Профилактика внутрибольничных инфекций.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внутрибольничная инфекция — это инфекция, вызванная ассоциацией микроорганизмов, характерных только для конкретного лечебного учреждения, которая проявляется симптомами нагноения или септическими состояниями у больных, а также другие инфекции, возникшие в лечебном учреждении вследствие несоблюдения санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к содержанию помещений лечебного учреждения, его оборудования и оснащения, а также нарушение санитарно-гигиенического режима его эксплуатации.

Чистота является необходимым элементом гигиенического режима больницы. Она внушает больному доверие к персоналу больницы, создает благоприятное впечатление об учреждении, способствует хорошему настроению больного.

К числу наиболее важных элементов санитарного режима принадлежат и те, которые направлены на сохранение чистоты воздуха в больничных помещениях. Среди них ведущее значение имеет обмен воздуха в помещениях и борьба с пылью. Бактериальная обсемененность воздуха в плохо вентилируемых палатах в течение дня увеличивается. В каждой больнице должен быть установлен четко выполняемый воздушный режим, т. е. порядок проветривания палат и коридоров в холодное и переходное время года.

Уборку всех помещений больничного отделения проводят ежедневно. В палатах, коридорах, кабинетах уборка производится утром после подъема больных. После утреннего туалета больных, перестилания постелей и приведения в порядок прикроватных столиков производят влажную уборку помещений.Уборка должна повторяться в течение дня по мере надобности для обеспечения постоянной чистоты помещений. Столовые и буфетные убирают после каждого приема пищи.

Перед сном необходимо проветривать палаты. В холодное время ночью несколько раз проветривают коридоры. Помещения, в которых больной подвергается наибольшему риску заражения (операционные, перевязочные, реанимационные и послеоперационные палаты), ежедневно в конце дня обеззараживаются 1% раствором хлорамина.

Наиболее полное удаление пыли в больнице достигается с помощью пылесосов. Недостатком переносных пылесосов является создаваемый ими шум. Этого недостатка не имеет центральная пылесосная (вакуумная) станция, которой оборудуют больницу еще при строительстве.

Дезинфекцию помещений и предметов ухода производят следующим образом. В инфекционных отделениях при ежедневной уборке поверхности, которые могут быть инфицированы (ручки, пол, кровати и т. п.), протирают ветошью, смоченной в растворе хлорамина или другого дезинфицирующего средства.

Посуду больных после мытья обеззараживают кипячением в 2% растворе соды в течение 5—10 мин или погружением в 0,2% осветленный раствор хлорной извести (0,5% хлорамина) на 30—40 мин с последующим обмыванием проточной водой. В инфекционном отделении продолжительность дезинфекции посуды хлорной известью должна быть не менее 1 ч. Унитазы, писсуары, ванные, умывальники тщательно очищаются от грязи моющим составом (керосином, кислотой), после чего моются горячей водой. Ванные после каждого больного моются теплой водой с моющим составом или мылом и затем тщательно споласкиваются горячей водой. Деревянные или пластмассовые круги унитазов обмывают 5% раствором хлорной извести. Подкладные судна моют и дезинфицируют после каждого употребления. Дезинфекцию производят паром в специальном аппарате или путем погружения в 0,2% раствор хлорной извести (0,5% раствор хлорамина) на 40—60 мин.

Необходимо повсеместно внедрять аппараты для промывания и термической стерилизации подкладных суден и мочеприемников (аппарат «Пурифекс», чешский аппарат фирмы «Хирана» и др.). Процедура обезвреживания в этих аппаратах предметов для ухода за тяжелобольными занимает 7—8 мин. Предметы ухода (подкладные круги, грелки и т. п.) протирают ветошью, смоченной в 5% растворе хлорамина.Игрушки обезвреживаются мытьем в 3% растворе хлорамина или при помощи щетки, смоченной в нем. Можно применять облучение ультрафиолетовыми лампами (15 мин на расстоянии не больше чем 30 см от лампы).Побелку помещений в больницах желательно проводить не реже 1 раза в год.

