Развитие вербального мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

§ «Исключи лишнее». Детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию.

Более сложный вариант задания предполагает наличие нескольких вариантов ответов, исходя из различных оснований для классификации. Например, для группы слов: муха, страус, ворона, ласточка «лишним» можно считать слово «муха» (насекомое, а не птица), но можно и «страус», поскольку он в отличие от всех остальных не летает. Выполнение заданий такого рода и их обсуждение показывают детям, что у одной задачи может быть нескольких правильных ответов, развивают у них умение обосновывать свою точку зрения.

Данное упражнение можно использовать практически на всех уроках, привлекая его для закрепления конкретного учебного материала.

§ «Сходство и различие». Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия.

При выполнении этого задания учителю следует обратить внимание школьников на следующее обязательное условие: необходимо называть сначала сходство, а затем различие. Это требование обусловлено тем обстоятельством, что ребенку в силу особенностей аналитико-синтетической деятельности на данном возрастном этапе свойственно сначала находить конкретные различия. Основной же задачей данного упражнения является формирование функции обобщения.

Эти задания рекомендуется применять на уроках русского языка, ознакомления с окружающим миром, рисования.

§ «Противоположное слово». Детям предлагается подобрать противоположные по смыслу слова к данным. Для слов, допускающих неоднозначное решение, например, «сырой», предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение.

Данное упражнение можно использовать на уроках русского языка и чтения.

§ «Подбери пару». Это задание способствует развитию межпонятийных связей. Предлагается пара слов, находящихся в определенной логической связи (например, причина — следствие, род — вид, функциональные отношения и т.п.). К приведенному третьему слову необходимо подобрать из ряда имеющихся (или придумать самостоятельно) слово, которое находится с ним в той же логической связи.

При первоначальном ознакомлении детей с этим заданием или при использовании его для коррекционной работы следует для каждой рассматриваемой пары слов обсуждать вид логической связи и обосновывать вариант подобранного слова.

Это задание рекомендуется применять на уроках ознакомления с окружающим миром, чтения и русского языка.

§ «Угадай слово». Ученикам предлагается угадать произвольно выбранное слово (конкретный предмет, название животного, растения и т.п.), задавая уточняющие вопросы, на которые можно получить только ответы «да» или «нет». Игра способствует развитию навыков классификации, выделению наиболее значимых признаков, выработке оптимальной стратегии продвижения к результату.

Предварительно с учениками в доступной для них форме, на конкретных примерах обсуждаются основы классификации понятий. Школьники узнают, что уже первые несколько правильно поставленных вопросов позволяют значительно сузить круг возможного поиска, ускорить процесс нахождения решения. Например, вопрос, является ли задуманный объект живым, сразу определяет направление дальнейшего поиска. Если объект живой, целесообразным следующим действием является уточнение вида этого объекта (животное или растение). Далее последовательно уточняются следующие общие признаки (например, в случае загадывания названия животного — является ли оно зверем, птицей или рыбой, среда его обитания и т.д.). Достаточно простые задания с загаданными живыми существами целесообразно использовать на начальном этапе. По мере развития мышления школьников им предлагаются более сложные задания, требующие угадывания различных предметов естественного или искусственного происхождения, дающих существенно больше оснований для классификации.

В целях облегчения восприятия детьми основ классификации и усвоения ими оптимальной стратегии продвижения к результату в процессе решения задания на доске может быть наглядно представлено «дерево понятий». Например, для загаданного слова «овчарка» это дерево может выглядеть следующим образом:

 

 

При этом следует последовательно предостерегать школьников от попыток бессмысленного перебора во всех случаях, когда возможности классификации еще не исчерпаны до конца. В рассматриваемом примере, после того как будет установлено, что задуманное живое существо является домашним, можно еще, не переходя к простому перебору видов, установить, содержат ли его в городе. После этого, установив путем перебора, что речь идет о собаках, следует, не приступая к нерациональному перечислению всевозможных пород, вновь обратиться к принципам классификации, выяснив, например, является ли собака служебной, охотничьей или декоративной. Только после этого путем перебора определяется загаданная порода собаки.

