговле.
4. Особенности учета товаров в розничной торговле.
5. Особенности учета товаров с применением счета 15 и 16.
Учет собственного капитала
Учет уставного капитала
Коммерческие организации, имеющие своей целью в процессе обычной деятельности извлечение прибыли, создают уставный (складочный) капитал. В соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации такими организациями являются:
- хозяйственные товарищества;
- хозяйственные общества;
- производственные кооперативы;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Хозяйственные товарищества и общества являются такими коммерческими организациями, у которых уставный (складочный) капитал разделен на доли (вклады) учредителей, участников. У хозяйственных товариществ (полных товариществ и товариществ на вере, т.е. коммандитных товариществ) создается складочный капитал.
Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 69 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ).
Хозяйственные общества создаются в форме акционерных обществ (АО), обществ с ограниченной ответственностью (ООО), обществ с дополнительной ответственностью. Они в целях ведения обычной деятельности создают уставные капиталы.
В соответствии с нормами ст. 96 ГК РФ акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах принадлежащих им акций. Деятельность акционерных обществ определена также Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 29.06.2015).
Акционерное общество может быть публичным или непубличным. Публичное общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки. Акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц.
Уставный капитал акционерного общества состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Он определяет минимальный размер имущества общества, которое гарантирует интересы его кредиторов.
Минимальный уставный капитал публичного общества должен составлять сто тысяч рублей. Минимальный уставный капитал непубличного общества должен составлять десять тысяч рублей.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами организация, уставный капитал которой разделен на доли определенных размеров в соответствии с учредительными документами. Участники такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков организации в пределах внесенных ими вкладов.
По нормам ст. 90 ГК РФ уставный капитал ООО формируется из стоимости вкладов его участников и определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальная величина уставного капитала ООО определена Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. Федерального закона от 29.06.2015) и составляет не менее 10000 руб. на дату представления документов для государственной регистрации общества.
Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнения работ, торговли, бытового обслуживания и др.), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст. 107 ГК РФ).
Имущественные паевые взносы граждан, объединенных в производственный кооператив, образуют паевой фонд. Он определяет минимальный размер имущества кооператива, гарантирующего интересы его кредиторов. Паевой фонд в соответствии с нормами гражданского законодательства должен быть сформирован в первый год деятельности с момента регистрации кооператива, а на момент его регистрации каждый член кооператива должен внести не менее 10% паевого взноса, а остальную часть - в течение года с момента регистрации (п. 2 ст. 109 ГК РФ).
Унитарными предприятиями (государственными - ГУП и муниципальными - МУП) признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственниками имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ).
Унитарными предприятиями создаются уставные фонды, размеры которых, порядок формирования и источники определяются в уставе. Уставный фонд унитарных предприятий должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия.
Учет операций по формированию уставного капитала, складочного капитала, паевого фонда и уставного фонда организации разных организационно-правовых форм ведут на пассивном счете 80 "Уставный капитал". Сальдо счета 80 "Уставный капитал" представляет размер уставного капитала согласно учредительным документам. Аналитический учет к этому счету организуется в разрезе учредителей организации, по стадиям формирования капитала и по видам акций.
После государственной регистрации организации ее уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами на всю величину уставного (складочного) капитала, объявленную в учредительных документах, отражают корреспонденцией:
Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсч. 1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал"
Кр-т сч. 80 "Уставный капитал".
Операции по всем видам расчетов с учредителями (участниками) - акционерами акционерных обществ, учредителями хозяйственных товариществ, пайщиками производственных кооперативов, учредителями, являющимися государственными органами и органами местного самоуправления, организации проводят, используя активно-пассивный сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсч. 1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал".
По кредиту сч. 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" отражают фактическое поступление вложений каждого учредителя в корреспонденции со счетами учета денежных средств и других ценностей:
Д-т сч. 51 "Расчетные счета", 50 "Касса", 52 "Валютные счета", 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 41"Товары" и др.
Кр-т сч. 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал".
