Банкротство - спутник рыночной экономики
П. М. Дорош, руководитель территориального органа Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению и банкротству в Тюменской области
Темп проводимых в стране реформ и рост экономического потенциала в значительной мере зависят от эффективности осуществления процедур финансового оздоровления в реальном секторе экономики. Здесь не последнюю роль играет применение механизма банкротства.
До недавнего времени объявление о банкротстве воспринималось как финансовый крах и ликвидация предприятия. За прошедшее время изменилось очень многое, и прежде всего общественное сознание. Революция в умах произошла не в начале 90-х, когда экономические реформы казались чем-то вроде скоростной езды по гладкой магистрали, а только теперь, когда мы осознаем, с какой жесткой, болезненной, неотвратимой ответственностью связана рыночная экономика. Понадобился длительный процесс адаптации к этому понятию и самому институту банкротства. Сегодня все большее число людей, в том числе должностных лиц всех уровней, начинают понимать, что без цивилизованного, эффективного рычага воздействия на неплательщиков долгов невозможно функционирование нормальной рыночной экономики. Банкротство – вовсе не чье-то изобретение, это неизбежный спутник эффективно функционирующей рыночной экономики. Хотелось бы процитировать высказывание вице-президента Мирового банка Ко Вун Тонга: «Одной из основ надежной финансовой инфраструктуры является система несостоятельности мирового класса и режим регулирования отношений между кредиторами и должником. Каждый день огромные суммы перемещаются по миру простым нажатием кнопки компьютерной мыши, и кредиты будут неминуемо перетекать туда, где к кредиторам относятся справедливо.
Система несостоятельности является одним из важных факторов надежного экономического развития. Она повышает доступность кредита, стимулирует выполнение договоров, обеспечивает предсказуемое распределение рисков в случаи возникновения финансовых кризисов». Именно эта позиция является главной. Предсказуемость распределения рисков и возврата денежных средств должны обеспечиваться Законом о банкротстве.
Юридические лица и граждане вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными, в том числе налоговыми органами, банками и другими организациями. В этих отношениях возникают денежные обязательства, определенные законом или договорами. В тех случаях, когда денежный размер этих обязательств превышает определенный предел и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такие лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Тогда их коммерческая деятельность прекращается, имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов, остальные требования считаются погашенными.
Таким образом, банкротство является той гранью, которая может быть обусловлена различными причинами: это и неполучение средств за отпущенные товары, и затоваривание собственного производства продукцией, не имеющей сбыта, и неэффективная финансовая деятельность, и прямые злоупотребления топ-менеджеров. Однако необходимо учитывать и объективные причины – опыт прошлого. Ведь государственные предприятия в нашей стране долгое время действовали на основе централизованного планирования при низкой оплате труда, низких транспортных и энергетических тарифах, в условиях монополизма, когда имели возможность повышать цены произвольно, в зависимости от конкретных затрат. Сказывается и несовершенство нашего законодательства, особенно налогового, а также общеэкономические условия, в частности, нехватка оборотных средств (отсутствие нормальной системы кредитования).
Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой, поскольку последняя предполагает получение прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга лиц – его работников, партнеров, кредиторов и других, во многих случаях порождая значительные социальные издержки. Угроза банкротства побуждает не только предпринимателя, но и органы государственного управления принимать активные меры, влиять на происходящие процессы.
В то же время процедура банкротства является положительной мерой и для должника. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет имеющегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать новое дело. Другое дело, что в наших условиях, когда произошли коренные изменения в принципах хозяйствования, банкротство приобретает невиданный размах.
Таблица
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
2. Постановление Совмина СССР от 22.10.1990г. №1072 «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
3. Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 №37-0.
Для преодоления технологического отставания от ведущих мировых держав отечественной экономике как воздух нужны дополнительные финансовые ресурсы. В условиях рыночной экономики предприятия, как известно, восполняют дефицит финансовых ресурсов через финансовый рынок. Именно так обеспечивается гибкое межотраслевое перераспределение инвестиционных ресурсов.
Для нормального функционирования любого рынка необходимо наличие спроса, предложения и гибкой инфраструктуры, позволяющей быстро, без существенных издержек, осуществлять расчеты и поставки объектов торгов.
