Отражение в бухгалтерском учете выбытия основных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

№п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Дт

Кт

1

Первоначальная стоимость основных средств списываемых с учета

01

01

2

Сумма начисленной амортизации по выбывающим объектам основных средств

02

01

3

Остаточная стоимость выбывающих объектов основных средств относится на счет прочих расходов

91

01

4

Списываются суммы расходов, связанных с демонтажем, ликвидацией основных средств

91

23,25 и другие

5

Заработная плата и отчисления с нее в государственные внебюджетные фонды работников занятых демонтажем и ликвидацией основных средств

91

70,69

 

Продолжение таблицы 5

 

№п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Дт

Кт

6

Отражена выручка от реализации объекта основных средств

62

91

7

НДС с выручки от реализации объекта основных средств

91

68

8

Оприходованы материалы, детали, узлы от разборки и ликвидации объектов основных средств

10

91

 

§2.3. Формирование показателей об основных средствах для бухгалтерской отчетности

Все организации любых организационно-правовых форм и форм собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса.

Бухгалтерская отчетность в утвержденных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах, услугах, затратах на производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее деятельности.

Бухгалтерская отчетность является источником информации для принятия управленческих решений в области планирования, контроля, анализа и оценки деятельности организации. По данным отчетности руководитель и главный бухгалтер отчитываются перед учредителями (собственниками) предоставляют ее заинтересованным пользователям: банкам, инвесторам, налоговым органам, органам статистики и т. д. [35  ]

Согласно закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-Ф3 бухгалтерская отчетность состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренными нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

В настоящее время приложениями к бухгалтерскому балансу являются: Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4) и Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34-Н, к бухгалтерской отчетности предъявляются следующие требования:

- отчетность составляется за месяц, квартал, год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

- формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации;

- бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности;

- бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы;

- содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому;

- в бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год). Если данные за период, предшествующий отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами;

- бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно;

- в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами.

Отчетность составляется на основании данных всех видов текущего учета – бухгалтерского, статистического и оперативно-технического, благодаря чему обеспечивается возможность отражения в ней разносторонней предпринимательской деятельности организации. Отчетность может содержать как количественные так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. При этом отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетных записях. Органическая связь между бухгалтерским учетом и отчетностью устанавливается лишь в том случае, когда получаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствующие учетные формы в виде синтезированных показателей.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации перед составлением отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Результаты инвентаризации рассматриваются, протоколируются инвентаризационной комиссией. На основании документов инвентаризации и утвержденного руководителем протокола в бухгалтерском учете производятся соответствующие записи. [35 ]

После проведения инвентаризации для обеспечения своевременности составления квартальной или годовой отчетности вводят сводный график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием срока работ.

Последовательность учетных работ при переносе сумм, закрытии учетных регистров журнально-ордерной формы и составлении главной книги по окончании месяца такая:

- из листков – расшифровок, группировочных ведомостей, разработочных таблиц вносят дебетовые и кредитовые обороты в журналы – ордера и ведомости, при этом делают соответствующие отметки в них;

- подсчитывают итоги в ведомостях и отражают их в журналах – ордерах;

- подводят итоги оборотов по кредиту счетов в журналах – ордерах. Если журналы – ордера содержат аналитические данные по счетам, делают соответствующие подсчеты;

- сверяют итоги различных регистров, имеющих взаимосвязь по корреспондирующим счетам;

- производят записи из журналов – ордеров в Главную книгу – оборота по кредиту одного или нескольких счетов и сумм по дебету всех корреспондирующих с ним счетов;

- подсчитывают обороты по дебету счетов в Главной книге и определяют остатки на первое число следующего месяца;

- остатки, полученные по синтетическим счетам в Главной книге, сверяются с аналитическими данными.

На основе полученных данных синтетического и аналитического учета составляется бухгалтерская отчетность.

