По учебной клинической практике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)

 

Учебно-методическое пособие

По учебной клинической практике

для самостоятельной работы

студентов 3 курса стоматологического факультета

Тюмень 2017

Введение

Советом Стоматологической ассоциации России утвержден «Классификатор услуг, работ и технологий для оказания доврачебной помощи при виде деятельности по специальности «стоматология профилактическая» (КУРТ-П.2004).

Все профилактические услуги разделены на двенадцать основных групп, в каждой группе выделены основные виды работ, которые в свою очередь представлены технологиями их выполнения, с использованием оборудования, инструментария, материалов и медикаментов, разрешенных Минздравом России для применения в Российской Федерации.

ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ

В ЦЕНТРАХ ЗДОРОВЬЯ

Методические рекомендации

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Авторы: Кривонос О.В., Бойцов С.А., Погосова Н.В., Юферева Ю.М., Янушевич О.О., Кузьмина Э.М., Нероев В.В., Тутельян В.А., Батурин А.К., Погожева А.В., Брюн Е.А.

(извлечение)

Гигиенист стоматологический в Центре здоровья в ходе осмотра проводит диагностику гигиены полости рта, болезней слизистой оболочки и пародонта, некариозных поражений, кариеса зубов, регистрирует стоматологический статус пациента в Карте пациента. Кроме того, он обучает пациента основам гигиены полости рта и проводит профессиональную гигиену полости рта. При необходимости (пародонтит, кариес и др.) он рекомендует посещение соответствующего специалиста по месту жительства.

Стоматологическое обследование пациента предусматривает сбор жалоб и анамнеза, осмотр (внеротовой и внутриротовой) и использование специальных методов исследования. Все данные заносят в медицинскую карту.

Жалобы пациента чаще касаются эстетических нарушений в челюстно-лицевой области и функции жевания, появления болей, кровоточивости десен, подвижности зубов, запаха изо рта. Особенно тщательно должна быть проанализирована история развития заболевания: время и возможные причины появления симптомов, течение болезни; методы лечения и его эффективность. Анамнез жизни включает изучение наследственности, акушерско-гинекологического анамнеза (у беременных), характера вскармливания (у детей), перенесенных заболеваний, условий труда, жизни (профессиональные вредности) и местности проживания (содержание фторида в питьевой воде), особенностей питания (количество и регулярность приема сахара), вредных привычек (курение), переносимости лекарственных веществ, индивидуальных особенностей ухода за полостью рта [11].

Стоматологический осмотр пациента проводят в стоматологическом кресле при искусственном освещении, визуально и с помощью набора диагностических инструментов: стоматологических зеркал; эксплореров (зондов с тупым кончиком); пародонтальных зондов (тупоконечных, с маркировкой); пинцетов. Для инфекционной безопасности пациентов и стоматологического персонала при стоматологическом осмотре можно использовать одноразовый набор инструментов, включающий зеркало, шпатель, пинцет, гладилку, двусторонний зонд-эксплорер, лоток и салфетку для пациента и сохраняющий стерильность в течение одного года.

Стоматологический осмотр включает внеротовое и внутриротовое обследование.

Внеротовое обследование:

o внешний осмотр пациента (физическое и психоэмоциональное состояние);

o конфигурация лица: асимметрия и дефекты (при врожденной патологии, травме, воспалительных процессах, новообразованиях);

o вид кожных покровов: цвет (гиперемия - при воспалении, бледность - при болях), высыпания;

o степень выраженности носогубных складок (при отсутствии зубов или их патологической стираемости);

o красная кайма губ (контур, характер смыкания, образование чешуек, корок);

o нижнечелюстные и подбородочные лимфоузлы (размер, подвижность, болезненность);

o область височно-нижнечелюстного сустава (степень открывания рта и смещения нижней челюсти, щелканье в суставе, болезненность).

Внутриротовое обследование позволяет определить состояние органов и тканей полости рта.

В области преддверия полости рта оценивают:

o глубину, выраженность уздечек верхней и нижней губы - при сомкнутых зубах и поочередном оттягивании губ;

o слизистую оболочку губ (цвет, увлажненность, целостность);

o слизистую оболочку щек (цвет, увлажненность, отпечатки зубов);

o альвеолярные отростки и десну (цвет слизистой оболочки, вид и тяжесть воспаления, характер течения, распространенность, отек).

Полость рта осматривают при широко открытом рте, обращая внимание на:

o язык (все поверхности; наличие налета - указывает на отсутствие или плохую гигиену языка), выраженность уздечки языка проверяют при широко открытом рте возможностью достать его кончиком верхние фронтальные зубы);

o дно полости рта (цвет и увлажненность слизистой);

o твердое и мягкое небо (целостность, цвет, возможные изменения);

o зубы (количество, цвет, блеск, пятнистость, целостность, наличие зубного налета и зубного камня);

o окклюзию (соотношение челюстей, форма зубных дуг, контакты между зубами).

Для определения принадлежности зуба используют международную цифровую систему обозначения зубов, предложенную Международной Организацией Стандартов. Согласно этой системе, каждый зуб имеет свое цифровое обозначение (рис.1). Помимо этого, цифрами обозначают каждый квадрант верхней и нижней челюсти, причем возрастание числового значения происходит по часовой стрелке.

Для удобства записи результата осмотра зубов в карту можно применять схему, на которой горизонтальная линия указывает на принадлежность зубов к верхней или нижней челюсти, а вертикальная - на принадлежность зубов к правому или левому квадранту

 

Рисунок 1. Международная цифровая система обозначения постоянных зубов.

