Тема: Стеклянные и керамические изделия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Стеклянные и керамические изделия



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Общая характеристика стеклянных и керамических изделий

1.1 Классификация, состав и строение стекла и керамики

1.2 Тенденции развития стекольной и керамической промышленности в России

2 Анализ основных потребительских свойств, ассортимента и показателей качества изделий бытового назначения из стекла и керамики

2.1 Потребительские свойства стеклянных и керамических изделий

2.2 Ассортимент стеклянных и керамических товаров

2.3 Качество изделий из стекла и керамики

2.4 Маркировка, упаковка, приемка, транспортирование и хранение изделий

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 



Введение

Стекольная и керамическая промышленность переживает в настоящее время серьезные изменения и находится в процессе эволюции. Происходит переход индустрии от производителя к потребителю. Отныне потребитель волен сам менять схему осуществления покупок, опираясь уже не на необходимость, а на выбор. Товары лучшего качества необходимы нам для поддержания уровня продаж и привлечения покупателей.

Важнейшие характеристики и потребительские свойства стеклянных и керамических изделий рассматривается множеством научных работ и монографий известных ученых и практиков, таких как Брилевский О.А., Брозовский Д.И., Борисенко И.М., Бурова М., Гамидуллаев В. Н., Иванова Е. В., Николаева С. Л., Иванов А.И., Иванов Г.Г., Кругляков Г.Н., Микулович Л.С., Локтев А.В., Фурс И.Н., Панкратов В.К., Серегина Т.К., Пеньков В.И. и др. Тем не менее, вопросы совершенствования качества и других свойств стеклянной и керамической продукции недостаточно подробно рассмотрены в популярной и специальной литературе.

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящей курсовой работы и ее основную цель: дать масштабный анализ свойств, ассортимента и качества стеклянных и керамических изделий.

Поставленная цель реализуется решением следующих задач:

- дать понятие стекла и керамики и привести их классификации;

- рассмотреть потребительские свойства стеклянных и керамических товаров и факторы их формирования;

- охарактеризовать ассортимент и показатели качества стеклянных и керамических товаров.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследований: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, использовались основные приемы анализа. Теоретическую основу исследования составила специальная литература по исследуемой проблеме отечественных авторов.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения; содержит в себе 29 страниц машинописного текста, список использованных источников и графическое приложение.



Общая характеристика стеклянных и керамических изделий

Анализ основных потребительских свойств, ассортимента и показателей качества изделий бытового назначения из стекла и керамики

Рис. 2.1. Способы украшения стеклянной посуды

1 — матовая лента; 2 - гравировка; 3,4,5 - алмазная пыль: 6—гильоширное травление

 

Ко второй группе относятся украшения с орнаментами. Их получают при внесении заготовки стекла одного цвета в полуфабрикат или готовое изделие другого цвета. Это цветные нити, полосы, пятна, палены, крошка, украшения стеклотканью, акварельное пятно, цветной наклад. Заготовки размягченного цветного стекля в виде нитей, шнура, кусочков или ажурной стеклоткани различными приемами накладывают на «пульку». После формования получают украшения и виде витой или путаной нити, полос, пятен, кружевного рисунка. Цветные налепы наносят на готовое изделие в виде крупного скульптурного рельефа (накладывают размягченную заготовку цветного или бесцветного стекла). Изображение эмблемы получают с помощью штампа. Для нанесения цветной крошки «пульку» обрабатывают на металлической плитке, усыпанной мелко измельченным стеклом.

Для высокохудожественных изделий применяют более сложные украшения: мозаичное, филигранное, инородные включения других материалов.

Третья группа украшений — нанесение на поверхность изделия радужной пленки осаждением ирризирующих веществ (ирризация). Изделие обрабатывают в специальной камере с парами хлористого олова, азотнокислого стронция, хлористого бария. В зависимости от соотношения этих соединений, температуры и времени выдержки создается эффект бесцветной пленки с синим либо красноватым оттенком.

Потребительские свойства керамических изделий обусловливаются свойствами керамики, а также формой и конструкцией изделий. Рассмотрим важнейшие физико-химические свойства керамики.

Пористость (открытая) характеризуется водопоглощением черепка. Изменяется от 0,2% у твердого фарфора до 16% у майолики. При увеличении ее уменьшаются прочность и термостойкость. Пористость может быть причиной водопроницаемости черепка.

