Возможные направления профилизации и структуры профилей.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направленности профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего обра­зования, необходимость стабилизации федерального перечня учеб­ников, обеспечение профильного обучения соответствующими пе­дагогическими кадрами и др.

Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от при­вычных моделей школ с углубленным изучением отдельных пред­метов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные - на базовом уровне, реализация про­фильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изуча­емых с целью завершения базовой общеобразовательной подго­товки учащихся.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обес­печивать гибкую систему профильного обучения. Эта система дол­жна включать в себя следующие типы учебных предметов: базо­вые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обя­зательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Пред­лагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществове­дения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, соци­ально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы - предме­ты повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биоло­гия - профильные предметы в естественно-научном профиле; ли­тература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обяза­тельными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Содержание указанных двух типов учебных предметов со­ставляет федеральный компонент государственного стандарта об­щего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственно­го образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на стар­шей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школь­ного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изу­чение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для по­строения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле, курсы «Химические техноло­гии». «Экология» и др. - в естественно-научном профиле: Количе­ство элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, долж­но быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государствен­ный экзамен не проводится.

При этом примерное соотношение объемов базовых общеоб­разовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Предлагаемая система не ограничивает общеобразовательное учреждение в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе раз­личных наборов базовых общеобразовательных, профильных пред­метов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, созда­ния новых моделей общего образования.

В качестве примера реализации одной из моделей профильно­го обучения предлагаются варианты учебных планов для четырех возможных профилей: естественно-математический, социально-эко­номический, гуманитарный, технологический. Следует отметить, что возможно такое построение образовательного процесса, когда комбинации общеобразовательных и профильных предметов дадут самые различные формы профилизации: для общеобразовательного учреждения, для отдельных классов, для групп уча­щихся.

 

Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и единым государственным экзаменом

 

 

Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего обра­зования. Если модернизация образования предусматривает введе­ние института единого государственного экзамена, если речь идет о становлении общенациональной системы контроля качества образо­вания, то, очевидно, объективность и реализуемость подобной систе­мы может быть обеспечена только введением соответствующих об­разовательных стандартов не только для базовых общеобразователь­ных, но и для профильных общеобразовательных предметов.

В связи с этим профилизация обучения в старшей школе дол­жна быть прямо соотнесена с вводимым единым государственным экзаменом.

 

Предпрофильная подготовка (на второй ступени общего образования)

 

Курсы по выбору

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит вы­пускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в от­ношении профилирующего направления собственной деятельности.

Необходимым условием создания образовательного простран­ства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.

В этих целях необходимо:

- увеличить часы вариативного (школьного) компонента Ба­зисного учебного плана в выпускном классе основной ступени об­щего образования;

- при организации обязательных занятий по выбору ввести
деление класса на необходимое число групп;

- образовательным учреждениям использовать часы вариатив­ного компонента, прежде всего, на организацию предпрофильной подготовки.

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 176.