Теория государства и права: предмет, система, функции.
Педмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:
1) возникновения, развития и функционирования государства и права;
2) развития правосознания и правовой культуры;
3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;
4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно—правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.
Функции тгп
1) Онтологическая
ТГП существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют.
2) Гносеологическая
Состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, приемов и способов, помогающих научному познанию ГиП.
3) Эвристическая
Открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.
4) Прогностическая
Предвидение тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, определение тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.
5) Методологическая
Создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом.
6) Идеологическая
Приводит в систему идеи о ГиП, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.
7) Организационно-прикладная
Преобразование, реформирование, государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.
Говоря о Теории государства и права как учебной дисциплине, выделяют еще 2 специальных функции:
8) Вводная
Формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний.
9) Обобщающая
На завершающем этапе изучения посредством теории государства и права обобщаются полученные знания в области отраслевых юридических наук и приобретается цельное знание о праве[1].
10) Прикладная
Теория государства и права вырабатывает предложения по совершенствованию различных сторон государственно-правовой
Методология теории государства и права
Методология ТГП
Метод ТГП - это совокупность принципов, правил, приемов, способов научной деятельности, которые применяются для получения знаний о государственно-правовой действительности. Метод – это путь изучения юридических явлений. Юридический метод – это путь от первичных знаний о гос-ве и праве и другой ГПД к теоретическим знаниям, которые выражены в системе понятий, категорий, знаниям о закономерностях, лежащих в основе этих явлений.
Соотношение метода и методологии: считается, что не имеет смысла их различать.
Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов.
Анализ означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.
Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.
Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.
Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его специфических норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений и т.д.
Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования.
Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.
Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками
Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.
Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.
Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д.
Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.
Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.
Поэтому в содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и приемы толкования норм права, равно как и изучение тех факторов и условий, в которых действуют данные нормы и которые оказывают влияние на их природу.
Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридическими приемами. Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.
Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д. - в целях выявления их общих и особенных свойств.
Данный метод используется в исследовании различных правовых систем (макросравнение) или отдельных элементов правовых систем (микросравнение). К эмпирическому сравнению относится главным образом микросравнение - сопоставление и анализ правовых актов по линии их сходства и различия, а также практики их применения. В правовой науке сравнительно-правовой метод используется прежде всего при изучении законодательства двух или более государств.
5. Теория государства и права в системе юридических наук и её соотношение с другими гуманитарными науками. Место теории государства и права в системе юридических наук обуславливается, в первую очередь в целом, ее отличительными чертами и характерными особенностями:
Во-первых, Теория государства и права является вводной учебной дисциплиной, дающей исходные положения юридических наук.
Во-вторых, теория государства и права является фундаментальной наукой. В составе юридических наук она принадлежит к основному блоку знаний.
В-третьих, Теория государства и права является обобщающей наукой, которая рассматривает общие проблемы, которые изучают все отраслевые науки.
В-четвертых, Теория государства и права является методологической наукой, потому что она разрабатывает утверждения и положения, которыми могут пользоваться и другие юридические науки.
Объектом исследования множества юридических и гуманитарных наук, а также и Теории государства и права, является государство и право.
Теория государства и права исследует закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также, связанные с ними общественные отношения, формирует основные теоретические понятия, которые, в свою очередь, являются теоретической базой для иных юридических и гуманитарных наук.[1]
Структура правосознания.
В структуре правосознания принято выделять:
1. правовую психологию - представляет собой отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде настроений, переживаний, чувств. Правовые эмоции формируются под влиянием правовых знаний и общения с другими людьми: чем выше уровень правовых знаний, тем более адекватные чувства возникают по поводу тех или иных государственно-правовых явлений. В правовой психологии можно выделить более устойчивые и менее устойчивые компоненты. К устойчивым компонентам обычно относятся знания права (даже на обыденном уровне), соблюдение обычаев, традиций, привычных стереотипов поведения, самооценка личности, т.е. способность критически оценивать свои поступки с точки зрения соответствия их праву.