 

Правая сторона

Левая сторона

Квадрант 1

Квадрант 2

18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38

Квадрант 4

Квадрант 3

Правая сторона

Левая сторона

Квадрант 1

Квадрант 2

18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38

Квадрант 4

Квадрант 3

 

Оценка наличия зубных отложений (зубного налета и зубного камня) важна по нескольким причинам:

- для определения участков наибольшего накопления зубных отложений;

- для оценки эффективности чистки зубов пациентом;

- для определения риска развития у пациента кариеса зубов и заболеваний пародонта (чем больше налета и камня, тем выше риск).

Оценить присутствие зубных отложений можно количественными и качественными методами.

Качественная оценка предполагает выявление локализации отложений зубного налета и зубного камня:

- визуально;

- с помощью стоматологического зонда (если налета или камня достаточно много);

- путем окрашивания специально предназначенными для этого красителями.

Для окрашивания зубного налета можно применять:

- водный раствор йода - раствор Шиллера–Писарева (1 г кристаллического йода, 2 г йодида калия, 40 мл дистиллированной воды);

- эритрозин;

- фуксин;

- специальные таблетки, при жевании которых окрашиваются участки зуба, где присутствует зубной налет .

Кроме того, выпускаются двойные красители, по-разному окрашивающий кариесогенный и некариесогенный зубной налет: красным цветом – свежий зубной налет, темно-синим – налет, присутствующий в полости рта длительное время и ставший кариесогенным.

После окрашивания зубов пациент должен самостоятельно прополоскать рот водой и окрашивающее средство остается лишь там, где есть налет (рис.2).

 

Рисунок 2. Зубной налет, окрашенный фуксином.

 

 

Количественная оценка присутствия зубных отложений происходит с помощью различных индексов, позволяющих определить локализацию зубного налета и зубного камня, а также измерить их площадь до и после использования гигиенических средств.

Для определения зубного налета у детей от момента прорезывания временных зубов до 3х лет применяют индекс Э.М. Кузьминой (2000). Индекс разработан в связи с необходимостью определения у маленьких детей зубного налета, который начинает откладываться на временных зубах сразу после их прорезывания. Даже если в полости рта ребенка имеется всего 2-3 зуба, необходимо визуально или с помощью зонда определять присутствие зубного налета. При визуальном осмотре тонкий слой налета обычно относительно прозрачен и выявляется с трудом, тогда как его толстый слой придает поверхности зуба тусклый темный оттенок.

Ход определения индекса: Осматривают все зубы, имеющиеся в полости рта маленького ребенка, и оценивают присутствие налета на каждом зубе с помощью следующих кодов:

0 баллов - нет налета;

1 балл - налет присутствует в любом количестве.

Формула для расчета значения индекса:

 

Таблица 1. Интерпретация значений индекса Э.М. Кузьминой.

Величина индекса Уровень гигиены
0 хороший
0,1 удовлетворительный
0,5 плохой

 

Пример расчета индекса:

1. У ребенка в полости рта имеется 4 зуба: 5.1 6.1

                                                                    8.1 7.1     

2 .Налет выявлен на 2 зубах: 5.1, 6.1

3 Величина индекса гигиены равна : 2:4 = 0,50

4.Уровень гигиены полости рта у данного ребенка - плохой

Индекс Федорова - Володкиной (1971) целесообразно применять для выявления налета на зубах у детей до 5-6 лет.

Ход определения индекса: Окрашивают и обследуют губную поверхность шести нижних фронтальных зубов:

8.3 , 8.2, 8.1, 7.1, 7.2, 7.3

Присутствие зубного налета оценивают с помощью следующих кодов:

1 балл – зубной налет не выявлен;

2 балла - окрашивание одной четверти поверхности;

3 балла - окрашивание половины поверхности коронки зуба;

4 балла - окрашивание трех четвертей поверхности коронки зуба;

5 баллов - окрашивание всей поверхности коронки зуба.

Расчет значений индекса: Для одного ребенка определяют код налета на каждом из обследованных зубов, суммируют эти результаты и делят на количество осмотренных зубов (т.е. на 6).

Таблица 2. Интерпретация значений индекса Федорова – Володкиной.

Значение индекса Уровень гигиены
1.1 - 1.5 хороший
1.6 - 2.0 удовлетворительный
2.1- 2.5 неудовлетворительный
2.6 - 3.4 плохой
3.5- 5.0 очень плохой

 

Рисунок 4. Коды для оценки зубного камня по индексу Green- Vermillion.

 

Расчет значений индекса: Расчет суммарного значения индекса, комплексно характеризующего гигиеническое состояние полости рта индивидуума, происходит в несколько этапов:

1.  суммируют коды зубного налета для каждого зуба и делят на количество обследованных поверхностей зубов (т.е.6);

2.  суммируют коды зубного камня для каждого зуба и делят на количество обследованных поверхностей зубов (т.е.6);

3.  суммируют значения, полученные в п.1 и п.2.

Формула для расчета значения индекса Green-Vermillion:

Интерпретация суммарных значений индекса:

Суммарное                     Уровень гигиены

значение ИГР-У

0.0 – 1.2                          хороший

1.3 – 3.0                          удовлетворительный

3.1 – 6.0                          плохой

Интерпретация значений показателей зубного налета или зубного камня

Значение                              Уровень гигиены

0.0 – 0.6 балла                хороший

0.7 – 1.8 балла                удовлетворительный

1.9 – 3.0 балла                плохой

Пример расчета индекса:

1. У подростка определены следующие коды:

код зубного налета на зубах 1.6 и 2.6 – 2 балла; на зубе 1.1 – 1 балл;

код зубного камня на зубах 3.6, 3.1, 4.6 –– 2 балла.

