Концепция «высветления» теневой экономики и среднего класса как ее субъекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Эта разработка требует учета следующих двух обстоятельств и ответов на два сопряженных с ними вопроса.

Во-первых, как уже отмечалось, в отряд «теневиков» переходят не только криминальные, но и обыкновенные отечественные предприниматели. Позволительно ли отождествлять тех и других, или подход государства должен быть дифференцированным?

Во-вторых, в «теневой» экономике увязли огромные капиталы. По экспертным оценкам, «в чулках» у населения России находится до 70 млрд. долл. (это примерно два сегодняшних бюджета), а за границу за годы реформы незаконно вывезены сотни миллиардов долларов, вместе с тем только «челноками» в последние годы импортировалось товаров на сумму, равную объему ежегодного нефтяного экспорта страны.[14] И это в условиях разразившегося кризиса капиталовложений, когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке полного затухания!

Отвечая на поставленные вопросы, приходится, прежде всего, констатировать: в государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях до сих пор доминируют два явно ущербных подхода к решению проблем «теневой» экономики. Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991— начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны госвласти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого и среднего бизнеса, — с другой. Не случайно некоторые политики призывают «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков»-хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров, и т.п.

Второй —репрессивный — подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы вышеописанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Минфина России; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства; общее резкое ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Федерального закона «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам» (№ 116-ФЗ от 20 июля 1998 г.).

Идея названного акта, казалось бы, естественна и «прозрачна»: коль скоро государству не удается зарегистрировать доходы граждан, следует поставить под контроль их расходы и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их обнаружить источник сокрытых средств, в-третьих, собрать недоплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий подобных правовых акций необходимо вернуться к причинам разбухания «теневой» части экономики. Их много, но главные, стоит повторить, замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт (в том числе примеры латиноамериканских стран), но и практика отечественных преобразований свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая ставит их в положение жертв правового и экономического беспредела.

Реализация рассматриваемого законодательного акта лишь ужесточит эту систему: под нее попадут, прежде всего, мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некие денежные средства сверх мизерных окладов; другими словами, «под прицел» будет поставлен становящийся средний класс России. Становясь фактором поощрения тотального доносительства, правовой документ не дает никаких гарантий утечки соответствующей информации от чиновников к уголовникам.

Поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: в расширения налоговой базы — ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций усиление.

Вряд ли более благоприятными, думается, окажутся и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», ставших жертвой губительных для производства вил игры, но и значительной части рабочих, которым «теневая» экономика помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, работников предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в государстве. Уровень поддержки населением властей при использовании последними комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как «относительно низкий», а уровень сопротивления властям — как «относительно высокий».

Преимущественно репрессивный подход к «теневой» экономике имеет шанс на поддержку абсолютного большинства населения лишь в отношении сугубо криминальных элементов: торговцев наркотиками и оружием, рэкетиров, наемных убийц), в один ряд с которыми можно вить глубоко коррумпированные группы чиновников, формирующих, как уже отмечалось, своеобразную надстройку «теневой» экономики и составляющих значительно меньшую часть ее пирамиды.

Разрабатывая концептуальную основу альтернативной двум охарактеризованным выше подходам линии государства в отношении «теневой» экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и к административно-распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной стратегии должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, что прочно находятся «в тени».

Учитывая вышеизложенное, необходимо, с одной стороны, изменить, стоит еще раз подчеркнуть, общие условия хозяйствования, а с другой, — осуществлять специальную программу интеграции здоровой части «теневой» и легальной экономики. Необходим, конкретнее говоря, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства. Для претворения этого подхода в жизнь требуется минимум следующее.

1.Четкое разграничение капиталов криминальных элементов и «теневиков»-хозяйственников и отражение данного разделения в новых экономико-правовых актах, в том числе в законодательстве по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, в Уголовном кодексе РФ. Думается, в эти документы целесообразно ввести определение подлежащей легализации части «теневой» экономики как сферы функционирования тех хозяйственников, у которых издержки деятельности при существующих «правилах экономической игры» устойчиво превышают доходы. Отработка критериев разграничения криминальных элементов и «теневиков-хозяйственников» — важнейшая задача экономистов, социологов, юристов, специалистов правоохранительных органов.

2.Корректировка (в целях создания и поддержания благоприятной правохозяйственной среды для бизнеса) легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению репрессивных, уголовно-правовых методов. В первую очередь это относится к налоговому режиму, в связи с чем представляется уместным обратиться к опыту нэпа, который, как известно, включал и линию на легализацию скрытых капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая политика: налог составил 25% доходов частника, который сразу же активизировался, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя (когда же было решено вытеснить частника, налоги начали повышать: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более). В этом контексте сегодня желательны: а) сокращение налогооблагаемой базы до 26—28% ВВП (без учета социальных выплат);

3.б) реструктурирование налоговой задолженности, причем в первую очередь малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; в) освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; г) перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления (на доходы и имущество граждан), применение рентных платежей.

Сегодняшний вариант Налогового кодекса РФ — это некий полушаг вперед. Примечательно, однако, что составителями налоговых правил ныне являются министерства финансов, а также налогов и сборов, т.е. величина налоговой ставки напрямую увязывается с доходами в бюджет. Между тем фискальные органы не должны разрабатывать налоговую политику, ибо их задача — любыми способами собрать налоги. Отвечать за создание эффективного свода налоговых правил, по идее, обязано Минэкономики России, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические (народнохозяйственные) сдвиги, рост объемов производства и т.п.

Снижение налогового бремени, конечно, не самоцель, но на сегодня, пожалуй, единственный рычаг легального стимулирования инвестиционной активности, технологического обновления и технического перевооружения российской экономики.