29 Гигиенические требования к планировке пищеблоков больниц.

Пищеблок медицинского учреждения - это комплекс специальных помещений, в которых осуществляют прием пищевых продуктов, их хранение, первичную (холодную) и тепловую кулинарную обработку и раздачу готовой пищи.

Пищеблок стационаров - больниц, диспансеров, родильных домов - состоит из службы приготовления пищи и буфетов-раздаточных со столовыми в палатных отделениях. Служба приготовления пищи - это комплекс складских, производственных, служебных и бытовых (для персонала) помещений.

Пищеблоки больниц бывают централизованными и децентрализованными.

Централизованный пищеблок (центральная кухня) располагается: а) внутри общего здания - в однокорпусных больницах, имеющих до 300 коек; б) в отдельном здании - в крупных многокорпусных больницах.В централизованных пищеблоках готовая пища доставляется в буфеты в групповой транспортной посуде, откуда поступает в столовые отделений (для ходячих больных) или в палаты к постели больного. Эта система имеет недостатки, так как пища перекладывается из одной посуды в другую, повторно нагревается, что отражается на ее вкусовых и других качествах, может инфицироваться при нарушениях правил транспортировки. С гигиенических позиций лучше доставлять пищу из центральной кухни больницы, минуя буфетную, используя для этого мармитные тележки.

При децентрализованном пищеблоке имеется центральная заготовочная, где готовят полуфабрикаты, и кухни-доготовочные лечебных корпусов, откуда готовую пищу отпускают непосредственно больным. Кухня-доготовочная становится частью лечебного отделения.Целесообразно снабжение пищеблоков больниц полуфабрикатами. Это позволяет отказаться от первичной, наиболее грязной обработки продуктов.

Центральная заготовочная децентрализованного пищеблока (служба приготовления пищи) состоит из следующих помещений:

а) производственные - отдельные цеха заготовки овощей, мяса и птицы, рыбы, кондитерский цех, моечная кухонной посуды, экспедиции главного и инфекционного корпусов, моечной тары;

б) складские - охлаждаемые камеры раздельного хранения мяса, рыбы, молочных продуктов, фруктов и зелени, отходов (с отдельным наружным выходом); отдельные кладовые для овощей, хлеба, сухих продуктов, квашений, а также белья и инвентаря; тарная; загрузочная;

в) служебные и бытовые - комнаты заведующего производством и персонала, помещение кладовщика, комната личной гигиены персонала, уборные для персонала, гардеробная с душевой кабиной.

Служба приготовления пищи – это комплекс складских, производственных, служебных и бытовых (для персонала) помещений.
Пищеблоки больниц бывают централизованными и децентрализованными. Централизованный пищеблок (центральная кухня) располагается: а) внутри общего здания – в однокорпусных больницах, имеющих до 300 коек; б) в отдель ном здании – в крупных многокорпусных больницах.

Гигиенические требования к размещению, устройству и планировке пищеблоков лечебно-профилактических организаций.

Пищеблок ЛПО следует размещать в отдельно стоящем здании, которое может соединяться транспортными тоннелями с палатными отделениями, кроме инфекционных. Допускается размещение пищеблока в лечебных корпусах при условии соблюдения технологической поточности, включая лифтовое оборудование и оснащение автономной приточно-вытяжной вентиляцией.

Основными санитарно-гигиеническими принципами работы пищеблока ЛПУ являются поточность технологического процесса и раздельность обработки сырой и готовой продукции. Соблюдение принципа поточности заключается в том, что по мере приготовления пища продвигается от сырого состояния к приготовленному, не пересекаясь, чтобы исключить заражение готовой продукции. На это же направлен принцип раздельности, когда сырая и готовая продукции обрабатываются в отдельных цехах и отдельным персоналом. Для этого сырое и вареное мясо, рыба и овощи хранятся и перерабатываются в отдельных специальных цехах, на которых должна быть соответствующая надпись. Также в соответствии с назначением цеха должны быть промаркированы используемые столы, инвентарь, ножи и разделочные доски.