Механическая прочность керамики определяет долговечность изделий. При сжатии она достаточно высокая, а при растяжении, изгибе и особенно ударе ниже, чем при сжатии, в 10 и более раз. Так, предел прочности при сжатии твердого фарфора—450—550 МПа, при растяжении—40, а при ударе-— 0,1—0,22 МПа. Твердость глазури твердого фарфора составляет 7 единиц минералогической шкалы, фаянса—6, майолики—5. С увеличением твердости повышается сопротивление истиранию, дольше сохраняются гладкость и блеск поверхности, покрытой глазурью.

Термическая устойчивость характеризуется разностью температур нагретого и охлажденного образцов, при которой возникли сквозные трещины фарфоровых и глазурные трещины фаянсовых изделий. Термостойкость фарфоровой посуды — не менее 165 °С, фаянсовой—145, майоликовой—100—110°С. Подобно механической прочности термостойкость обусловливает назначение и долговечность изделий.

Химическая стойкость глазурей и надглазурного декора определяет гигиеничность и сохраняемость поверхности глазури и декоративных покрытий при действии воды, пищевых кислот, щелочей. Зависит в основном от химического состава. Наиболее высокой устойчивостью характеризуются полевошпатовые фарфоровые глазури, меньшей—высокощелочные и свинецсодержащие майоликовые глазури.

Белизна — важный показатель эстетических свойств фарфоро-фаянсовых изделий. Зависит главным образом от содержания в сырье и керамических массах красящих оксидов (Fe2О3, ТiO2 и др.). Для твердого фарфора составляет 55—68%, для костяного — 74—80 %.

Просвечиваемость присуща только твердому (за исключением низкотемпературного) и мягкому фарфору. Зависит от количества стекловидной фазы в структуре, пористости. Просвечиваемость черепка твердого фарфора толщиной 2 мм составляет 0,09—0,15%, мягкого—значительно выше. На практике ее обычно определяют визуально.

Блеск глазури зависит от ее состава и состояния поверхности. Майоликовые и фаянсовые глазури, содержащие соединения элементов высокой плотности (бария, стронция, цинка, свинца), имеют повышенный блеск. Дефекты глазури—наколы, оспины, плешины — резко снижают блеск.

К потребительским свойствам керамических изделий относятся функциональные, эргономические, надежность, эстетические (ГОСТ 4.69—81 «Посуда фарфоровая и фаянсовая. Номенклатура показателей»).

Функциональные свойства изделий — это их форма и размеры, устойчивость на плоской поверхности, термостойкость, способность поглощать воду.

Эргономические свойства включают гигиеничность и удобство пользования изделием. Гигиеничность характеризуется выделением вредных веществ (соединений свинца, цинка, кадмия и Др.), удобство пользования—показателем соответствия массы изделия силовым возможностям человека, его конструкции—размерам и форме руки человека. К эргономическим показателям относятся также допустимый угол наклона изделия до выпадения крышки, показатель сливной способности, а также параметр шероховатости незаглазурованных частей изделия. Показатели удобства пользования обычно оценивают экспертным методом в баллах.

Надежность характеризуется показателями сопротивления изделий изгибу, удару, сопротивлением приставных деталей отрыву, прочностью глазурованной поверхности и декоративного покрытия на истирание, их кислого- и щелочестойкостью.

Эстетические свойства посуды характеризуются белизной, просвечиваемостью, блеском заглаэурованной поверхности, совершенством формы, декора и их соответствием современному стилю, целостностью композиции, а также совершенством производственного исполнения изделий.

Потребительские свойства керамических товаров формируются на стадии проектирования и конструирования при создании опытного (авторского) образца и в процессе производства. Опытный образец должен соответствовать назначению, отвечать современным требованиям удобства эксплуатации, надежности, красоты. Он должен быть максимально точно воспроизведен в массовом или серийном производстве. Качество воспроизведения опытного образца и совершенство изготовления изделий обеспечиваются соблюдением установленной технологии производства.

Заключение

Таким образом, стекло и керамика - незаменимые материалы, от которых зависят многие стороны культурной жизни человека.

Стеклянные изделия, поступающие в торговлю, должны характеризоваться совокупностью свойств, обеспечивающих их спрос и потребление. По ГОСТ 4.75—82 потребительские свойства посуды включают следующие группы:

- свойства, определяющие назначение изделия,—устойчивость на плоской поверхности, плотность стекла, функциональная пригодность, размеры, вместимость;

- надежность — долговечность, прочность на удар, термическая устойчивость, сохраняемость изделия и покрытия под воздействием воды, истирания, света:

- эргономические:

- эстетические—соответствие серийного изделия образцу-эталону, совершенство форм, декора, производственного исполнения, композиционная целостность, игра света, прозрачность;

- экономические — себестоимость изделия.

