Три основных подхода к оценке предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подходы к оценке – краткая характеристика

Выбор метода оценки во многом зависит от того, в каком финансовом состоянии находится предприятие в данный момент и каковы его перспективы. В зависимости от состояния и перспектив развития бизнеса расчет стоимости компании может основываться на применении следующих подходов:

Затратный подход

Доходный подход

Сравнительный подход

Затратный подход в оценке рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Стоимость предприятия признается равной стоимости активов предприятия, оставшихся после погашения всех обязательств.

Доходный подход считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку под стоимостью предприятия в нем понимается не стоимость набора активов (здания, сооружения, машины, оборудование, нематериальные ценности и т.д.), а оценка потока будущих доходов. Доходный подход предполагает, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Причем существует две модели построения потока будущих доходов: денежный поток для собственного капитала, и для всего инвестированного капитала (учитывает и собственный и заемный капитал).

Сравнительный подход предполагает, что стоимость предприятия определяется тем, за сколько оно может быть продано при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичного предприятия, зафиксированная рынком.

Оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) все три подхода к оценке, но он вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки.

Согласование результатов и итоговое заключение о рыночной стоимости объекта оценки.

В зависимости от конкретной ситуации, результаты каждого из трех подходов могут в большей или меньшей степени отличаться друг от друга. Выбор итоговой оценки стоимости зависит от назначения оценки, имеющейся информации и степени ее достоверности.

Классификация методов оценки приведена на рис. 1

     

ПОДХОДЫ

К ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА

   
           
           

ДОХОДНЫЙ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ

ЗАТРАТНЫЙ

Метод капитализации

Метод компании-аналога

Метод стоимости чистых активов

Метод дисконтирования будущих доходов

Метод сделок

Метод ликвидационной стоимости

 

Метод отраслевых коэффициентов

 

Затратный подход.

Затратный подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств, результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Данный подход представлен двумя основными методами:

методом стоимости чистых активов;

методом ликвидационной стоимости.

Расчет методом ликвидационной стоимости применяется при вынужденной продаже предприятия, поэтому для настоящей работы произведен расчет только методом стоимости чистых активов, который включает в себя несколько этапов:

Оценивается имущество предприятия по обоснованной рыночной стоимости;

Выявляются и оцениваются нематериальные активы;

Определяется рыночная стоимость финансовых вложений, как долгосрочных, так и краткосрочных;

Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость;

Оценивается дебиторская задолженность;

Оцениваются расходы будущих периодов;

Обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость.

Определяется стоимость собственного капитала путем вычитания из обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.

Метод стоимости чистых активов применяют в том случае, если компания обладает значительными материальными активами и ожидается, что будет по-прежнему действующим предприятием.

Источником исходных данных для оценки служит бухгалтерская отчетность предприятия, в том числе: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения и расшифровки. Причем, предварительно следует провести инфляционную корректировку данных.

Различают метод скорректированных чистых активов и нескорректированных чистых активов. В первом случае проводится полная корректировка статей баланса, а значит, определяется обоснованная рыночная стоимость каждого актива баланса в отдельности. Результаты расчетов по данному методу более достоверны, чем по второму, когда из-за отсутствия достаточной информации корректировка статей баланса не проводится.

Порядок расчета стоимости чистых активов по бухгалтерской отчетности определен в Порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 5.08.96г. № 71 и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 5.08.96г. № 149.

Чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету.

Активы, участвующие в расчете, - это денежное и не денежное имущество предприятия, в состав которого включаются по балансовой стоимости следующие статьи:

внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе баланса, за исключением балансовой стоимости собственных акций общества, выкупленных у акционеров. При этом при расчете величины чистых активов принимаются учитываемые в первом разделе бухгалтерского баланса нематериальные активы, отвечающие следующим требованиям:

непосредственно используемые обществом в основной деятельности и приносящие доход (права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, включая лицензии на определенные виды деятельности, организационные расходы, торговые марки, товарные знаки и т.п.);

имеющие документальное подтверждение затрат, связанных с их приобретением (созданием);

право общества на владение данными нематериальными правами должно быть подтверждено документом (патентом, лицензией, актом, договором и т.п.), выданным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

по статье прочие внеоборотные активы в расчет принимается задолженность акционерного общества за проданное ему имущество;

запасы и затраты, денежные средства, расчеты и прочие активы, показываемые во втором разделе бухгалтерского баланса, за исключением задолженности участников (учредителей) по их вкладам в уставный капитал и балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров.

При наличии у акционерного общества на конец года оценочных резервов по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг - показатели статей, в связи с которыми они созданы, принимаются в расчете (показываются в Расчете) с соответствующим уменьшением их балансовой стоимости на стоимость данных резервов.

Пассивы, участвующие в расчете, - это обязательства акционерного общества, в состав которых включаются следующие статьи:

целевые финансирование и поступления;

долгосрочные обязательства банкам и иным юридическим и физическим лицам;

краткосрочные обязательства банкам и иным юридическим и физическим лицам; расчеты и прочие пассивы, кроме сумм, отраженных по статьям "Доходы будущих периодов", "Фонды потребления" и "Резервы предстоящих расходов и платежей".

