Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.
Всего в 1991–1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс.
По данным Госкомстата России, за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности, или 17,32% от общего числа приватизированных предприятий. При этом в 1993–1994 годах было приватизировано 71829 предприятий (соответственно 49924 и 21905), что составляло 74,5% от общего количества предприятий, приватизированных в 1993–2003 годах.
Согласно отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126793. В 1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25% уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении («золотая акция») См. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации
Таблица 1. Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993–1997 гг.
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего | 42924 | 21905 | 10152 | 4997 | 2743 |
в том числе по формам собственности: | |||||
федеральная | 7063 | 5685 | 1875 | 928 | 374 |
субъектов Российской Федерации | 9521 | 5112 | 1317 | 715 | 548 |
муниципальная | 26340 | 11108 | 6960 | 3354 | 1821 |
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
акционирование | 31,1 | 44,8 | 27,7 | 22,5 | 18,1 |
продажа на аукционах | 6,3 | 4,4 | 4,2 | 3,9 | 5,5 |
коммерческий конкурс | 30,4 | 24,0 | 15,9 | 8,9 | 9,6 |
инвестиционный конкурс | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 0,7 | 0,5 |
выкуп арендованного имущества | 29,5 | 20,8 | 29,8 | 32,1 | 14,6 |
Продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов | 0,4 | 1,5 | 4,2 | 5,7 | 9,1 |
Продажа недвижимости | - | - | 15,4 | 22,9 | 38,5 |
Продажа земли | - | - | 0,6 | 1,5 | 2,6 |
Прочие | 1,0 | 3,3 | 1,1 | 1,8 | 1,5 |
Общие количественные данные о ходе приватизации в важнейших секторах российской экономики представлены в табл. 2.
Таблица 2. Структура приватизированного государственного и муниципального имущества в российской федерации по отдельным отраслям экономики (в % от общего числа приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов)
1993 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе по отраслям: | ||||||||||
Промышленность | 28,1 | 20,6 | 17,3 | 13,3 | 10,8 | 9,1 | 7,0 | 5,4 | 5,4 | 19,3 |
из нее топливная | 0,1 | 1,0 | 0,6 | 0,3 | 0,2 | - | 0,2 | - | - | - |
Сельское хозяйство | 1,6 | 1,9 | 2,2 | 1,6 | 2,3 | 2,9 | 0,4 | 1,0 | 0,7 | 12,4 |
Строительство | 8,9 | 9,3 | 10,2 | 6,8 | 4,9 | 4,1 | 4,3 | 2,8 | 2,4 | 11,8 |
Транспорт и связь | 3,02) | 3,0 | 3,5 | 2,1 | 2,4 | 2,3 | 1,5 | 1,9 | 1,3 | 6,2 |
Торговля | 33,4 | 32,1 | 29,1 | 27,3 | 22,6 | 21,4 | 16,9 | 15,7 | 18,4 | 23,7 |
Общественное питание | 6,6 | 5,8 | 4,4 | 4,7 | 3,3 | 2,1 | 1,5 | 1,6 | 1,9 | 0,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | … | 6,1 | 7,5 | 13,6 | 14,5 | 11,0 | 11,0 | 9,3 | 8,9 | 2,8 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | … | 0,8 | 1,2 | 1,4 | 1,1 | 1,3 | 0,9 | 1,3 | 1,3 | 1,4 |
Образование | … | 0,5 | 0,6 | 1,3 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1,2 | 0,9 | 0,5 |
Культура и искусство | … | 0,7 | 1,4 | 1,0 | 1,0 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | 0,5 |
наука и научное обслуживание | … | 1,8 | 2,2 | 1,2 | 0,9 | 0,5 | 0,6 | 0,4 | 0,6 | 4,6 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | … | 4,3 | 2,9 | 3,5 | 4,2 | 2,4 | 2,3 | 1,7 | 2,2 | 2,1 |
Другие отрасли | 18,4 | 13,1 | 17,5 | 22,2 | 31,1 | 41,2 | 51,8 | 56,7 | 54,8 | 13,8 |
Из всего приватизированного государственного и муниципального имущества – имущество отрасли «Бытовое обслуживание населения» (производственные и непроизводственные виды) | 17,0 | 12,1 | 7,5 | 7,1 | 7,4 | 5,1 | 4,5 | 3,6 | 3,7 | 6,9 |
Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.
Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.
Подводя итог данной главе, стоит отметить, что допущенные в ходе приватизации ошибки, деформации, отступления от общих принципов нуждаются в объективном анализе не только для того, чтобы впредь были приняты меры для их предотвращения, но и для того, чтобы в дальнейшем ходе реформ были осуществлены правильные корректировки, нацеленные на более полную реализацию принципа социальной справедливости, усиления воздействия приватизации в сельском хозяйстве на динамику экономического роста страны и самого сельского хозяйства, повышения эффективности функционирования отрасли и АПК в целом.
Для этого необходимым представляется исследование целого ряда теоретических и методологических аспектов приватизации в сельском хозяйстве, в частности, включая специфику приватизации в аграрном секторе.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.