2. Суммарная величина индекса гигиены:

3. Уровень гигиены полости рта по суммарному значению индекса гигиены – удовлетворительный.

4. Значение показателя зубного налета:

5. Уровень гигиены полости рта по показателю зубного налета - удовлетворительный.

6. Значение показателя зубного камня:

7. Уровень гигиены полости рта по показателю зубного камня – удовлетворительный.

Для подсчета среднего значения индекса в группе обследованных (суммарного или его отдельных показателей - зубного налета или зубного камня) суммируют индивидуальные показатели для каждого участника и делят на количество лиц в группе.

 

Таблица 4. Интерпретация значений индекса РМА

Значение индекса Степень тяжести воспаления десны
менее 30% легкая
31-60% средняя
61% и более тяжелая

 

Таблица 5. Краткая характеристика заболеваний твердых тканей зубов.

Заболевание Факторы риска, причины возникновения Клинические признаки

Кариес зубов

1. Кариес эмали     1.1. Кариес эмали (стадия белого (мелового) пятна, [начальный кариес]) Белые матовые пятна в пришеечной области на резцах и клыках

Деминерализация эмали под действием кислот, продуцируемых кариесогенными бактериями зубного налета.

ФР возникновения кариеса:

Местные:

- неудовлетворительная гигиена полости рта;

- частое употребление легкоферментируемых углеводов;

- снижение скорости слюноотделения, низкая буферная емкость, высокая вязкость слюны;

- незавершенная минерализация фиссур в период прорезывания постоянных зубов;

- низкая кариесрезистентность эмали;

- наличие факторов, способствующих ретенции зубного налета (аномалии положения зубов, наличие несъемных ортодонтических и ортопедических конструкций, нависающие края пломб )

Общие: низкое содержание фторида в питьевой воде;

- алиментарный дефицит минеральных веществ (прежде всего кальция), особенно в период формирования зубов;

- соматические заболевания (хроническая патология желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, нарушения обмена веществ, гиповитаминозы);

- экстремальные воздействия на организм, стресс;

- неблагоприятная экологическая обстановка.

Жалобы пациента: обычно отсутствуют. При осмотре: меловидные пятна с матовым оттенком, лишенные естественного блеска эмали. Пятна обычно локализуются в пришеечной области или на контактных поверхностях зубов; окрашиваются 2% раствором метиленового синего, интенсивность окрашивания определяется глубиной поражения. 1.2. Кариес эмали Жалобы пациента: на кратковременные боли от химических раздражителей (в большей степени от сладкого). При осмотре: определяется неглубокая кариозная полость в пределах эмали; дно и стенки полости чаще пигментированы, шероховатые; зондирование может сопровождаться сильной, но кратковременной болью. 2. Кариес дентина Кариозные полости на резцах и клыке Кариозная полость на жевательной поверхности Жалобы пациента: часто отсутствуют, возможна кратковременная боль от температурных и химических раздражителей, при попадании пищи во время еды. При осмотре: наличие кариозной полости, заполненной размягченным дентином; зондирование болезненно в области дентино-эмалевого соединения.   3. Кариес цемента Кариозное поражение клыка в области эмалево-цементной границы Жалобы пациента: косметический дефект. При осмотре: пятна желтого цвета небольшого размера в пришеечной области на обнаженной поверхности корня зуба. Поскольку цемент имеет небольшую толщину и подвержен истиранию, кариозное поражение очень быстро распространяется на дентин корня зуба. Обычно встречается у пациентов старшего возраста; часто сочетается с воспалительными заболеваниями пародонта, следствием которых является рецессия десны.

Выявление начального кариеса эмали: После удаления зубного налета, особенно в пришеечной области зубов, нередко можно выявить очаги деминерализации эмали (рис.6). Существует несколько методов их оценки, но перед использованием любого из них необходимо удалить зубные отложения и высушить поверхность зуба.

Визуальный метод: Данный метод наиболее прост в выполнении в условиях стоматологического кабинета.

Обследуемый зуб следует:

- удалить зубной налет;

- изолировать от слюны;

- высушить поверхность воздухом;

- визуально определить размеры очага.

 

Рисунок 6. Белое пятно эмали на дистальной поверхности зуба 1.1

 

На активность кариозного процесса указывают:

- матовая поверхность очага деминерализации;

- наличие кариесогенного зубного налета;

- кровоточивость десны в области очага начального кариеса.

Метод витального окрашивания эмали (Л.А.Аксамит, 1978)

С помощью данного метода удается не только определить наличие начального кариеса, но и судить о глубине поражения эмали. Принцип метода основан на факте увеличения проницаемости деминерализованной эмали для красителя (2% водного раствора метиленового синего).

Для оценки очага деминерализации зуб следует:

- очистить от зубного налета;

- изолировать от слюны;

- высушить поверхность воздухом;

- нанести тампон с красителем на 3 минуты;

- удалить тампон и смыть избыток красителя.

Интенсивность окрашивания очага сравнивают со специальной градационной 10-балльной шкалой, имеющей различные оттенки синего цвета (рис.7).

