Работа 1. Вирусы
Изучив материал данной темы, важно знать, что вирусы являются паразитами и к настоящему времени открыты у всех систематических групп растений, животных и бактерий. Вирусам присущи 2 формы существования: внеклеточная (покоящаяся) и внутриклеточная (репродуцирующая). Самостоятельно вирусы не существуют, а, попав в клетку, они ведут себя как внутриклеточные паразиты – это паразитизм на генетическом уровне.
Рисунок 1 – Строение вируса табачной мозаики (Tobacco mosaic virus)
Бактериофаги («пожиратели» бактерий) – группа вирусов, которые нападают на бактерий. Бактериофагов используют в медицине в качестве лечебного и профилактического средства в случае отдельных бактериальных болезней. |
Рисунок 2 – Строение бактериофага
Задание №1. 1. Зарисовать схему строения частицы вируса табачной мозаики. Отметить оболочку из белковых молекул и нить РНК, свернутую в спираль и расположенную внутри оболочки.
2. Зарисовать схему строения бактериофага. Отметить головку, хвостик и хвостовые отростки, нить ДНК, белковую оболочку. Записать каким образом происходит проникновение бактериофага в клетку кишечной палочки ( Escherichia coli )
3. Внимательно изучить способность размножаться возбудителя ВИЧ – инфекции, которая приводит к смерти каждого заразившегося человека, в результате гибели защитных клеток иммунной системы.
Самостоятельная работа №1 предусматривает изучение симптомов заболеваний, пути передачи вирусной инфекции и меры профилактики. Она направлена на воспитание личной гигиены и формирование здорового образа жизни, как основного средства защиты собственного организма от вирусного гепатита, гриппа, СПИДа – «Чумы ХХ века», и других вирусных инфекционных заболеваний. Заполнить таблицу 1 по приведенному примеру.
Таблица 1 – Вирусные заболевания человека
№ п/п | Название болезни | Возбудитель | Пути передачи | Поражаемые области тела |
Пример для заполнения таблицы: | ||||
1 | Бешенство | рабдовирус (РНК-содержащий) | через слюну при укусе больного животного | центральная нервная система, судороги, спазмы глоточной и дыхательной мускулатуры |
2 | … |
Работа 2. Бактерии
Важно знать, что бактерии - микроорганизмы с прокариотическим типом строения клетки, распространены на всех материках, приспособлены к разным экологическим условиям обитания.
Рисунок 3 – Строение клетки бактерии
Рисунок 4 – Схематическое изображение основных форм бактерий: 1 – стафилококки; 2 – диплококки; 3 – стрептококки; 4 – палочковидные; 5 – вибрионы; 6 - спириллы |
Таблица 2 – Роль бактерий в природе и жизни людей
Положительная роль бактерий | Отрицательная роль бактерий |
- принимают участие в круговороте веществ в природе – являются редуцентами (разлагают органические остатки до минеральных веществ); - повышают плодородие почвы, усваивая атмосферный азот и переводя его в соединения доступные растениям (клубеньковые бактерии бобовых); - принимают участие в почвообразовании, в биологическом разрушении горных пород и минералов, в дублении кож и обработке льна; - с помощью бактерий в желудке жвачных расщепляется целлюлоза. Также невозможна без наличия бактерий нормальная работа желудочно-кишечного тракта человека; - бактерии используют в пищевой промышленности (получение сливочного масла, кисломолочных продуктов, квашеных овощей, сыра, в приготовлении вина); - используются в химической промышленности (получение спиртов, ацетона, уксусной кислоты); - в медицинской – получение ферментов, антибиотиков, витаминов. | -приведение в негодность продуктов питания человека; -повреждение рыболовных сетей, рукописей и книг в библиотеках, -паразитирование на растениях, в организме человека и животных. Болезнетворные бактерии вызывают болезни растений, животных и человека. Для борьбы с болезнетворными бактериями проводят: -дезинфекцию (обработка химическими веществами) помещений, предметов домашнего обихода, одежды больных; -стерилизация инструментов и перевязочного материала в лечебных учреждениях; -пастеризация продуктов питания, для обеззараживания продуктов от попадания в них бактерий; -контроль за чистотой продуктов питания и питьевой воды, также гигиенические нормы (чистота рук, тела, одежды); -для предупреждения заражения человека инфекционными заболеваниями делают прививки. |
Задание №2. 1. Рассмотреть и зарисовать схему строения бактериальной клетки. Обозначить органоиды бактериальной клетки.
2. Изучить различные формы бактерий и зарисовать их в рабочую тетрадь.
Самостоятельная работа №2 предусматривает изучение симптомов бактериальных заболеваний, пути передачи и меры профилактики. Она направлена на воспитание личной гигиены и формирование здорового образа жизни, как основного средства защиты собственного организма от туберкулеза, ботулизма, менингита и других инфекционных заболеваний. Заполнить таблицу 3 по приведенному примеру.
Таблица 3 – Бактериальные заболевания человека
№ п/п | Название болезни | Возбудитель | Пути передачи | Поражаемые области тела |
Пример для заполнения таблицы: | ||||
1 | Ботулизм | анаэробная палочка Clostridium botulinum | консервы – овощные, грибные, мясные, рыбные; копчености; продукты, загрязненные почвой | токсин поражает центральную и вегетативную нервную систему |
2 | … |
Занятие № 2
Дата: 2019-07-24, просмотров: 403.