Оценивая с этих позиций ситуацию на отечественном рынке ценных бумаг, приходится констатировать низкий уровень спроса и предложения; что касается инфраструктуры, то и она еще не в полной мере сформировалась. Промышленные предприятия, которые непременно должны стать одним из самых активных игроков на этом рынке, пока слабо используют данный способ привлечения капитала. Эмиссия ценных бумаг чаще всего носит номинальный характер и осуществляется в связи с переоценкой основных фондов. Дополнительного привлечения капитала в этом случае не происходит. Активную деятельность по привлечению капитала через эмиссионные ресурсы проявляли коммерческие банки, однако в последнее время эта тенденция сокращается. Практически не используется выпуск облигационных займов, дающих предприятиям возможность привлекать долгосрочный капитал и структурировать свою задолженность по срокам и объемам. Таким образом, сами предприятия мало активны в поисках инвесторов. Вывод очевиден: рынок ценных бумаг представлен мощным государственным сектором, формирующимся рынком субфедеральных займов и корпоративных ценных бумаг, выпущенных в основном в процессе приватизации. Именно на этом рынке и происходит привлечение капитала в больших масштабах государственных и субфедеральных бумаг.
На какие источники капитала могут сегодня реально рассчитывать отечественные предприятия? На наш взгляд, следует выделить три наиболее значимые группы инвесторов: население, финансовые структуры отечественные, а также зарубежные (иностранные инвесторы).
Население.
Объемы сбережений и накоплений граждан в различных видах активов позволяют говорить о том, что население России при определенных условиях может стать одним из основных поставщиков капитала на рынок инвестиций. Несмотря на низкий, в сравнении с развитыми странами, уровень жизни населения, склонность к сбережению остается в стране весьма высокой и оценивается (разными аналитиками) в пределах 25-30 % от общей суммы доходов.
Поскольку рост внутренних инвестиций является «индикатором инвестиционной стабильности» в стране, и в этом смысле безусловно важен для привлечения иностранных инвесторов, создание эффективных механизмов мобилизации сбережений населения имеет принципиальное значение не только для трансформации этих потенциальных инвестиционных ресурсов в реальные, но и для создания действительных предпосылок прихода в Россию серьезных стратегических иностранных инвесторов.
Иностранный капитал.
Сегодня часто можно услышать мнение о том, что для экономики отдельно взятой страны мировой финансовый рынок является практически неисчерпаемым источником инвестиций. Ни одно государство в мире не в состоянии сегодня потребить все имеющиеся на мировом рынке финансовые ресурсы. Капитализация рынка ценных бумаг всех развитых и развивающихся государств, под которой подразумевается совокупная рыночная стоимость всех компаний, входящих в листинг всех действующих в мире бирж, составила в 2001 г. 25,1 трлн. долларов, девятью годами ранее – в 1992 году – этот показатель составлял всего 18 трлн. долларов. Даже незначительное перераспределение этих ресурсов в пользу России (1% = 250 млрд. долларов) может вызвать у нас настоящий инвестиционный бум. Это теоретически, а в действительности активность иностранных инвесторов остается незначительной.
Для промышленности Тюменской области присущи те же проблемы, что и для всей российской экономики в целом. Промышленный потенциал в области имеется, есть немалые средства в сбережениях и накоплениях частных вкладчиков, создана и действует одна из самых крупных региональных финансово-кредитных систем. Так, по данным Экспертного института и Московской межбанковской валютной биржи (аналитический обзор «Регионы России: финансовые аспекты развития»), Тюменская область заняла в 2001 и 2000 годах 1-е место среди регионов России по объему промышленного производства и вошла (по рейтингу, составленному авторами указанного обзора) в число наиболее динамичных регионов. Кроме того область в 2000 и 2001 гг. заняла второе место по массе денежных доходов населения, определяющей инвестиционные возможности этой группы инвесторов. Зная, что в структуре расходов преобладает покупка товаров и оплата услуг – 66,5%, на покупку иностранной валюты израсходовано – 11,1% , прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах составил 4,1% от общей суммы расходов, несложно сосчитать, что инвестиционный потенциал населения (покупка валюты, сбережения во вкладах и покупка ценных бумаг) в 2001 году составил 6061 млрд. рублей.
От иностранных инвесторов в экономику области в 2001 году поступило 1 591 млн. долларов и 670 млн.руб. На долю топливной промышленности пришлось около 97 % всех иностранных инвестиций, доля иностранных инвестиций в общем объеме капиталовложений составила около 5 %. Эти данные говорят о низкой активности иностранных инвесторов и несопоставимости фактических поступлений иностранного капитала с потребностями экономики региона. Основной и, пожалуй, единственный способ привлечения финансовых ресурсов, освоенный и применяемый сегодня – краткосрочные кредиты, которые, как правило, используются для решения текущих проблем. Вот почему первым и, пожалуй, самым главным условием преодоления инвестиционного застоя, является активизация со стороны самой промышленности – поиск предприятиями своей ниши на рынке капитала, создание совместных производств с иностранными компаниями, разработка программ по реконструкции и модернизации производства. Параллельно с этим необходимо формировать полноценный региональный финансовый рынок и один из его сегментов – рынок ценных бумаг.
