История психологии как наука - её предмет, метод, задачи и функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

1. История психологии как наука - её предмет, метод, задачи и функции

2. Основные исторические этапы развития психологии. Развитие представлений о предмете и методах психологического исследования

3. История развития психологической мысли в эпоху античности и Средневековья

4. История развития психологической мысли в эпоху Возрождения и Новое время (XVII в.)

5. Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и первой половине XIX в. Естественнонаучные предпосылки становления психологии как науки

6. Развитие психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX начале XX века. Развитие экспериментальной психологии и отраслей психологии

7. Структурализм и функционализм

8. Французская социологическая школа и описательная психология.

9. Развитие психологии в период открытого кризиса (10-30-е гг. XX в.). Основные психологические школы (общая характеристика)

10. Классический бихевиоризм Дж. Уотсона

11. Неклассический бихевиоризм: теория «оперантного бихевиоризма» Скиннера и «промежуточных переменных» Э. Толмена

12. Социальный бихевиоризм Дж. Мида, Д. Долларда, А. Бандуры и др.

13. Классический психоанализ 3. Фрейда

14. Аналитическая психология К. Юнга

15. Индивидуальная психология А. Адлера

16. Неофрейдизм (общая характеристика)

17. Теория базальной тревоги К. Хорни

18. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма

19. Эгопсихология Э. Эриксона

20. Трансактный анализ Э. Берна

21. Гештальтпсихология, её развитие и поворот к гештальттерапии.

22. Динамическая теория личности и группы К. Левина

23. Современное состояние зарубежной психологии (основные тенденции развития). Межкультурные исследования в психологии

24. Гуманистическая психология. Теоретические и психотерапевтические концепции А. Маслоу и К. Роджерса

25. Логотерапия В. Франкла

26. Когнитивная психология. Концепция личностных конструктов Д. Келли

27. Трансперсональная психология

28. Развитие отечественной психологии (общая характеристика). Идеология и психология.

29. Поведенческое направление в отечественной психологии. Вклад Сеченова и Павлова.

30. Культурно-историческая школа Л.С. Выготского и её развитие.

31. Развитие деятельностного подхода в отечественной психологии.

32. Комплексный и системный подходы в отечественной психологии.

33. Психология установки.

34. Теория планомерного формирования умственных действий

Список литературы



Эгопсихология Э. Эриксона

Одним из наиболее последовательных учеников 3. Фрейда был Эрик Эриксон (1902—1994). Эриксон разделил жизнь человека на восемь стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом, поворотным пунктом жизни индивида. Если Фрейд акцентирует внимание на бессознательном, то Эриксон, наоборот, видит свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качество «Я», т. е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития.

Трактуя структуру личности, так же как и З.Фрейд, Э.Эриксон существенно отступал от позиций классического психоанализа в понимании природы личности и детерминант ее развития. Он принимал идею неосознанной мотивации, но посвящал свои исследования главным образом процессам социализации, полагая, что основы человеческого Я коренятся в социальной организации общества. Им была создана психоаналитическая концепция об отношениях Я и общества.

Ключевым в теории Э.Эриксона является понятие «идентичность», определяемое как «субъективное... ощущение тождества и целостности»[8]. Идентичность — это тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность — это субъективное чувство непрерывной самотождественности, это условие, при котором человек ощущает себя неизменным (в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных обстоятельствах. В самоидентичности индивид переживает чувство того, что он остается тем же самым, что у него есть преемственность целей, намерений и представлений.

Периодизация развития в онтогенезе, разработанная Э.Эриксоном, носит название эпигенетической. Он полагал, что схема периодизации не должна походить на цепочку формальных временных отрезков, следующих друг за другом; периодизация — это эпигенетический ансамбль, в котором одновременно соприсутствуют все возрасты. Ни один прожитый человеком возраст не кончается в том смысле, что ни одно кризисное противоречие возраста не может быть окончательно разрешено прижизненно.