В соответствии с пунктом 32 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в бухгалтерской отчетности организации с учетом существенности раскрывается как минимум следующая информация:

- о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;

- о движении основных средств в течении отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т. п.);

- о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;

- об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);

- о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

- об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

- об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

- о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам основных средств;

- об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 49 положения по ведению бухгалтерского учета основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, то есть за вычетом суммы начисленной амортизации.

Непосредственно стоимость всех принадлежащих организации объектов основных средств, как действующих так и находящихся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или запасе отражается по статье «Основные средства» строки 120 бухгалтерского баланса. [33  ]

В бухгалтерском балансе по строке 121 выделяется стоимость земельных участков и объектов природопользования. Такие основные средства не амортизируются. Выделяется также стоимость зданий, машин и оборудования и отражается по строке 122 баланса.

В приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5) основные средства принадлежащие организации показываются в разделе 3 «Амортизируемое имущество» подраздел 2 «Основные средства».

В этом разделе основные средства показываются по первоначальной стоимости в разрезе следующих групп: земельные участки и объекты природопользования, здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий скот, продуктивный скот, многолетние насаждения, другие виды основных средств (строки 360 - 370). Кроме того из общей стоимости основных средств выделяется стоимость основных средств производственного назначения и непроизводственного назначения (строки 371, 372).

В этом разделе приводятся сведения об остатках и движении основных средств предприятия в течении отчетного года.

В справке к разделу 3 приводится справочная информация об остатках основных средств производственного назначения переданных в аренду и на консервацию (строки 387 – 392).

В справке также показываются суммы амортизации, начисленной по основным средствам на начало и на конец отчетного года (строки 394 – 398).

Для справки приводится информация, которая характеризует изменение стоимости основных средств и сумм начисленной амортизации в результате проведенной переоценки основных средств (строки 401, 402).

Здесь также приводятся данные о стоимости имущества переданного в залог (строка 403) и стоимости объектов основных средств амортизация по которым не начисляется (строка 406).

 

Глава 3. Учет основных средств на предприятии ООО «Полларис»

 

§3.1. Характеристика предприятия

 

В этой главе будет рассмотрен порядок учета объектов основных средств на предприятии оптовой торговли ООО «Полларис». Основным видом деятельности предприятия является оптовая торговля свежемороженой продукцией, сопутствующим видом деятельности является оказание услуг по хранению товаров. Необходимое условие для ведения такого рода деятельности – это наличие специализированных складских помещений с низкой температурой. С целью создания собственных складских помещений предприятие приобретало и сооружало объекты основных средств, то есть осуществляло капитальные вложения в основные средства. Наряду с этим для восстановления объектов основных средств проводился капитальный и текущий ремонт.

В настоящее время основные средства на предприятии ООО «Полларис» представлены следующими группами:

1) Здания. В эту группу основных средств входят: здание склада и здание офиса. Основное предназначение здания склада – это обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, оборудования, защита их от неблагополучных воздействий окружающей среды. Здание офиса предназначено для осуществления управленческих функций, создания условий труда для работников предприятия.

2) Сооружения. В качестве сооружений в ООО «Полларис» в составе основных средств учитывается забор из железобетонных панелей, назначением которого является ограждение помещений и территории предприятия.

3) Машины и оборудование. К этой группе основных средств относятся холодильные камеры, компьютер, факсовый аппарат. Холодильные камеры обеспечивают хранение мороженой продукции в течение длительного времени. Компьютер и факсовый аппарат используются управленческим персоналом для осуществления торговой деятельности.

4) Производственный и хозяйственный инвентарь. Данная группа основных средств на предприятии представлена офисной мебелью: шкафы для одежды, шкафы для книг, письменные столы, кресла.