Водоснабжение пищеблоков осуществляется путем присоединения к централизованной системе водопровода.Качество воды в системах водоснабжения организации должно отвечать гигиениче- ским требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и нецентрализованного водоснабжения. Все производственные цеха оборудуются раковинами с подводкой горячей и холодной воды. При этом следует предусматривать такие конструкции смесителей, которые исключают повторное загрязнение рук после мытья. Горячая и холодная вода подводится ко всем моечным ваннам и раковинам с установкой смесителей, а также, при необходимости, к технологическому оборудованию. Температура горячей воды в точке разбора должна быть не ниже 65°С. Для сетей горячего водоснабжения используются материалы, выдерживающие температуру выше 65°С.Запрещается использовать горячую воду из системы водяного отопления для технологических, хозяйственно-бытовых целей, а также обработки технологического оборудования, тары, инвентаря и помещений. Использовать привозную воду запрещается. Во всех котломоечных, посудомоечных (в т.ч. буфетных отделениях) должны быть установлены резервные электротитаны с подводкой воды к моечным ваннам. Отведение производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляется в систему централизованных канализационных очистных сооружений, при их отсутствии – по санитарно-эпидемиологическому заключению органов и учреждений госсанэпидслужбы в систему локальных очистных сооружений канализации. Внутренняя система канализации производственных и хозяйственно- бытовых сточных вод должна быть раздельной с самостоятельными выпусками во внутриплощадочную сеть канализации.

Для освещения производственных помещений и складов применяются светильники во влаго-пылезащитном исполнении. На рабочих местах не должна создаваться блесткость. Светильники общего освещения размещаются равномерно по помещению. Светильники не размещаются над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами. При необходимости рабочие места оборудуются дополнительными источниками освещения. Осветительные приборы должны иметь защитную арматуру.

В целях профилактики инфекционных заболеваний, пищевых отравлений и глистных инвазий на пищеблоке должен поддерживаться строгий санитарно- гигиенический режим. Этот режим обеспечивается выполнением требований к устройству и планировке пищеблока, хранению пищевого сырья и его кулинарной обработке, реализации готовой пищи, содержанию посуды и независимо от типа пищеблока (пищеблоки могут быть с полным и неполным технологическим циклом приготовления пищи) на нем должны быть созданы все необходимые условия для приготовления доброкачественной пищи.

Состав и планировка помещений пищеблоков ЛПО должны обеспечивать соблюдение гигиенических требований при технологических процессах приготовления блюд в соответствии с требованиями к общественному питанию. При устройстве пищеблока особое внимание уделяется рациональной планировке производственных помещений и размещению в них оборудования. Важно предусматривать такую функциональную связь производственных помещений между собой, чтобы исключить возможность микробного обсеменения пищи.

Помещения пищеблока должны быть построены таким образом, чтобы имелась возможность поддерживать в них чистоту и здоровые условия труда. Для этого необходимо предусматривать достаточное освещение, эффективную вентиляцию, а в отдельных случаях — кондиционирование воздуха.

Стены производственных помещений на высоту не менее 1,7 м отделываются облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию. Потолки оштукатуриваются и белятся или отделываются другими материалами. Полы выполняются из ударопрочных материалов, исключающих скольжение и имеют уклоны к сливным трапам.