Одна стадия развития не замещает другую, а подстраивается к ней. Начало возраста — понятие весьма условное: та общая способность, которая будет ключевой в новом возрасте, уже обнаружила себя в более примитивном виде в предыдущих возрастах. Ни один возраст не кончается, не исчерпывается при начале следующего возраста. Многие проблемы, осложнения, отклонения развития являются следствием неразрешенности кризисных противоречий предыдущих периодов развития.



Трансактный анализ Э. Берна

При использовании трансакционного анализа люди достигают как эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее сосредоточен на последнем. Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он наблюдал изменения в поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук. Эти изменения включали выражение лица, интонация голоса, структура речи, телодвижения, мимика, поза и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента. Он заметил, что эти различные внутренние «Я» по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Доктор Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы, и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах.

Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его теории, названной трансакционным анализом.

Еще одна гипотеза, выдвигаемая Э.Берном – психологические игры, в которые играют люди.

Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. Психологические игры, кроме этого, имеют еще и скрытую цель, и в них играют не для удовольствия. Хотя надо сказать, некоторые игроки в покер тоже не для удовольствия играют. Берн определяет психологическую игру как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешнее разумное обоснование, или более кратко, как серию трансакций с уловкой. Чтобы последовательность трансакций образовала пару, необходимо наличие трех аспектов:

Непрерывная последовательность дополнительных трансакций, благовидных на социальном уровне;

Скрытая трансакция, которая является сообщением, источником в основе игры;

Ожидаемая расплата, которая завершает игру и является ее настоящей целью.

Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между игроками. Несмотря на это, люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу.

Достоинство концепции Э.Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.

По Берну, структура личности также трехкомпонентная, как и у Фрейда. Термином «Я» он обозначает личность. Каждое «Я» может проявляться в каждый момент времени в одном из трех состояний, которые Э.Берн назвал: «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». «Ребенок» - это источник спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов. «Родитель» - педант, знающий, как надо себя вести и склонный к поучениям. «Взрослый» - своего рода счетная машина, взвешивающая баланс «хочу» и «надо». В каждом человеке эти «трое» живут одновременно, хотя и проявляются в каждый момент поодиночке.

Можно сказать о том, что концепция Э.Берна близка по своему строению положению З.Фрейда, но и имеет свои отличительные особенности, которые Берн, благодаря своей практике доказывает.

 

Логотерапия В. Франкла

Виктор Франкл - австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими реальными поступками. Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной:

ценности творчества (в первую очередь труд),

ценности переживания (в частности, любовь),

ценности отношения (сознательно вырабатываемая полиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить).

Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя: самоактуализация - это лишь побочный продукт осуществления смысла. Совесть — орган, который помогает человеку определить, какой из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, является для него истинным. Франкл выделял три онтологических измерения (уровня существования) человека:

биологическое,

психологическое,

поэтическое, или духовное.

Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль в детерминации поведения. Воплощением самодетерминации человека выступают способности: к самотрансценденции. направленности вовне себя; к самоотстранению; к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Свобода воли в понимании Франкл неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол. Логотерапия строится на осознании пациентом ответственности за нахождение и реализацию смысла своей жизни в любых, даже критических жизненных обстоятельствах.

Нет такой вещи, как универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций. Однако мы не должны забывать, что среди них есть и такие, которые имеют нечто общее, и, следовательно, есть смыслы, которые присущи людям определенного общества, и даже более того - смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы относятся скорее к человеческому положению вообще, чем к уникальным ситуациям. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество.

Обладание ценностями облегчает для человека поиск смысла, так как, по крайней мере, в типичных ситуациях, он избавлен от принятия решений. Но, к сожалению, ему приходится расплачиваться за это облегчение, потому что в отличие от уникальных смыслов, пронизывающих уникальные ситуации, может оказаться, что две ценности входят в противоречие друг с другом. А противоречия ценностей отражаются в душе человека в форме ценностных конфликтов, играя важную роль в формировании ноогенных неврозов[9].