Наиболее подвижную (неустойчивую) часть правовой психологии составляют настроения. Несмотря на то, что настроения формируются чаще всего стихийно, ими можно сознательно руководить. Например, вполне преодолимо безразличное отношение к неуплате налогов или сокрытию их, бытующее среди определенной части населения, если обратиться к чувству совести, стыда и др.
2. правовую идеологию - представляет собой систему идей, правовых взглядов, научных концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее.
По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Можно сказать, что правовая идеология содержит в себе систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения.
Виды правосознания
1. по его субъектам – носителям выделяют:
2. в зависимости от уровня, т.е. глубины познания и отражения правовой действительности различают:
правосознание, которым обладают юристы (адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, юрисконсульты и др.), имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие широкими знаниями в области права и его применения, понимающие ценность правового порядка и законности в обществе.
Правосознание юристов должно отличатся высокой устойчивостью, уважением права, а также готовностью следовать его предписаниям, т.е. профессиональному сознанию присущь высокий уровень развития, что предполагает максимально полную правовую информированность, установку на активное, творческое правомерное поведение. Однако профессиональному правосознанию свойственны и деформации, порождаемые юридической практикой (чаще всего), в т.ч. обвинительный уклон, известный формализм, стремление действовать в соответствии в буквой, а не духом закона.
38. Правовая культура: понятие, структура, виды. Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.
В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:
1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;
2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;
3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.
Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.
Правовая культура личности состоит из следующих элементов:
1) знание, а вместе с этим и понимание права;
2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;
3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;
4) правовая психология;
5) правовая идеология.
В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.
Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.
Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.
39. Правовая система общества: понятие и структура. Классификация правовых систем. Познание сущности и социальной природы права определяет нахождение общих черт, закономерностей, признаков, лежащих в основе функционирующих национальных систем права.
Понятие «национальная правовая система» – одно из самых обширных по содержанию и включает в себя всю без исключения совокупность правовых явлений и процессов, которые действуют в какой-либо отдельно взятой стране.
В каждой стране работает свое право – своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, которая имеет свою специфику и индивидуальные черты.
Наряду с этим такие различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов). При этом каждая из этих групп включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.
Знаменитый французский юрист Р. Давид (эксперт в области сравнительного изучения права) такие группы однородных национальных систем позитивного права назвал «правовыми семьями», «семьями систем права». Эти названия обширно используются и в российской литературе.
Р. Давид в своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») отталкивается от двух критериев, анализируемых и учитываемых в их совокупности.
1. Юридико-технический критерий (структура действующего права, источники права, юридическая терминология, конструкции, концепции, правовые принципы, методы и практика работы юристов и т. д.).
2. Идеологический критерий (политические и экономические, философские принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).
Этот подход дает возможность понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также употребляемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, которые призваны обеспечить подобающее функционирование действующих норм права.
На основе данных критериев была выдвинута следующая классификация «правовых семей современного мира»: 1) семья общего права; 2) романо-эманская правовая семья; 3) религиозные системы (мусульманское право); 4) семья социалистических систем права.
Закон признается правовым настолько, насколько он соответствует, формирует и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не основывает право.
Законы могут оказывать воздействие на интуитивное право человека, на процессы развития его воли. Однако они не всегда преобладают в принимаемых индивидуумом решениях. Каждая личность может принимать во внимание прочие социальные нормы и действовать поперек установлениям официального права.
Требование законности, другими словами, неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов касается всех без исключения государственных органов, должностных лиц, иных субъектов конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, будут применены меры государственного принуждения.
40. Система регулирования в обществе: индивидуальный и нормативный уровень. В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие:
1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят ест характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т.д.
2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.