Для целей налогового учета в соответствии с классификацией основных средств, включающих в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года № 1. Основные средства предприятия включаются в следующие амортизационные группы:

- третья группа – имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно. В эту группу входит электронно-вычислительная техника;

- четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно. К этой группе относятся: холодильные камеры, факсовый аппарат, офисная мебель;

- восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно. К этой группе относится здание офиса и забор;

- десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет. В эту группу входит здание склада.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете все хозяйственные операции предприятия должны документироваться, а записи в регистрах бухгалтерского учета должны производиться на основании первичных документов. Для фиксирования и учета операций с основными средствами на предприятии ООО «Полларис» применяются унифицированные формы первичных документов: Акт (накладная) приемки-передачи основных средств формы № ОС-1, Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов формы № ОС-3, Акт о приемке оборудования формы № ОС-14, Акт приемки-передачи оборудования в монтаж формы № ОС-15, Инвентарная карточка учета основных средств формы № ОС-6. Первичные документы составляются в момент совершения операции ответственными лицами: заместитель директора, менеджер, главный бухгалтер, кладовщик. Схематично порядок документирования операций можно представить так:

 

Поступление основных средств   Поступление оборудования   Приемка-передача оборудования в монтаж   Передача объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации
     
Акт (накладная) приемки-передачи основных средств форма                                                                                                                              № ОС-1   Акт о приемке оборудования форма                                                                                                                                                                   № ОС-14   Акт приемки-передачи оборудования в монтаж форма                                                                                                                              № ОС-15   Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов формы                                                                 № ОС-3
Подпись акта главным бухгалтером

Утверждение документов директором

 

 

 

 

 

 

 

 

Принятие к учету бухгалтерией, составление карточки формы                                                                                                                                                       №ОС-6 или внесение в нее соответствующих записей

Рис.1 Документирование операций с основными средствами

 

После утверждения руководителем первичные документы поступают в бухгалтерию и отражаются в регистрах аналитического, синтетического и налогового учета.

Аналитический учет объектов основных средств ведется в инвентарных карточках формы № ОС-6. В них указываются сведения об объектах основных средств (первоначальная стоимость, счет синтетического учета, инвентарный номер, норма амортизации, год выпуска и другие данные), дается краткая характеристика объекта (Приложение 5).

Синтетический учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства», к которому открыты субсчета: 01-1 «Здания», 01-2 «Сооружения», 01-3 «Машины и оборудование», 01-4 «Производственный и хозяйственный инвентарь», 01-8 «Выбытие объектов основных средств». Для учета сумм начисленной амортизации объектов основных средств используется счет 02 «Амортизация, основных средств». Капитальные вложения в основные средства учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» на отдельном субсчете 08-4 «Приобретение объектов основных средств».

Регистрами синтетического счета капитальных вложений в основные средства является, журнал-ордер № 16, основных средств и их амортизации – журнал-ордер № 13 (см. приложение 9, 10).

Налоговый учет объектов основных средств и операций с ними ведется в регистрах налогового учета, утвержденных приказом руководителя об учетной политике для целей налогообложения:

- регистр расчет стоимости объекта учета;

- регистр учета амортизируемого имущества;

- регистр учета амортизационных отчислений;

- регистр учета расходов на ремонт основных средств;

- регистр учета операций реализации основных средств;

- регистр учета доходов и расходов от выбытия имущества;

- регистр учета расходов будущих периодов.

Регистр-расчет стоимости объекта учета предназначен для расчета первоначальной стоимости приобретенного объекта основных средств. В нем указывается наименование объекта, дата приобретения, первоначальная стоимость и порядок расчета стоимости с указанием видов расходов по приобретению.

Регистр учета амортизируемого имущества предназначен для учета объектов основных средств в течении налогового периода. В нем указываются наименования объектов основных средств, инвентарный номер, первоначальная стоимость, срок полезного использования, дата приобретения, дата ввода в эксплуатацию, амортизационная группа, способ начисления амортизации, сумма амортизации в месяц и другие данные.

Регистр учета амортизационных отчислений предназначен для учета амортизационных отчислений в налоговом периоде. В нем указывается наименование амортизируемого объекта основных средств, сумма начисленной амортизации на начало года, сумма амортизации основных средств за каждый месяц налогового периода и сумма начисленной амортизации нарастающим итогом с начала года.

Регистр учета расходов на ремонт основных средств предназначен для учета таких расходов. В нем указывается наименование расходов, объект основных средств, группа амортизации и другие данные.