В унитарных предприятиях по кредиту сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсч. 1 "Расчеты по выделенному имуществу", производят расчеты с государственными органами или органами местного самоуправления по имуществу, переданному на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления при создании предприятия, пополнении оборотных средств, изъятии имущества.
Сумма НДС по переданным участниками, учредителями объектам имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал подлежит у инвесторов восстановлению (пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ) в размере, ранее принятом к вычету, а по внеоборотным активам - в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Эта сумма НДС не включается в стоимость имущества и подлежит налоговому вычету у принимающей организации. Сумма НДС по полученному имуществу отражается по данным переданного счета-фактуры:
Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
Кр-т сч. 83 "Добавочный капитал"
После оприходования ценностей сумма НДС принимается к вычету:
Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. "Расчеты с бюджетом"
Кр-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".
В акционерных обществах формирование уставного капитала происходит путем продажи акций. Когда они реализуются по цене, превышающей их номинальную стоимость на сумму проданных акций по номинальной стоимости, выполняется запись:
Д-т сч. 51 "Расчетные счета", 50 "Касса", 52 "Валютные счета"
Кр-т сч. 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал".
На разницу между продажной и номинальной стоимостью реализованных акций:
Д-т сч. 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал"
Кр-т сч. 83 "Добавочный капитал".
В течение деятельности организаций, имеющих разные организационно-правовые формы, возможен выход учредителя (участника, пайщика) из них и возврат принадлежащих им долей в уставном (складочном) капитале.
Уменьшение уставного (складочного) капитала, паевого фонда в связи с выходом одного из учредителей, участников, пайщиков отражается записью:
Д-т сч. 80 "Уставный капитал"
Кр-т сч. 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал".
По операции возврата доли в уставном (складочном) капитале, паевом фонде бывшему учредителю, участнику, пайщику выполняется корреспонденция:
Д-т сч. 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал"
Кр-т сч. 51 "Расчетные счета", 50 "Касса", 52 "Валютные счета".
В процессе функционирования акционерного общества в соответствии с нормами гражданского законодательства возможен выкуп у акционеров собственных акций. Такая операция производится в целях:
- последующей перепродажи акций другим учредителям или третьим лицам;
- последующего аннулирования акций.
Независимо от цели выкупа для учета операций движения собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров, используется активный сч. 81 "Собственные акции (доли)".
При выкупе принадлежащих акционеру, участнику акций, долей на сумму произведенных организацией фактических затрат на указанные цели выполняется запись:
Д-т сч. 81 "Собственные акции (доли)"
Кр-т сч. 51 "Расчетные счета", 50 "Касса", 52 "Валютные счета".
Размещение (продажа) акций (долей) другому лицу отражается корреспонденцией:
Д-т сч. 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал"
Кр-т сч. 81 "Собственные акции (доли)".
При оплате новым акционером (учредителем) акций (долей) выполняется запись:
Д-т сч. 51 "Расчетные счета", 50 "Касса", 52 "Валютные счета"
Кр-т сч. 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал".
При аннулировании выкупленных акционерным обществом собственных акций производится запись:
Д-т сч. 80 "Уставный капитал"
Кр-т сч. 81 "Собственные акции (доли)".
Возникающая на счете 81 "Собственные акции (доли)" разница между фактическими затратами на выкуп акций и номинальной их стоимостью относится на сч. 91 "Прочие доходы и расходы":
Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. 2. "Прочие расходы"
Кр-т сч. 81 "Собственные акции (доли)".
Учет добавочного капитала
Добавочный капитал - бухгалтерская категория, предназначенная для отражения источника увеличения (прироста) стоимости имущества по причинам, не зависящим от деятельности организации. Для учета добавочного капитала предусмотрен пассивный счет 83 "Добавочный капитал".
Прежде всего добавочный капитал может образоваться в процессе формирования уставного капитала, если кто-либо из учредителей является нерезидентом (иностранным юридическим или физическим лицом), вклад которого предусмотрен в уставе в иностранной валюте. По правилам отражения в учете операций с иностранной валютой согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006) (утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н) необходимо пересчитывать их в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции и на отчетную дату. Задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал отражается в учете на дату государственной регистрации проводкой:
Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "По вкладам в уставный капитал" К-т сч. 80 "Уставный капитал" - на сумму в иностранной валюте и одновременно в рублях по курсу ЦБ РФ.
