Разница между лицензионным договором и договором франчайзинга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Зачастую и франчайзеры, и франчайзи путают договор коммерческой концессии и лицензионный договор. В целом, оба эти договора весьма схожи: и тот, и другой касаются передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и подлежат обязательной регистрации в Роспатенте. Более того, согласно п. 4 ст. 1027 ГК РФ к договору коммерческой концессии применяются правила Гражданского кодекса о лицензионном договоре.

Но между лицензионным договором и договором коммерческой концессии существует и несколько значительных различий. Договор коммерческой концессии заключается для создания новых хозяйственных комплексов, расширения сети рынков сбыта товаров и услуг под маркой правообладателя. В этом заключается его главное отличие от традиционных лицензионных договоров, которые позволяют использовать отдельные объекты интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другому лицу.

Предметом договора франчайзинга является комплекс исключительных прав (ст. 1027 ГК РФ), который включает в себя права на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, товарный знак, а также коммерческую информацию, охватывающую опыт организации соответствующей предпринимательской деятельности (ноу-хау). Коммерческие информация и опыт, предоставляемые пользователю по договору, как правило, предполагают профессиональное обучение персонала, информационную помощь в течение всего периода действия договора по различным вопросам организации хозяйственной деятельности (например, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживание клиентов, технология приготовления фирменных блюд и т. д.). В договоре может быть также предусмотрена передача прав и на иные объекты интеллектуальной собственности (к примеру, промышленный образец). Впрочем, по договору коммерческой концессии могут передаваться не только исключительные права, но и право на использование франчайзи деловой репутации и предпринимательского опыта головной компании. Франшизодатель может ограничивать возможности их использования по территории и по объему применительно к конкретной предпринимательской деятельности (п. 2, ст. 1027 ГК РФ).

Еще одно отличие заключается в том, что лицензионный договор, в целом, имеет более узкую сферу применения и не обязывает участников действовать в рамках одной системы. Договор же франчайзинга изначально предполагает развитие предприятия внутри определенной франчайзинговой системы. Согласно ст. 1027 ГК РФ комплекс исключительных прав передается по договору коммерческой концессии для использования в предпринимательской деятельности. И, следовательно, в качестве его сторон могут выступать лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК РФ). В случае с лицензионным договором такого ограничения нет: он может заключаться между любыми юридическими и физическими лицами. Кроме того, последний может быть как возмездным, так и безвозмездным, что определяется условиями соглашения. А договор коммерческой концессии всегда будет возмездным.

 

 
42 Права, смежные с авторскими: особенности их охраны и использования.

Понятие и содержание прав, смежных с авторскими. Смежные права в соответствии с ч. 4 гл. 71ГК РФ выделены в отдельный правовой институт права интеллектуальной собственности. Предметом правового регулирования данного правового института являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Смежные права охраняются в силу факта возникновения соответствующего объекта, без регистрации и соблюдения иных формальностей.

Смежные права производны от авторских прав; их обладатели обязаны соблюдать права авторов и пользоваться ими в рамках, установленных законом или договором.

Содержание смежных прав составляет исключительное (имущественное) право и личные неимущественные права в случаях, установленных законом.

Для оповещения о смежных правах на исполнения и фонограммы используется знак охраны смежных прав, который состоит из трех элементов – латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

С 1 янв.2008 г. перечень объектов и субъектов смежных прав расширяется за счет появления правовой охраны таких новых объектов, как содержание баз данных и произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Источники смежных прав.

Основными источниками смежного права являются:

Конституция РФ, ГК, международные договоры

• Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 г.);

• Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.);

• Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г).

28. Объекты смежных прав.

Объектами смежных прав являются

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), при условии, что форма исполнения допускает его воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы – любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений (за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение);

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;

4) базы данных (материалы, составляющие их содержание);

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений. Субъекты смежных прав. Субъектами смежных прав являются: 1. Исполнитель (автор исполнения) – гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер. После смерти исполнителя исключительное право на установленный срок переходит к его наследникам. 2. Изготовитель фонограммы – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Согласно установленной Гражданским кодексом презумпции, изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке, пока не доказано иное. Исключительное право изготовителя фонограммы переходит к его наследникам или иным правопреемникам в пределах установленных сроков действия. 3. Организация эфирного или кабельного вещания – юр.лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений). 4. Изготовитель базы данных – лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юр.лицо, имя или наименование которых указано на экземпляре базы данных и (или) его упаковке. 5. Публикатор – гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

При отчуждении оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его собственником, обладающим исключительным правом публикатора на отчуждаемое произведение, это исключительное право переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.




ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ

В соответствии с действующим законодательством защите подлежат не только авторские права, но и права, смежные с авторскими. Данным правам посвящена гл. 71 ГК. Кроме того, отношения, связанные со смежными правами, регулируются рядом специальных подзаконных нормативных актов, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, участником которой Россия является с 1995 г., и Римской конвенцией 1961 года об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

Общие положения. Определение прав, смежных с авторскими, дано в п. 1 ст. 1303 ГК. Смежными с авторскими правами (смежными правами) являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права.

Объектами смежных прав являются:

• исполнения (включая постановки), фонограммы;

• сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

• произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Под исполнениями понимаются исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, выраженные в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Важно отметить, что смежные права исполнителей возникают лишь тогда, когда «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

Фонограмма – это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Радио– или телепередачи представляют собой совокупности звуков и (или) изображений или их отображений, сообщаемые в эфир или по кабелю.

Как и в случае авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304 ГК). В соответствии со ст. 1305 ГК изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Указанный знак состоит из трех элементов:

1) латинской буквы «Р» в окружности;

2) имени или наименования обладателя исключительного права;

3) года первого опубликования фонограммы.

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Как предусматривает ст. 1306 ГК, использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК), а также в иных случаях, предусмотренных гл. 71 данного Кодекса.

В отношении смежных прав применяются те же либо аналогичные тем, что регулируют соответствующие отношения по поводу авторских прав, положения, касающиеся договора об отчуждении исключительного права на объект таких прав, лицензионного договора о предоставлении права использования последнего, технических средствах защиты смежных прав, информации о них, ответственности за нарушение исключительного права на объект смежных прав, обеспечении иска по делам о нарушении этих прав (ст. 1307 – 1312 ГК).

Права на исполнение. В § 2 гл. 71 ГК содержатся нормы, относящиеся к правам на исполнение. В частности, в ст. 1313 ГК дается определение исполнителя. Согласно этому определению, исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Статья 1314 ГК устанавливает смежные права на совместное исполнение, которые практически не отличаются от ранее изложенных прав соавторов произведений науки, литературы и искусства.

Права исполнителя определены в ст. 1315 ГК. Согласно п. 1 данной статьи, исполнителю принадлежат:

• исключительное право на исполнение;

• право авторства;

• право на имя;

• право на неприкосновенность исполнения.

Согласно норме п. 2 ст. 1315 ГК исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. В то же время права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение, что свидетельствует об их самостоятельном характере (п. 3 указанной статьи).

Статья 1316 ГК аналогично авторским правам предусматривает охрану авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя.

Важное значение для охраны интересов исполнителя имеет ст. 1317 ГК, регламентирующая исключительное право на исполнение. В соответствии с названной статьей исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со ст. 1229 ГК любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными ниже. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

В соответствии с п. 2 ст. 1317 ГК использованием исполнения считается:

1) сообщение в эфир;

2) сообщение по кабелю;

3) запись исполнения;

4) воспроизведение записи исполнения;

5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное в п. 1 и 2;

7) доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

8) публичное исполнение записи исполнения;

9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

В публичных интересах закон допускает ограничение исключительного права на исполнение. Так, данное право не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст. 1317 ГК).

По общему правилу исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние. К исполнению, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила ст. 1282 ГК.

Согласно норме ст. 1320 ГК к правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются правила ст. 1295 указанного Кодекса.

Право на фонограмму. Право организаций эфирного и кабельного вещания. Право изготовителя базы данных Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. Достаточно подробно в законе регламентированы также смежные права производителя фонограммы, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителя базы данных, публикатора (ст. 1322 – 1344 ГК). Так, исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи.

В соответствии со ст. 1331 ГК исключительное право на сообщение радио– или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио– или телепередачи в эфир или по кабелю.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные выше сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных (ст. 1335 ГК).

Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования (ст. 1340 ГК).

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 240.