3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. Указанные факторы могут играть в общ-ве как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. В зависимости от соотношения естественной, нормативности и социального нормирования можно выделить как минимум четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов. 1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука. 2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами. 3. Правила поведения, базирующиеся на естественных формах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм. 4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед общ-ом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юр-ие процессуальные нормы, ритуалы и т.п. При обсуждении роли права в сис-ме социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в лит-ре именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто сущ-ют и действуют в общ-ве, а регулируют общ-ые отношения, поведение людей, нормируют жизнь обш-ва.
41. Единство и классификация социальных норм. Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические.
Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.
Выделяют следующие виды социальных норм:
1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;
2) религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;
3) корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;
4) политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;
5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.
Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды:
1) нормы морали;2) семейные нормы;3) этические нормы;4) нормы традиций и привычек;5) деловые обыкновения;6) правила этикета.
Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:
1) предметом регулирования являются общественные отношения;
2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.
Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.
Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.
Особенности технических норм:
1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;
2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.
Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.
42. Соотношение права и морали: единство, различие и взаимодействие. Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.
Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.
Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.
Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.
Единство права и морали заключается в следующем:
1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;
2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;
3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;
4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;
5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.
Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:
1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;
2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;
3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;
4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;
5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;
6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;
7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.
Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.
43. Понятие и основные признаки нормы права. Норма права — общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Норма права — общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.
Признаки правовой нормы:
44. Предоставительно-обязывающий характер юридических норм. Правовая норма имеет представительно-обязывающий характер.
Поэтому норма права является установленным и обеспеченным государством, общеобязательным, формально определенным правилом поведения.
В соответствии со своим характером норма права имеет логическое выражение структуры – «если..., то... иначе...». Норма права – это не содержание и не форма всего права, а только его часть.
Выделяют следующие элементы структуры нормы права: 1) гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие. В этой части нормы права излагаются те фактические обстоятельства, наличие которых ведет к возникновению у лиц юридических прав и обязанностей; 2) диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия. Она раскрывает само правило поведения, а также содержание юридических прав и обязанностей лиц; 3) санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы. Назначением санкции является побуждение субъектов действовать по предписаниям данной нормы права. Санкция указывает на поощрительные или карательные меры, которые должны наступить в том случае, если будет нарушено или соблюдено правило, которое указано в диспозиции.
Гипотезы в зависимости от их структуры могут быть: 1) простые (одно условие реализации нормы права); 2) сложные (несколько условий реализации нормы права).
В зависимости от способа изложения: 1) абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права; 2) казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями.
Диспозиции в зависимости от своей структуры могут быть: 1) простые (один вариант поведения); 2) сложные (несколько вариантов поведения).
По степени определенности они различаются:
1) на абсолютно определенные;
2) относительно определенные;
3) неопределенные;
В зависимости от действия диспозиции могут быть:
1) управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий;
2) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания.
Санкции в зависимости от своего состава могут быть: 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные (несколько мер наказаний).
По отраслевому признаку они делятся: 1) на уголовные; 2) административные; 3) дисциплинарные; 4) гражданские и др.
По характеру последствий: 1) на правовосстанавливающие; 2) штрафные.
По степени определенности санкции делят:
1) на абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности;
2) относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания;
3) альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.
В соответствии со своим представительно-обязывающим характером нормы права имеют следующие признаки:
1) государственно-властный характер;
2) общеобязательность;
3) формальная определенность;
4) обеспеченность.
45. Структура нормы права. 1) гипотеза – содержит условия, при возникновении которых данная норма подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется.
Гипотеза может начинаться со слов «если^», «в случае^» либо подобные выражения в ней подразумеваются.
Классификация гипотез:
а) по строению:
– простая – указано одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого действует юридическая норма;
– сложная – наличие в гипотезе одновременно двух или более обстоятельств, в совокупности обусловливающих действие нормы;
– альтернативная – указано несколько вариантов обстоятельств (альтернативных), при которых возможно действие нормы. В этом случае при наступлении одного из них норма является действующей;
б) по форме выражения гипотезы:
– абстрактные – в тексте акцентируется внимание на общих, родовых признаках обстоятельств, при которых норма права становится действующей. Абстрактная гипотеза связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений определенного вида в качестве предмета правового регулирования;
– казуистические.