Регистр учета операций реализации основных средств предназначен для учета операций реализации и определения финансового результата от реализации. В нем указывается наименование объекта основных средств, инвентарный номер, первоначальная стоимость объекта, сумма начисленной амортизации, цена реализации по договору, расходы по реализации и результат от реализации (прибыль, убыток).

Регистр учета доходов и расходов от выбытия имущества предназначен для учета операций по списанию объектов основных средств. В нем указывается дата операции, суммы доходов и расходов по списанию объекта основных средств, а также определяется результат от выбытия.

Регистр учета расходов будущих периодов предназначен для учета расходов будущих периодов, к которым относятся и убытки, полученные от операций по реализации амортизируемого имущества. В нем указывается наименование расхода, дата и номер документа (регистра налогового учета), сумма расхода, срок списания, сумма расхода в месяц, подлежащая включению в состав прочих расходов.

Учетная политика предприятия разрабатывается главным бухгалтером и утверждается приказом директора. Учетная политика ООО «Полларис» в части основных средств для целей бухгалтерского учета предусматривает следующие положения: амортизация объектов основных средств начисляется линейным методом, расходы на ремонт основных средств включаются в издержки обращения периода, в котором были произведены такие расходы (см. приложение 14). Учетной политикой для целей налогообложения так же предусматривается начисление амортизации линейным методом, и не предусмотрено образование резервов для проведения ремонта основных средств (см. приложение 15).

Амортизация объектов основных средств, как в бухгалтерском учете так и в налоговом, рассчитывается исходя из сроков полезного использования объектов. Срок полезного использования объектов основных средств на предприятии устанавливается на момент ввода объекта в эксплуатацию отдельным приказом. В бухгалтерском учете предприятия приняты следующие

 

сроки полезного использования основных средств: здания - 15 лет, сооружения - 10 лет, офисная мебель, факсовый аппарат, компьютер - 5 лет, холодильные камеры - 10 лет. Для целей налогового учета срок полезного использования основных средств определяется исходя из принадлежности объектов основных средств к группам амортизируемого имущества, установленным главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации: здание склада - 10 лет, здание офиса - 10 лет, забор - 8 лет, офисная мебель, факсовый аппарат, холодильные камеры - 5 лет, компьютер - 4 года.

На предприятии уделяется внимание контролю за сохранностью и надлежащей работой основных средств. Контроль за сохранностью объектов основных средств осуществляется путем проведения инвентаризации имущества, которая в соответствии с учетной политикой предприятия должна проводиться один раз в год. Дата проведения инвентаризации и состав инвентаризационной комиссии устанавливаются приказом руководителя о назначении проведения инвентаризации. Для оформления инвентаризации и ее результатов используются унифицированные формы документов: инвентаризационная опись основных средств формы № ИНВ-1 и сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов формы № ИНВ-18 (см. приложение 7, 8).

Контроль за работой оборудования осуществляет менеджер предприятия, путем ежедневного наблюдения за работой оборудования и внесения соответствующих записей в журнал регистрации температур (см. приложение 13). Основные требования, которые предъявляются к работе холодильных камер – это поддержание стабильного заданного температурного режима и безопасность эксплуатации. Сбой в работе оборудования могут привести к порче товарно-материальных ценностей хранящихся в камерах, и как следствие к убыткам предприятия.

Журнал регистрации температур нумеруется, шнуруется, скрепляется печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия. На первых листах журнала указывается характеристика камер хранения. На последующих листах журнала ежедневно фиксируются данные измерения температуры воздуха по всем холодильным камерам два раза в день: в 8 и 16 часов. В конце месяца выводятся средние значения температуры воздуха по каждой камере в отдельности. В случае колебания температуры в камерах хранения в графе «Примечание» указываются причины технического или организационного порядка, вызвавшие колебание температурного режима в камерах. По истечении месяца записи в журнале проверяются заместителем директора, что подтверждается его подписью в журнале.