Отмечено, что в настоящее время в стране региональные администрации и руководители предприятий начинают осознавать, что фондовый рынок предоставляет даже больше возможностей мобилизации капиталов, чем банковское кредитование и прямые инвестиции. Фондовый рынок, в частности, обеспечивает более длительные сроки привлечения ресурсов и дает возможность “не связанного” финансирования (т. е. финансирования, не имеющего строгого целевого назначения). К новым формам мобилизации инвестиций могут быть отнесены, к примеру, субфедеральные облигации. В частности, в Москве, Санкт-Петербурге, в Свердловской и других областях, региональные администрации к тому же стремятся заимствовать отнюдь не на латание бюджетных дыр. В центре их внимания стоят реальные инвестиционные проекты. В г. Уфе Республики Башкортостан представлен, к примеру, целый пакет инвестиционных проектов, которые могут стать основой системы региональных займов. Аналогичный путь выбирают и администрации предприятий. Так, до самого недавнего времени предприятия не использовали такую форму заимствований на фондовом рынке, как выпуск корпоративных облигаций, хотя она дает возможность привлечь средства на более выгодных условиях, чем при банковском кредитовании.
Для активного функционирования фондового рынка в России немаловажно создать информационное поле, что подразумевает организацию работ по анализу положения всех категорий эмитентов – и предприятий, и субъектов Федерации. Повышение уровня информированности инвесторов (как юридических, так и физических лиц) является главным условием для создания цивилизованного рынка ценных бумаг. Совместно с рядом ведущих научных учреждений и информационных агентств ММВБ осуществляет проработку комплекса вопросов, связанных с развитием информационного обеспечения фондового рынка. Среди этих учреждений Экспертный институт, Институт экономических проблем переходного периода, Финансовая академия, агентства Прайм-ТАСС, Скейт и др.
Немалую роль в развитии фондового рынка в регионах, в том числе и у нас, может сыграть работа, проводимая центральными органами власти и финансовыми институтами. В этой связи особое значение имеет инициатива ММВБ, НАУФОР и ФКЦБ, которые разработали и передали в Совет Федерации проект концепции создания организованного фондового рынка в регионах России. Концепция ориентирована на решение практических задач:
1. Развитие системы финансового анализа экономики регионов, установление отраслевых приоритетов развития и наиболее перспективных инвестиционных проектов.
2. Выявление и экспертизу наиболее эффективных региональных проектов на доинвестиционной стадии с учетом требований фондового рынка.
3. Создание системы рейтингов предприятий и субъектов Федерации. Эта система призвана адекватно оценивать финансовое состояние эмитентов. Развитие и обеспечит инвесторов относительно надежными критериями, которыми можно руководствоваться при определении инвестиционных приоритетов. Работа эта должна вестись на основе сотрудничества отечественных и зарубежных агентств.
4. Формирование и укрепление региональных фондовых рынков.
Кроме того требуется урегулировать федеральное и региональное законодательство, обеспечивающее создание оптимального инвестиционного климата с учетом специфики отдельных регионов. Так, в ряде регионов ведется работа над правовыми актами, направленными на создание дополнительных стимулов для привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Такая работа ведется, например, в Республике Саха (Якутия). В Бурятии уже несколько лет действует закон об иностранных инвестициях. Аналогичное законодательство принято в Республике Алтай. Опыт этих, а также других субъектов РФ должен послужить основой для создания в нашем регионе эффективного механизма мобилизации финансовых ресурсов.
Администрация Тюменской области, безусловно, должна принять активное участие в развитии регионального финансового рынка. Только активная позиция со стороны органов власти может существенно ускорить запуск инвестиционных механизмов на территории области. Перечислим лишь некоторые практические шаги, которые целесообразны, на наш взгляд.
- Области необходимо заявить о себе как о серьезном и крупном заемщике как на внутреннем, так и на мировом рынках капиталов. Этому может способствовать получение кредитного рейтинга (как это уже сделали некоторые регионы страны), а также организация выпуска еврозаймов с целью привлечения финансовых ресурсов для размещения их на конкурсной основе в наиболее эффективные инвестиционные проекты.
