Важнейшие орфограммы, изучаемые в начальной школе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
 
№ п/п Название орфограммы Опознавательные признаки (общие и частные)  
1 Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые) а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове  
2 Звонкие и глухие со-гласные а) парные согласные б--п, г--к, в--ф, д--т, з--с, ж--ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)  
3 Непроизносимые со-гласные а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове  
4 Разделительный ь наличие звука [Ц] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё  
5 Разделительный ъ а) наличие звука[ Ц] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня  
6 Раздельное написание предлогов, слитное на-писание приставок а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению  
7 Заглавная буква в именах собственных а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя  
8 Заглавная буква в начале предложения а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово  
9 Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу наличие в слове сочетаний  
10 ь на конце имен суще-ствительных после шипящих а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш  и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский  
11 Безударные окончания имен существительных а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е--и; в) часть речи: имя существительное  
12 Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное  
13 Правописание безударных личных окончаний глаголов а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний - ут -- ют, - ат--ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее  
       

Для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать:

1) природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;

2) орфографическое поле, необходимое для проверки;

3) опознавательные признаки данной орфограммы;

4) умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.

Анализ программ и учебников

Содержание о построение курса русского языка определяется программой. Действующие программы по русскому языку для начальной школы ориентированы на приобретение первоначальных сведений по всем разделам науки о языке. В настоящее время преподавание русского языка в начальной школе ведется по программе средней общеобразовательной школы. Русский язык. 1-4 класс. Главная функция нашего учебника -- это руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает основной цели развивающего обучения. При этом значительная роль отведена проблемному методу изложения знаний, проблемным заданиям. На основе программы построены учебники «Русский язык» для первых-четвертых классов под редакцией Рамзаевой и А.В. Поляковой. Рассмотрим как в этих учебниках реализуется процесс формирования орфографической зоркости младших школьников.

Орфографические правила по программа изучаются во втором - четвертом классах. (связи с распределением учебного материала по фонетике и графики второй класс словообразованию и морфологии четвертый класс). Прочному усвоению материала, как подчеркнуто в программе, способствует повторение поэтому значительное место отводится повторению тем, которые изучаются несколько этапов. Учебники включают такое содержание имеют такую структуру и такие задания которые активизируют мыслительную деятельность создают условия для раскрытия их творческих способностей. Сведения по орфографии в учебниках даны строго в соответствии с программой и предполагает большой объем теоретического материала и обучение правописанию на грамматической основе. Решающая роль в учебниках отводится теоретическим знаниям а на их основе строятся орфографические упражнения. Упражнения строятся на таких принципах:

1. Большой объем словарного материала

2. Преобладание упражнений с грамматическими заданиями

3. Большое количество вопросов, подготавливающее учеников к восприятия нового материала

4. При изложении материала широко применяется индукция

5. Присутствие достаточного числа упражнений на побор собственных примеров.

Учебники строится с учетом единообразия требований к содержанию, структуре, подбору дидактического (языкового) материала, методам, приемам, формам его анализа и обобщения, системе учебных заданий, которые определяются дидактическими принципами и типическими свойствами методической системы обучения, направленного на общее развитие младших школьников. Особенности учебника обусловливают определенную организацию процесса обучения и педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью школьников. При выполнении заданий повышенной трудности учащимся предлагаются варианты помощи, что связано с реализацией одного из свойств методической системы развивающего обучения -- свойства вариантности, учитывающего прежде всего индивидуальные особенности школьников. Упражнения, подводящие к выводу, лучше выполнять коллективно. Для коллективной классной работы следует использовать и такие упражнения, в которых от детей требуется придумать слова или предложения в соответствии с грамматическим заданием.

Большое внимание нужно уделять повторению пройденного материала. В учебнике нет разделов, специально посвященных повторению. Оно должно органически связываться с изучением нового материала. Работу над упражнениями следует организовывать так, чтобы шло сопоставление новых знаний с ранее изученными.

Учебники содержит большое количество отрывков из художественных произведений. Очень важно использовать этот материал не только для грамматического анализа, но и для выявления выразительных средств языка и его эстетического воздействия на читателя. Целесообразно связывать выполнение этих заданий с работой по стилистике.

 

Вывод по главе

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). Способность выделять орфограммы и определять их тип необходимо воспитывать с 1 класса. Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 278.