Способы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.
Без развития речи полноценное развитие внимания невозможно. Поэтому словесные способы взаимодействия с детьми не только способствуют активизации внимания, но и выполняют обучающую функцию.
Таблица 1 - Словесные приёмы для развития внимания
Приём | Суть | Пример упражнения (возрастная группа), оборудование |
Объяснение | Педагог разъясняет задание, стараясь делать это лаконично, чётко. Если дети уже знакомы с сутью упражнения (например, поиск отличий на двух картинках), объяснение следует сократить до определения количества искомых элементов (поиска самого быстрого пути из одного объекта в другой, количества отличий). | «Найди и обведи Оборудование: листы с 5–6 строчками букв. «Ребята, перед вами листы с буквами. Ваша задача выбрать и обвести в кружок все буквы «о» и «а». Примечание: количество искомых букв может быть увеличено по мере изучения материала, а для придания упражнению игрового характера, задание можно сделать соревновательным — кто быстрее найдёт все нужные буквы. |
Беседа | Диалогическая форма взаимодействия с детьми для работы над развитием внимания обычно используется в двух форматах: вопросы, связанные с сутью задания, от детей, то есть ситуативная беседа, и вопросы педагога по содержанию того или иного задания (например, по содержанию рассказа), то есть разговор познавательного характера. | «Запомни и воспроизведи». Педагог предлагает детям закрыть глаза и выполнить такие задания: Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов). Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке. |
Рассказ | Обычно этот приём используется в качестве основы для заданий, реализующих практические или игровые методы работы | «Рисунок по рассказу» Педагог рассказывает историю с яркими образами, которые дети по ходу повествования зарисовывают. Педагог выбирает произведения с богатыми описаниями природы. Например, рассказ М. Пришвина «Золотой луг». |
Рифмовки | Это приём в контексте упражнений на внимательность носит не только мотивационный характер, но и собственно обучающий. Например, загадки, разгадки которых скрываются уже в самом тексте загадки, или короткие стихотворения с элементарными математическими задачами. | Загадки:
|
Наглядный метод
Наглядно-образный тип мышления детей младшего школьного возраста определяет наглядность в перечень обязательных методов на занятиях любой образовательной направленности. Как и словесные, наглядные приёмы относятся к средствам активизации внимания детей [25].
Таблица 2 - Наглядные приёмы для развития внимания
Приём | Суть |
Картинки | Являются средством для упражнений, формирующих зрительное внимание (лабиринты, задания на поиск отличий), а также сопровождают выполнение других упражнений, например, сосчитать глазами, без помощи пальцев или карандаша, сколько на рисунке бабочек или голубей. |
Игрушки | Используются в качестве персонажей занятия, мотивирующих ребят на работу путём включения в сюжет (например, помочь Медвежонку решить задачи-стихотворения, которые ему дали в лесной школе). |
Демонстрация | Педагог показывает порядок выполнения действий, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой задаче. Например, упражнение на развитие способности рационализировать внимание «Повтори за мной»: дети считают в обратном порядке и показывают движения, демонстрируемые воспитателем (поднимают руки вверх, качают головой и т. д.). |
Показ | Для занятий на внимательность этот приём представляет собой удобную форму организации картинок. |
Практический метод
Этот метод объединяет приёмы, направленные на практическое освоение тематики заданий на внимательность. Причём задания могут быть как вариант выполнения упражнения (например, нарисовать сюжет истории по ходу рассказа), а могут быть формой рефлексии по поводу уже выполненной развивающей задачи.
К практическим приёмам, кроме рисунков, относятся поделки (дети вырезают геометрические фигуры, которые затем используются в упражнении на поиск соответствия поделки контурам фигуры на листе бумаги) [20].
Игровой метод
Этот метод ценен не только содержанием, но и форматом организации заданий в рамках других методов, позволяющим активизировать внимание ребят. При этом педагог использует все виды игр, которые практикуются в работе с детьми:
- дидактические, цель которых презентовать, отработать или закрепить тот или иной материал через тренировку произвольного внимания;
- подвижные, направленные на удовлетворение потребности в двигательной активности;
- театрализованные, призванные раскрыть творческий потенциал детей.
Ролевые и дидактические игры, иллюстрации, упражнения позволяют заинтересовать детей, вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения. Так же данные методы дают возможность организовать индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся.
Для развития внимания нужны упражнения. Упражнение среди практических методов отличается наибольшей эффективностью. Упражнение – это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторение выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Постепенное и систематическое упражнение и как его следствие – закрепляемые навыки – надежнейшее средство успешного и продуктивного труда. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков.
Различают устные, письменные, лабораторно-практические и производственно-трудовые упражнения. Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относится:
- сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности;
- знание правил выполнения действий;
- сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;
- распределение повторений во времени [20].
Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
Также рассмотрим дидактическую игру и иллюстрации как средства развития внимания детей.
Познавательные игры (дидактические) – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс.
Иллюстрация – как наглядный метод, как правило, применяется в сочетании с другими методами. В ходе урока на этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы могут демонстрироваться реальные объекты, учебно-наглядные пособия, символические и схематические изображения.
В младших классах отдается предпочтение естественно-натуральным предметам и иллюстрационно-изобразительным средствам: рисункам, картинам.
Что бы наглядные средства обучения способствовали повышению эффективности процесса преподавания, необходимо учитывать ряд требований:
- строго ограничивать число наглядных средств, применяемых на уроке, имея в виду, что с каждым из них нужно работать;
- не выставлять все подобранные к уроку наглядные средства сразу, а демонстрировать их последовательно;
- выбирать доступные средства наглядности, постепенно готовить учащихся к умению пользоваться более сложными ее видами;
- адаптировать средства наглядности, выпускаемых для общеобразовательной школы, с учетом возможностей детей программных требований;
- обеспечить учащимся хорошую видимость демонстрационных средств наглядности. Объемные предметы школьники должны иметь возможность осмотреть со всех сторон [20].
Следует подчеркнуть, что развитие внимания при использовании ролевых и дидактических игр, упражнений и иллюстраций наиболее эффективно в младшем школьном возрасте.
Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача — строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Безусловно, сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается.
Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,— возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.
Вывод по главе:
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.
Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 205.