Психоанализ – новый метод лечения неврозов, предложенный Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX-XX вв., его называют методом свободных ассоциаций. Объектом изучения З. Фрейда является цельная человеческая личность, при этом приоритет отдается сексуальному в сфере бессознательного. Сексуальное – источник мотивационного поведения личности. Человек есть «эротическое существо».
Мировоззренческим ориентиром для Фрейда являлась философия Шопенгауэра и Ницше, поэтому исходные предпосылки понимания личности опирались на конфликт бытия и человека. В целом человек у Фрейда воспринимался скорее агрессивным, чем мягкосердечным. В отличие от Шопенгауэра и Ницше, Фрейд не предлагает какого-либо решения проблемы противоречия человека и бытия. Он последовательно проводит баланс между инстинктом к жизни (Эросом) и инстинктом к смерти (Танатосом), в их борьбе определяется психология и поведение личности.
«Инстинкт к жизни» порождает раздражения, в конечном счете, нарушает органическое и психическое равновесие в человеке. В свою очередь «инстинкт к смерти» ведет к постоянству, равновесию, «покою».
Механизмом, осуществляющим баланс между «стремлением к жизни» и «инстинктом к смерти» является влечение. Согласно Фрейда влечения могут выполнять конструктивную и деструктивную роль. К числу последних относятся не внутренние, пассивные формы успокоения сексуального раздражения, а направленные вовне формы деструктивно вытесненного стремления к смерти, сопровождающиеся активными формами разрушения. К ним относятся садизм, убийство, мазохизм, некрофилия, каннибализм.
Фрейдовская трактовка личности основана на вычленении трех структурных элементов. «Оно» – глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро. «Я» – это сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешней реальностью, включая природное и социальное окружение. «Сверх-Я» - это сфера долженствования, выступающая в виде существующих общественных норм и ценностей.
С точки зрения Фрейда душевные, нравственные переживания вторичны. Душевные переживания – продукт вытеснения (сублимации) имеющегося в бессознательном («Оно») конфликта Эроса и Танатоса в сферу сознания («Я»), где эти влечения сталкиваются с моралью («Сверх-Я»). Нравственные переживания – задержка пути сексуального влечения, посредством появившихся чувств стыда, застенчивости, отвращения и т.п.
Учение Фрейда имело много последователей, чьи идеи воплотились в неофрейдизме.
В неофрейдизме особое внимание заслуживает Вильгельм Райх (1897-1957). В соответствии с его концепцией основная причина неврозов лежит в социальной обусловленности.
Райх считал, половое влечение не является самой важной предпосылкой духовной культуры. Его критика Фрейда заключалась в том, что им не были достаточно разработаны экономические причины сексуальной репрессии, экономическое содержание нравственных и культурных норм. Еще большое развитие социальные вопросы формирования личности получили далее в работах Эриха Фромма, в которых общая конфликтная ситуация объясняется возникновением человеческого сознания, разрывом естественных связей между человеком и природой.
Философия экзистенциализма
Среди современных западноевропейских философских концепций видное место принадлежит философии экзистенциализма. Согласно К. Ясперсу, который является наиболее видным представителем этого философского направления, побудительные источники всякого философствования лежат в самом человеке и наиболее четко проявляются в состоянии потрясения и потрясенности, в пограничных ситуациях. Подлинная сущность человека обнаруживает себя лишь в экзистенции,
Центральным положением философии экзистенциализма является одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Философия экзистенциализма отвечает запросам выбитого из колеи человека, смятенного перед лицом прогресса и великих исторических сдвигов современного мира. Исчезновение чувства безопасности у определенной части населения явилось причиной появления экзистенциализма – «философии отчаяния», «философии кризиса», «философии утешения».
Предлагаемый экзистенциализмом способ противостояния окружающему миру – мысленное возвышение над обыденностью «религиозный или философский порыв». Экзистенциализм абсолютизировал чувства, эмоции человека, оторвал их от разума и социального в природе человека, а последнего от общества.
Особое место в экзистенциализме занимает страх перед трансцендентным (у К. Ясперса это Бог, абсолютная реальность), страх – это главный принцип существования человека. У экзистенциалистов страх – форма обнаружения свободы, это основа нравственного выбора.