Для оценки окрашивания можно использовать следующие критерии:

Интенсивность окрашивания        Степень окрашивания

1-3 балла                                          низкая

4-5 баллов                                        средняя

6-10 баллов                                      высокая

Внимание! При наличии белого пятна необходима дифференциальная диагностика между начальным кариесом, гипоплазией эмали и флюорозом зубов, для чего осуществляют окрашивание 2% раствором метиленового синего. При этом белое пятно, образовавшееся вследствие развития очаговой деминерализации эмали, окрашивается, тогда как пятна при гипоплазии и флюорозе – нет.

Рисунок 7 Оценка глубины поражения эмали: А - шкала для измерения степени окрашивания очагов деминерализации эмали; Б – очаги деминерализации эмали, окрашенные 2% раствором метиленового синего.

 

  

Индексы для оценки кариеса зубов:

Для оценки стоматологического статуса пациента применяют индексы, характеризующие интенсивность кариеса постоянных зубов:

индекс КПУ(з) - сумма кариозных, пломбированных и удаленных по поводу осложнений кариеса зубов;

индекс КПУ(п) - сумма всех поверхностей, на которых диагностирован кариес или пломба.

Примечание: если зуб удален, в этом индексе его считают за 5 поверхностей (премоляры, моляры) или за 4 поверхности (резцы, клыки).

Таблица 6. Краткая характеристика некоторых заболеваний слизистой оболочки рта.

Заболевание ФР, причины возникновения Клинические признаки

1. Поражения, связанные с травмой

1.1. Поверхностная травма губы и полости рта Хроническая травма съемным протезом Травматическая язва на боковой поверхности языка Причины травмы: острые края зубов и пломб, неправильно изготовленные мостовидные и съемные зубные протезы, зубной камень, вредные привычки (прикусывание слизистой щек, губ, языка), острая и горячая пища Жалобы пациента: чувство дискомфорта, болезненность, припухлость. При осмотре:гиперемия, отек, нарушение целостности слизистой оболочки (эрозии, афты, язвы). При травматической язве по краям имеется воспалительный инфильтрат, ее поверхность покрыта серым налетом, болезненна при пальпации, регионарные лимфатические узлы увеличены, подвижны, болезненны. При длительном течении (2-3 месяца и более) травматическая язва может озлокачествляться.
1.2. Лейкоплакияхроническое воспаление слизистой оболочки рта, сопровождающееся повышенным ороговением (гиперкератозом).   Лейкоплакия на нижней губе Развивается как ответная реакция слизистой оболочки на длительную травму, чаще химическую (курение). Обычно встречается у мужчин 40-50 лет. Жалобы пациента: обычно отсутствуют, иногда возникает ощущение шероховатости слизистой оболочки. При осмотре: ограниченный участок поражения белого цвета неправильной формы, не возвышающийся (плоская форма) или приподнятый (веррукозная форма) над поверхностью слизистой оболочки, может иметь трещины или эрозии (эрозивная форма). Белый налет не снимается при соскабливании. Чаще локализуется на слизистой оболочке губ, щек (в углах рта, по линии смыкания зубов), на языке и дне полости рта, красной кайме губ. Веррукозная и эрозивная формы лейкоплакии являются факультативным предраком с высокой вероятностью озлокачествления.

Инфекционные заболевания

2.1.1. Острый герпетический стоматит Геморрагические корки и множественные эрозии на красной кайме губ Мелкие округлые эрозии на языке, гиперемия и отек десневых сосочков Первичный контакт с вирусом herpes simplex. Болеют дети в возрасте от 1 до 5 лет.   Жалобы пациента: повышение температуры тела от 37.5° до 40°С, явления интоксикации, отказ от приема пищи. При осмотре: увеличение и болезненность регионарных лимфоузлов; на красной кайме и коже губ множественные пузырьки, после вскрытия которых образуются эрозии, покрытые корками; на слизистой оболочке губ, щек, языка – множественные эрозии 1-5 мм в диаметре, которые могут сливаться, резко болезненные. Острый катаральный гингивит, нередко с эрозированием десневого края. 2.1.2. Рецидивирующий хронический герпес   Пузыри на красной кайме губ при слиянии пузырьков Проявляется у людей любого возраста, ранее инфицированных вирусом herpes simplex. Жалобы пациента:болевые ощущения. При осмотре:болезненная эрозия с неровными фестончатыми краями на гиперемированной, слегка отечной слизистой оболочке; рядом могут выявляться отдельные мелкие эрозии округлой формы; типичная локализация - твердое небо, десна, язык. На красной кайме губ – группа мелких слившихся пузырьков. 2.2. Поражения слизистой оболочки рта, связанные с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) Волосатая лейкоплакия языка Саркома Капоши: синюшные выбухающие пятна на слизистой оболочке твердого неба К поражениям слизистой оболочки рта, специфичным для ВИЧ-инфекции, относятся: - кандидозный стоматит; - волосатая лейкоплакия языка (связанная с активизацией вируса Эпштейна-Барра); - саркома Капоши (злокачественное новообразование кровеносных сосудов, определяется у 30-50% больных). Данные поражения развиваются на фоне пониженного иммунитета и могут быть первыми клиническими симптомами ВИЧ-инфекции. Жалобы пациента:обычно отсутствуют, иногда возникает ощущение зуда в зоне поражения (при саркоме Капоши). При осмотре Волосатая лейкоплакия – обычно локализуется на боковой поверхности языка, реже – на спинке языка или слизистой оболочке щеки; представляет собой ограниченный участок поражения опалово-белого цвета, с нечеткими границами размером от нескольких миллиметров до 3 см и более. В очаге поражения видны тонкие белые параллельные полосы, образованные мелкими волосистыми папилломами. Саркома Капоши – синюшно-красные, иногда с коричневым оттенком опухолевидные образования величиной 1-2 см и более, которые в дальнейшем изъязвляются. Обычно локализуются на небе, десне, губах, реже – дне полости рта. 2.5. Кандидозный стоматит Налет на спинке языка     Поражение вызывают дрожжеподобные грибы рода Candida, которые в качестве резидентной микрофлоры присутствуют у 50% здоровых людей. При понижении иммунитета они приобретают вирулентность, размножаются и рассеиваются по слизистой оболочке рта. Возникновению кандидоза способствуют:- продолжительный прием антибиотиков;- лучевая и иммуносупрессивная терапия;- неудовлетворительная гигиена полости рта, недостаточный уход за съемными протезами; - наличие гальванизма.   Жалобы пациента: жжение слизистой оболочки, болезненность при приеме раздражающей пищи, сухость в полости рта, появление болезненных трещин в углах рта. При осмотре: белый творожистый налет на языке, слизистой оболочке рта, внутренней поверхности съемных протезов; трещины в углах рта, покрытые мелкими, белесоватыми чешуйками. Кандидозный стоматит является «индикаторным» заболеванием у ВИЧ-инфицированных, а также может быть первым симптомом СД.  