В современных пищеблоках, как в системе общественного питания, так и в лечебных учреждениях для облегчения труда широко используют различные механизмы (овощерезки, соковыжималки, картофелечистки, мясорубки, рыбочистки, тестомешалки, хлеборезки и др.) и разнообразный кухонный инвентарь, посуду и посудомоечные машины. Для защиты работающих от шума в помещениях, где размещается оборудование, генерирующее шум, осуществляются следующие мероприятия по защите от его вредного воздействия:

– отделка помещений звукопоглощающим материалами;

– установка электродвигателей на амортизаторы с применением звукопоглощающих кожухов, установка оборудования на вибропоглощающие фундамен- ты;

– своевременное устранение неисправностей, увеличивающих шум при работе оборудования;

– постоянный контроль за креплением движущихся частей машин и механизмов, проверка состояния амортизационных прокладок, смазки и т. д.;

– своевременная профилактика и ремонт оборудования; – эксплуатация оборудования в режимах, указанных в паспорте заводов- изготовителей;

– размещение рабочих мест, машин и механизмов таким образом, чтобы воздействие шума на работников было минимальным;

– размещение рабочих мест официантов, барменов, буфетчиков в обеден- ных залах в наименее шумных местах, удаленных от эстрады, акустических си- стем;

– организация мест кратковременного отдыха работников в помещениях, оборудованных средствами звукоизоляции и звукопоглощения;

30 Гигиенические требования к оборудованию пищеблоков больниц.

Санитарное содержание помещений пищеблока, оборудования, инвентаря и посуды.:Инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркиров- ку. Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: «СМ» – сырое мясо, «СР» – сырая рыба, «СО» – сырые овощи, «ВМ» – вареное мясо, «ВР» – вареная рыба, «ВО» – вареные овощи, «МГ» – мяс- ная гастрономия, «Зелень», «КО» – квашеные овощи, «Сельдь», «X» – хлеб, «РГ» – рыбная гастрономия. После каждой технологической операции разделочный инвентарь (ножи, доски и др.) подвергают санитарной обработке: механической очистке, мытью го- рячей водой с моющими средствами, ополаскиванию горячей проточной водой. Хранят инвентарь в специально отведенном месте. Все помещения пищеблока необходимо содержать в образцовой чистоте, своевременно удаляя загрязнения с полов, стен, окон. Текущую уборку проводят влажным способом 1-2 раза в день, а в произ- водственных помещениях – в течение рабочего дня по мере загрязнения. Весь уборочный инвентарь должен быть промаркирован. Ветошь, моющие и дезинфицирующие средства должны храниться в промаркированных емкостях, в специально отведенных местах. Своевременно проводятся мероприятия по предупреждению появления на пищеблоке насекомых и грызунов. Весной все открывающиеся окна затягивают марлей или металлической сеткой. Организации обще- ственного питания рекомендуется оснащать современными посудомоечными ма- шинами со стерилизующим эффектом для механизированного мытья посуды и столовых приборов.

31 Гигиенические требования к транспортировке и хранению продуктов в пищеблоке.

Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных за- болеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) запрещается принимать:

– продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтвер- ждающих их качество и безопасность;

– мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;

– рыбу, раков, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного свидетель- ства;

– непотрошеную птицу (кроме дичи);

– яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, «тек», «бой», а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, утиные и гусиные яйца, куриные из инкубатора (миражные);

– консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, «хлопуши», банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;

– крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, зараженные амбарными вре- дителями;

– овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили;
– грибы несъедобные, некультивируемые съедобные, червивые, мятые;
– пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;
– продукцию домашнего изготовления.

 

Хранение пищевых продуктов.

Продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные, рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты.

Сырье и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. В небольших организациях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах). При хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения.

Запрещается совместно хранить: сырые продукты, полуфабрикаты и готовые изделия,доброкачественные, сомнительные по качеству и испорченные про- дукты;остропахнущие продукты (сельдь, специи и др.) и легко воспринима- ющие запах (сахар, мука, чай, жиры, яйца, молоко); продукты, тару, хозяйственные материалы.

Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь и т. д.), следует хранить отдельно от продуктов, воспринимающих посторонние запахи (масло сливочное, сыр, яйцо, чай, соль, сахар и др.) Холодильные камеры для хранения скоропортящихся продуктов должны иметь маркировку по видам продуктов.

