ЦАРСТВО ДРОБЯНКИ. ОТДЕЛ БАКТЕРИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Работа 1. Вирусы

Изучив материал данной темы, важно знать, что вирусы являются паразитами и к настоящему времени открыты у всех систематических групп растений, животных и бактерий. Вирусам присущи 2 формы существования: внеклеточная (покоящаяся) и внутриклеточная (репродуцирующая). Самостоятельно вирусы не существуют, а, попав в клетку, они ведут себя как внутриклеточные паразиты – это паразитизм на генетическом уровне.

Рисунок 1 – Строение вируса табачной мозаики (Tobacco mosaic virus)

Бактериофаги («пожиратели» бактерий) – группа вирусов, которые нападают на бактерий. Бактериофагов используют в медицине в качестве лечебного и профилактического средства в случае отдельных бактериальных болезней.  

Рисунок 2 – Строение бактериофага

Задание №1. 1. Зарисовать схему строения частицы вируса табачной мозаики. Отметить оболочку из белковых молекул и нить РНК, свернутую в спираль и расположенную внутри оболочки.

2. Зарисовать схему строения бактериофага. Отметить головку, хвостик и хвостовые отростки, нить ДНК, белковую оболочку. Записать каким образом происходит проникновение бактериофага в клетку кишечной палочки ( Escherichia coli )

3. Внимательно изучить способность размножаться возбудителя ВИЧ – инфекции, которая приводит к смерти каждого заразившегося человека, в результате гибели защитных клеток иммунной системы.

        

Самостоятельная работа №1 предусматривает изучение симптомов заболеваний, пути передачи вирусной инфекции и меры профилактики. Она направлена на воспитание личной гигиены и формирование здорового образа жизни, как основного средства защиты собственного организма от вирусного гепатита, гриппа, СПИДа – «Чумы ХХ века», и других вирусных инфекционных заболеваний. Заполнить таблицу 1 по приведенному примеру.

 

Таблица 1 – Вирусные заболевания человека

№ п/п Название болезни Возбудитель Пути передачи Поражаемые области тела

Пример для заполнения таблицы:

1 Бешенство рабдовирус (РНК-содержащий) через слюну при укусе больного животного центральная нервная система, судороги, спазмы глоточной и дыхательной мускулатуры
2      

 

Работа 2. Бактерии

Важно знать, что бактерии - микроорганизмы с прокариотическим типом строения клетки, распространены на всех материках, приспособлены к разным экологическим условиям обитания.

Рисунок 3 – Строение клетки бактерии

Рисунок 4 – Схематическое изображение основных форм бактерий: 1 – стафилококки; 2 – диплококки; 3 – стрептококки; 4 – палочковидные; 5 – вибрионы; 6 - спириллы

Таблица 2 – Роль бактерий в природе и жизни людей

Положительная роль бактерий Отрицательная роль бактерий
- принимают участие в круговороте веществ в природе – являются редуцентами (разлагают органические остатки до минеральных веществ); - повышают плодородие почвы, усваивая атмосферный азот и переводя его в соединения доступные растениям (клубеньковые бактерии бобовых); - принимают участие в почвообразовании, в биологическом разрушении горных пород и минералов, в дублении кож и обработке льна; - с помощью бактерий в желудке жвачных расщепляется целлюлоза. Также невозможна без наличия бактерий нормальная работа желудочно-кишечного тракта человека; - бактерии используют в пищевой промышленности (получение сливочного масла, кисломолочных продуктов, квашеных овощей, сыра, в приготовлении вина); - используются в химической промышленности (получение спиртов, ацетона, уксусной кислоты); - в медицинской – получение ферментов, антибиотиков, витаминов. -приведение в негодность продуктов питания человека; -повреждение рыболовных сетей, рукописей и книг в библиотеках, -паразитирование на растениях, в организме человека и животных. Болезнетворные бактерии вызывают болезни растений, животных и человека. Для борьбы с болезнетворными бактериями проводят: -дезинфекцию (обработка химическими веществами) помещений, предметов домашнего обихода, одежды больных; -стерилизация инструментов и перевязочного материала в лечебных учреждениях; -пастеризация продуктов питания, для обеззараживания продуктов от попадания в них бактерий; -контроль за чистотой продуктов питания и питьевой воды, также гигиенические нормы (чистота рук, тела, одежды); -для предупреждения заражения человека инфекционными заболеваниями делают прививки.

Задание №2. 1. Рассмотреть и зарисовать схему строения бактериальной клетки. Обозначить органоиды бактериальной клетки.

2. Изучить различные формы бактерий и зарисовать их в рабочую тетрадь.

Самостоятельная работа №2 предусматривает изучение симптомов бактериальных заболеваний, пути передачи и меры профилактики. Она направлена на воспитание личной гигиены и формирование здорового образа жизни, как основного средства защиты собственного организма от туберкулеза, ботулизма, менингита и других инфекционных заболеваний. Заполнить таблицу 3 по приведенному примеру.

Таблица 3 – Бактериальные заболевания человека

№ п/п Название болезни Возбудитель Пути передачи Поражаемые области тела

Пример для заполнения таблицы:

1 Ботулизм анаэробная палочка Clostridium botulinum консервы – овощные, грибные, мясные, рыбные; копчености; продукты, загрязненные почвой токсин поражает центральную и вегетативную нервную систему
2      

Занятие № 2

Дата: 2019-07-24, просмотров: 334.