Характеристика проблемы
Тверская область по количеству недвижимых памятников истории и культуры занимает одно из первых мест в Российской Федерации. На государственном учете состоят 10 788 объектов историко-культурного наследия. Из них: 6 351 - памятники археологии, 3 032 – памятники архитектуры, 1 362 – памятники истории, 43 – памятники монументального искусства. Кроме того, на территории области находятся 2 307 выявленных объектов культурного наследия. Среди объектов культурного наследия такие уникальные и всемирно известные памятники, как монастырь Нилова Пустынь на острове Столбном в Осташковском районе, Успенский монастырь в городе Старице, усадьба Знаменское – Раек в Торжокском районе, Берновский историко-природный заказчик, связанный с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, деревянная церковь Иоанна Предтечи в деревне Ширково Пеновского района и другие.
На государственной охране как исторические города общегосударственного значения состоят 14 городов Тверской области: Тверь, Торжок, Осташков, Торопец, Бежецк, Белый, Вышний Волочек, Красный Холм, Весьегонск, Зубцов, Старица, Калязин, Кашин, Ржев.
В отличие от других материальных ценностей объекты историко-культурного наследия являются частью национального достояния, историко-культурный потенциал которого не всегда воссоздаваем при полной или значительной утрате объектов.
Большое число объектов культурного наследия (около 70 %) Тверской области находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Здания-памятники нуждаются в проведении консервационных работ, работ по приспособлению и модернизации. Исторические центры городов Тверской области приходят в запустение, органы местного самоуправления, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы, связанные с сохранением объектов культурного наследия.
Объекты историко-культурного наследия отнесены к особому виду недвижимого имущества. В связи с отсутствием системного подхода, недостатком финансовых средств невозможно решить проблему активного включения объектов историко-культурного назначения в экономическую жизнь региона, что, безусловно, приводит к торможению общего процесса развития Тверской области. Всесторонний анализ проблем, связанных с сохранением историко-культурного наследия, развитием исторических поселений, показывает необходимость комплексного подхода, который предполагает использование программно-целевых методов, позволяющих определить основные приоритетные направления.
В современных условиях такой подход является необходимым инструментом обеспечения устойчивости развития Тверской области.
Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение памятников истории и культуры, возрождение исторических городов, представляется естественным и единственно возможным в свете централизации процессов управления. Программный метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведение работ на конкретных объектах.
Пути решения проблемы
Что касается Тверской области, Комитет по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ведет активную деятельность по сохранению историко-культурного наследия. Для этого была разработана долгосрочная целевая программа Тверской области «Сохранение культурного наследия Тверской области на 2009-2011 годы».
Данная программы нацелена на сохранение объектов историко-культурного наследия Тверской области посредством сбережения, восстановления и совершенствования архитектурной среды как важнейшего компонента национального культурного достояния Тверской области.
В связи с этим, программа ставит тактические задачи. Среди них:
1. Улучшение технического состояния объектов культурного наследия, возрождение историко-культурного потенциала рекреационных зон Тверской области.
2. Проведение противоаварийных мероприятий по уникальным объектам историко-культурного наследия Тверской области
Решение этих задач достигается путем концентрации ресурсов на особо значимых объектах культурного наследия. Последовательность реализации определяется степенью срочности подлежащих решению задач и общей стратегией социально-экономического развития Тверской области.
Объекты культурного наследия включаются в Программу по следующим основным критериям:
социальная значимость объекта;
развитие инфраструктуры туризма;
включение объекта в хозяйственный оборот;
финансирование работ из федерального бюджета.
В состав комплекса мероприятий по противоаварийным и консервационным работам входит организация первоочередных спасательных работ по наиболее значимым памятникам истории, архитектуры, археологии.
Реализация Программы по сохранению объектов культурного наследия осуществляется в условиях наличия определенных рисков.
Внешние риски:
негативное воздействие экологических и антропогенных факторов на объекты культурного наследия (подтопление территорий, оползни, эрозия, загрязнение среды, вибрация и т.д.);
слабая материально-техническая оснащенность реставрационных организаций;
недостаточный квалификационный уровень кадров реставраторов;
отток квалифицированных кадров реставраторов;
отсутствие конкурентной среды на рынке услуг по реставрации объектов культурного наследия.
Внутренние риски:
недостаточное количество на территории Тверской области квалифицированных кадров в области охраны объектов культурного наследия.
Решение проблемы сохранения историко-культурного наследия является важной составной частью общего процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, института гражданского общества, а также социальной сферы.[2]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туризм играет значительную роль в сохранении историко-культурного наследия и росте культурного потенциала, является важным средством создания культурных связей, мотивирует местные власти, общественные организации и предпринимательские структуры активно участвовать в деле охраны и оздоровления окружающей среды. Развитие культурного туризма в исторических городах способствует возрождению местных культурных ценностей, оживлению культурной жизни, развитию народного творчества, ремесел и промыслов.
Культурный туризм представляет собой один из действенных стимуляторов развития бизнеса вокруг объектов культуры исторических городов, обеспечивающий стабильность гостиничной, транспортной инфраструктуры, создание новых рабочих мест в городском пространстве. Кроме того для городских поселений в зоне культурных объектов, туристских маршрутов и действующих там научных и культурных учреждений, туристских фирм, культурный туризм – это и специализированная инфраструктура.
Вклад региональных и муниципальных органов власти, а так же предпринимательства в сферу развития туризма в Тверской области состоит в реализации следующих мероприятий:
· Реставрация исторических памятников архитектуры и градостроительства, подготовка имеющихся достопримечательностей к туристско-экскурсионному показу;
· Развитие туристской инфраструктуры;
· Формирование культурно-туристских зон.
Эффективное развитие культурного туризма открывает возможности для сохранения имеющегося культурно-туристского потенциала, улучшения экономического положения исторических городов Тверской области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм (3-е изд.) – СПб.: «Издательский дом Герда», 2002. – 320 с.
2. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с. ил.
3. Социально-культурный сервис и туризм – инновационные направления регионального развития. Международная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию факультета сервиса и рекламы ИГУ. Иркутск, 21-23 сентября 2007 г.: тезисы докладов // Вестник факультета сервиса и рекламы Иркутского Государственного университета. №8. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та. – 123 с.
4. Постановление Совета министров СССР №865 от 16 сентября 1982 г. «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры»
5. Федеральный закон № 73 от 25.06.02 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»
6. www.tverturism.ru – сайт комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области
7. www.region.tver.ru – официальный сайт администрации Тверской области.
8. www.resursy.mkrf.ru – информационно-справочные ресурсы Министерства культуры Российской Федерации
9. www.rian.ru - РИАНОВОСТИ
[1] О.В. Нефедова. Туризм и культурное наследие: проблемы взаимодействия.
[2] Долгосрочная целевая программа Тверской области «Сохранение культурного наследия Тверской области на 2009-2011 годы». Утверждена постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 № 268-па. Тверь. 2008 год
Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.