Заболевания губ

5.1. Актинический хейлит Сухая форма актинического хейлита Причины возникновения: - повышенная чувствительность к ультрафиолетовому излучению.     Жалобы пациента: зуд, жжение губ. При осмотре:покраснение губ (эритема), на фоне которой возникают: шелушение с образованием чешуек (сухая форма); - мелкие пузырьки, мокнущие участки, эрозии, серозные корки (экссудативная форма)   5.2. Эксфолиативный хейлит Лента из сухих чешуек от середины красной каймы до зоны Клейна Заболевание относят к психосоматическим болезням. Чаще поражается нижняя губа. Жалобы пациента: сухость, чувство стягивания, онемение губ, появление чешуек (при сухой форме); боль, наличие корок (при экссудативной форме). При осмотре: характерная локализация поражения – от середины красной каймы до зоны Клейна (места перехода в слизистую оболочку); наличие коричневатых чешуек, плотно прилегающих центральной частью к красной кайме (сухая форма), или массивных корок коричневого цвета, после удаления которых обнажается целостная красная кайма (экссудативная форма). 5.4. Хроническая трещина губы Ее появлению способствуют неблагоприятные метеорологические воздействия (повышенная или пониженная влажность, запыленность воздуха, ветер, холод, солнечная радиация), вызывающие сухость, шелушение, потерю эластичности красной каймы губ. При длительном существовании может озлокачествляться. Жалобы пациента: болезненность губы, усиливающаяся при улыбке, приеме пищи. При осмотре: одиночный глубокий линейный дефект от 0.2 до 1.5 см, чаще по центру губы. В случае присоединения вторичной инфекции покрывается кровянистыми или желтыми корками, появляются болезненность, гиперемия, отек окружающих тканей.

 

 

Повторное посещение

1. Оценка гигиенического состояния полости рта. Применение индикаторов налета.

2. Продолжение профессиональной гигиены полости рта.

3. Контроль степени усвоения пациентом навыков гигиены.

4. Проведение профилактических мероприятий.

5. Определение кратности профессионального наблюдения за гигиеной полости рта.

6. Направление пациента к специалистам смежных специальностей.

Ультразвуковой способ.

Ультразвуковые скейлеры используются с 1961 года. По типу преобразования их можно разделить на магнитостриктивные и пьезоэлектрические аппараты. 

Правила работы при удалении зубного камня:

1. Все инструменты стерильны.

2. Размер и длина наконечника скелера должен соответствовать размеру и длине используемого периодонтального зонда.

3. Следует избегать резких движений.

4. Рука, удерживающая инструмент обязательно должна быть фиксирована (на подбородке его или соседних зубах, что предотвращает повреждение мягких тканей).

5. Подвижные зубы фиксируются пальцами левой руки.

6. Защита глаза очками, экраном.

7. Обязательное использование пылесоса.

Пескоструйный способ.

Для снятия налета целесообразно использовать воздушно-абразивную, или пескоструйную технологию. Ее представителями являются так называемые порошковые скелеры. В них струя - смесь абразива (обычно бикарбонат натрия с вкусовыми добавками), вода и воздух - под давлением вылетает через небольшое отверстие на конце наконечника. 

Правила работы:

1. Дистанция между кончиком насадки порошкового скейлера и зубом - 3-5 мм.

2. Угол между кончиком насадки порошкового скейлера и поверхностью зуба равен 30-60 градусов.

3. Направление расположения кончика насадки от десны к режущему краю зубов.

4. Защита глаза очками, экраном.

5. Обязательное использование пылесоса.

Эти наконечники позволяют проводить:

- профилактическую работу в полости рта (снятие зубных отложений и полировка поверхности зубов);

- снятие налета от табака, кофе, чая и т.д.;

- очистку поверхности зуба для определения цвета пломбировочных материалов при реставрации;

- обработку поверхности зуба перед фиксацией коронок, брекетов, виниров;

Внимание!!! Следует отметить, что независимо от того, какой метод снятия зубных отложений использовал гигиенист, после проведения процедуры необходима обязательная полировка зубной поверхности. Для этого используют: профессиональные зубные пасты, резиновые чашечки, кисточки, щеточки.