Гипотеза – необходимый элемент структуры юридической нормы. Она конкретизирует обстоятельства, при которых вступает в действие диспозиция нормы права;
2) диспозиция – второй структурный элемент нормы права. Диспозиция содержит правило поведения при наступлений условий, предусмотренных гипотезой. Здесь указаны конкретные права и обязанности участ-ников правоотношений. Виды диспозиции:
а) простая – называет вариант поведения, но не раскрывает, не разъясняет его;
б) описательная – описывает все существенные признаки поведения;
в) ссылочная – не излагает правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме закона;
3) санкция – завершающий элемент нормы права. В санкции содержится указание на последствия, которые наступают применительно к субъектам права при реализации диспозиции. Виды санкций:
а) штрафные (или карательные) меры ответственности – лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.;
б) меры предупредительного воздействия -
привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления и др.;
в) меры защиты – восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, и др. При назначении этих мер происходит устранение нанесенного неправомерными действиями вреда, восстановление нарушенных прав субъекта правоотношений.
По объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий можно выделить следующие виды санкций:
1) абсолютно определенные – четко указаны размер и порядок применения неблагоприятных последствий;
2) относительно определенные – границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального;
3) альтернативные – несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает одно.
46. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм в нормативных актах. Важное научное и практическое значение имеет вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами.
Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:
1) структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;
2) несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;
3) все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;
4) разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.
Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.
При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:
1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;
2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.
Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст. 27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).
Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».
47. Виды правовых норм. Существуют различные классификации норм права.
По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы: 1) гражданского; 2) административного; 3) финансового; 4) конституционного; 5) семейного; 6) трудового; 7) уголовного права.
В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).
По методу правового регулирования нормы права делят: 1) на императивные; 2) рекомендательные; 3) диспозитивные; 4) поощрительные.
Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.
Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.
Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.
Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.
Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.
Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.
В зависимости от социального назначения выделяют также: 1) общезакрепительные; 2) декларативные; 3) дефинитивные; 4) коллизионные; 5) оперативные нормы.
В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.
Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.
Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.
В зависимости от сферы действия выделяют: 1) региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.
По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.
В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.
48. Понятие и виды форм права. Источники права. Существуют следующие источники права:
1) в идеальном смысле слова (правосознание);
2) в материальном смысле слова (материальные условия жизни общества, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений);
3) в формальном смысле слова (формы права).
Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного.
Второй формой права является судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом при решении дела.
Третьим источником права является нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные. Например, внутригосударственными договорами могут быть договоры, заключаемые между администрациями государственно-территориальных образований; договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий; коллективные договоры «работодатель – работники».
Источником в международном праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели предусмотренные законом, то употребляются правила международного договора. Общие принципы права – это исходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в законодательстве РФ нашли прямое отражение: они служат одним из способов восполнения пробелов в праве.
Пятая форма права – юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.
Юридическая доктрина как источник права:
1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей;
2) разрабатывает юридические термины и конструкции;
3) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;
4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права.
Шестая форма права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Состав правоотношения.
Состав правоотношения – это его внутреннее строение, необходимый набор элементов, без которого правоотношение не может состояться.
В состав правоотношения входят 3 элемента:
- субъект правоотношения - объект правоотношения - содержание правоотношения.
Субъекты правоотношений – это лица-участники правовых отношений, связанные между собой субъективными правами и юридическими обязанностями.
Субъект права - это лицо, обладающее правосубъектностью.
Правосубъектность - это правовое качество лица, определяющее его юридическую возможность и фактическую способность осуществлять юридически значимое поведение (т.е. действия с правовыми последствиями).
Правосубъектность включает в себя следующие элементы:
правоспособность - способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности;
дееспособность - способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и нести обязанности.
