Наиболее распространены среди рассматриваемых преступлений. Попытки государств в одиночку вести борьбу с этими преступлениями закончились провалом. Эпидемия наркомании шла по всему миру. В 1909 г создается первая международная организация по борьбе с наркопреступлениями — Шанхайская комиссия. Она координировала сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, который стал квалифицироваться международным уголовным преступлением.
В настоящее время только при ООН действует целый комплекс органов по борьбе с этими преступлениями:
· Комиссия ООН по наркотическим средствам, определяющая политику международного сообщества в области международного контроля над наркотиками. В ее составе 40 членов, назначаемых Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) ООН;
· Отдел ООН по наркотическим средствам в Вене является для названной Комиссии секретариатом и подкрепляет политическую волю правительств путем предоставления информации и услуг специалистов;
· Международный совет по контролю за наркотическими средствами (МСКН), состоящий из 13 членов-экспертов, назначаемых ЭКОСОС для наблюдения за действием системы международных договоров о контроле за наркотиками и психотропными веществами. Ежегодно он представляет доклад о положении в мире в области контроля над ними;
· Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотическими средствами (ЮНФДАК), который финансируется за счет добровольных взносов, помогает странам в планировании и реализации конкретных программ контроля над наркотиками и реабилитации наркоманов. В 1989г. Фонд оказал помощь в осуществлении 152 проектов в 49 государствах;
· Программа ООН по контролю за наркотическими средствами, в соответствии с которой Генеральная Ассамблея ООН ежегодно заслушивает доклад Генерального Секретаря ООН об осуществлении Всемирной программы действий по борьбе против незаконного производства, предложения, спроса, оборота и распространения наркотических средств и психотропных веществ. Такое внимание не случайно. Растет общественная опасность этих преступлений. Объектом их посягательства являются не только здоровье людей, но и внешнеэкономические отношения между государствами, значительный ущерб фармацевтической и другим отраслям национальной экономики. Они оказывают негативное влияние на отношения с теми странами, которые попустительствуют правонарушениям в этой области и не выполняют взятые на себя международные обязательства.
По мере роста и распространения наркомании шел процесс развития, совершенствования и сближения международного и национального законодательства по следующим направлениям:
а) соглашений между государствами;
б) национальных мер уголовного, административного и медицинского характера.
При этом первым в истории международным договором стала Гаагская конвенция 1912 г, закрепившая следующие принципиальные положения: производство и распределение сырого опиума должно контролироваться правом; его курение должно искореняться; производство, продажа и использование наркотиков должно ограничиваться законом исключительно в медицинских целях и т.п. В последующем принимается еще 9 международно-правовых актов по борьбе с рассматриваемыми преступлениями, среди которых следует назвать Конвенцию о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 г.
В целях унификации многочисленных международно-правовых норм в 1961 г принимается Единая конвенция о наркотических средствах, заменившая все ранее действовавшие договоры в этой области, за исключением Конвенции 1936 г.
Около ста государств, в том числе и наше, присоединились к ней. Остальные руководствуются 8 ранее действовавшими документами. Однако орган контроля единый - Международный комитет по контролю над наркотиками, созданный в рамках Конвенции 1961 г. Республика Узбекистан присоединилась 04.05.95г., вступила в силу 23.09.95г.
В ст. 36 Единой конвенции перечисляются 18 наказуемых деяний: культивирование, производство, изготовление, извлечение, приготовление, хранение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, доставка на любых условиях, маклерство, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотиков, произведенных в нарушение норм Конвенции, и любых других действий.
Кроме того, в Конвенции дается толкование культивирования, ввоза, вывоза и других деяний. Их перечень не может быть исчерпывающим, поэтому государство в нормах своего законодательства может признать преступным, например, потребление наркотиков. Все они условно подразделяются на незаконные операции, связанные с производством наркотических средств, их куплей-продажей и транспортировкой.
Специалистам известно в настоящее время около 500 видов наркотических средств, которые производятся в основном из наркосодержащих растений (опийный мак, наркосодержащая конопля, кока, каннабис и пр.). Наркотическими свойствами обладают и психотропные вещества, которые вызывают у человека депрессию и «кайф».
Они являются искусственно созданными медицинскими препаратами, лекарственными веществами, оказывающими влияние на психические функции человека. Они еще известны как транквилизаторы или антидепрессанты.
Для борьбы с их незаконным производством и распространением в 1971 г была принята Конвенция о психотропных веществах. Для РУз она вступила в силу 22.11.95г.
