Как отмечалось ранее, безработица является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования рынка на изменения потребительского спроса. Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых странах и государствах с переходной экономикой, к которым относится Россия, ее уровень значителен и имеет тенденцию к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную проблему, важным является выбор той или иной политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.
Следует заметить, что экономика каждого отдельно взятого государства настолько индивидуальна, что о прямом копировании чужого опыта в области занятости и социальной защиты безработных не может быть и речи. Однако изучение такого опыта необходимо, ибо всегда можно учесть различные подходы к решению этих проблем в других странах. Например, если во Франции правительство старается прежде всего обеспечить социальную помощь нуждающимся, то в США, Германии, Швейцарии основные силы уходят на создание рабочих мест, пусть и даже малооплачиваемых. В результате первая модель переполнена безработными, а во второй наблюдается снижение уровня безработицы, хотя и при огромной разнице в доходах работающего населения.
Так что же все-таки важнее для государства: дать средства для выживания или помочь найти работу? Различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест)
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)- совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.)
Регулируемый рынок труда формируется при условии наличия правовых основ поведения субъектов на рынке труда и развитости договорных отношений как коллективных, так и индивидуальных.
Организационный рынок труда - это высшая степень развития рыночных трудовых отношений. При этом, во-первых, государственная политика занятости рассматривается в качестве приоритетной составляющей экономической политики и тесно увязана с другими направлениями экономической, технической и социальной политики государства; во-вторых, предполагается обязательное наличие развитой системы специальных учреждений, обеспечивающих государственные гарантии по защите населения от безработицы и оказание необходимой социальной помощи.
Как показывает опыт многих стран, наиболее приемлемой государственной политикой является политика комплексного подхода к решению этих проблем при сохранении приоритета за “активной политикой”, т.е. политикой создания рабочих мест. В таком подходе просматривается не столько “корыстный подход” государства, сколько психологических маневр, заставляющий безработного смотреть на себя не как на государственного иждивенца, а как на потенциального работника.
Основными принципами государственной политики в области занятости являются:
- обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
- координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
- участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
- обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных трудовых норм.
Реализация государственной политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям:
а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;
Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
б) создание условий со стороны государства для самозанятости населения.
В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.
в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
Структурная перестройка централизованной экономики и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурную безработицу, которая характерна в переходный период для России. На рынке рабочей силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой - недостатком квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства в области занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляется постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. В Германии, например, большое внимание уделяется подготовке кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях и при этом выплачиваются стипендии (первый год - около 1тыс.марок ежемесячно, а оставшиеся 2,5 года - 1400 марок).
г) Поощрение территориальной мобильности рабочей силы.
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
Однако, как показывает практика, перемена места жительства всегда сопряжена со значительными материальными и моральными издержками, поэтому рассчитывать на успех в борьбе с безработицей через переселение людей в другие районы не приходится. Организованный же набор рабочей силы позволяет решать вопросы трудоустройства с меньшими издержками для человека и большим эффектом для экономики (например, вахтовый метод работы в районах Дальнего Севера или в районах, пораженных аварией на ЧАЭС).
д) Регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов уникальных процессов.
е) Регулирование демографических процессов.
Государство должно отслеживать процессы рождаемости и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию. Рабочая сила, как известно, это совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и ситуация на рынке рабочей силы зависят не только от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство в области демографических процессов.
Основные направления улучшения занятости и снижения безработицы (в том числе скрытой) путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы и предложение рабочей силы схематически изображены в Приложение № 1.
Реализация каждого направления и мероприятия требует создания соответствующих экономических механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном уровне.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.