Иногда отдельно выделяют такую разновидность дееспособности как деликтоспособность - способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Менее распространенным является выделение сделкоспособности как разновидности гражданско-правовой дееспособности, предполагающую способность вступать во все незапрещенные гражданским законодательством сделки.
Для физических лиц правоспособность возникает с момента рождения и прекращается в момент смерти. Никто не может быть ограничен в правоспособности, кроме как на основании федерального закона.
Для юридических лиц право- и дееспособность совпадают во времени и по объему. Праводееспособность юридических лиц возникает с момента их регистрации в качестве юридического лица и прекращается в момент ликвидации.
§ полная дееспособность - наступает с 18-летнего возраста; означает, что лицо может самостоятельно совершать все юридически значимые действия, приобретать своими собственными действиями субъективные права и нести юридические обязанности.
§ неполная (частичная дееспособность) - это дееспособность лиц, не достигших 18-летнего возраста. В зависимости от полноты она подразделяется на два вида:
Дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет - эти лица могут совершать определенные юридически значимые действия с согласия родителей (законных представителей).
§ Ограниченная дееспособность - в судебном порядке ограничивается дееспособность лиц, злоупотребляющих алкогольными, токсическими или наркотическими веществами и ставящие тем самым свою семью в тяжелое материальное положение. Таким лицам назначается попечитель, с согласия которого ограниченные в дееспособности граждане совершают все юридически значимые действия. Ограничение дееспособности является временной мерой и может быть отменено при отпадении вызвавших его обстоятельств.
§ Недееспособность (лишение дееспособности) - в судебном порядке лица, которые в силу душевной болезни или стойкого психического расстройства не способны осознавать характера своих действий и руководить ими, признаются недееспособными. Самостоятельно недееспособные лица не могут совершать никаких юридически значимых действий (в том числе и вступать в брак). Указанным лицам назначается опекун, который совершает за них все юридически значимые действия.
§ Для того, чтобы стать субъектом правоотношения, необходимо обладать соответствующими право- и дееспособностью.
§ Различают 3 вида правосубъектности:
1. Общая - это способность лица быть субъектом права вообще, возможность иметь любые права и обязанности, предусмотренные законодательством;
2. Отраслевая - это способность лица быть субъектом той или иной отрасли права, возможность приобретать права и обязанности в тех или иных отраслях (например, с 16-летнего возраста лицо может стать участником трудовых отношений; с 16-летнего (а в некоторых случаях - с 14-летнего) возраста наступает уголовно-правовая правосубъектность и т.д.);
3. Специальная - это способность лица быть участником конкретного правоотношения, для чего необходимо соответствовать определенным дополнительным требованиям (например, судьей может быть только человек с высшим юридическим образованием, достигший определенного возраста (25 лет) и имеющий стаж работы по специальности).
Теория государства и права: предмет, система, функции.
Педмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:
1) возникновения, развития и функционирования государства и права;
2) развития правосознания и правовой культуры;
3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;
4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно—правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.
Функции тгп
1) Онтологическая
ТГП существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют.
2) Гносеологическая
Состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, приемов и способов, помогающих научному познанию ГиП.
3) Эвристическая
Открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.
4) Прогностическая
Предвидение тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, определение тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.
5) Методологическая
Создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом.
6) Идеологическая
Приводит в систему идеи о ГиП, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.
7) Организационно-прикладная
Преобразование, реформирование, государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.
Говоря о Теории государства и права как учебной дисциплине, выделяют еще 2 специальных функции:
8) Вводная
Формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний.
9) Обобщающая
На завершающем этапе изучения посредством теории государства и права обобщаются полученные знания в области отраслевых юридических наук и приобретается цельное знание о праве[1].
10) Прикладная
Теория государства и права вырабатывает предложения по совершенствованию различных сторон государственно-правовой
Дата: 2019-07-24, просмотров: 221.