При расчете по методу чистых активов не учитываются перспективы развития компании, что в данном случае существенно искажает реальную стоимость компании.

Второй метод – метод ликвидационной стоимости – применяется для предприятий, которые находятся в состоянии банкротства или если стоимость компании при ликвидации будет выше, чем при продолжении деятельности. При использовании данного метода оценщик определяет валовую выручку от ликвидации активов предприятия, затем уменьшает ее на величину прямых затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также на величину всех обязательств предприятия.

Сравнительный подход.

Сравнительный подход основан на принципе эффективно функционирующего рынка, на котором инвесторы покупают и продают активы аналогичного типа, принимая при этом независимые индивидуальные решения. Данные по аналогичным сделкам сравниваются с оцениваемыми. Преимущества и недостатки оцениваемых активов по сравнению с выбранными аналогами учитываются посредством введения соответствующих поправок.

В зависимости от наличия и доступности информации, характеристик объекта оценки, предмета и условий предполагаемой сделки с объектом оценки в рамках сравнительного подхода применяются следующие методы:

-метод компании-аналога;

-метод сделок;

-метод отраслевых коэффициентов;

Метод компании-аналога

Метод компании-аналога, как правило, применяется в случае, когда размер оцениваемого участия в уставном (складочном) капитале является неконтрольным.

Источником информации о ценах сопоставимых сделок с аналогами объекта оценки являются данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, совершаемых на открытых фондовых рынках (на биржах и в системах открытой электронной внебиржевой торговли), в случае если объект такой сделки не предоставляет его владельцу какие-либо полномочия контроля.

В случае если объектом оценки является контрольное участие, оценщик должен осуществить корректировку в размере премии за контрольное участие.

Метод сделок

Метод сделок, как правило, применяется в случае, когда размер оцениваемого участия в уставном (складочном) капитале является контрольным.

Источником информации о ценах сопоставимых сделок с аналогами объекта оценки являются:

данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах, в случае если объект такой сделки предоставляет его владельцу все или некоторые полномочия контроля;

данные о ценах сделок в форме слияний, присоединений (поглощений) или продажи предприятия (бизнеса) в целом.

В случае если объектом оценки является неконтрольное участие оценщик должен осуществить корректировку в размере скидки за неконтрольное участие.

Метод отраслевых коэффициентов

Источником информации являются, как правило, данные специализированных отраслевых исследований (обзоров), составленных на основе анализа не менее чем половины предприятий данной отрасли, сопоставимых по размеру с оцениваемым.

Оценщик осуществляет и отражает в отчете действия, направленные на установление соответствия результатов таких исследований, применяемым методам оценки, принципам оценки, характеристикам объекта оценки, предмету и условиям предполагаемой сделки с объектом оценки.

Оценщик должен проверить и отразить в отчете соответствие результатов, полученных при применении данного метода, результатам, полученным с использованием других подходов и методов оценки.

Как правило, результаты, полученные при применении данного метода, являются индикативными и не применяются при выведении итоговой величины стоимости или им придается наименьший удельный вес.

Доходный подход.

Применяется доходный подход в тех случаях, когда есть возможность составить представление о дальнейшем развитии компании (построить финансовую модель). В рамках доходного подхода используют метод капитализации и метод дисконтирования.

Оценка доходным подходом предполагает построение прогноза доходов. В зависимости от равномерности поступления доходов выбирается либо метод капитализации, либо метод дисконтирования.

Если будущие доходы будут примерно равны текущим или темпы их роста постоянны, то применяют метод капитализации. Метод капитализации предполагает также неопределенно долгий срок функционирования бизнеса.

Метод дисконтирования применяется при непостоянных финансовых показателях, а также в тех случаях, когда функционирование бизнеса прекращается (независимо от причин) в обозримой перспективе, или предполагается выход из бизнеса. Оценка данным методом включает составление прогноза денежных потоков на каждый год прогнозного периода.

Далее определяется величина стоимости компании в постпрогнозный период. Определяется предварительная величина стоимости бизнеса как сумма текущей стоимости денежных потоков в течение прогнозного периода и текущего значения стоимости в постпрогнозный период. При необходимости вносятся поправки (в частности, учитывается скидка за неконтрольный характер и скидка за недостаточную ликвидность) и определяется окончательная величина рыночной стоимости компании.

Метод дисконтированных денежных потоков.

Стоимость Компании по данному методу равна сумме приведенных (дисконтированных) к настоящему времени будущих свободных денежных потоков Компании, то есть рассчитывается по следующей формуле:

PV = S(CFi/(1+r)i)

Где:  
PV - текущая суммарная стоимость будущих потоков свободных денежных средств;
Cfi - свободный поток денежных средств за период i;
R - ставка дисконтирования;
I - порядковый номер периода дисконтирования.

