Экономическая сущность инфляции.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Количество денег, обращающихся в стране, не может быть произвольным. В обращении должно находиться не больше и не меньше денег, чем это необходимо для нормального функционирования экономики при сложившемся уровне цен и скорости обращения денег.

Инфляция — кризисное состояние денежной системы. Термин «инфляция» (от латинского вздутие) означает переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерно го их выпуска. Инфляция может быть и результатом сокращения товарной массы при неизменном количестве выпущенных бумажных денег. Инфляция сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы.

Первопричина инфляции — диспропорции в развитии экономики. Различают внутренние (неденежные и денежные) и внешние факторы.

Внутренние неденежные факторы — диспропорции развития экономики, циклическое развитие экономики, государственно-монополистическое ценообразование, кредитная экспансия.

Внутренние денежные факторы — кризис государственных финансов: дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, увеличение массы кредитных денег (векселей), уменьшение скорости обращения денег.

Внешние факторы — мировые кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государства, направленная на экспорт инфляции, нелегальный экспорт золота, валюты.

Показатели инфляции:

- Уровень инфляции. Измеряется индексом потребительских цен, для этого стоимость потребительской корзины текущего года сравнивают со стоимостью потреб. Корзины базисного года.

Наиболее распространенным показателем инфляции, в том числе и в России, является индекс потребительских цен (ИПЦ). Он характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. В соответствии с методологией Госкомстата РФ этот ин рассчитывается как отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового спроса, наиболее часто потребляемые населением. Отбор позиций производится с учетом их значимости для потребления, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия в продаже. Ценовая информация собирается на территории всех субъектов Российской Федерации. Наблюдение за потребительскими ценами в соответствии с действующей методологией осуществляется в Российской Федерации с 1992 г.

Аналогом российского ИПЦ в западных странах выступает индекс общих цен (ИОЦ), имеющий более давнюю историю. Однако набор товаров и услуг, использующийся для его расчета, существенно отличается от российского. В ряде случаев для измерения инфляции предлагается использовать индексы промышленных цен или индексы цен на конкретные группы товаров или услуг, т. е. индексы оптовых цен. Но в условиях высоких темпов роста цен различия между индексами потребительских и оптовых цен невелики, поэтому ИПЦ используется в качестве основного показателя инфляции.

В зависимости от темпов роста цен различают инфляцию следующих видов: ползучая, рост цен 3—4 % в год; галопирующая, рост 10—50 % и до 100 %; гиперинфляция, рост цен более 100 %. Инфляция является неизбежным спутником развития рыночной экономики с гибкими ценами. Более 70 % стран имеют темпы инфляции до 10 % в год, В некоторых странах темпы инфляции превышают 100 % в год.

В зависимости от причин возникновения различают два типа инфляции: инфляция спроса; инфляция предложения.

Инфляция спроса возникает, если спрос на товары больше, чем предложение товаров. Под влиянием увеличения совокупного спроса и избытка денег начинается рост цен. Инфляция спроса обусловлена милитаризацией экономики; дефицитом бюджета и ростом государственного долга; кредитной экспансией банков (выпуском кредитных денег в качестве средства платежа); притоком иностранной валюты, т. е. увеличением денежной массы без увеличения объема . товаров.

Инфляция предложения вызывается: снижением производительности труда, сокращением предложения товаров и услуг; появлением новых потребностей человека; ростом заработной платы; высокими косвенными налогами и ростом издержек производства; энергетическим кризисом. В конечном итоге предложение товаров и услуг сокращается, что ведет к росту цен.

Социально-экономические последствия:

1. Инфляция порождает спад производства и экономический кризис.

Инфляция делает невыгодным инвестиционный процесс отчего страдает реальный сектор экономики и развивается финансовый.

Инф. Сопровождается безработицей.

2. Инф. Приводит к переливы капитала из сферы производства в сферу торговли. Посредничество, финансово-кредитную сферу – короткие коммерческие операции.

3. Инф. Порождает кризис кредитной системы – кредитором быть не выгодно.(особенно на долгосрочной основе.)

4. Рост бюджетного дефицита и государственного долга.

5. Обесценение национальной валюты – девальвация.

6. Снижение уровня жизни большинства слоев населения и усиления соц.дифференциации.

Дата: 2019-07-25, просмотров: 213.