Методика развития быстроты двигательных реакций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Быстрота двигательных реакций может быть простой и сложной.   

Простая реакция – это ответ заранее известным дви­жением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (зрительный, слуховой, так­тильный).

Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плава­нии, прекращение игры при свистке арбитра и т. п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения.

Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повтор­ном реагировании на внезапно возникающий (заранее обуслов­ленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реа­гирования.

Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в об­легченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т. д.). Например, в лег­кой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражня­ются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, эле­менты игровых действий и т. п.). Поэтому для совершенствова­ния быстроты простой двигательной реакции применяют уп­ражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

Чтобы избежать чрезмерной стабилизации быстроты простой реакции, необходимо использовать, особенно с детьми школьного возраста, игровой метод, который предполагает выполнение заданий в условиях постоянного и случайного изменения ситуаций.

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т. д.). В сложных реакциях выделяют реакцию на движущийся объект (мяч, шайбу, волан и т. п.) и реакцию «выбора», когда из не­скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации.

Период реакции на движущийся объект складывается из четырех элементов:

1. Человек должен увидеть движущийся объект (мяч, игрока).

2. Оценить направление и скорость его движения.

3. Выбрать план действий.

4. Начать его осуществление.

Основная доля этого времени (более 80%) уходит на зрительное восприятие, т.е. на умение увидеть предмет. Для тренировки этой способности используются упражнения, при выполнении которых необходимо

-  постоянно увеличивать скорость движения объекта;

-  сокращать дистанцию между объектом и занимающимся;

-  уменьшать размеры движущегося объекта.

Реакции выбора связана с выбором двигательного ответа из нескольких возможных. Время реакции выбора во многом зависит от большого запаса тактических действий и технических приемов.

Для развития быстроты реакции с выбором следует:

- постепенно усложнять характер ответных действий и условия их выполнения. Например, сначала обучить выполнять защиту в ответ на заранее обусловленный удар, затем ученику предложить реагировать на одну из двух возможных атак, затем трех и т. д.;

- развивать способность предугадывать действия противника,

т. е. реагировать не столько на соперника или партнера, сколько на малозаметные движения (положение тела, мимику, эмоциональное состояние и т. п.)

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.