Понятия: двигательное умение, двигательный навык.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Двигательное умение — способность неавтоматизированно управлять движениями. Умение выполнять движения в результате повторения переходит в навык. Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движение автоматизируется. Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше уделяется внимания условиям и ситуации, в которых выполняется движение, а также творческому решению двигательных задач. Особенно ярко это выражается в подвижных играх.
Автоматизация движений придает навыку высокую устойчивость и стабильность: возможность многократно повторять заученное движение, не снижая качества исполнения даже при утомлении, недомогании, неблагоприятных факторах психологического порядка (сильные эмоции, необычная обстановка и т. п.). Со стабилизацией связана возможность длительного сохранения навыка без упражнения: навыки езды на велосипеде, плавания, передвижения на лыжах, на коньках сохраняются в основных чертах на протяжении всей жизни. В процессе становления навыка появляются легкость, ритмичность движений, возникают специализированные восприятия («чувство воды» в плавании, «чувство снега» в ходьбе на лыжах, «чувство ребра» в фигурном катании, «чувство мяча» в играх). По мере упрочения навыка повышается роль двигательного анализатора, «мышечного чувства», зрительный контроль переключается на условия выполнения движения и появляется возможность варьировать технику в зависимости от рельефа местности, сопротивления внешних сил, ограничения пространства и т п. Вариативность двигательного навыка связана с возникновением нового умения — применять приобретенный навык в сложных меняющихся условиях, в целостной деятельности. Такие умения всегда осознаются. Понятие «навык» не обязательно означает владение техникой движения в совершенстве. Может быть сформирован навык неправильного выполнения упражнения. Это происходит тогда, когда несовершенное движение повторяется многократно. Поэтому надо детей сначала научить правильно выполнять упражнения и только после этого переходить к закреплению навыка.

При обучении студентов двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства их двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. Определим понятия «двигательное умение» и «двигательный навык, чтобы избежать путаницы, когда эти термины ошибочно упо­требляются как синонимы. Двигательное умение – это такая степень владения техникой дей­ствия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи, В процессе многократного повторения разучиваемого двигательно­го действия отдельные его операции становятся все более привычны­ми, осваиваются и постепенно автоматизируются его координацион­ные механизмы, и двигательные умения переходят в навык. Двигательный навык – такая степень владения техникой дейст­вам, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.

Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно. Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский очень высоко оценивал роль навыков в жизни человека. Он говорил, что если бы человек не имел способностей к навыку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, и оно беспрестанно задерживалось бы бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только на­выком, освободив ум и волю для новых работ и свершении. Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Первый этап - ознакомление, первоначальное разучивание дви­жения. Цель — обучить основам техники двигательного действия, до­биться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого тре­буется решить следующие задачи:

создать общее представление о двигательном действии;

научить частям (элементам) техники этого действия;

сформировать общин ритм двигательного акта;

предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Первоначальное объяснение техники движения - только в самых главных моментах. Общее представление создается путем демонстра­ции разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация на­глядных пособий, кинограмм) н акустической демонстрацией (ритма движения).

Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать дви­жения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упражнений.

В связи с быстрой утомляемостью на нервом этапе разучивания не­целесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учеб­но-тренировочном занятии. Между тем длительные перерывы в заня­тиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.

Второй этап — углубленное детализированное разучивание, фор­мирование двигательного умения.

Цель обучения достигается путем детализированного освоения тех­ники на основе разучиваемого двигательного действия, сформирован­ного на первом этапе обучения.

Основные задачи этого этапа:

углубленно понять закономерности движений действия; уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивиду­альными особенностями обучаемого;

усовершенствовать ритм выполнения движения;

создать предпосылки для вариативного выполнения этого дейст­вия.

Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых авто­матически. С увеличением автоматизации движений растет число по­вторений упражнения. Но на этом этапе при улучшении качества ис­полнения действия в целом возможны временные ухудшения, которые постепенно случаются все реже и реже.

Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимаю­щийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.

Третий этап — формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели — добиться совершенного владения дви­гательным действием в разнообразных условиях его применения, не­обходимо применять методы как для закрепления разучиваемого уп­ражнения. так и для его возможного варьирования.

Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высо­коквалифицированных спортсменов, так как изменение уровня разви­тия физических качеств требует коррекции содержания самого движе­ния не только но форме, но и по временным параметрам.

Задачи третьего этапа:

закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увели­чиваются требования к результату без нарушения техники двига­тельного действия;

избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий резуль­тат в двигательном действии;

совершенствовать технику двигательного действия в нестандарт­ных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном со­стоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряжен­ности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;

облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными спо­собами его выполнения, когда применяются варианты этого дви­жения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в военном обмундировании и т.п.).

Успех или неуспех студентов в освоении упражнений зависит от степени развития у них тех физических качеств, которые являются ведущими при освоении двигательного действия. Следовательно, необходима само­стоятельная работа отстающих студентов над развитием этих физичес­ких качеств.

 

32. Общая физическая подготовка и ее цели.

33. Специальная физическая подготовка.

34. Определение понятия «спорт» и его отличие от других видов занятий  

  физическими упражнениями.

35. Массовый спорт и его цели. Спорт высших достижений.

36. Единая спортивная классификация.

37. Древние Олимпийские игры.

38. Олимпийские игры современности.

39. Понятие ППФП, ее цели и задачи.

40. Правила безопасного поведения в спортивном зале и на спортивной

площадке.

 


Дата: 2019-07-25, просмотров: 157.