В ней регламентируются меры контроля за производством и распространением психотропных веществ, дается их примерный перечень, устанавливается преступность и наказуемость по усмотрению государств. В Конвенции нет перечня уголовно наказуемых деяний.
Обе конвенции предписывают государствам, чтобы все серьезные и умышленные незаконные операции с наркотическими средствами и психотропными веществами наказывались тюремным заключением или другими наказаниями, связанными с лишением свободы (ст. 36 Конвенции 1961 г и ст. 22 Конвенции 1971 г.).
В нарушение этих норм в Иране, Ираке, Пакистане, Малайзии и других странах (всего 12) за употребление и распространение наркотиков установлена смертная казнь.[9] Конвенции предусматривают территориальный принцип наказания преступников, т.е. по законам государства, на территории которого совершены преступления. По месту задержания преступника юрисдикция осуществляется только при недопустимости его выдачи.
Норма о борьбе с этими преступлениями имеется в Конвенции ООН 1982г. по морскому праву. Согласно ст. 108 все государства сотрудничают в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море в нарушение международных правил.
В 1988 г. были принята и открыта для подписания Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Для Республики Узбекистан она вступила в силу 22.11.95г. Она не отменяет действие конвенций 1961 и 1971гг. и содержит ссылки на их некоторые положения. К числу преступных деяний Конвенция 1988 г. относит их производство, изготовление, экстрагирование, распространение, продажу, поставку на любых условиях, переправку, транспортировку, импорт или экспорт, а также культивирование опийного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконного производства наркотиков.
Наказывается и публичное подстрекательство или побуждение других к совершению таких деяний и вступление в преступный сговор в целях их совершения (ст. 3).
Помимо лишения свободы государства должны применять штрафы и конфискацию. Фиксируется возможность применения к виновным таких мер, как лечение, перевоспитание, восстановление трудоспособности, социальная реинтеграция (п. 4 ст. 30).
Здесь же перечисляются отягчающие вину обстоятельства: организованная группа, применение оружия, насилия, вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних, а также предыдущая судимость, особенно за аналогичное правонарушение.
Характерно и указание о том, что государства в необходимых случаях устанавливают длительные сроки давности наказания за комментируемые преступления. В Конвенции имеется специальная статья «Выдача» (ст. 6). Детально регламентируется взаимная правовая помощь в расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел.
Венская международная Конвенция ООН обязывает участников- государств привести свои законодательные нормы в соответствие с ее положениями (ст. 3). Это предполагает максимально приблизить нормы национального и международного законодательства по установлению единой ответственности за занятие незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Необходимость принятия данной меры на мой взгляд, следующими объективными причинами. Во первых, в большинстве стран мира нет единого комплексного и исчерпывающего законодательства и выработанной уголовной политики в отношении наркотиков в национальных правовых системах. Во-вторых, уголовно-правовая доктрина развитых государств в отношении наркомании ориентирована менее карательно, чем в развивающихся государствах. В- третьих, законодательство значительного числа государств берет под свой контроль только так называемые естественные наркотики и оказывается совершенно не в состоянии контролировать психотропные вещества. В тех же немногочисленных случаях, когда такой контроль имеет место , он осуществляется не посредством уголовно-правовых норм, а нормами административного права, имеющими зачастую расплывчатые формулировки, недостаточные для строго и специфичного контроля. В-четвертых, в законодательстве большинства стран нет единообразия в терминологии при классификации наркотиков, при определении видов преступлений и иных правонарушений, при установлении видов наказаний, а также в деталях административной и судебной процедур и т. д.[10] Данная международная Конвенция сыграла важную роль не только в устранении этих недостатков зарубежного законодательства о борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ, но и внесла достойный вклад в его систематизацию.
Комиссия ООН по наркотическим веществам на своем очередном заседании от 29.01.1990г. приняла решение о дополнении Списка Единой Конвенции о наркотических средствах 1961г. новыми видами наркотических средств и спсика Конвенции ООН о психотропных веществах 1971г. - психотропных веществ. Последние также были закреплены в национальном законодательстве ряда государств-членов Конвенции 1988г.[11] Подобные изменения продолжают происходить и по сей день[12]
Фальшивомонетничество.