Это упражнение является хорошим средством закрепления учебного материала и развития речи на уроках ознакомления с окружающим миром. Опыт работы показывает, что эта игра очень нравится детям и они активно играют в нее и во внеучебное время.

Задания, направленные на развитие памяти

Развитие визуальной памяти

§ «Точки». Детям на несколько секунд предъявляется клеточное поле той или иной конфигурации, на котором определенным образом расположено несколько точек. Предлагается запомнить расположение точек и затем воспроизвести их на карточках с незаполненными полями.

§ Зрительный диктант. Детям поочередно предъявляется несколько предметных картинок (от 3 до 7), которые они затем воспроизводят по памяти в тетради.

Это упражнение рекомендуется использовать на уроках ознакомления с окружающим миром и математики.

§ «Найди отличия». Учащимся раздают по две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все отличия. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и последовательно. Кроме картинок, могут использоваться также последовательности геометрических фигур или числовые ряды, различающиеся, например, порядком расположения элементов.

Это задание можно использовать на уроках математики, рисования, ознакомления с окружающим миром.

§ «Внимательный художник». Детям предлагается по памяти подробно описать внешность одноклассника, интерьер какого-либо помещения, подробности пути в школу и т.п.

Данное упражнение целесообразно применять на уроках рисования, труда, чтения, ознакомления с окружающим миром.

Развитие аудиальной памяти

§ «Снежный ком». Групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов, причем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранением их последовательности, добавив к ним свое слово.

Это упражнение можно использовать практически на всех уроках (ознакомление с окружающим миром, русский язык, чтение и т.д.), составляя тематическую последовательность слов (например, перечисление лиственных деревьев, цепочка однокоренных слов и т.п.).

3. Развитие тактильной памяти

§ «Волшебный мешочек». Ребенку предлагается на ощупь (с закрытыми глазами) идентифицировать тот или иной предмет, объяснив при этом, исходя из каких признаков было принято решение.

Этот вид заданий можно использовать на уроках ознакомления с окружающим миром, рисования, труда.

Задания, направленные на развитие внимания

§ «Корректурная проба». Детям предлагается найти и выделить в произвольном тексте (в том числе логически не связанной последовательности букв) какую-либо достаточно часто встречающуюся букву, например, «о» или «е». Успешность выполнения задания оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок. Усложненным вариантом задания, специфически направленным на тренировку переключения и распределения внимания, является выделение двух или более букв различным способом. Например, одну букву требуется зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком. Объем текста определяется возрастом школьников и результатами предварительного тестирования уровня развития внимания (следует ориентироваться на то, чтобы среднее время выполнения задания не превышало 5 минут).

Данное задание может быть использовано для диагностики уровня развития различных аспектов внимания (продуктивность, устойчивость, переключаемость) и динамики работоспособности. Для этого обычно используются стандартные тестовые бланки. При обработке полученных данных результаты в бланках сверяют с ключом, фиксируя: общее количество просмотренных букв, количество правильно отмеченных букв (от), количество букв, которое необходимо было отметить (л) — при этом принимается во внимание различие в обозначениях.

На основании полученных статистических данных рассчитываются продуктивность внимания, равная общему количеству просмотренных за отведенное время букв, и точность К, вычисляемая по формуле:

К=(m/n) . 100%.

С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания оценки точности и продуктивности должны быть переведены в соответствующие баллы (см. таблицу в книге: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995). Неоднократное тестирование через определенные интервалы времени (например, каждую четверть) позволяет количественно проследить динамику развития характеристик внимания и сопоставить ее с возрастными нормами.

