Для реализации поставленных перед изучением конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления:
1. Предложение товаров (продуктов и услуг) в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели:
1.1. объем, структура и динамика предложения; 1.2. производственный и сырьевой потенциал предложения; 1.3. эластичность предложения.
2. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги) в целом и в распределении по отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели:
2.1. спрос в дифференциации по следующим признакам: степени удовлетворения; вектору изменения; формам образования (потенциальный, сложившийся, формирующийся, сезонный); покупательским намерениям (твердо сформулированный (жесткий) спрос, альтернативный (мягкий) спрос, спонтанный спрос, панический (ажиотажный) спрос); состоянию рынка (негативный спрос, полное отсутствие спроса, скрытый спрос (имеется потребность, но соответствующий товар не производится), полноценный (продавец удовлетворен выручкой), чрезмерный, отложенный (на дорогие товары)); месту покупки (глобальный (вся территория страны), городской и сельский, региональный, стационарный (у местных жителей), мигрирующий, рекреационный (связанный с туризмом и отдыхом)); 2.2. потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам): емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг; 2.3. эластичность спроса.
o Пропорциональность рынка характеризуют показатели:
3.1. соотношение спроса и предложения; 3.2. соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг; 3.3. товарная структура товарооборота (продажи, услуг); 3.4. раздел (доля) рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами; 3.5. структура продавцов по формам собственности; 3.6. структура покупателей (оптовых - по формам собственности, розничных - по социально-демографическим и другим потребительским признакам); 3.7. региональная структура рынка.
o Тенденции развития рынка характеризуют показатели:
4.1. темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли.
o Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели:
5.1. коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом); 5.2. параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.
o Региональные различия состояния и развития рынка характеризуют показатели:
6.1. региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка; 6.2. региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения) 6.3. региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка.
o Деловая активность характеризуется показателями:
7.1. портфель заказов, его состав, заполненность и динамика; 7.2. число, размер, частота и динамика сделок; 7.3. степень загруженности производственных (торговых) мощностей.
o Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями:
8.1. инвестиционный риск; 8.2. риск принятия маркетинговых решений; 8.3. риск случайных рыночных колебаний.
o Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции характеризуют показатели:
9.1. число фирм, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации; 9.2. общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продажи); 9.3. уровень приватизации: число и доля приватизированных предприятий, их организационные формы, их доля в общем объеме рынка; 9.4. раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи); 9.5. доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 188.