ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СУБЪЕКТЫ И СИСТЕМА ЭП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СУБЪЕКТЫ И СИСТЕМА ЭП

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО - совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений

ПРЕДМЕТОМ ЭП являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право;

2) природоресурсное право;

3) нормы других самостоятельных отраслей права.

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА - это совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности.

В связи с этим экологическое право подразделено на общую, особенную и специальную части.

Общая часть предусматривает:
предмет и систему ЭП;  источники и принципы ЭП; экологические правоотношения; права собственности и природопользования; экологическую экспертизу; экологический контроль; управление экологией; ответственность за экологические правонарушения.
Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов ис­пользования природных объектов и защиты экологической сис­темы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы:
недропользования; водопользования; лесопользования; пользования животным миром; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфе­ре несельскохозяйственного производства
Специальная часть
регулирует следующий спектр вопросов:
международно-правовая охрана окружающей среды;
загрязнение Мирового океана;
экология и космос.

СУБЪЕКТАМИ ЭП являются физические и юридические лица, Правительство РФ, специ­ально уполномоченные и иные государственные органы, субъ­екты РФ и Российская Федерация в целом.








МЕТОД ЭП

МЕТОД ЭП - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений.

Принято выделять следующие методы экологического права:

- Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

- Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях.

- Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами.

ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права – конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право.

До 1990 г. в России была единственная форма права собственности на природные ресурсы – исключительная государственная (в отличие от таких товарно-материальных ценностей, как предприятия, сооружения, которые как объекты права собственности находились в «простой» государственной собственности). Сущность исключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, ее недра, воды и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами. Никто иной не мог распоряжаться ими.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Согласно положениям п. 1 ст. 209 части первой Гражданского кодекса от 30.11.1994 № 51-ФЗ содержание права собственности составляют правомочия владения, пользования и распоряжения. При этом в отношении природных ресурсов как объектов права собственности указанные правомочия реализуются особенным образом.


 


ЧАСТНАЯ ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ

Эта форма собственности – собственность юридических и физических лиц.

Часть 1 ст. 35 Конституции РФ закрепляет, что право частной собственности охраняется законом.

Субъектами частной формы собственности являются юридические и физические лица. Среди них следует различать иностранные юридические лиц и физических лиц, а также лиц без гражданства.

СТ. 12. ЦЕЛИ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ.

1. Земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в с/х и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

2. Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным  воздействиям хозяйственной деятельности.

СТ. 13. СОДЕРЖАНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

1. В целях охраны земель собственники ЗУ, землепользователи, землевладельцы и арендаторы ЗУ обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения;

3) защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.


 


ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СУБЪЕКТЫ И СИСТЕМА ЭП

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО - совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений

ПРЕДМЕТОМ ЭП являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право;

2) природоресурсное право;

3) нормы других самостоятельных отраслей права.

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА - это совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности.

В связи с этим экологическое право подразделено на общую, особенную и специальную части.

Общая часть предусматривает:
предмет и систему ЭП;  источники и принципы ЭП; экологические правоотношения; права собственности и природопользования; экологическую экспертизу; экологический контроль; управление экологией; ответственность за экологические правонарушения.
Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов ис­пользования природных объектов и защиты экологической сис­темы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы:
недропользования; водопользования; лесопользования; пользования животным миром; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфе­ре несельскохозяйственного производства
Специальная часть
регулирует следующий спектр вопросов:
международно-правовая охрана окружающей среды;
загрязнение Мирового океана;
экология и космос.

СУБЪЕКТАМИ ЭП являются физические и юридические лица, Правительство РФ, специ­ально уполномоченные и иные государственные органы, субъ­екты РФ и Российская Федерация в целом.








МЕТОД ЭП

МЕТОД ЭП - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений.

Принято выделять следующие методы экологического права:

- Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

- Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях.

- Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 257.