К потребительским свойствам керамических изделий относятся функциональные, эргономические, надежность, эстетические (ГОСТ 4.69—81 «Посуда фарфоровая и фаянсовая. Номенклатура показателей»).

Функциональные свойства изделий — это их форма и размеры, устойчивость на плоской поверхности, термостойкость, способность поглощать воду.

Эргономические свойства включают гигиеничность и удобство пользования изделием.

Надежность характеризуется показателями сопротивления изделий изгибу, удару, сопротивлением приставных деталей отрыву, прочностью глазурованной поверхности и декоративного покрытия на истирание, их кислого- и щелочестойкостью.

Эстетические свойства.

В основу построения ассортимента бытовых изделий из стекла положены следующие признаки: назначение и условия эксплуатации, химический состав и окраска стекла, способ формования, фасон и размеры, способ украшения и сложность, способ термической обработки, вид, комплектность изделия.

Качество стеклянной посуды регламентируется отраслевыми стандартами: ОСТ 21-4—77 «Посуда и декоративные изделия из стекла» и ОСТ 21-35—77 «Посуда и декоративные изделия из хрусталя».

Требования к качеству стеклянной посуды нормируются по показателям внешнего вида, физико-техническим и размерам. Внешний вид изделий определяется качеством стекломассы, качеством изготовления, характером, количеством, выраженностью и расположением дефектов. По форме, способу изготовления, характеру обработки и декорированию изделия должны соответствовать утвержденному образцу-эталону и техническому описанию.

В нормативно-технической документации по керамическим изделиям регламентируется ряд физико-технических показателей и конструктивных особенностей, обусловливающих потребительские свойства изделий,— габаритные размеры, вместимость посуды, толщина черепка, механическая прочность, водопоглощение, белизна и просвечиваемость (для фарфора) и др.



Приложение

Пример кухонной стеклянной посуды для приготовления пищи

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Стеклянные и керамические изделия



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Общая характеристика стеклянных и керамических изделий

1.1 Классификация, состав и строение стекла и керамики

1.2 Тенденции развития стекольной и керамической промышленности в России

2 Анализ основных потребительских свойств, ассортимента и показателей качества изделий бытового назначения из стекла и керамики

2.1 Потребительские свойства стеклянных и керамических изделий

2.2 Ассортимент стеклянных и керамических товаров

2.3 Качество изделий из стекла и керамики

2.4 Маркировка, упаковка, приемка, транспортирование и хранение изделий

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 



Введение

Стекольная и керамическая промышленность переживает в настоящее время серьезные изменения и находится в процессе эволюции. Происходит переход индустрии от производителя к потребителю. Отныне потребитель волен сам менять схему осуществления покупок, опираясь уже не на необходимость, а на выбор. Товары лучшего качества необходимы нам для поддержания уровня продаж и привлечения покупателей.

Важнейшие характеристики и потребительские свойства стеклянных и керамических изделий рассматривается множеством научных работ и монографий известных ученых и практиков, таких как Брилевский О.А., Брозовский Д.И., Борисенко И.М., Бурова М., Гамидуллаев В. Н., Иванова Е. В., Николаева С. Л., Иванов А.И., Иванов Г.Г., Кругляков Г.Н., Микулович Л.С., Локтев А.В., Фурс И.Н., Панкратов В.К., Серегина Т.К., Пеньков В.И. и др. Тем не менее, вопросы совершенствования качества и других свойств стеклянной и керамической продукции недостаточно подробно рассмотрены в популярной и специальной литературе.

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящей курсовой работы и ее основную цель: дать масштабный анализ свойств, ассортимента и качества стеклянных и керамических изделий.

Поставленная цель реализуется решением следующих задач:

- дать понятие стекла и керамики и привести их классификации;

- рассмотреть потребительские свойства стеклянных и керамических товаров и факторы их формирования;

- охарактеризовать ассортимент и показатели качества стеклянных и керамических товаров.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследований: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, использовались основные приемы анализа. Теоретическую основу исследования составила специальная литература по исследуемой проблеме отечественных авторов.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения; содержит в себе 29 страниц машинописного текста, список использованных источников и графическое приложение.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 183.