На дату внесения вклада или на отчетную дату курс иностранной валюты может измениться, что приведет к изменению рублевой стоимости вклада. Положительная разница в рублевой стоимости валютного вклада - положительная курсовая разница - подлежит зачислению в добавочный капитал:
Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "По вкладам в уставный капитал"
К-т сч. 83 "Добавочный капитал".
В случае снижения курса иностранной валюты до момента погашения задолженности учредителя образуется отрицательная курсовая разница, которая будет отражена обратной проводкой:
Д-т сч. 83 "Добавочный капитал"
К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "По вкладам в уставный капитал".
После погашения задолженности учредителя в иностранной валюте возникающая курсовая разница при переоценке остатка денежных средств на счете 52 "Валютные счета" добавочный капитал не затрагивает, она относится к прочим доходам или расходам, которые учитываются на соответствующих субсчетах к счету 91 "Прочие доходы и расходы".
Добавочный капитал может стать результатом продажи (размещения) акций акционерного общества по цене, превышающей их номинальную стоимость. Номинальная стоимость размещенных акций образует уставный капитал акционерного общества, а суммы, полученные сверх того (так называемый эмиссионный доход, уменьшенный на сумму расходов на эмиссию акций), направляются на образование добавочного капитала:
Д-т сч. 83 "Добавочный капитал"
К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "По вкладам в уставный капитал".
Эмиссионный доход рассматривается как резерв, создаваемый для покрытия возможных убытков при реализации акций по стоимости ниже номинальной.
Еще одним из слагаемых добавочного капитала может быть прирост стоимости основных средств по результатам их переоценки, которая проводится по решению руководства предприятия по состоянию на 1 января отчетного года для выявления рыночной стоимости имеющихся в организации основных средств. Это достаточно дорогая и непростая процедура, правила проведения и оформления которой предусмотрены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н ( в редак. 24.12.2010).
В бухгалтерском учете сумма дооценки основных средств отражается следующей проводкой:
Д-т сч. 01 "Основные средства"
К-т сч. 83 "Добавочный капитал".
Вместе с этой операцией следует в той же пропорции отразить увеличение амортизации по объектам, подвергшимся дооценке:
Д-т сч. 83 "Добавочный капитал"
К-т сч. 02 "Амортизация основных средств".
В соответствии с указанными выше нормативными документами переоценка основных средств, однажды начавшись, должна в дальнейшем проводиться регулярно, и какими будут ее результаты, сказать заранее нельзя. Возможная последующая дооценка будет отражаться в учете такими же проводками. Если в результате последующей переоценки стоимость основных средств будет снижаться, то на покрытие потерь от уценки в первую очередь будет направлена сумма созданного в результате дооценки добавочного капитала, что будет отражаться обратными проводками:
1. Д-т сч. 83 "Добавочный капитал" К-т сч. 01 "Основные средства" - на сумму уценки основных средств;
2. Д-т сч. 02 "Амортизация основных средств" К-т сч. 83 "Добавочный капитал" - на сумму уменьшения амортизации по уцениваемым объектам.
В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" в случае выбытия объекта основных средств, стоимость которого ранее переоценивалась, сумма дооценки переносится на нераспределенную накопленную прибыль, что отражается проводкой:
Д-т сч. 83 "Добавочный капитал"
К-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Кроме приведенных операций, уменьшение добавочного капитала может произойти также при его направлении на увеличение уставного капитала с одновременным изменением доли учредителей (после внесения соответствующих изменений в учредительные документы и их регистрации):
1. Д-т сч. 83 "Добавочный капитал"
К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "По вкладам в уставный капитал";
2. Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "По вкладам в уставный капитал"
К-т сч. 80 "Уставный капитал".
