Расчеты, производимые организацией через банк, делятся на две группы: расчеты по товарным и нетоварным операциям. К товарной группе относят расчеты за реализованные материально-производственные запасы, оказанные услуги и выполненные работы, а к нетоварной группе – операции по финансовым обязательствам, по расчетам с научно- исследовательскими и учебными заведениями, с жилищно-коммунальными организациями по квартплате и пр. Наибольший удельный вес в общей массе расчетов составляют расчеты по товарным операциям.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета. Основные задачи этого учета:
– формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
– обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
– контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
– контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;
– своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
Предназначение счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
– полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
– товарно-материальные ценности, работы и услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;
– товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
– излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке.
Подрядные строительные и монтажные, научно-исследовательские и другие аналогичные организации, когда они являются генеральными подрядчиками, расчеты со своими субподрядчиками (соисполнителями) также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [14. с. 169].
По ведению безналичных расчетов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерском учете составляются следующие записи:
Д-т 60 К-т 51
– Погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками, в том числе обеспеченная выданными векселями.
– Учтены суммы авансов, выданных под выполнение работ и поставки материальных ценностей.
Д-т 51 К-т 60
– Зачислены на расчетный счет денежные суммы, поступившие от поставщиков после установления фактов переплаты им.
– Возвращен от подрядчика ранее выданный ему аванс.
При применении на предприятии журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере №6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных – все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета. Данные синтетического и аналитического учета расчетов с, поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:
– с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
– с поставщиками и подрядчиками по неоплаченным в срок расчетным документам;
– с поставщиками по неотфактурованным поставкам;
– по авансам выданным (следует иметь в виду, что с введением в действие нового Плана счетов, применявшийся ранее для расчетов по авансам выданным счет 61 отменен, и все расчеты по авансам выданным подлежат отражению на отдельном субсчете счета 60);
– с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
– с поставщиками и подрядчиками по просроченным векселям;
– с поставщиками по полученному коммерческому кредиту.
Основные источники информации для данного раздела учета:
– договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
– счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях – таможенные декларации);
– накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;
– документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах).
Запасы материалов, товаров пополняются за счет их поставок предприятиями-поставщиками на основании договоров. В последних предусматриваются: наименование материалов, количество, цена, срок поставки, порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора и т.д. Основными документами, на основании которых поступают товары от поставщиков, являются счета-фактуры и товарно-транспортные накладные. Товарно-транспортные накладные выписывают при поставке товаров автомобильным транспортом, в остальных случаях выписываются счета-фактуры.
Корреспонденция счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» с другими счетами
Содержание операций
Кор. счета
2. Организация безналичных расчетов на примере предприятия ООО «Опытно-конструкторское бюро по теплогенераторам»
Дата: 2019-07-24, просмотров: 249.