ШАВЕРИНОЙ ЕЛЕНЫ ГЕННАДЬЕВНОЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОСКОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)

БАНКА РОССИИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ПРЕДМЕТУ: «Финансы, денежное обращение,кредит»

 

НА ТЕМУ: « Бюджетная система и развитие

                     межбюджетных отношений»

 

 

СТУДЕНТКИ 2 КУРСА 218 ГРУППЫ

ШАВЕРИНОЙ ЕЛЕНЫ ГЕННАДЬЕВНОЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ: ВОЙНИКОНИС Н.Н.

 

МОСКВА 2003г.

Содержание:

 

Введение…………………………………………………….3

1. Бюджетная система……………………………………...4

2. Характеристика бюджетной системы………………….5

2.1 Федеральный бюджет………………………….….5

2.2 Бюджеты субъектов РФ…………………………...7

2.3 Местные бюджеты…………………………………8

3. Принципы бюджетной системы…………………….…..9

4. Доходы бюджетов………………………………………12

5. Расходы бюджетов……………………………………...13

6. Бюджетный процесс и его стадии……………………..15

6.1 Сущность и содержание бюджетного процесса...15

6.2 Составление проектов бюджета………………….16

6.3 Рассмотрение и утверждение бюджета………… 17

6.4 Исполнение бюджетов……………………………18

6.5 Составление счетов об исполнении бюджетов и их утверждение……………………………………….19

7. Развитие межбюджетных отношений…………………20

Заключение…………………………………………………23                                        

Список используемой литературы……………………… 24

Приложение 1: «Бюджетная система РФ»………………..25

Приложение 2: «Распределение основных налогов между Федеральным, региональными и местными бюджетами России (%)»…………………………………………………26

 

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную систему РФ, которая в 1991г. претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет России включался в государственной бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые.

В настоящее время государственная бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

· Федерального бюджета;

· 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов, бюджета Еврейской автономной области;

· около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты со своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включается в федеральный республиканский бюджет.

Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Прямое воздействие августовского валютно-финансового кризиса на экономику регионов выразились в резком изменении соотношений между объемами рублевых поступлений в территориальные бюджеты и размерами их валютных обязательств перед иностранными инвесторами и кредиторами. Резкое удорожание цены валютных заимствований и последующий уход инвесторов с рынка субфедеральных ценных бумаг, усугубили проблему дальнейшего обслуживания региональных займов. Это заставило ряд субъектов Федерации принудительно реструктурировать выплаты по внутреннему долгу. Как следствие бюджеты субъектов Федерации лишились возможности рефинансирования своих долговых обязательств за счет эмиссии ценных бумаг, а значит, потеряли важный источник покрытия бюджетного дефицита.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества, в том числе и бюджетной системы. 

Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие Государственной Думой 17 июля 1998 г. Бюджетного кодекса РФ, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса РФ.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Бюджетная система

Бюджетная система государства – это совокупность всех видов бюджетов (см. приложение 1).

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

· Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· Местные бюджеты.

В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах – не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.

Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Следовательно, бюджетное устройство – это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах.

В иерархически упорядоченной бюджетной системе России можно выделить следующие уровни:

а) Федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов Российской Федерации:

· республиканские бюджеты;

· бюджеты автономных областей;

· областные, краевые бюджеты;

· бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;

в) местные бюджеты:

· бюджеты городов областного подчинения;

· бюджеты районов;

· городские районные бюджеты;

· сельские и поселковые бюджеты.

Рассматривая проблему бюджетного устройства России, следует помнить, что принципы построения и механизмы функционирования нынешней бюджетной системы сложились еще в 30-е годы и полностью отвечали характеру и методам административно-командной системы управления народным хозяйством страны. Так, принципы единства и так называемого «демократического», а на самом деле «жесткого» централизма обусловили следующие характерные черты бюджетной системы:

· стягивание значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;

· деление всех доходных источников на закрепленные, передаваемые в ведение среднего и низового уровней государственной власти, и регулирующие, объемом которых распоряжался вышестоящий орган власти;

· широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы, предопределившие постепенное возрастание доли регулирующих доходов в территориальных бюджетах;

· субъективизм при решении вопросов об объеме средств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;

· ориентированная на расходы методология формирования территориальных бюджетов, воспитывавшая у нижестоящих управленческих структур иждивенчество и твердую уверенность в том, что за все, в конечном счете, отвечает государство, его верховная власть;

· ежегодный пересмотр процентов отчислений от регулирующих доходов, дававший вышестоящему органу власти неограниченные возможности держать в зависимости нижестоящий орган власти, вынуждая его выпрашивать дополнительные отчисления от регулирующих доходов;

· множественность форм межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов, позволявшая во всех случаях применять субъективный «индивидуальный» подход при решении вопроса о выделении финансовой помощи нижестоящему бюджету.