Самое древнее международное уголовное преступление. Оно появилось одновременно с заменой натурального товарообмена денежным. Со временем фальшивомонетничеством стали заниматься не только отдельные лица, но и государства, которые подобными действиями пытались подорвать экономику других государств, ослабить их и добиться победы в войне. К таким действиям прибегал Наполеон 1 в отношении России в период подготовки своей печально закончившейся интервенции. Известны факты изготовления фунтов стерлингов Великобритании фашистской Германией в период Второй мировой войны. Поддельные деньги и ценные бумаги используются и как средство подрыва экономики развивающихся государств. Например, в 1967 г. в Париже была обнаружена подпольная фабрика, которая печатала банкноты Республики Заир. При этом было изъято денег на сумму 15 млн. франков.[13]
По данным Интерпола, только за период с 1946 по 1972 п этой организации удалось с помощью полиции других стран обнаружить и классифицировать около 6 млн. подделок денег и ценных бумаг в 89 странах мира[14]. Однако специалисты считают, что даже эти по своим масштабам цифры не соответствуют действительности. Случаев фальшивомонетничества гораздо больше, далеко не все из них попадают в поле зрения полиции и раскрываются. Эти преступления совершают хорошо организованные группы, поддерживаемые иногда представителями коррумпированных властей. В 1968 г, например, разоблачена группа международных преступников численностью более ста человек. Они подделывали американские доллары и дорожные чеки с сигнатурой 26 наиболее известных банков различных стран мира. Центр организации находился в Латинской Америке, а один из филиалов — в Италии. Фальшивые чеки и доллары распространялись через «туристов» на всех континентах земного шара. Вскоре в окрестностях г Болоньи в Италии была обнаружена типография фальшивомонетчиков, полиграфическое оборудование которой оценивалось в 50 млн. итальянских лир. Участники этого преступного «синдиката» были арестованы и осуждены во многих странах мира.
По информации Интерпола[15] наиболее часто подделываются (около 80 %) американские доллары из-за их универсального использования. 100 долларовая банкнота является наиболее часто подделываемой. В качестве ответной меры, для обеспечения более стойкой защиты от подделки, американские власти в 1996г. выпустили новую 100 долларовую банкноту.
Деньги составляют основу экономической системы государства и поэтому очень важно, чтобы общество было уверенным в своей валюте, следовательно борьба с этим видом преступления не потеряла своей актуальности.
Необходимость международного сотрудничества в борьбе с этими преступлениями привела к заключению в 1929 г. Женевской конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков. Государства-участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой собственных и иностранных денежных знаков и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников[16]. Оно объявлялось экстрадиционным международным уголовным преступлением.
Поэтому все страны — участники конвенции должны оказывать помощь заинтересованным странам в розыске и возвращении скрывшегося за границу изготовителя, сбытчика денежных знаков или их соучастников. С 1931 по 1995 г в рамках требований ст. 12 Женевской конвенции проведено восемь международных конференций по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с этими преступлениями.
К денежным знакам Конвенция относит только находящиеся в обращении бумажные деньги и металлические монеты.
Государства-участники договорились строго наказывать:
1 ) все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, каков бы ни был способ, употребляемый для достижения этого результата;
2) сбыт поддельных денежных знаков;
3) действия, направленные к сбыту, ввозу в страну или получению, или добыванию для себя поддельных денежных знаков при условии, что их поддельный характер был известен;
4) покушения на эти правонарушения и действия по умышленному соучастию;
5) обманные действия по изготовлению, получению или приобретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков (ст. 3). К уголовной ответственности привлекаются граждане данной страны и лица, проживающие на ее территории, виновные как в подделке внутренних денежных знаков, так и иностранной валюты.
В соответствии со ст. 12 Конвенции дознание по таким делам ведется в рамках национального уголовного судопроизводства особо созданным Центральным Бюро, которое работает в контакте с банковскими учреждениями, полицией и подобными органами других стран. Это позволяет централизовать в масштабе государства все сведения, могущие облегчить розыск, пресечение и профилактику этих преступлений. В настоящее время все вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой сфере международных отношений возложены на Интерпол.
В то же время целый ряд положений Конвенции устарел, а ее текст требует существенных изменений. В первую очередь это относится к расширению понятия «денежных знаков». Сегодня распространены подделки векселей, аккредитивов, чеков, знаков почтовой оплаты и других ценных бумаг Однако в Конвенции такие деяния преступными не считаются. То же самое можно сказать о подделке денежных знаков, не находящихся в обращении, и о вывозе фальшивых денег за границу. Эти пробелы Конвенции вынуждены восполнять национальные нормы уголовного законодательства, а также двусторонние соглашения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.