    

§3.2. Отражение операций с основными средствами в бухгалтерском и налоговом учете предприятия

Приобретение объектов основных средств ООО «Полларис» осуществляло за плату, по договорам купли – продажи. В марте 2001 года предприятие приобрело у ОАО «БАЗ» два здания: здание склада и здание офиса. Договорная стоимость здания склада составила 540000 рублей включая налог на добавленную стоимость, здание офиса 330000 рублей включая налог на добавленную стоимость. По договору купли-продажи в собственность ООО «Полларис» также перешла часть железобетонного забора протяженностью 340 метров. Договорная стоимость забора составила 12000 рублей включая налог на добавленную стоимость. Плата за регистрацию права собственности на здания составила 6700 рублей. В этом же месяце была произведена оплата по договору купли-продажи в сумме 882000 рублей.

Ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется комиссией с составлением акта (накладной) приемки-передачи основных средств формы № ОС-1 (см. приложение 1). На основании утвержденного акта приемки- передачи бухгалтером открыты инвентарные карточки учета основных средств формы № ОС-6 по каждому объекту основных средств (см. приложение 5).

Кроме того в журнале-ордере № 16 за март 2001 года произведены соответствующие записи по кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на сумму первоначальной стоимости объектов основных средств, в которую вошла и сумма платы за регистрацию права собственности на здания. Первоначальная стоимость основных средств составила 744200 рублей.

В 2002 году предприятие приобрело по договору купли-продажи холодильное оборудование. В феврале 2002 года согласно заключенного договора произведена предоплата фирме «Норд» в сумме 150000 рублей. В марте 2002 года получено оборудование на сумму 237000 рублей включая налог на добавленную стоимость. Кроме того, в марте для сооружения холодильной камеры приобретены материалы общей стоимостью 138167 рублей без налога на добавленную стоимость. Так же произведены работы подрядной организацией по сооружению камеры, стоимость которых согласно счету-фактуре подрядчика составила 76107 рублей включая налог на добавленную стоимость. В конце месяца составлен акт на списание израсходованных материалов, стоимость которых по данным учета составила 119506 рублей.

В апреле 2002 года также проводились работы по сооружению холодильной камеры. Стоимость израсходованных материалов без учета налога на добавленную стоимость составила 131243 рубля. Стоимость услуг подрядной организации по сооружению камеры согласно предъявленному счет-фактуре составила 54600 рублей включая налог на добавленную стоимость. Поставщик оборудования фирма «Норд» произвела работы по монтажу холодильного оборудования в камере и его испытанию, стоимость которых согласно выставленному счету-фактуре составила 41000 рублей включая налог на добавленную стоимость. Поставщику оборудования перечислены денежные средства в сумме 128000 рублей за оборудование и монтажные работы.

При получении оборудования от поставщика комиссией был составлен акт о приемке оборудования формы № ОС-14 в одном экземпляре (см. приложение 3). В апреле 2002 года передача оборудования для монтажа представителем фирмы «Норд» осуществлялась с составлением акта приемки – передачи оборудования в монтаж формы № ОС-15 в двух экземплярах (см. приложение 4). По окончании монтажных работ ввод холодильной камеры в эксплуатацию был оформлен актом (накладной) приемки – передачи основных средств формы № ОС-1 (см. приложение 2).

На основании утвержденного акта (накладной) приемки – передачи основных средств бухгалтером предприятия открыта инвентарная карточка формы № ОС-6 (см. приложение 6).

Кроме того, в журнале – ордере № 16 за апрель 2002 года сделаны соответствующие записи по кредиту счета 07 «Оборудование к установке» на сумму 197500 рублей и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на сумму первоначальной стоимости холодильного оборудования, которая составила 591338,17 рублей (см. приложение 3).

В налоговом учете предприятия за апрель 2002 года составлен регистр «Регистр – расчет стоимости объекта учета» и внесены записи в регистр учета амортизируемого имущества (см. приложение 11).

В учете предприятия поступление объектов основных средств отражено следующими проводками:

Таблица 6

Дата: 2019-07-24, просмотров: 309.