Бюджет: функции и роль в социально-экономическомразвитие общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджету присущи функции финансов:

1. Распределительная:

-образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

-использование бюджетного фонда (бюджетные расходы). 2. Контрольная.

Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения

финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т. д.) и многоуровнего (федеральный, республиканский, краевой, городской и т. д.) перераспределения средств как бюджет.

Контрольная функция заключается в том, что бюджетный фонд - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Роль государственного бюджета в социально-экономическомразвитии общества заключается в следующем:

1.Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.

2.Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства..

3.На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики.

4.Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.

5.Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурныхмероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.

6.Государственный (федеральный) бюджет - это ведущее звено бюджетной системы. Он играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социальнокультурных мероприятий, фундаментальных научных исследований.

25 Доходы бюджета: их виды и экономическое содержание

Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты муниципальных районов, городских округов; бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.

Основными принципами любой системы государственного бюджета можно назвать следующие: -единствобюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ);-разграничениедоходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ);-самостоятельностибюджетов (ст. 31 БК РФ);

-полнотыотражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ);-сбалансированностибюджета (ст. 33 БК РФ);

-эффективностии экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ);-общего(совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ);-гласности(ст. 36 БК РФ);-достоверностибюджета (ст. 37 БК РФ);

-адресностии целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. В доходы федерального бюджета зачисляются: собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы; полностью собственные неналоговые доходы; доходы субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий.

Впроцессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся: 1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; 2) таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи; 3) государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: 1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов власти, — в полном объеме; 2) доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, — в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами

идругими правовыми актами органов государственной власти РФ; 3) части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

Вдоходах федерального бюджета также учитываются: прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов и резервов. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

26. Расходы бюджета: экономическое содержание и значение расходов бюджета. Классификация расходов бюджета.

Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

-общегосударственные вопросы: функционирование Президента РФ; функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования; функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового(финансово-бюджетного)надзора; обеспечение проведения выборов и референдумов и т.д.

-национальная оборона: Вооруженные Силы Российской Федерации; модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;ядерно-оружейныйкомплекс и т.д.

-национальная безопасность и правоохранительная деятельность: органы прокуратуры и следствия; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; система исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и т.д.

национальная экономика: общеэкономические вопросы; топливно-энергетическийкомплекс; исследование и использование космического пространства; воспроизводствоминерально-сырьевойбазы; сельское хозяйство и рыболовство; водное хозяйство; лесное хозяйство; транспорт; дорожное хозяйство (дорожные фонды);и т.д.

жилищно-коммунальноехозяйство: жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство; благоустройство;-охранаокружающей среды:

-образование,культура, кинематография, здравоохранение,соц.полотика,спорт,средства массовой инфо, обслуживание государственного и муниципального долга.

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

§Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение

основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).

§Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой

управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).

§Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и

капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)

Дата: 2019-07-24, просмотров: 241.