Для достижения свободы нужно отречься от окружающего мира и погрузиться в особое настроение, чтобы полностью ощутить свою отчужденность от общества.
Экзистенциалистическое погружение в трансцендентное, иррациональное порождает первичность духа по отношению к материи и отрицание рациональности мира. Природа не поддается познанию, важны не внешние чувственные данные (зрение, слух и пр.), а внутренние переживания – страх, отчаяние и т.д.
Соответственно поиск истины становится поиском откровения, поиском субъективной иррациональной истины для себя. Каждый должен искать свою истину, социальная борьба – конфликт самосознаний.
Экзистенциализм провозглашает активную борьбу за свою истину, свои идеалы. Человек ответственен за своего себя и за весь мир. Соответственно, общество для экзистенциалиста – ущемление свободы личности «всякие общественные отношения репрессивны».
Заключение
Все описанные в данной главе философские концепции имеют свое видение человека и мира, на основании чего они строят свои выводы о «правильном» поведении человека.
Философс-кое течение | Человек, его сущность и первооснова | Нравственные принципы и нормы поведения | Проблема гармонии человека и мира |
Неопозити-визм | То, что мы можем наблюдать | Руководствуйся не метафизической истиной, а пользой. Главное – удобство и простота, смысл. | То, что мы можем наблюдать и/или проверить на опыте |
Прагматизм | Биологическое существо. Инстинкты. | Делай то, что окупается. Все средства хороши. | Мир – средство для удовлетворения желаний |
Философия жизни Шопенга-уэра | Главное в человеке – «воля к жизни». | Нравств и эстетич прозрение. Освобождение от «воли к жизни». | Существование единой воли. Надиндивидуальная ценность жизни человека. |
Философия жизни у Ницше | «Воля к власти». | Деление на своих и чужих. Борьба с моралью и нравственностью. | Мир – арена борьбы за власть. Выращивание индивидуал. качеств «сверхчеловека». |
Фрейдизм | Человек – эротическое существо. | Рациональное подавление сексуальности. | Борьба «воли к жизни» и «воли к смерти». |
ФилософияЮнга | Архитипи-ческое существо | Синхронность беспричинных и причинных связей. | Соответствие типа культур архетипу бессознательного. |
Философия Фрома | Психосоциальное существо | Выработка социального характера | Формирование продуктивного соц. характера |
Экзистенциализм (Ясперс, Сарт, Камю) | Душевные озарения, напряжение духа. | Трансценденция (поддержание душевного состояния, личная ответственность за мир, коллективно – индивид. Свобода) | Враждебное к человеку бытие |
Попробуем их классифицировать приведенные выше философские концепции.
1. Видно четкое деление основных западных философских концепций XX на рационалистические (от позитивизма) и иррационалистические.
2. Среди данных философских концепций только философия Шопенгауэра и экзистенциализм отдают приоритет общественным (надиндивидуальное, трансцендентное) интересам перед индивидуальными, эгоистическими (неопозитивизм, прагматизм, философия Ницше, фрейдизм и неофрейдизм).
Заключение. Человек и общество в XX веке.
Как видно из заключения ко второй главе с точки зрения нравственности Библии только экзистенциализм и философия жизни Шопенгауэра имеют точки соприкосновения с нравственностью Библии.
Ницшеанство и Фрейдизм (наиболее популярны в Западной Европе) враждебны, противоположны библейской морали и нравственности. Неофрейдизм также не стыкуются с моральными принципами Библии.
Неопозитивизм и прагматизм (особенно популярны в США) слепы и глухи к нравственности, руководствуясь только выгодой.
Таким образом, основные философские концепции Запада в XX веке в целом не имеют отношения к Библии. Следовательно, от атеистической части западного общества не следует ждать христианской терпимости.
Литература
1. Библия
2. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.; Сов. энциклопедия, 1985. – 1600 с., ил.
3. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах/ Сост.; В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. – М.; Политиздат, 1989. – 605 с. ISBN 5-250-00354-0
4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1994.
5. История философии: Учеб. Пособие для вузов/ А.Н. Волкова, В.С. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. – М.: «Изд-во ПРИОР», 1997. 464 с.
6. Ницше Ф. Генеалогия морали. Офор. II. М., 1990, т. 2.
7. Антипина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л., 1990.
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
_______________________________________________________
Факультет философии
Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.