Профессиональную чистку зубов проводят в зависимости от интенсивности образования зубного камня в среднем 2 раза в год.  

Во время проведения профессиональной гигиены рта необходимо комбинировать разные способы удаления зубных отложений.                                                                                                                                                                           

Подбор индивидуальных средств гигиенического ухода за полостью рта и доступных методов профилакти­ки, который определяется данными о социальном и стоматологиче­ском статусе пациента;

Гигиенист стоматологический, учитывая социальный и стоматологиче­ский статус пациента, подбирает средства и методы индивидуальной гигиены полости рта (зубную щетку, зубную пасту, флосс, ополаскиватель полости рта, специальные средства индивидуальной гигиены).

Внимание!!! Гигиенист обязан информировать пациента о всех существующих средствах индивидуальной гигиены.

Кон­троль степени усвоения пациентом навыков ги­гиены.

Гигиенист (ассистент) проводит подробный инструктаж и демонстрирует на модели выбранный метод, а пациент - последовательно исполняет движения до полного овладения выбранной методикой и ежедневно повторяет в домашних условиях выбранную методику чистки зубов, следуя полученным рекомендациям.

Индикаторами эффективности обучения гигиене полости рта являются индексы зубного налета, которые измеряются до и после проведения программы обучения и выполнения гигиены полости рта.

Первая оценка программы гигиенического обучения может быть проведена через 4-6 недель, сравнивают величину индексов зубного налета с исходными значениями.

Так называемую контролируемую чистку зубов с определением гигиенических индексов можно проводить с разной периодичностью в лечебном учреждении, а также в домашних условиях (например, родителями).

Факторы накопления налета

1. Неудовлетворительная гигиена полости рта (навыки, средства гигиены, режим).

2. Разрушенные зубы, отсутствующие зубы (нарушение самоочищения при смыкании).

3. Дефекты пломб, нависающие края.

4. Дополнительные конструкции в полости рта (прямые и непрямые реставрации, съемные протезы, ортодонтические конструкции, имплантаты).

5. Заболевания пародонта (пародонтальные карманы, рецессии).

6. Патологии прикуса, ВНЧС (плохое открывание рта, нарушение жевания).

7. Нарушение состава слюны и слюноотделения.

8. Нарушение жевания (вялое жевание).

9. Особенности питания (мягкая, углеводная пища и др.).

10. Вредные привычки (ротовое дыхание, курение, вредные привычки детского возраста).

11.   Общесоматические заболевания.

РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА 1 ГОД:

Цель обучения гигиене рта.

1) Для поддержания оптимального гигиенического статуса и здорового состояния рта

2) Для профилактики заболеваний пародонта

Часто встречающиеся ошибки при чистке зубов:

·      Кратковременность процедуры.

·      Неправильно выбранное время чистки

·      Проведение гигиены полости рта пародонтологескими больными так же как и при здоровом пародонте

·      Неиспользование интердентальных, монопучковых щеток как средств гигиены при  

  пародонтальных заболеваний.

·      Неумение пользоваться интердентальными средствами гигиены.

·      Отсутствие очищение контактных поверхностей зубов и межзубных промежутков.

Методы чистки зубов:

Метод Пахомова Г.Н.

Зубной ряд условно делят на несколько сегментов: моляры, премоляры (если таковые имеются) и передние зубы с каждой стороны (получается 4-6 сегментов).
Чистку зубов осуществляют при несомкнутых зубных рядах. Щетку располагают под углом 45о к поверхности зуба.
Начинают чистить зубы с щечной поверхности верхней челюсти слева (сегмент 1), где выполняют щеткой 10 выметательных полукруговых движений, после чего проходят постепенно по всем остальным сегментам (по 10 движений на каждый сегмент).
После этого чистят небную поверхность верхних зубов, проходя по сегментам слева на право, делая на каждом сегменте по 10 подметающих движений.
Следующим этапом чистки зубов является чистка жевательной поверхности моляров и премоляров. Необходимо произвести 10-15 движений с каждой стороны.
На нижней челюсти осуществляют чистку зубов в той же последовательности. Сначала на щечной, а затем на язычной и в конце на жевательной поверхности зубов (слева на право). При чистке небной поверхности верхних резцов и язычной поверхности, нижних щетка располагается перпендикулярно зубному ряду.






Положительные свойства

·     высокая эффективность удаления налета,

·     хорошо прочищается проксимальная часть.

·     эффективно массируется десна.

·     высокая практичность и легкое обучение.

Отрицательные свойства

·  Этот метод не доступен пациентам с особыми случаями в полости рта.

Метод Bass (Басс):

В процессе чистки щетина щетки входит в зубодесневой желобок. Щетку ставят под углом 45о к оси зуба, затем удаляется налет с зубодесневого желобка, производится краткая вибрация и массаж десны и зубная щетка переходит к окклюзионной поверхности. Применяется совместно с лечением заболевания пародонта.

Положительные стороны:

— максимальное удаление налета в пришеечной зоне зубов

— массаж краевой десны

— обеспечение доступа кислорода в десневой желобок

— способствует оздоровлению десневой структуры

Отрицательные стороны:

— риск повреждения десны.