Федеральный бюджет

  Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развитие перспективных направлений в сфере производства.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом РСФСР «Об основах налоговой системы» 1991г. и Налоговым кодексом Российской Федерации 1998г. наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Доходы федерального бюджета

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

· федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

· таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

· государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ;

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;

· доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и др. нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ;

· часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

· прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;

· доходы от внешнеэкономической деятельности;

· доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Кроме перечисленных налоговых и неналоговых доходов, для покрытия бюджетного дефицита используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям, облигациям государственного сберегательного займа, облигациям государственных нерыночных займов. Внешними заимствованиями являются кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.

Расходы федерального бюджета

В соответствии с действующим в РФ законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

· обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

· функционирование федеральной судебной системы;

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· государственная поддержка атомной энергетики;

· ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

· исследование и использование космического пространства;

· содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;

· формирование федеральной собственности;

· компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, др. социальных выплат;

· пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

· проведение выборов и референдумов РФ;

· федеральная инвестиционная программа;

· обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

· финансовая поддержка субъектов РФ и др.

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

· государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительства индустрии, сельского хозяйства, метрополитенов;

· обеспечение правоохранительной деятельности;

· обеспечение противопожарной безопасности;

· обеспечение социальной защиты населения;

· развитие рыночной инфраструктуры;

· обеспечение деятельности средств массовой информации;

· прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субвенции.

 

Местные бюджеты

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. Статья 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их значении. Они выполняют следующие функции:

· формирование денежных фондов;

· распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

· контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

Местные налоги и сборы:

· земельный налог;

· налог на имущество физических лиц;

· налог на рекламу;

· налог на наследство или дарение;

· местные лицензионные сборы.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

· доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

· доходы от продажи земли;

· доходы от продажи квартир гражданам.

Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

· от налога на добавленную стоимость;

· от акцизов;

· от налога на прибыль (доход) предприятий;

· от подоходного налога с физических лиц.

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

· содержание органов местного самоуправления;

· формирование муниципальной собственности и управление ею;

· организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

· благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

· содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

· реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

· содержание муниципальных архивов;

· организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или ведении органов местного самоуправления и др.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.

Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

Ø единство бюджетной системы РФ;

Ø разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

Ø самостоятельность бюджетов;

Ø полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Ø сбалансированность бюджета;

Ø эффективность и экономность использования бюджетных средств;

Ø общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

Ø гласность;

Ø достоверность бюджета;

Ø адресность и целевой характер бюджетных средств.           

Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государства.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства.

В современных условиях единство бюджета нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т.п.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

· право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

· наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;

· законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

· недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

· недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Различают бюджеты брутто и нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто – только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает:

· обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;

· обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа или между исполнительным и законодательным (представительными) органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. На практике этот принцип реализуется формально: бюджет публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную сущность.

Принцип достоверности бюджета, т.е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны.

Для современных бюджетов характерны затушевывание направлений расходов и сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т.е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее время ни в одной стране (и Россия не исключение), хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Доходы бюджетов

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

 К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

· доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

· иные неналоговые доходы.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

В доходах бюджетов учитываются:

· средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в муниципальной или государственной собственности;

· средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

· средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

· плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной или платной основах;

· доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

· часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

· другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.

Финансовая помощь

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

Безвозмездные перечисления

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В дохода бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налогом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей расходов, происшедшими после утверждения закона о бюджете и не учтенными законом о бюджете.

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые доход в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ. 

Расходы бюджетов

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией

расходов бюджетов Российской Федерации. Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком «минус».

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам , расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

·  ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

· средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

· трансфертов населению;

· ассигнования на реализацию органам местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

· ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

· ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

· бюджетных кредитов юридическим лицам;

· субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

· бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

· кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

· кредитов иностранным государствам;

· средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

 

Исполнение бюджета

Исполнение бюджета – это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;

2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по квартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств.

2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств.

4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам.

В РФ с 1992г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:

· организация исполнения федерального бюджета;

· контроль за его исполнением;

· управление бюджетными доходами и расходами;

· регулирование межбюджетных отношений;

· финансовое исполнение внебюджетных фондов;

· управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов РФ;

· осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:

· отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;

· централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета;

· совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетов.

Исполнение федерального бюджета по доходам включает:

· перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства;

· распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;

· возврат излишне уплаченных сумм доходов;

· учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.

Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органами власти.

МОСКОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)

БАНКА РОССИИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ПРЕДМЕТУ: «Финансы, денежное обращение,кредит»

 

НА ТЕМУ: « Бюджетная система и развитие

                     межбюджетных отношений»

 

 

СТУДЕНТКИ 2 КУРСА 218 ГРУППЫ

ШАВЕРИНОЙ ЕЛЕНЫ ГЕННАДЬЕВНОЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ: ВОЙНИКОНИС Н.Н.

 

МОСКВА 2003г.

Содержание:

 

Введение…………………………………………………….3

1. Бюджетная система……………………………………...4

2. Характеристика бюджетной системы………………….5

2.1 Федеральный бюджет………………………….….5

2.2 Бюджеты субъектов РФ…………………………...7

2.3 Местные бюджеты…………………………………8

3. Принципы бюджетной системы…………………….…..9

4. Доходы бюджетов………………………………………12

5. Расходы бюджетов……………………………………...13

6. Бюджетный процесс и его стадии……………………..15

6.1 Сущность и содержание бюджетного процесса...15

6.2 Составление проектов бюджета………………….16

6.3 Рассмотрение и утверждение бюджета………… 17

6.4 Исполнение бюджетов……………………………18

6.5 Составление счетов об исполнении бюджетов и их утверждение……………………………………….19

7. Развитие межбюджетных отношений…………………20

Заключение…………………………………………………23                                        

Список используемой литературы……………………… 24

Приложение 1: «Бюджетная система РФ»………………..25

Приложение 2: «Распределение основных налогов между Федеральным, региональными и местными бюджетами России (%)»…………………………………………………26

 

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную систему РФ, которая в 1991г. претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет России включался в государственной бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые.

В настоящее время государственная бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

· Федерального бюджета;

· 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов, бюджета Еврейской автономной области;

· около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты со своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включается в федеральный республиканский бюджет.

Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Прямое воздействие августовского валютно-финансового кризиса на экономику регионов выразились в резком изменении соотношений между объемами рублевых поступлений в территориальные бюджеты и размерами их валютных обязательств перед иностранными инвесторами и кредиторами. Резкое удорожание цены валютных заимствований и последующий уход инвесторов с рынка субфедеральных ценных бумаг, усугубили проблему дальнейшего обслуживания региональных займов. Это заставило ряд субъектов Федерации принудительно реструктурировать выплаты по внутреннему долгу. Как следствие бюджеты субъектов Федерации лишились возможности рефинансирования своих долговых обязательств за счет эмиссии ценных бумаг, а значит, потеряли важный источник покрытия бюджетного дефицита.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества, в том числе и бюджетной системы. 

Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие Государственной Думой 17 июля 1998 г. Бюджетного кодекса РФ, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса РФ.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Бюджетная система

Бюджетная система государства – это совокупность всех видов бюджетов (см. приложение 1).

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

· Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· Местные бюджеты.

В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах – не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.

Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Следовательно, бюджетное устройство – это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах.

В иерархически упорядоченной бюджетной системе России можно выделить следующие уровни:

а) Федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов Российской Федерации:

· республиканские бюджеты;

· бюджеты автономных областей;

· областные, краевые бюджеты;

· бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;

в) местные бюджеты:

· бюджеты городов областного подчинения;

· бюджеты районов;

· городские районные бюджеты;

· сельские и поселковые бюджеты.

Рассматривая проблему бюджетного устройства России, следует помнить, что принципы построения и механизмы функционирования нынешней бюджетной системы сложились еще в 30-е годы и полностью отвечали характеру и методам административно-командной системы управления народным хозяйством страны. Так, принципы единства и так называемого «демократического», а на самом деле «жесткого» централизма обусловили следующие характерные черты бюджетной системы:

· стягивание значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;

· деление всех доходных источников на закрепленные, передаваемые в ведение среднего и низового уровней государственной власти, и регулирующие, объемом которых распоряжался вышестоящий орган власти;

· широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы, предопределившие постепенное возрастание доли регулирующих доходов в территориальных бюджетах;

· субъективизм при решении вопросов об объеме средств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;

· ориентированная на расходы методология формирования территориальных бюджетов, воспитывавшая у нижестоящих управленческих структур иждивенчество и твердую уверенность в том, что за все, в конечном счете, отвечает государство, его верховная власть;

· ежегодный пересмотр процентов отчислений от регулирующих доходов, дававший вышестоящему органу власти неограниченные возможности держать в зависимости нижестоящий орган власти, вынуждая его выпрашивать дополнительные отчисления от регулирующих доходов;

· множественность форм межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов, позволявшая во всех случаях применять субъективный «индивидуальный» подход при решении вопроса о выделении финансовой помощи нижестоящему бюджету.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.