Психоанализ Фрейда и неофрейдизм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психоанализ – новый метод лечения неврозов, предложенный Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX-XX вв., его называют методом свободных ассоциаций. Объектом изучения З. Фрейда является цельная человеческая личность, при этом приоритет отдается сексуальному в сфере бессознательного. Сексуальное – источник мотивационного поведения личности. Человек есть «эротическое существо».

Мировоззренческим ориентиром для Фрейда являлась философия Шопенгауэра и Ницше, поэтому исходные предпосылки понимания личности опирались на конфликт бытия и человека. В целом человек у Фрейда воспринимался скорее агрессивным, чем мягкосердечным. В отличие от Шопенгауэра и Ницше, Фрейд не предлагает какого-либо решения проблемы противоречия человека и бытия. Он последовательно проводит баланс между инстинктом к жизни (Эросом) и инстинктом к смерти (Танатосом), в их борьбе определяется психология и поведение личности. 

«Инстинкт к жизни» порождает раздражения, в конечном счете, нарушает органическое и психическое равновесие в человеке. В свою очередь «инстинкт к смерти» ведет к постоянству, равновесию, «покою».

Механизмом, осуществляющим баланс между «стремлением к жизни» и «инстинктом к смерти» является влечение. Согласно Фрейда влечения могут выполнять конструктивную и деструктивную роль. К числу последних относятся не внутренние, пассивные формы успокоения сексуального раздражения, а направленные вовне формы деструктивно вытесненного стремления к смерти, сопровождающиеся активными формами разрушения. К ним относятся садизм, убийство, мазохизм, некрофилия, каннибализм.

Фрейдовская трактовка личности основана на вычленении трех структурных элементов. «Оно» – глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро. «Я» – это сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешней реальностью, включая природное и социальное окружение. «Сверх-Я» - это сфера долженствования, выступающая в виде существующих общественных норм и ценностей.

С точки зрения Фрейда душевные, нравственные переживания вторичны. Душевные переживания – продукт вытеснения (сублимации) имеющегося в бессознательном («Оно») конфликта Эроса и Танатоса в сферу сознания («Я»), где эти влечения сталкиваются с моралью («Сверх-Я»). Нравственные переживания – задержка пути сексуального влечения, посредством появившихся чувств стыда, застенчивости, отвращения и т.п.

Учение Фрейда имело много последователей, чьи идеи воплотились в неофрейдизме.

В неофрейдизме особое внимание заслуживает Вильгельм Райх (1897-1957). В соответствии с его концепцией основная причина неврозов лежит в социальной обусловленности.

Райх считал, половое влечение не является самой важной предпосылкой духовной культуры. Его критика Фрейда заключалась в том, что им не были достаточно разработаны экономические причины сексуальной репрессии, экономическое содержание нравственных и культурных норм. Еще большое развитие социальные вопросы формирования личности получили далее в работах Эриха Фромма, в которых общая конфликтная ситуация объясняется возникновением человеческого сознания, разрывом естественных связей между человеком и природой.

Философия экзистенциализма

Среди современных западноевропейских философских концепций видное место принадлежит философии экзистенциализма. Согласно К. Ясперсу, который является наиболее видным представителем этого философского направления, побудительные источники всякого философствования лежат в самом человеке и наиболее четко проявляются в состоянии потрясения и потрясенности, в пограничных ситуациях. Подлинная сущность человека обнаруживает себя лишь в экзистенции,

Центральным положением философии экзистенциализма является одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Философия экзистенциализма отвечает запросам выбитого из колеи человека, смятенного перед лицом прогресса и великих исторических сдвигов современного мира. Исчезновение чувства безопасности у определенной части населения явилось причиной появления экзистенциализма – «философии отчаяния», «философии кризиса», «философии утешения».

Предлагаемый экзистенциализмом способ противостояния окружающему миру – мысленное возвышение над обыденностью «религиозный или философский порыв». Экзистенциализм абсолютизировал чувства, эмоции человека, оторвал их от разума и социального в природе человека, а последнего от общества.

Особое место в экзистенциализме занимает страх перед трансцендентным (у К. Ясперса это Бог, абсолютная реальность), страх – это главный принцип существования человека. У экзистенциалистов страх – форма обнаружения свободы, это основа нравственного выбора.