При выходе кого-либо из собственников из состава учредителей ему возвращается его доля из уставного капитала, а также может быть выделена часть добавочного капитала, пропорциональная его вкладу в уставный капитал, что отражается проводкой:
Д-т сч. 83 "Добавочный капитал"
К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по выплате доходов".
Причитающаяся учредителю часть добавочного капитала является его доходом в отличие от возвращенной доли из уставного капитала. Следовательно, из этой суммы должен быть удержан налог на прибыль.
Учет резервного капитала
За счет прибыли в организациях, созданных в форме акционерных обществ и совместных предприятий, формируется резервный капитал, предназначенный для покрытия непредвиденных потерь и убытков отчетного года, а также для выплаты дивидендов акционерам, имеющим привилегированные акции (префакции) при недостаточности прибыли, а также для погашения облигаций акционерного общества. Источником образования резервного капитала является прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль, поэтому можно сказать, что резервный капитал - это не самостоятельный источник финансовых ресурсов организации, а результат распределения полученной прибыли.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (далее - Закон) акционерные общества формируют резервный фонд, который предназначается, во-первых, для покрытия их убытков и, во-вторых, для погашения облигаций общества и выкупа своих акций у акционеров в случае отсутствия иных средств. В Законе достаточно категорично сказано, что на другие цели резервный фонд направлен быть не может. Резерв, о котором идет речь, назван в Законе резервным фондом, а в Плане счетов бухгалтерского учета, утвержденном Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, - резервным капиталом.
Размер резервного фонда акционерного общества должен быть предусмотрен его уставом. При этом следует учитывать ограничения, установленные Законом: ежегодные отчисления в резервный фонд - не менее 5% от чистой прибыли общества; минимальный размер резервного фонда - 5% от уставного капитала. Максимальные размеры ежегодных отчислений и резервного фонда Законом не ограничиваются и зависят от нормы, предусмотренной уставом. Не ограничивается и срок, в течение которого может быть полностью сформирован резервный фонд.
Для отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по созданию и пополнению резервного фонда (капитала) администрации акционерного общества необходимо получить письменное указание высшего органа управления обществом. Как правило, это выписка из протокола собрания акционеров о распределении чистой прибыли общества по итогам года. На основании этого документа бухгалтер составит проводку по направлению части нераспределенной прибыли, оставшейся в распоряжении акционеров (учредителей) по окончании отчетного года, на образование или пополнение резервного фонда (капитала):
Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"
К-т сч. 82 "Резервный капитал" - на сумму, указанную в протоколе собрания акционеров.
Использование средств резервного фонда (капитала) крайне ограниченно. В случае отсутствия иных средств резервный капитал используется для погашения облигаций. Инструкцией по применению Плана счетов предлагается отразить это записью:
Д-т сч. 82 "Резервный капитал"
К-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" или 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".
Так же средства резервного капитала используются на погашение убытков, что отражается:
Д-т сч. 82 "Резервный капитал"
К-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - направлено на покрытие убытка организации по итогам отчетного года (на основании решения собрания акционеров).
Таким образом, уставный капитал является обязательным для всех организаций, созданных в форме обществ, атрибутом юридической самостоятельности. Появление добавочного капитала то отражается: в учете организации непредсказуемо в силу специфики его составляющих. Наличие резервного капитала обязательно для акционерных обществ, что предусмотрено соответствующим законодательством. Организации, организационно-правовая форма которых другая, создают резервный капитал или фонд по своему усмотрению, что должно быть предусмотрено в их учредительных документах.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Направление подготовки: 100800.62 - Товароведение
Профиль подготовки: Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров)
Тверь, 2015
Составитель: Ястребова Е.Н., к.эн., доцент кафедры бухгалтерского учёта, финансов и анализа.
Одобрено и рекомендовано к изданию кафедрой бухгалтерского учёта, финансов и анализа (протокол № от____________ 2015 г).
Данная работа выполнена при информационной поддержке справочно-информационных систем «Консультант-плюс» и «Гарант».
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Модуль №1 Предмет бухгалтерско-
Го учета
1.2 Предмет и метод бухгалтерского учета
Контрольные вопросы
Дата: 2019-07-24, просмотров: 380.