Хранение особо скоропортящихся продуктов осуществляется в соот- ветствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к условиям, срокам хранения особо скоропортящихся продуктов. Хранение скоропортящихся про- дуктов при температуре 4-8 °С (в отдельных случаях ниже 0 °С) не должно пре- вышать установленного срока (мясные полуфабрикаты от 24 до 48 ч; колбасы ва- реные, сосиски, сардельки – 72 ч и т.д.).

Холодильные камеры для хранения продуктов следует оборудовать стел- лажами, легко поддающимися мойке, системами сбора и отвода конденсата, а при необходимости – подвесными балками с лужеными крючьями или крючьями из нержавеющей стали.

Охлажденные мясные туши, полутуши, четвертины подвешивают на крючьях так, чтобы они не соприкасались между собой, со стенами и полом по- мещения. Мороженое мясо хранят на стеллажах или подтоварниках штабелями. Субпродукты хранят в таре поставщика на стеллажах или подтоварниках. Птицу мороженую или охлажденную хранят в таре поставщика на стелла- жах или подтоварниках, укладывая в штабеля; для лучшей циркуляции воздуха между ящиками (коробами) рекомендуется прокладывать рейки. Рыбу мороженую (филе рыбное) хранят на стеллажах или подтоварниках в таре поставщика.

Сметану, творог хранят в таре с крышкой. Не допускается оставлять ложки, лопатки в таре с творогом и сметаной.Масло сливочное хранят в заводской таре или брусками, завернутыми в пергамент в лотках, масло топленое – в таре производителя. Крупные сыры хранят без тары на чистых стеллажах. При укладке сыров один на другой между ними прокладываются картон или фанера. Мелкие сыры хранят в потребительской таре на полках или стеллажах.

Готовые мясопродукты (колбасы, окорока, сосиски, сардельки) хранят в та- ре поставщика или производственной таре. Яйцо в коробах хранят на подтоварниках в сухих прохладных помещениях. Яичный порошок хранят в сухом помещении, меланж – при температуре не выше минус 6°С. Крупу и муку хранят в мешках на подтоварниках в штабелях на расстоянии до пола не менее 15 см. Хлеб хранят на стеллажах, в шкафах. Для хранения хлеба рекомендуется выделить отдельную кладовую. Ржаной и пшеничный хлеб хранят раздельно. Дверцы в шкафах для хлеба должны иметь отверстия для вентиляции. При уборке шкафов крошки следует сметать с полок специальными щетками и не реже 1 раза в неделю тщательно протирать полки с использованием 1%-ного раствора уксусной кислоты (профилактика картофельной болезни).

Картофель и корнеплоды хранят в сухом, темном помещении; капусту – на отдельных стеллажах, в ларях; квашеные, соленые овощи – в бочках, при темпе- ратуре не выше 10°С. Плоды и зелень хранят в ящиках в прохладном месте при температуре не выше 12°С. Замороженные овощи, плоды, ягоды хранят в таре поставщика в низкотем- пературных холодильных камерах.

Маркировочный ярлык каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции следует сохранять до полного использования продукта.

Питание больных должно быть разнообразным и соответствовать лечеб- ным показаниям по химическому составу, энергоценности, набору продуктов, режиму питания.

32 Гигиенические требования к персоналу пищеблоков.- не больные.

Работники пищеблоков обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены:

- оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;

- перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку или надевать специальную сеточку для волос;

- работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения;

- при посещении туалета снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом;

- при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщать администрации и обращаться в медицинское учреждение для лечения;

- сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника;

- при изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий снимать ювелирные украшения, часы и другие бьющиеся предметы, коротко стричь ногти и не покрывать их лаком, не застегивать спецодежду булавками;

- не курить и не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте).

Ежедневно перед началом смены работники, занятые приготовлением, порционированием и сервировкой блюд, их раздачей, должны проходить осмотр медицинским работником.

Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе не допускаются.





Дата: 2019-07-24, просмотров: 224.