Подведение итогов, проблемы и ошибки приватизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

Всего в 1991–1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс.

По данным Госкомстата России, за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности, или 17,32% от общего числа приватизированных предприятий. При этом в 1993–1994 годах было приватизировано 71829 предприятий (соответственно 49924 и 21905), что составляло 74,5% от общего количества предприятий, приватизированных в 1993–2003 годах.

Согласно отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126793. В 1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25% уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении («золотая акция») См. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации

 


Таблица 1. Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993–1997 гг.

  1993 1994 1995 1996 1997
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего 42924 21905 10152 4997 2743
в том числе по формам собственности:          
федеральная 7063 5685 1875 928 374
субъектов Российской Федерации 9521 5112 1317 715 548
муниципальная 26340 11108 6960 3354 1821
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: 100 100 100 100 100
акционирование 31,1 44,8 27,7 22,5 18,1
продажа на аукционах 6,3 4,4 4,2 3,9 5,5
коммерческий конкурс 30,4 24,0 15,9 8,9 9,6
инвестиционный конкурс 1,3 1,2 1,1 0,7 0,5
выкуп арендованного имущества 29,5 20,8 29,8 32,1 14,6
Продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов 0,4 1,5 4,2 5,7 9,1
Продажа недвижимости - - 15,4 22,9 38,5
Продажа земли - - 0,6 1,5 2,6
Прочие 1,0 3,3 1,1 1,8 1,5

 

Общие количественные данные о ходе приватизации в важнейших секторах российской экономики представлены в табл. 2.

 


Таблица 2. Структура приватизированного государственного и муниципального имущества в российской федерации по отдельным отраслям экономики (в % от общего числа приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов)

  1993 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе по отраслям:                    
Промышленность 28,1 20,6 17,3 13,3 10,8 9,1 7,0 5,4 5,4 19,3
из нее топливная 0,1 1,0 0,6 0,3 0,2 - 0,2 - - -
Сельское хозяйство 1,6 1,9 2,2 1,6 2,3 2,9 0,4 1,0 0,7 12,4
Строительство 8,9 9,3 10,2 6,8 4,9 4,1 4,3 2,8 2,4 11,8
Транспорт и связь 3,02) 3,0 3,5 2,1 2,4 2,3 1,5 1,9 1,3 6,2
Торговля 33,4 32,1 29,1 27,3 22,6 21,4 16,9 15,7 18,4 23,7
Общественное питание 6,6 5,8 4,4 4,7 3,3 2,1 1,5 1,6 1,9 0,9
Жилищно-коммунальное хозяйство 6,1 7,5 13,6 14,5 11,0 11,0 9,3 8,9 2,8
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 0,8 1,2 1,4 1,1 1,3 0,9 1,3 1,3 1,4
Образование 0,5 0,6 1,3 0,9 0,9 0,9 1,2 0,9 0,5
Культура и искусство 0,7 1,4 1,0 1,0 0,8 0,9 1,0 1,2 0,5
наука и научное обслуживание 1,8 2,2 1,2 0,9 0,5 0,6 0,4 0,6 4,6
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения 4,3 2,9 3,5 4,2 2,4 2,3 1,7 2,2 2,1
Другие отрасли 18,4 13,1 17,5 22,2 31,1 41,2 51,8 56,7 54,8 13,8
Из всего приватизированного государственного и муниципального имущества – имущество отрасли «Бытовое обслуживание населения» (производственные и непроизводственные виды) 17,0 12,1 7,5 7,1 7,4 5,1 4,5 3,6 3,7 6,9

 

Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.

Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.

Подводя итог данной главе, стоит отметить, что допущенные в ходе приватизации ошибки, деформации, отступления от общих принципов нуждаются в объективном анализе не только для того, чтобы впредь были приняты меры для их предотвращения, но и для того, чтобы в дальнейшем ходе реформ были осуществлены правильные корректировки, нацеленные на более полную реализацию принципа социальной справедливости, усиления воздействия приватизации в сельском хозяйстве на динамику экономического роста страны и самого сельского хозяйства, повышения эффективности функционирования отрасли и АПК в целом.

Для этого необходимым представляется исследование целого ряда теоретических и методологических аспектов приватизации в сельском хозяйстве, в частности, включая специфику приватизации в аграрном секторе.

 

 





Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.