Государственные расходы — это урегулированная нормами права деятельность государства по расходованию фондов денежных средств на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.
Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов (действующие независимо от источников финансирования):
ü плановость. Согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных или муниципальных планов и программ; в финансовых планах необходимо отражение потребностей в средствах и источников их удовлетворения; финансирование должно осуществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды:
ü соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;
ü целевое направление средств, что означает необходимость определения помимо указания общей суммы средств, выделяемых получателям, конкретных мероприятий и целей, на которые они должны быть использованы;
ü соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства (Российской Федерации и се субъектов), муниципальных образований;
ü соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;
ü безвозвратность и безвозмездность выделения средств (за исключением случаев, установленных в соответствии с законодательством);
ü контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.
59. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, объекты, порядок осуществления.
Сметно-бюджетное финансирование – это порядок выделения средств бюджетным учреждениям на основе смет из бюджетной системы для осуществления расходов, связанных с их основной деятельностью и развитием. На сметно-бюджетное финансирование распространяются общие принципы финансирования: безвозвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, их, целевого и эффективного использования, соблюдения финансовой дисциплины, осуществления финансирования по мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
Объектами сметно-бюджетного финансирования являются: деятельность учреждений социально-культурной и научной сферы, правоохранительная и судебная деятельность, мероприятия по обеспечению обороны и безопасности страны, а также деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, Президента РФ и его Администрации.
Субъектами, получающими средства в таком порядке, выступают бюджетные учреждения. Согласно БК РФ бюджетным учреждением признается организация, созданная органом государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям в соответствии с утвержденной сметой. Порядок осуществления сметно-бюджетного финансирования зависит от направления расходов субъектов финансирования.
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы (бюджетные учреждения), не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет доходов и расходов.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.
Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.
Сметно-бюджетное финансирование распространяется на широкий круг объектов. В основном на сметно-бюджетном финансировании находятся государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, в том числе социальной сферы (образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры).
В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.
Основным правилом исполнения бюджетов является исполнение в пределах фактического наличия бюджетных средств на бюджетном счете.
Орган, исполняющий бюджет, в течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи должен довести показатели данной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях является основанием применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ (ст. 283 БК РФ).
Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета. Порядок организации работы по доведению через органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета утвержден приказом Минфина РФ.
После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях (третий этап) бюджетное учреждение располагает необходимой исходной информацией для составления сметы доходов и расходов. Для составления сметы и предоставления ее вышестоящему распорядителю на утверждение бюджетному учреждению отводится 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях.
После утверждения сметы доходов и расходов в течение одного рабочего дня она передается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет, т. е. в органы федерального казначейства РФ.
На четвертом этапе получатели бюджетных средств принимают на себя бюджетные обязательства, под которыми понимается - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств бюджета в течение определенного срока. Акцент делается на обязанностях органа, исполняющего бюджет.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 222.