— является дополнительным методом чистки зубов при заболеваниях пародонта

Метод Stillman’s (Стилмана). Как и метод Басс ставится под углом 45о на уровне зубодесневой границы, но при этом щетинки не входят зубодесневой желобок. Делается быстрое колебание и от десны переходит к зубу. При широком распространении гингивита эффективно массирует десну.

Положительная сторона:

·     массаж десны.

Отрицательная сторона:

·     является дополнительным методом чистки зубов при заболеваниях пародонта

·     при не правильном применении этого метода возможно повреждения десны.

Метод Charters(Чартер):

Применяют для чистки зубов у пациентов с мостовидными протезами, для массажа десен. Зубную щетку устанавливают так, чтобы щетинки находились под углом 45 градусов к десневому краю. Концы щетинок направлены в сторону режущего края зуба. Не убирая щетинки, сохраняя их наклонное положение,вибрационными движениями доходят до границы промывного пространства мостовидного протеза,щетинки вводят в промывное пространство и удаляют налет и выводят в сторону десны.

 Положительная сторона:

·  Хорошо удаляет налет с проксимальной поверхности зубов

·  Хорошо удаляет остатки пищи с основы искусственного зуба.

·  Хороший эффект при массаже десны ортопедическим пациентам.

Отрицательная сторона:

·  Выполнять на практике сложно.

·  При неправильном выполнении повреждает десну.

·  Сложно при чистке, отделяя здоровые зубы от ортопедических зубов.

Метод Леонарда:

Зубную щетку устанавливают перпендикулярно к вертикальной поверхности зубов, производят вертикальные движения в направлении от десны к коронке зуба. Вестибулярные поверхности чистят при сомкнутых зубных рядах, небные при несомкнутых, жевательные движениями вперед-назад. Метод позволяет избежать повреждения десны.

Метод Фонеса:

При сомкнутых зубных рядах щетинками щетки, расположенными перпендикулярно к вестибулярной поверхности зубов, выполняют круговые движения. Язычные и жевательные поверхности очищают теми же движениями при несомкнутых зубных рядах поочередно на верхней и нижней челюстях.

Положительные стороны:

·  Простой метод.

·  Массажируются десна.

Отрицательные стороны:

·  Трудно чистить с язычной стороны.

·  Нелегко удалять остатки пищи между зубами.

· Небольшой показатель удаления налета.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

Тестовые задания по теме

«Стоматологический статус и методы его регистрации; методы обследования в стоматологии»:

1. Вертикальная перкуссия позволяет выявить:

а) наличие или отсутствие воспаления пульпы;

б) наличие или отсутствие воспаления периодонтальной связки;

в) наличие или отсутствие кариозных поражений 

 

2. Видимая подвижность зуба диагностируется:

а) при хроническом заболевании пульпы;

б) при гингивите;

в) при разрушении волокон периодонтальной связки.

 

3.Болезненная реакция, быстро проходящая после устранения действия температурного раздражителя, характерна:

а) для кариеса;

б) для пульпита;

в) для периодонтита;

г) при нежизнеспособной пульпе.

 

4.По данным Евдокимова II-я степень подвижности – это:

а) смещение зуба в переднезаднем направлении более чем на 1 мм, появление подвижности в медио-дистальном направлении;

б) смещение зуба в переднезаднем направлении на 1мм;

в) смещение зуба в переднезаднем направлении на 1мм, присоединение подвижности зуба в вертикальном направлении.

 

5.Цитологический метод исследования дает возможность изучить:

а) клеточный состав;

б) температурные раздражители;

в) сосудистую сеть слизистой оболочки полости рта;

г) непереносимость того или иного препарата.

 

6.Электроодонтодиагностика определяет реакцию:

а) регионарных лимфатических узлов;

б) десны;

в) нервных рецепторов пульпы.

 

7.Анамнез заболевания (morbi) включает в себя:

а) жалобы пациента, локализацию – место, где ощущаются симптомы;

б) вредные привычки пациента

г) применение лекарственных препаратов, соматические заболевания

 

8.При пальпации поднижнечелюстных лимфатических узлов голова пациента должна быть:

а) наклонена в сторону;

б) не наклонена;

в) наклонена вниз

 

9.Обследование пациента начинают в следующей последовательности:

а) Заполнение пациентом карты пациента, выяснение жалоб и анамнеза жизни,анамнез заболевания, проведение основных методов обследования, проведение дополнительных методов обследования;

б) Проведение основных методов обследования, выяснение жалоб и сбор анамнеза заболевания, сбор анамнеза жизни,дополнительные методы обследования, заполнение пациентом карты пациента;

в) Выяснение анамнеза заболевания, жалоб больного, проведение дополнительных методов диагностики, заполнение пациентом карты пациента, основные методы обследования, выяснение анамнеза жизни.

 

10. Анамнез жизни (anamnesis vitae) пациента включает в себя:

а) выяснение вредных привычек, прием лекарств, питание, условия труда;

б) выяснение жалоб и хронологию возникновения стоматологического заболевания;

в) характер болевого симптома, факторы, усиливающие или ослабляющие боль.

