План
1. Пренатальный период.
2. Врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии поведения.
3. Морфофункциональные основы эмбриогенеза поведения.
4. Эмбриональное научение и созревание.
5. Особенности пренательного развития поведения у беспозвоночных, низших позвоночных, птиц и млекопитающих.
6. Пренатальное развитие сенсорных способностей.
7. Эмбриогенез и развитие психического отражения.
Литература: 1, 2, 3, 7, 8.
Дополнительная литература:
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
Мешкова Н.Н. «Развитие психики» А.Н. Леонтьева – взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).
Хаютин С.Н., Дмитриева Л.П. Организация раннего видоспецифического поведения. М., 1991.
Тема 13. Психическая активность животных в онтогенезе. Постнатальный период
План
1. Особенности постнатального развития животных.
2. Значение заботы о потомстве.
3. Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде. Врожденное узнавание.
4. Раннее облигатное и факультативное научение.
5. Реакция следования, запечатление.
6. Общение у низших и высших позвоночных.
7. Исследовательское поведение и ориентация.
Литература: 1, 2, 3, 8.
Дополнительная литература:
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
Мешкова Н.Н. «Развитие психики» А.Н. Леонтьева – взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).
Хаютин С.Н., Дмитриева Л.П. Организация раннего видоспецифического поведения. М., 1991.
Тема 14. Психическая активность животных в онтогенезе. Ювенильный период.
План
1. Характеристика ювенильного периода.
2. Общая характеристика игр, классификация.
3. Игровая сигнализация.
4. Формирование общения в играх.
5. Совместные игры.
6. Познавательная функция игровой активности.
7. Сравнительная характеристика игр животных и детей.
Литература: 1, 2, 3, 8.
Дополнительная литература:
Крымов А.А. Проблемы игры животных в современной зоопсихологии // Психологический журнал. 1982. № 3.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
Мешкова Н.Н. «Развитие психики» А.Н. Леонтьева – взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).
Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде. М., 1996.
Фабри К.Э. Игры животных и игры детей // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 26–34.
Фабри К.Э. Игра у животных. М.: Знание, 1985. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология», № 8).
Эльконин Д. Б. Теории игры//Хрест по зоопсихологии и сравнительной психологии М.: Росс психол об-во 1997 С 290—304
Тема 15. Эволюция психики.
План
1. Основные этапы развития психики живых организмов в эволюции.
2. Роль поведения в эволюции.
3. Концепция А.Н. Леонтьева об эволюции психики.
Литература: 1, 2, 4, 8.
Дополнительная литература:
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
Мешкова Н.Н. «Развитие психики» А.Н. Леонтьева – взгляд через 60 лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).
Ерахтин А.В., Портнов А.Н. Философские проблемы этологии и зоопсихологии. М.: Знание, 1984. С.
Резникова Ж.И. Экология, этология, эволюция. Ч. 1: Структура сообществ и коммуникация животных. Новосибирск, 1997. С. 31–62. (Информация на интернет-сайте факультета психологии).
Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.;Л., 1949.
Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И.. Основа этологии и генетики поведения. М.:Высшая школа, 2002.
Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.
Северцов А.С. Эволюция и психика. М., 2000.
Северцов А.Н. Введение в теорию эволюции // Изд-во МГУ. М., 1981.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 372.