Для достижения свободы нужно отречься от окружающего мира и погрузиться в особое настроение, чтобы полностью ощутить свою отчужденность от общества.

Экзистенциалистическое погружение в трансцендентное, иррациональное порождает первичность духа по отношению к материи и отрицание рациональности мира. Природа не поддается познанию, важны не внешние чувственные данные (зрение, слух и пр.), а внутренние переживания – страх, отчаяние и т.д.

Соответственно поиск истины становится поиском откровения, поиском субъективной иррациональной истины для себя. Каждый должен искать свою истину, социальная борьба – конфликт самосознаний.

Экзистенциализм провозглашает активную борьбу за свою истину, свои идеалы. Человек ответственен за своего себя и за весь мир. Соответственно, общество для экзистенциалиста – ущемление свободы личности «всякие общественные отношения репрессивны».

 

Заключение

Все описанные в данной главе философские концепции имеют свое видение человека и мира, на основании чего они строят свои выводы о «правильном» поведении человека.

Философс-кое течение Человек, его сущность и первооснова Нравственные принципы и нормы поведения Проблема гармонии человека и мира
Неопозити-визм То, что мы можем наблюдать Руководствуйся не метафизической истиной, а пользой. Главное – удобство и простота, смысл. То, что мы можем наблюдать и/или проверить на опыте
Прагматизм Биологическое существо. Инстинкты. Делай то, что окупается. Все средства хороши. Мир – средство для удовлетворения желаний
Философия жизни Шопенга-уэра Главное в человеке – «воля к жизни». Нравств и эстетич прозрение. Освобождение от «воли к жизни». Существование единой воли. Надиндивидуальная ценность жизни человека.
Философия жизни у Ницше  «Воля к власти». Деление на своих и чужих. Борьба с моралью и нравственностью. Мир – арена борьбы за власть. Выращивание индивидуал. качеств «сверхчеловека».
Фрейдизм Человек – эротическое существо. Рациональное подавление сексуальности. Борьба «воли к жизни» и «воли к смерти».
ФилософияЮнга Архитипи-ческое существо Синхронность беспричинных и причинных связей. Соответствие типа культур архетипу бессознательного.
Философия Фрома Психосоциальное существо Выработка социального характера Формирование продуктивного соц. характера
Экзистенциализм (Ясперс, Сарт, Камю) Душевные озарения, напряжение духа. Трансценденция (поддержание душевного состояния, личная ответственность за мир, коллективно – индивид. Свобода) Враждебное к человеку бытие

 

Попробуем их классифицировать приведенные выше философские концепции.

1. Видно четкое деление основных западных философских концепций XX на рационалистические (от позитивизма) и иррационалистические.

2. Среди данных философских концепций только философия Шопенгауэра и экзистенциализм отдают приоритет общественным (надиндивидуальное, трансцендентное) интересам перед индивидуальными, эгоистическими (неопозитивизм, прагматизм, философия Ницше, фрейдизм и неофрейдизм).

 

 

Заключение. Человек и общество в XX веке.

 

Как видно из заключения ко второй главе с точки зрения нравственности Библии только экзистенциализм и философия жизни Шопенгауэра имеют точки соприкосновения с нравственностью Библии.

    Ницшеанство и Фрейдизм (наиболее популярны в Западной Европе) враждебны, противоположны библейской морали и нравственности. Неофрейдизм также не стыкуются с моральными принципами Библии.

    Неопозитивизм и прагматизм (особенно популярны в США) слепы и глухи к нравственности, руководствуясь только выгодой.

Таким образом, основные философские концепции Запада в XX веке в целом не имеют отношения к Библии. Следовательно, от атеистической части западного общества не следует ждать христианской терпимости.

 

Литература

 

1. Библия

2. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.; Сов. энциклопедия, 1985. – 1600 с., ил.

3.  Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах/ Сост.; В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. – М.; Политиздат, 1989. – 605 с. ISBN 5-250-00354-0

4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1994.

5. История философии: Учеб. Пособие для вузов/ А.Н. Волкова, В.С. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. – М.: «Изд-во ПРИОР», 1997. 464 с.

6. Ницше Ф. Генеалогия морали. Офор. II. М., 1990, т. 2.

7. Антипина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л., 1990.

 

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
_______________________________________________________
Факультет философии

 

 

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.