Сущность монополии характеризуется следующими моментами:
1. Монополия возникает из господства в производстве;
2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.
Главной целью всякого монополиста является получение максимальной прибыли. Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 1.
Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2руб., поэтому предельный доход сокращается на 4руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.
На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена продукции была бы ниже, чем в условиях монополии.
Выпуск продукции, тыс. ед. | Издержки | Цена | Доход | Прибыль, тыс. руб. | ||
Валовые тыс. руб. | Предельные, руб. | Валовой, тыс. руб. | Предельный, руб. | |||
0 | 1000 | - | - | - | - | -1000 |
1 | 1470 | 470 | 500 | 500 | 500 | -970 |
2 | 1890 | 420 | 498 | 996 | 496 | -894 |
3 | 2265 | 375 | 496 | 1488 | 492 | -777 |
4 | 2600 | 335 | 494 | 1976 | 488 | -624 |
5 | 2920 | 320 | 492 | 2460 | 484 | -460 |
6 | 3230 | 310 | 490 | 2940 | 480 | -290 |
7 | 3535 | 305 | 488 | 3416 | 476 | -119 |
8 | 3850 | 315 | 486 | 3888 | 472 | 38 |
9 | 4180 | 330 | 484 | 4356 | 468 | 176 |
10 | 4535 | 355 | 482 | 4820 | 464 | 285 |
11 | 4900 | 365 | 480 | 5280 | 460 | 380 |
12 | 5280 | 380 | 478 | 5736 | 456 | 456 |
13 | 5680 | 400 | 476 | 6188 | 452 | 508 |
14 | 6105 | 425 | 474 | 6636 | 448 | 531 |
15 | 6560 | 455 | 472 | 7080 | 444 | 520 |
16 | 7040 | 480 | 470 | 7520 | 440 | 480 |
17 | 7550 | 510 | 468 | 7956 | 436 | 406 |
18 | 8090 | 540 | 466 | 8388 | 432 | 298 |
19 | 8665 | 575 | 464 | 8816 | 428 | 151 |
20 | 9275 | 610 | 462 | 9240 | 424 | -35 |
Табл. 1. Динамика издержек и доходов фирмы в условиях монополии.
Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рисунке 2:
Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем.
Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.[2]
Виды монополий.
Монополии можно классифицировать по разным видам. По месту в торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов – монополия, и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов – монопсония.
По масштабам охвата рынка монополия может установиться в отраслевом масштабе – чистая монополия или монопсония, или охватить масштаб национального хозяйства – абсолютная монополия, например, внешней торговли государства. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной конкуренции.
В зависимости от характера и причин возникновения можно выделить:
- естественные монополии (возникающие из-за особых условий хозяйствования или технологий, таких как транспортировка нефти, газа, почтовая связь и т.п.);
- легальные монополии (защищенные от конкуренции авторскими правами, патентами, торговыми марками);
- искусственные монополии (создаваемые ради получения монополистических выгод в формах картелей, синдикатов, трестов, концернов и др.).[3]
Дата: 2019-07-24, просмотров: 233.