- Действенным инструментом мобилизации сбережений и накоплений населения может оказаться эмиссия администрацией области облигаций сберегательного займа для населения. Отличительной его чертой должны стать невысокая номинальная стоимость, высокая ликвидность (в сравнении с иностранной валютой), ежедневный рост стоимости по мере накопления купонных выплат (на примере ОГСЗ).
- Важно обеспечить популяризацию фондового рынка и раскрыть его преимущества. Это необходимо как для потенциальных инвесторов, так и для тех, кто нуждается в дополнительных финансовых ресурсах.
Такие меры способны активизировать инвестиционные процессы в регионе, повысить роль рынка ценных бумаг в этих процессах, а значит создать эффективные механизмы мобилизации и дальнейшего перераспределения финансовых ресурсов.
Банкротство - спутник рыночной экономики
П. М. Дорош, руководитель территориального органа Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению и банкротству в Тюменской области
Темп проводимых в стране реформ и рост экономического потенциала в значительной мере зависят от эффективности осуществления процедур финансового оздоровления в реальном секторе экономики. Здесь не последнюю роль играет применение механизма банкротства.
До недавнего времени объявление о банкротстве воспринималось как финансовый крах и ликвидация предприятия. За прошедшее время изменилось очень многое, и прежде всего общественное сознание. Революция в умах произошла не в начале 90-х, когда экономические реформы казались чем-то вроде скоростной езды по гладкой магистрали, а только теперь, когда мы осознаем, с какой жесткой, болезненной, неотвратимой ответственностью связана рыночная экономика. Понадобился длительный процесс адаптации к этому понятию и самому институту банкротства. Сегодня все большее число людей, в том числе должностных лиц всех уровней, начинают понимать, что без цивилизованного, эффективного рычага воздействия на неплательщиков долгов невозможно функционирование нормальной рыночной экономики. Банкротство – вовсе не чье-то изобретение, это неизбежный спутник эффективно функционирующей рыночной экономики. Хотелось бы процитировать высказывание вице-президента Мирового банка Ко Вун Тонга: «Одной из основ надежной финансовой инфраструктуры является система несостоятельности мирового класса и режим регулирования отношений между кредиторами и должником. Каждый день огромные суммы перемещаются по миру простым нажатием кнопки компьютерной мыши, и кредиты будут неминуемо перетекать туда, где к кредиторам относятся справедливо.
Система несостоятельности является одним из важных факторов надежного экономического развития. Она повышает доступность кредита, стимулирует выполнение договоров, обеспечивает предсказуемое распределение рисков в случаи возникновения финансовых кризисов». Именно эта позиция является главной. Предсказуемость распределения рисков и возврата денежных средств должны обеспечиваться Законом о банкротстве.
Юридические лица и граждане вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными, в том числе налоговыми органами, банками и другими организациями. В этих отношениях возникают денежные обязательства, определенные законом или договорами. В тех случаях, когда денежный размер этих обязательств превышает определенный предел и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такие лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Тогда их коммерческая деятельность прекращается, имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов, остальные требования считаются погашенными.
Таким образом, банкротство является той гранью, которая может быть обусловлена различными причинами: это и неполучение средств за отпущенные товары, и затоваривание собственного производства продукцией, не имеющей сбыта, и неэффективная финансовая деятельность, и прямые злоупотребления топ-менеджеров. Однако необходимо учитывать и объективные причины – опыт прошлого. Ведь государственные предприятия в нашей стране долгое время действовали на основе централизованного планирования при низкой оплате труда, низких транспортных и энергетических тарифах, в условиях монополизма, когда имели возможность повышать цены произвольно, в зависимости от конкретных затрат. Сказывается и несовершенство нашего законодательства, особенно налогового, а также общеэкономические условия, в частности, нехватка оборотных средств (отсутствие нормальной системы кредитования).
Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой, поскольку последняя предполагает получение прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга лиц – его работников, партнеров, кредиторов и других, во многих случаях порождая значительные социальные издержки. Угроза банкротства побуждает не только предпринимателя, но и органы государственного управления принимать активные меры, влиять на происходящие процессы.
В то же время процедура банкротства является положительной мерой и для должника. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет имеющегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать новое дело. Другое дело, что в наших условиях, когда произошли коренные изменения в принципах хозяйствования, банкротство приобретает невиданный размах.
Таблица
Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.