Установление фактических обстоятельств дела, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание следователем индивидуального правового акта (например, постановление о привлечении в качестве обвиняемого).
Проанализируем стадии правоприменительной деятельности органов внутренних дел на примере.
Совершено преступление. Следователь, установив, кто совершил преступление, когда, где, каким способом, по каким мотивам квалифицирует данное преступление по какой либо статье УК РФ. Затем проверяет, действовала ли данная статья УК в момент совершения преступления и действует ли она на данный момент, действует ли она на данной территории, где рассматривается дело и распространяется ли она на данного подозреваемого (возраст, вменяемость и др.). По окончании всех вышеуказанных действии и положительном их решении следователь выносит постановление о привлечении в качестве обвиняемого (правоприменительный акт).
Таким образом, можно сделать вывод что деятельность органов внутренних дел завершается изданием акта применения нормы права.
3) а) Правоприменительные акты, издаваемые органами внутренних дел, фиксируют принятое решение, придают ему официальное значение и властный характер. Следовательно, можно дать следующее определение правоприменительного акта издаваемого ОВД.
Правоприменительный акт, издаваемый органом
внутренних дел - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание Органа внутренних дел (следователя), которое выносится в результате разрешения конкретного дела.
Эти акты имеют большое значение в уголовно-
процессуальной деятельности так как выполняя задачи уголовного процесса, они направлены на возникновение, изменение или прекращение уголовно-процессуальных отношений, констатацию наличия или отсутствия материально-правовых отношении являющихся предметом процессуальной деятельности.
б) В числе правоприменительных актов издаваемых органами внутренних дел можно назвать: постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, постановление о проведении экспертизы и др. (см. ниже).
Существуют определенные требования к форме правоприменительных актов издаваемых органами внутренних дел. Прежде всего, они должны быть письменно изложены иметь точное наименование, указываемое в заголовке и содержать другие необходимые атрибуты, а именно: дату и
место вынесения, полное наименование органа принявшего данный акт, подписи лица или лиц принявших данное решение(112,144, 167-168, 205 и др. ст. УПК РФ).
Другую группу правоприменительных актов органов внутренних дел составляют протоколы следственных действий, в которых удостоверяется акт осуществления содержание и результаты соответствующих следственных действий - осмотр места происшествия, обыск, допрос и т.д. Форма протокола следственных действий, правила их подписания и принесения замечаний детально регламентируются законом (141, 142, 235, 264-266 и др. ст. УПК)
В качестве примера акта применения права, издаваемого органом внутренних дел, приведем постановление о привлечении в качестве обвиняемого, которое имеет большое значение к уголовном судопроизводстве, так как в нем реализуется требование о привлечении к ответственности только виновных.
С момента получения достаточных доказательств установления совершения преступления конкретным лицом, уголовный процесс приобретает определенную направленность, появляется обвиняемый. Сам акт привлечения в качестве обвиняемого выражается в вынесении мотивированного постановления об этом (143-144 УПК) и предъявлении его лицу, привлеченному в качестве обвиняемого (ст.148 УПК)
Основаниями для вынесения этого постановления являются: материально-правовое - совершение субъектом деяния содержащего состав преступления и процессуальное - доказанность совершения его конкретным лицом.
Привлечение в качестве обвиняемого должно осуществляться следователем лишь при наличии его убеждения в виновности субъекта, основанного на доказательствах и не может основываться на предположениях.
Значение акта привлечения в качестве обвиняемого состоит также в том что установление вменяемых в вину фактов и их юридическая квалификация в значительной степени определяет предмет и пределы дальнейшего производства по делу.
Постановление о привлечении в качестве обвиняемого состоит из 3-х частей: вводной, описательной и резолютивной.
Во вводной части указывается время место вынесения постановления фамилия должностного лица, вынесшего постановление и фамилия лица привлекаемого в качестве обвиняемого.
Описательная часть содержит формулу обвинения, указывает время место способ другие обстоятельства совершенного преступления, а также приводится юридическая квалификация содеянного.
Резолютивная часть постановления указывает на решение следователя привлечь данное лицо в качестве обвиняемого по конкретной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.
Предварительное следствие может быть закончено:
1.направлением уголовного дела в суд для предания
обвиняемого суду;
2.прекращение уголовного дела;
3.направлением дела в суд для рассмотрения вопроса
о применении принудительных мер медицинского характера.
В каждом из указанных случаев органом внутренних
дел (следователем) составляется соответствующий
правоприменительный акт, выражающий решение следователя.
Направление дела в суд для предания обвиняемого суду является основной формой окончания предварительного расследования, в связи с чем рассмотрим такой правоприменительный акт органа внутренних дел как обвинительное заключение.