Таким образом, метод дисконтированных денежных потоков предусматривает:

определение горизонта прогноза;

построение прогнозных денежных потоков;

расчет стоимости компании в постпрогнозный период;

выбор ставки дисконтирования;

расчет предварительной стоимости компании;

внесение поправок и расчет итоговой стоимости.

Определение горизонта прогноза.

Горизонт прогноза – это период, в течение которого компания выходит на стабильные показатели развития, либо период, доступный для прогнозирования.

Горизонт прогнозирования будущих свободных денежных потоков зависит от возможной точности прогнозов и периода планирования в Компании.

Построение денежных потоков.

Денежные потоки рассчитываются по следующей формуле:

CF=Inflow-Outflow

Где:  
CF - денежный поток;
Inflow - приток денежных средств;
Outflow - отток денежных средств.

Структура потока денежных средств

Inflow

 

Outflow

Поток денежных средств по основной деятельности

Денежная выручка от реализации в текущем периоде

  Платежи по счетам поставщиков и подрядчиков

Погашение дебиторской задолженности

  Выплата заработной платы

Поступления от продажи бартера

  Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды

Авансы, полученные от покупателей

  Уплата процентов за кредит

 

  Социальные расходы

Поток денежных средств по инвестиционной деятельности

Продажа основных средств, нематериальных активов

  Приобретение основных средств, нематериальных активов

Дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений

  Капитальные вложения

Возврат других финансовых вложений

  Долгосрочные финансовые вложения

Поток денежных средств по финансовой деятельности

Краткосрочные кредиты и займы

  Возврат краткосрочных кредитов и займов

Долгосрочные кредиты и займы

  Возврат долгосрочных кредитов и займов

Поступления от эмиссии акций

  Погашение долговых ценных бумаг

Целевое финансирование

   
       

Расчет стоимости компании в постпрогнозном периоде.

Для расчета стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде могут применяться несколько методов:

метод расчета по ликвидационной стоимости (если в остаточном периоде ожидается распродажа, по тем или иным причинам, активов компании);

метод расчета по стоимости чистых активов (применим для стабильной компании со значительными материальными активами);

метод предполагаемой продажи (на основе ретроспективных данных по продажам аналогичных компаний);

«модель Гордона».

Модель Гордона основана на предположении, что компания за пределами прогнозного периода будет неопределенно долго функционировать со стабильными темпами изменения денежных потоков. Стоимость компании в постпрогнозном периоде по модели Гордона рассчитывается по следующей формуле:

CFµ = CFn*(1+g)/(r-g)

Где:  
CFn - свободный денежный поток последнего прогнозируемого года;
G - коэффициент роста свободных денежных потоков в бесконечности.

Выбор ставки дисконта.

Одним из ключевых моментов использования метода дисконтирования является обоснование ставки дисконта.

Ставка дисконта – это ставка дохода, используемая для преобразования будущих денежных потоков в текущую стоимость.

Одним из методов расчета ставки дисконта является ее установление на уровне средневзвешенной стоимости капитала (Weighted Average Cost of Capital) Компании, следующим образом.

WACC = r = CSE*w1 + CD*w2

Где:  
CSE - стоимость собственного (акционерного) капитала;
w1 - доля акционерного капитала в капитале компании;
CD - стоимость заемного капитала;
W2 - доля заемного капитала в капитале компании;

CSE = r0 + rm + rc

Где:  
r0 - безрисковая ставка, %;
rm - премия за риск (превышение рыночной ставки над безрисковой), %;
rc - специфический риск компании, %;

CD = (r0 + rl )*(1-T)

Где:  
rl - премия за риск (превышение рыночной ставки над безрисковой) по заемным средствам, %;
T - ставка налога на прибыль, %;

Метод капитализации.

Как и метод дисконтирования, метод капитализации исходит из предпосылки, что стоимость бизнеса определяется текущей стоимостью его будущих доходов. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда есть основания предполагать, что доходы компании будут стабильны и она будет функционировать неопределенно долго. Применение метода предусматривает реализацию следующих процедур:

анализ и подготовка финансовой отчетности;

оценка капитализируемой прибыли;

расчет ставки капитализации;

расчет предварительной стоимости компании;

поправка на наличие нефункционирующих активов;

поправка на размер доли акционерного капитала;

поправка на ликвидность.

При анализе финансовой отчетности выявляются разовые и нерегулярные доходы и расходы, рассчитывается свободный денежный поток и выполняются все другие необходимые расчетные процедуры.

При оценке капитализируемой прибыли решается, что будет принято за основу: прибыль или денежный проток, проводится усреднение и иные корректировки выбранного показателя.

Ставка капитализации определяется аналогично ставке дисконтирования (см. предыдущий пункт).

Предварительная стоимость бизнеса рассчитывается по формуле:

C = CF/ (r-g)

Где:  
CF - свободный денежный поток или прибыль;
g - коэффициент роста свободного денежного потока (прибыли);
r - коэффициент капитализации.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.