Психология установки

Человек воспринимает либо прямое воздействие со стороны процессов самой действительности, либо воздействие словесных символов, представляющих эти процессы в специфической форме. Если поведение животного определяется лишь воздействием актуальной действительности, то человек не всегда подчиняется непосредственно этой действительности; большей частью он реагирует на ее явления лишь после того, как он преломил их в своем сознании, лишь после того. Как он осмыслил их. Само собой разумеется, это очень существенная особенность человека, на которой, быть может, базируется все его преимущество перед другими живыми существами.

Согласно всему тому, что мы уже знаем относительно человека, естественно приходит в голову мысль о той роли, которую может играть в этом случае его установка.

Если верно, что в основе нашего поведения, развивающегося в условиях непосредственного воздействия окружающей нас среды, лежит установка, то может возникнуть вопрос. Что же происходит с ней в другом плане – плане вербальной, репрезентированной в словах действительности? Играет ли и здесь какую-либо роль наша установка или эта сфера нашей деятельности построена на совершенно иных основаниях?

При повторном выступлении той или аналогичной задачи, в объективации нет более нужды и она разрешается на базе соответствующей установки. Раз найденная установка может пробуждаться к жизни и непосредственно, помимо впервые опосредовавшей ее объективации. Так растет и развивает объем установочных состояний человека: в него включаются не только непосредственно возникающие установки, но и те, которые когда-то раньше были опосредованы актами объективации.

Круг установок человека не замыкается такого рода установками – установками, опосредованными случаями объективации и возникшими на ее основе собственными актами мышления и воли. Сюда нужно отнести и те установки, которые впервые когда-то были построены на базе объективации других, например, творчески установленных субъектов, но затем они перешли в достояние людей в виде готовых формул, не требующих более непосредственного участия процессов объективации. Опыт и образование, например, являются дальнейшими источниками такого же рода формул. Им посвящается специальный период в жизни человека – школьный период, захватывающий все более и более значительный отрезок времени нашей жизни. Но обогащение такого же рода сложными установками продолжается и в дальнейшем – опыт и знание человека беспрерывно растут и расширяются[13].

34. Теория планомерного формирования умственных действий

Теория поэтапного формирования умственных действий – П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др. В ее основе лежат следующие положения. Знания, умения и навыки не могут быть усвоены без деятельности человека.

В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане, средствах выполняемых или предстоящих действий. Причем, чтобы безошибочно эти действия осуществить ему необходимо сосредоточить свое внимание на наиболее важном в деятельности, чтобы желаемое не выпустить из-под контроля. Следовательно, обучение должно строиться в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым. Цикл усвоения должен состоять из следующих этапов:

На первом этапе складывается отношение обучаемых к целям и задача предстоящего действия, к содержаний) материала, а также выделяются системы ориентиров и указаний, учет которых необходим, для выполнения действий.

На втором этапе обучаемые производят требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действий, в частности — на схему ориентировочной основы действия.

На следующем этапе в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость использовать ориентировочную схему. Ее обобщенное и сокращенное содержание выражается в речи (проговаривание осуществляемых действий вслух).

На пятом этапе постепенно исчезает звуковая сторона речи — действия формируются во внешней речи «про себя».

Далее действия выполняются в скрытом умственном плане, не требуют внешней опоры. Обучаемые автоматически выполняют отработанные действия.

Данная теория позволяет сокращать время формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения действий; достигать высокой автоматизации выполняемых действий; обеспечить контроль качества как всего действия и его отдельных операций. Однако создание конкретных образцов действий (подробные схемы ориентировочных основ их выполнения) представляется не всегда простым, а формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий иногда происходит в ущерб их творческому развитию.



Список литературы

 

1. Адлер А. Психология развития. – М.: Школьная пресса, 2000.

2. Дюркгейм Э. Социология образования. - М.: Просвещение,1996.

3. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С.41—44.

4. Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.

5. Романова И.А. Психология и педагогика. – М.: Экзамен, 2006.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Основы психологической антропологии. – М.: Школьная пресса, 2000.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

8. Трусов В.П. Современные психологические теории личности. – Л.: Наука, 1990.

9. Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблемы объективации. // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1997.

10. Франкл В. Логотерапия. – СПб.: Речь, 2002.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.

12. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.: Просвещение, 1978.

13. Юнг К.Г. Аналитическая психология. – М.: Педагогика, 2001.


[1] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-47.

[2] Трусов В.П. Современные психологические теории личности. – Л.: Наука, 1990.

[3] Дюркгейм Э. Социология образования. - М.: Просвещение,1996. - с.55-56.

[4] Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Основы психологической антропологии. – М.: Школьная пресса, 2000. – с.-62-63.

[5] Юнг К.Г. Аналитическая психология. – М.: Педагогика, 2001.

[6] Альфред Адлер // Психология развития. – М.: Школьная пресса, 2000. – С – 120 – 156.

[7] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005. – с.-15.

[8] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - с.-28.

[9] Франкл В. Логотерапия. – СПб.: Речь, 2002.

[10] Романова И.А. Психология и педагогика. – М.: Экзамен, 2006. – с.-18.

[11] Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.: Просвещение, 1978. - с.-102-103.

[12] Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С.41—44.

[13] Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблемы объективации. // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1997.


Содержание

 

1. История психологии как наука - её предмет, метод, задачи и функции

2. Основные исторические этапы развития психологии. Развитие представлений о предмете и методах психологического исследования

3. История развития психологической мысли в эпоху античности и Средневековья

4. История развития психологической мысли в эпоху Возрождения и Новое время (XVII в.)

5. Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и первой половине XIX в. Естественнонаучные предпосылки становления психологии как науки

6. Развитие психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX начале XX века. Развитие экспериментальной психологии и отраслей психологии

7. Структурализм и функционализм

8. Французская социологическая школа и описательная психология.

9. Развитие психологии в период открытого кризиса (10-30-е гг. XX в.). Основные психологические школы (общая характеристика)

10. Классический бихевиоризм Дж. Уотсона

11. Неклассический бихевиоризм: теория «оперантного бихевиоризма» Скиннера и «промежуточных переменных» Э. Толмена

12. Социальный бихевиоризм Дж. Мида, Д. Долларда, А. Бандуры и др.

13. Классический психоанализ 3. Фрейда

14. Аналитическая психология К. Юнга

15. Индивидуальная психология А. Адлера

16. Неофрейдизм (общая характеристика)

17. Теория базальной тревоги К. Хорни

18. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма

19. Эгопсихология Э. Эриксона

20. Трансактный анализ Э. Берна

21. Гештальтпсихология, её развитие и поворот к гештальттерапии.

22. Динамическая теория личности и группы К. Левина

23. Современное состояние зарубежной психологии (основные тенденции развития). Межкультурные исследования в психологии

24. Гуманистическая психология. Теоретические и психотерапевтические концепции А. Маслоу и К. Роджерса

25. Логотерапия В. Франкла

26. Когнитивная психология. Концепция личностных конструктов Д. Келли

27. Трансперсональная психология

28. Развитие отечественной психологии (общая характеристика). Идеология и психология.

29. Поведенческое направление в отечественной психологии. Вклад Сеченова и Павлова.

30. Культурно-историческая школа Л.С. Выготского и её развитие.

31. Развитие деятельностного подхода в отечественной психологии.

32. Комплексный и системный подходы в отечественной психологии.

33. Психология установки.

34. Теория планомерного формирования умственных действий

Список литературы



История психологии как наука - её предмет, метод, задачи и функции

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.

Задачи истории психологии:

Изучить закономерности развития знаний о психике

Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят её достижения.

Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста

Изучить роль личности, её индивидуального пути в становлении самой науки.

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.

Время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.