Наряду с количественными показателями продуктивности внимания учителю необходима также информация об индивидуальных особенностях внимания в части динамики и работоспособности. Такая информация выявляется на основании более детального рассмотрения хода и результатов выполнения тестового задания. Например, низкий уровень продуктивности внимания (менее 50% просмотренных за отведенное время букв) говорит об инертности протекания психических процессов, а высокая скорость выполнения задания (в т.ч. до завершения отведенного срока) при большом количестве пропусков или ошибочных выделений — об импульсивности. Проблемы, связанные с переключением внимания, характеризуются, в частности, значительным числом пропусков знаков одного вида, тогда как другая буква выделяется безошибочно. Наличие проблем, связанных с концентрацией внимания в начале выполнения задания или же в конце его выполнения вследствие утомления, говорит, соответственно, о долгом периоде «врабатывания» или быстром истощении внимания. Полученная таким образом информация может быть использована учителем для эффективной индивидуальной работы с учащимися. Так, опрос учащихся, характеризующихся долгим периодом «врабатывания», целесообразно производить в середине урока или ближе к его концу, а приготовление домашних заданий им следует начинать с относительно простых предметов, лишь затем переходя к заданиям, требующим повышенной концентрации внимания. Учащихся же, склонных к истощению внимания, лучше спрашивать в самом начале урока, а выполнение ими домашних заданий должно быть распределено во времени и чередоваться с кратковременными периодами отдыха.

Задание можно использовать на уроках русского языка и чтения.

§ Поиск ошибок в тексте. Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок — как грамматических, доступных для детей соответствующего возраста (например, преднамеренно измененный порядок букв в словах, выраженное несоответствие падежно-предложных отношений), так и логических (заведомо неверные высказывания или причинно-следственные связи, явный пропуск слов и т.п.).

Это упражнение эффективно использовать на уроках русского языка, чтения, ознакомления с окружающим миром. В последнем случае ошибками могут являться логические несоответствия.

§ «И мы...». Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершать отдельные фразы учителя словами «и мы...» (разумеется, только в тех случаях, когда такое завершение является логичным). Например, для отрывка текста: «Белка взобралась на дерево... Устроившись на ветке, она расправила свой пушистый хвост...» завершение «и мы...» является, в принципе, логичным в конце первого предложения («... и мы тоже взобрались на дерево») и абсолютно невозможным — в конце второго. Следует к тому же заметить, что данное задание, предполагающее возникновение из-за невнимательности забавных несуразностей, может быть эффективно использовано для снятия элементов утомления детей в процессе урока и создания положительного эмоционального фона.

В качестве творческой работы интересно предложить детям самим составить веселый рассказ-задание.

§ «Что перепутал художник?» Учащимся предъявляется изображение той или иной степени сложности, на котором они должны выявить все специально допущенные ошибки. Для самых маленьких учеников используются картинки с явными несуразностями (например, кошка на цепи у собачьей будки, белый медведь, загорающий под пальмой, и т.п.). Для более старших школьников задание может быть усложнено необходимостью поиска логических ошибок (например, ветер несет дым от костра в одну сторону, а ветви деревьев наклонены в другую), диспропорций в изображениях тех или иных предметов или масштабных несоответствий. В качестве раздаточного материала для этого и следующего заданий могут применяться фрагменты из детских журналов.

Данный вид работы используется на уроках рисования и ознакомления с окружающим миром.

§ «Запутанные дорожки». Школьники должны, внимательно рассматривая в течение некоторого времени рисунок, определить в сложном переплетении линий связи между теми или иными предметами (лицами). Сюжеты могут быть самыми разнообразными (например, кто с кем разговаривает по телефону, кто к кому идет в гости и т.д.).

Упражнение способствует развитию устойчивости внимания. Его эффективно использовать в начальный период обучения на уроках рисования, математики, ознакомления с окружающим миром.

Приложение I. Классификация заданий по целям воздействия

 


Приложение II. Материалы к заданиям


Дата: 2019-07-24, просмотров: 337.