После ознакомления участников процесса с материалами дела лицо, производившее расследование, приступает к составлению обвинительного заключения, которое является последним процессуальным документом, им составляемым и наиболее важным правоприменительным актом, издаваемым органом внутренних дел.
В обвинительном заключении излагается сущность дела, содержатся мотивированные выводы следователя о виновности конкретных лиц, дается общественно-политическая и юридическая оценка действий обвиняемых.
Значение обвинительного заключения состоит в том, что судебное разбирательство производится только в отношении обвиняемых и лишь по тому обвинению по которому они преданы суду.
В соответствии со ст.205 УПК РФ обвинительное заключение состоит из описательной и резолютивной
частей.
В описательной части излагается сущность дела: место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства; сведения о потерпевшем; доказательства, которые подтверждают наличие преступления и виновность обвиняемого доводы, приводимые обвиняемым в свою защиту и результаты проверки этих доводов.
В резолютивной части приводятся сведения о личности обвиняемого и излагается формулировка предъявленного обвинения с указанием статьи или статей уголовного закона предусматривающих данное преступление.
Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места и времени его составления.
Следующим правоприменительным актом, издаваемым органом внутренних дел, является постановление о прекращении уголовного дела, которое может быть вынесено:
1.при выявлении обстоятельств, исключающих производство по делу (ст.5УПК);
2.при наличии обстоятельств позволяющих освободить лицо, в деянии которого имеются признаки преступления от уголовной ответственности (ст.6-9УПК);
3.при недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления, если исчерпаны все возможности для дополнительного собирания доказательств (ч.2 ст.208 УПК.);
4.когда лицо, совершившее общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевшее душевной болезнью после совершения преступления, по характеру совершенного деяния и своему психическому состоянию не представляет общественной опасности (п.1 ст.406 УПК.).
В постановлении о прекращении уголовного дела по указанным основаниям излагается сущность дела и основания прекращения (ст.209 УПК).
Кроме того, органами внутренних дел издаются и исполнительные акты - направленные на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю. Они предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением.
Однако эти акты связаны не с их профессиональной деятельностью, не с их прямой функцией, они связаны с их
внутрихозяйственной, трудовой деятельностью. В качестве иллюстрации можно сослаться на приказы о повышении в должности, увольнении с занимаемой должности, уходе в отпуск и др.
в) На основании изложенного можно выделить следующие признаки актов применения права издаваемых органами внутренних дел, отличающие их от нормативно-правовых актов-источников права:
1.нормативно - правовые акты содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как правоприменительные акта органов внутренних дел не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера;
2.нормативно - правовые акты охватывают широкий круг общественных отношений, а правоприменительные акты органов внутренних дел рассчитаны на строго определенный круг
общественных отношений;
3.нормативно - правовые акты адресованы широкому точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц в то время как правоприменительные акты органов внутренних дел обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу;
4.действие правоприменительного акта органа внутренних дел прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений, а нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные актом.
Например, действие обвинительного заключения прекращается после вынесения приговора суда, которым обвиняемый признается виновным и далее начинается действие приговора до тех пор, пока он не будет приведен в исполнение. Однако это не означает прекращение действия закона предусматривающего ту или иную ответственность. Таким образом, акты, издаваемые органами внутренних дел можно охарактеризовать как правоохранительные, - т.е. предназначенные для охраны существующих норм от возможных
правонарушений в профилактических целях или же в связи с совершением правонарушения.
ЛИТЕРАТУРА:
1.С.С.Алексеев. Государство и право. Москва, 1993
2.Г.Н.Манов. Теория государства и права. Москва, 1996
3.В.А.Юсупов. Правоприменительная деятельность органов управления. Москва, 1979
4.Теория юридического процесса. (под ред. В.М.Горшнева), Киев, 1985
5.Уголовно процессуальный кодекс РФ по состоянию на 1 июля 1997 года. Библиотечка "Российской газеты". Выпуск №23.
6.Теория государства и права. Учебник (под ред. профессора М.Н.Марченко). М.: Издательская фирма "Теис", 1996.
7.М.Н.Марченко. Теория государства и права. Учебник. М.: Юридическая литература, 1996.
8.А.И.Коваленко. Теория государства и права. Москва, 1994.
9.В.Н.Хропанюк. Теория государства и права. Учебник. М.: Издательство ДТД, 1996.
10.Малков В.П. Процессуальные акты предварительного расследования. Учебное пособие. Издательство Казанского университета, 1988.
11.Правоприменение в советском государстве. Монография (под ред. И.Н.Кузнецова, И.С.Самощенко). М.: Юридическая литература, 1985.
[1] В.А.Юсупов "Правоприменительная деятельность органов управления" стр.100-107.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 231.