Криминалистическое исследование следов орудий взлома
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ следов на месте происшествия (в том числе экспертное исследование) позволяет определить:

·

· вид взлома (пролом, распил и т. д.);

· механизм взлома (в какой последовательности образовались следы);

· направление взлома (снаружи, изнутри);

· вид использованного орудия;

· количество участвовавших лиц;

· примерный рост и физическую силу преступников;

· наличие определенного навыка обращения с орудием (инструментом);

· сколько времени потребовалось для взлома преграды;

· какие следы могли остаться на одежде и теле преступника (в отворотах брюк, в обуви, под ногтями, в ушах, в волосах).

Полученные данные важны для поиска и изобличения преступника.

При идентификационном экспертном исследовании следов взлома решаются следующие вопросы:

1. к какой группе (роду, виду) орудий относится предмет, использованный для взлома;

2. одним или несколькими орудиями оставлены следы на месте взлома;

3. не оставлены ли следы на разных преградах (в разных местах, в том числе при совершении разных преступлений) одним орудием.

Фотографируют следы взлома по методу масштабной съемки. Сначала — все следы и участки, на которых они расположены, затем те, где наиболее четко отобразились признаки орудия (инструмента). Целесообразно с каждого следа изготавливать 2-3 фотоснимка при различной направленности освещения.

Наряду с фотографированием используют схематическую зарисовку следов. На схеме могут бить выделены характерные детали следа. Схему можно использовать при дальнейшем отборе проверяемых объектов для направления их на экспертизу (сопоставление размеров следа и орудия, формы и других признаков).

В протоколе осмотра отмечают:

· месторасположение следов на объекте взлома, их общее количество и взаиморасположение, высоту от поверхности пола (грунта);

· вид следов (объемный след отжима, линейный след разруба и т. п.), их форму (как общую всего следа, так и форму отдельных участков);

· размеры (длина, ширина, глубина, диаметр);

· наличие в следах посторонних веществ, которые могли остаться от орудий взлома.

После протокольной фиксации и фотографирования следы могут быть изъяты. Предпочтительным является их изъятие целиком с предметом-носителем, если это не ведет к неоправданным повреждениям ценных объектов. Если изымается (выпиливается, отчленяется) часть преграды со следами взлома, то на ней делают пояснительные надписи: верх, низ, внутренняя сторона, наружная. Вместе с частью преграды изымают и ранее отделенные от нее частицы: щепки, стружки, опилки, так как на них также могут быть следы, отображающие микрорельеф орудия взлома.

На трасологическую экспертизу направляют сам след или его копию (слепок), фотоснимки, схему-зарисовку, протокольное описание следа и проверяемый объект (предполагаемое орудие преступления).

Необходимо подчеркнуть, что с учетом специфики экспертизы следов орудий взлома эксперту должны быть представлены проверяемые объекты (орудия) в натуре, а не экспериментально полученные следы. Кроме, того, ему необходимо сообщить о возможных изменениях орудия в идентификационный период (условия хранения орудия, его заточка, эксплуатация и т. п.).

 

Следы транспортных средств, их классификация, значение. Обнаружение, фиксация и изъятие следов. Подготовка материалов для экспертизы.

Под следами транспортных средств понимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям: 1)в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные; 2)по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные – колесными и на полозьях.

Следы транспортных средств делятся:

1) по механизму образования:

) следы-отображения(следы шин, полозьев, траков) – отражают внешнее строение ходовой части транспортного средства на других объектах (грунте, снегу);

б) следы-предметы – отделившиеся части транспортного средства (кронштейны, части кузова, осколки рассеивателей фар и подфарников);

в) следы-вещества – частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ;

2) по следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;

3) по свойствам воспринимающего объекта:

а) поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);

б) объемные – возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.

По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.).

Шины различаются размерами, а также строением рисунка протектора, по которому можно определить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором.

Для них характерны дополнительные признаки: 1)индивидуальное взаиморасположение протекторных колец;

2) особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора;

3) расстояние между отдельными выступами – длина оборота колеса (окружности шины). Ее можно определить только при условии, если какая-либо особенность протектора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо повторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса;

4) ширина колеи, характеризующая один из главных габаритов автомашины, определяется как расстояние между средними линиями в отображении беговых дорожек шин;

5) база автомашины – расстояние между передней и задней осями.

База транспортного средства по следам определяется в следующих случаях: стоянка на мягком грунте, осыпание грязи или протаивание снега; пробуксовка; поворот с применением хода.

Для решения диагностической задачи (определения направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.) можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

· рисунок протектора, имеющий элементы типа "елочка", должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

· при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;

· на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;

· капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;

· при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;

· при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки);

· камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;

· на участке поворота увеличивается угол расхождения колес;

· ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения.

О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы "юза" (скольжения), то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.

Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра.

Следы ходовой части транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40х40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем — сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку.

Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

· шиной какой модели оставлен след;

· тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;

· в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы;

· не образован ли след данной шиной;

· какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

Если задачей трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов.

Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след длиной в 2—3 оборота колеса. Полученные следы внимательно осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гипсовые слепки.

Если следы поверхностные, то и экспериментальные образцы получаются поверхностными. Для этого на участок шины с признаками, аналогичными тем, которые были зафиксированы на месте происшествия, наносят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок.

Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пульверизатором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 234.