 

11. Рефлексия, трансиллюминационный метод и стоматоскопия – это диагностика:

а) с помощью химических раздражителей;

б) с помощью обыкновенного, галогенового или ультрафиолетового света;

в) с помощью электрических импульсов

г) с использованием компьютерных технологий

 

12. Колориметрический тест позволяет определить:

а) Участки деминерализации эмали

б) Количество калорий, потребляемых пациентом в сутки

в) Цвет десны после специального окрашивания

 

13. К микробиологическим методам исследования относятся:

а) «Периотест»;

б) «КАVО Diagnodent»

в) ПЦР, бактериологический метод

г) бактериологический метод, Флорида Проуб

 

14. Развернутую пародонтограмму можно получить с помощью метода диагностики:

а) «Флорида Проуб»

б) Радиовизиографии

в) внутриротовой рентгенографии

г) «КАVО Diagnodent»

д) «Периотест»

 

15. К основным методам обследования относят:

а) осмотр, перкуссию, зондирование, пальпацию

б) индексную оценку, зондирование, перкуссию, пальпацию

в) опрос, зондирование, пальпация, колориметрический тест, ЭОД

 

16. К дополнительным методам диагностики относятся:

а) Перкуссия, пальпация, ЭОД

б) Индексная оценка, ЭОД, цитологический метод

в) Рентгенография, ЭОД, ПЦР

 

17. При наличии у пациента острого респираторного заболевания и жалоб на сильную боль и отек в области переходной складки тактика гигиениста стоматологического будет заключаться в следующем:

а) Провести комплекс профессиональной гигиены, дать рекомендации по чистке зубов

б) Дать рекомендации о средствах гигиены и назначить на повторный визит для проведения профессиональной гигиены после купирования симптомов ОРЗ  

в) Направить пациента к врачу стоматологу

  

18. Ксеростомия – это:

а) Окрашивание десны

б) сухость полости рта

в) неприятный запах изо рта

 

19. При наличии кариозных поражений при диагностике отмечается следующее:

а) ретенция зонда при зондировании эмали

б) зонд скользит по гладкой поверхности эмали

в) зонд насквозь проходит фуркационный дефект

 

20. Слизитсая оболочка полости рта в норме:

а) бледно-розовая, слегка кровоточит при зондировании, без дефектов

б) анемична, достаточно увлажнена, без дефектов

в) бледно-розовая, достаточно увлажнена, без дефектов 

 

Правильные ответы: 1 - а; 2 - в; 3 - а; 4 - а; 5 - а; 6 - в; 7 - а; 8 - в; 9 - а; 10 - а; 11 - б; 12 - а; 13 - в; 14 - а; 15 - а; 16 - в; 17 - в; 18 - б; 19 - а; 20 - в.

 

 


Тестовые задания по теме:

«Комплекс профессиональной гигиены рта и его значение в профилактике стоматологических заболеваний»:

1. Для окрашивания зубного налета используют растворы:

а) эритрозин;

б) перекись водорода;

в) спиртовой раствор йода 5%.

2. Противопоказания к использованию аппаратного метода снятия зубных отложений:

а) очень большое скопление зубного камня

б) инфекционное заболевание в острой форме

в) ранее проведенное отбеливание зубов

3. Ручной способ удаления зубных отложений применяется для удаления:

а) налета;

б) камня.

4. Абразив в пескоструйном способе снятия зубных отложений – это смесь:

а) бикарбоната натрия, воздуха, воды;

б) бикарбоната натрия, воды;

в) бикарбоната натрия, воздуха.

5. Расстояние между кончиком насадки Аэр Флоу и зубом:

а) 3 – 5 мм;

б) 8 – 10 мм;

в) 5 – 7 мм.

6. Угол между кончиком насадки Аэр Флоу и зубом:

а) 30 – 60;

б) 10 – 30;

в) 60 – 90.

7. Удаление мягкого  зубного налета проводят с помощью:

а) щеточек и полировочных паст;
б) ультразвукового скейлера и пескоструйного скелера;

в) ручного инструмента

8. Какую щетку использовать при снятии пигментированного налета?

a) щетка с нейлоновыми волокнами

б) щетка с кевларовыми волокнами

9. Сколько раз в год необходимо проводить полировку при наличии во рту композитных реставраций?

а) 1 раз в год;

б) 2 раза в месяц;

в) 1 раз в месяц.

10. Какие методы оценки зубных отложений применяются на гигиеническом приеме

    а) Применение флосса

    б) Использование кариес-маркера

      в) Рентгенография     

11. Для финишной полировки межзубных контактов применяют:

    а) металлические штрипсы

    б) пластиковые штрипсы

    г) суперфлоссы

 12. Метод пескоструйной обработки характеризуется

    а) действием конденсированного потока частиц и воды на зубные отложения

    б) воздействием ультразвука на зубные отложения

    в) механического воздействия частиц при вращении очищающего инструмента.

Правильные ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – б; 4 – а; 5 – а; 6 – а; 7 – а; 8 - а; 9 - а; 10 - в; 11 - б; 12 - а

Тестовые задания по теме

«Методы индивидуальной гигиены, стандартный метод чистки зубов»:

1.Длина головки зубной щетки для взрослых должна быть:

А) 3-4 см

Б) 2,5-3 см

В) 1,5-2 см

Г) 2 см



Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)

 

Учебно-методическое пособие

по учебной клинической практике

для самостоятельной работы

студентов 3 курса стоматологического факультета

Тюмень 2017

Введение

Советом Стоматологической ассоциации России утвержден «Классификатор услуг, работ и технологий для оказания доврачебной помощи при виде деятельности по специальности «стоматология профилактическая» (КУРТ-П.2004).

Все профилактические услуги разделены на двенадцать основных групп, в каждой группе выделены основные виды работ, которые в свою очередь представлены технологиями их выполнения, с использованием оборудования, инструментария, материалов и медикаментов, разрешенных Минздравом России для применения в Российской Федерации.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 222.