3.Разработка и реализация действенных мер защиты населения государством от финансовых мошенничеств, обеспечение гарантий защищенности сбережений и капиталов (как, разумеется, и самого института частной собственности).

4.Задействование (наряду с применением деклараций о доходах и расходах в сфере личного потребления) «доходных индульгенций» — юридических документов, конституирующих легализацию (при условии уплаты спецналогов) денежных средств, направляемых на инвестирование сферы производства. В этой связи нельзя не отметить, что в ноябре 2000 г. в Государственной

5.Думе обсуждался проект постановления «Об объявлении экономической амнистии». Многие его положения, мягко говоря, небесспорны, однако есть основания квалифицировать само появление документов подобного рода как поиск путей использования инвестиционных возможностей «теневой» экономики.

6.Проведение особой политики в отношении проживающих за рубежом «новых русских», разработка и реализация программы репатриации российских капиталов с превращением их в реальный инвестиционный ресурс России. Здесь важно иметь в виду, что российский рынок для отечественного предпринимателя, вывезшего капиталы за рубеж, имеет существенные преимущества: относительно более высокую в сравнении с иностранным рынком норму прибыли на вложенный капитал, лучшее знание рыночных условий и конъюнктуры, наличие связей с представителями органов власти и управления. «Беженцев» сдерживает лишь опасность преследования со стороны как правоохранительных органов, так и криминальных структур.



Заключение

 

В ходе курсовой работы выявлено, что разница между доходами самых обеспеченных и самых бедных практически одинакова во всех регионах России, несмотря на то, что сами эти регионы сталкиваются с различными социальными проблемами и экономическая ситуация в них различна.

Экономический рост в стране позитивно отражается в основном на доходах преуспевающей части населения. И, вопреки ожиданиям правительства, не приводит к реальному сокращению числа бедных и малообеспеченных граждан.

Складывается парадоксальная ситуация: ни темпы снижения бедности, ни темпы роста уровня жизни никак статистически не связаны с темпами роста валового регионального продукта.

Значительную роль в решении проблемы бедности играет создание условий для опережающего роста низких зарплат и расширения возможностей получения доходов за счет мелкого и среднего предпринимательства.

При решении вопроса принадлежности граждан к среднему классу зарубежные аналитики применяют три параметра: социальный статус; уровень доходов и структура потребления; социальная самоиндентификация. В России важным фактором является при решении этого вопроса учет наличия теневой составляющей в экономике, с которой во многом и связано формирование среднего класса в России.

Необходимо определиться именно в вопросах легализации «теневой» экономики, ее интеграции с экономикой «световой». До тех же пор, пока в нашем хозяйственном законодательстве будут преобладать либо чисто либералистские, либо сугубо репрессивные мотивы, решения таких важнейших реформационных задач, как введение «теневой» экономики в некие «цивилизованные» рамки и сопряженное с этим формирование массового «цивилизованного» же среднего класса (пусть со специфическими стандартами потребления и качества жизни), достичь не удастся.



Список литературы

 

1. Абрамов А. Д. Формирование среднего класса в России. // Экономист, 2005, № 5, с. 46-52.

2. Виленова О.Н. Экономическая теория. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 – 422 с.

3. Даровская К. А. Явление среднего класса в России //РЭЖ. - 2005.- № 2. - с. 92-94.

4. Исправников В. «Теневые параметры реформируемой экономики и антикризисный потенциал среднего класса» // Экономическая газета, 2004, № 11, с. 3-11.

5. Липатов В. К вопросу неравенства доходов и выделения среднего класса в российской экономике // Вопросы экономики. – 2005. - №11. – C. 14-19.

6. Попова И. Н. Экономика богатых // Экономист. - 2004. - № 2. - с. 68 – 72

7. Семенковский К.А. Экономическая теория. Курс лекций.- М.: Гардарики, 1999. – 336 с.

8. Стрелов В. С. Экономическая теория. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 394с.

9. Таганов Э. Неравенство доходов в России // Экономист. – 2005. - № 11. – C. 73-79.

10. Уфимцев А. П. Экономическая теория. М.: Инфра - М, 2004 – 312 с.


[1] Таганов Э. Неравенство доходов в России // Экономист. – 2005. - № 11. – C. 73.

[2] Попова И. Н. Экономика богатых // Экономист. - 2004. - № 2. - с. 68.

[3] Таганов Э. Неравенство доходов в России // Экономист. – 2005. - № 11. – C. 74.

[4] Липатов В. К вопросу неравенства доходов и выделения среднего класса в российской экономике // Вопросы экономики. – 2005. - №11. – C. 14.

[5] Таганов Э. Неравенство доходов в России // Экономист. – 2005. - № 11. – C. 75.

[6] Липатов В. К вопросу неравенства доходов и выделения среднего класса в российской экономике // Вопросы экономики. – 2005. - №11. – C. 16.

[7] Таганов Э. Неравенство доходов в России // Экономист. – 2005. - № 11. – C. 78.

[8] Липатов В. К вопросу неравенства доходов и выделения среднего класса в российской экономике // Вопросы экономики. – 2005. - №11. – C. 17.

[9] Попова И. Н. Экономика богатых // Экономист. - 2004. - № 2. - с. 70.

[10] Абрамов А. Д. Формирование среднего класса в России. // Экономист, 2005, № 5, с. 49.

[11] Исправников В. «Теневые параметры реформируемой экономики и антикризисный потенциал среднего класса» // Экономическая газета, 2004, № 11, с. 5.

[12] Абрамов А. Д. Формирование среднего класса в России. // Экономист, 2005, № 5, с. 50.

[13] Исправников В. «Теневые параметры реформируемой экономики и антикризисный потенциал среднего класса» // Экономическая газета, 2004, № 11, с. 7.

[14] Абрамов А. Д. Формирование среднего класса в России. // Экономист, 2005, № 5, с. 52.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 277.