Закономерности рассматриваются как выражение действия законов и отражают общие тенденции педагогического процесса независимо от состояния здоровья занимающихся.
Направленному развитию всех физических способностей присущ целый ряд закономерностей.
Движения – ведущий фактор
развития физических способностей
Движение присуще всем живым объектам на самых различных уровнях организации. В ходе эволюции характер и способ движения приобретали различные формы, но наиболее совершенные виды движения в основе своей имеют мышечное сокращение, энергия которого направлена на перемещение массы тела. Организм человека рассчитан на постоянное движение, поэтому оно рассматривается как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формирующее начало в его развитии. Физическое развитие не происходит само собой с достижением определенного возраста, а является результатом двигательной активности.
Двигательная активность направлена на совершенствование психофизиологической природы человека. Значение деятельности, упражнения как необходимого фактора функционального и морфологического совершенствования организма впервые было показано Жаном Ламарком. Формулируя свой «закон упражнения», он писал: «Частое и неослабевающее употребление какого-либо органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление органа неприметно ослабляет его, приводит в упадок, последовательно сокращает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение» [8]. Тем самым Жан Ламарк отразил один из общих законов развития живой природы. Существенный вклад в дальнейшее изучение этого закона был сделан П. Ф. Лесгафтом, А. А. Ухтомским, И. П. Павловым, Н. Н. Яковлевым и др.
Зависимость развития способностей
от режима двигательной деятельности
Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления, но и определенного режима ее выполнения.
Режим двигательной деятельности – это точно установленный порядок чередования работы, связанной с выполнением каких-либо физических упражнений, и интервалов отдыха между ними в рамках одного занятия или в системе занятий.
При отдыхе (после окончания упражнения) происходит восстановление работоспособности. Организм при этом проходит ряд состояний: фазу пониженной работоспособности; фазу полного восстановления и фазу повышенной работоспособности (сверхвосстановления).
В зависимости от того, в какой фазе отдыха повторяется каждое последующее упражнение, можно выделить три основных режима двигательной активности, которые оказывают различное влияние на развитие физических способностей.
1-й р е ж и м, при котором каждое последующее упражнение повторяется через короткие интервалы отдыха, т. е. в фазе недовосстановления работоспособности. Такой режим соответствует развитию выносливости.
2-й р е ж и м, где каждое последующее упражнение будет повторяться через такие интервалы отдыха, которые обеспечивают возвращение ряда функциональных показателей организма к дорабочему уровню, т. е. в фазе полного восстановления работоспособности. Такой режим характерен для занятий, направленных на развитие скоростных, силовых и координационных возможностей.
3-й р е ж и м, при котором каждое последующее упражнение повторяется через интервалы отдыха, совпадающие с фазой повышенной работоспособности. При таком режиме от повторения к повторению наблюдается разнонаправленное изменение двигательных возможностей человека – мышечная сила и быстрота будут увеличиваться, а выносливость – снижаться.
Этапность развития физических способностей
Данная закономерность устанавливает, что по мере выполнения одной и той же нагрузки эффект развития способностей снижается. Чтобы постоянно поддерживать его на высоком уровне, необходимо изменять содержание нагрузки, условия ее выполнения. Развитие физических способностей при относительно длительном использовании постоянной нагрузки характеризуется тремя этапами: повышением уровня развития способностей, достижением максимальных показателей в развитии способностей и снижением показателей в развитии способностей.
На первом этапе в результате применения нагрузки происходят всесторонние приспособительные изменения в организме, которые вызывают постепенное расширение его функциональных возможностей и поступательный рост физических способностей, обусловленный спецификой двигательной деятельности. Для этапа, как правило, характерны неадекватные реакции организма в ответ на выполняемую нагрузку, низкая экономичность механической работы.
На втором этапе по мере развития приспособительных изменений стандартная нагрузка будет вызывать все меньшие функциональные сдвиги в организме. Это является одним из признаков перехода приспособительных процессов в стадию устойчивой адаптации. Повышается экономичность работы и взаимосогласованность в деятельности органов и систем. Это создает условия для максимального проявления способностей.
На третьем этапе данная нагрузка перестает вызывать приспособительные сдвиги и не обеспечивает дальнейший рост способностей, т. е. развивающий эффект ее снижается или почти полностью исчезает. Для того чтобы повысить эффект воздействия, необходимо изменить содержание нагрузки (увеличить мощность работы, ее продолжительность или условия выполнения упражнения), создав тем самым новые повышенные требования к физическим способностям. Иными словами, необходимо перевести развитие способностей на предыдущие этапы.
Неравномерность и гетерохронность
(разновременность) развития способностей
Данная закономерность развития устанавливает, что в процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды интенсивных количественных и качественных изменений отдельных его органов и структур. Если в эти периоды оказывать педагогическое воздействие, то эффект в развитии соответствующих двигательных способностей значительно превысит результат, достигаемый в периоды относительной стабилизации. В теории физической культуры подобные периоды получили название с е н с и т и в н ы х (чувствительных). Например, способность длительно поддерживать работу в режиме большой интенсивности обусловлена функцией аппарата, продуцирующего энергию. Его производительность, выражающаяся в максимальном потреблении кислорода, интенсивно повышается в возрасте от 7–8 лет до 9–10. В результате предельное время работы в режиме большой мощности увеличивается в среднем на 50%. Если в этот период воздействовать на развитие аэробных возможностей организма посредством циклических упражнений (бега, ходьбы на лыжах…) в зоне умеренной и большой мощности, то дополнительный прирост предельного времени работы составит 35–45% [11].
Периоды интенсивного развития отдельных физических способностей у детей приведены в табл. 4, из которой видно, что каждая способность имеет свой сенситивный период, причем периоды интенсивного развития той или иной физической способности у девушек и юношей не совпадают. Как правило, девушки обгоняют подростков на 1,5–2 года.
Таблица 4
Сенситивные периоды развития физических способностей у детей*
ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ | ВОЗРАСТ | ||||||||||
7 – 8 | 8 – 9 | 9 –10 | 10 – 11 | 11 – 12 | 12 – 13 | 13 – 14 | 14 – 15 | 15 – 16 | 16 – 17 | ||
Сило- вые | Собственно силовые | д | д | м | д/м | ||||||
Скоростно-силовые | д | м | д | д | м | м | |||||
Скоростные | Частота движений | д/м | д | д | м | ||||||
Скорость одиночного движения | д | м | м | м | |||||||
Время двигательной реакции | д | м | м | ||||||||
К длительному выполнению работы | Статический режим | д | д | д | д | д | м | ||||
Динамический режим | д | д | д/м | м | м | ||||||
Зона максимальной интенсивности | д | д | м | м | |||||||
Зона субмаксимальной интенсивности | д | м | д | м | м | ||||||
Зона большой интенсивности | м | д/м | д/м | д | д | м | м | ||||
Зона умеренной интенсивности | д/м | м | м | м | |||||||
Координаци-оные | Простые координации | д/м | д/м | д | м | ||||||
Сложные координации | д | м | д | м | |||||||
Равновесие | д | д/м | д | д | м | ||||||
Точность движений | д/м | д | м | ||||||||
Гибкость | д | д/м | д | д | д/м | д | д |
*Условные обозначения: д – девочки; м – мальчики
Обратимость показателей развития способностей
Функциональные и структурные изменения, достигаемые в результате систематических занятий физическими упражнениями, обратимы, т. е. могут претерпевать обратное развитие. Достаточно относительно небольшого перерыва в занятиях, как начинается понижение уровня функциональных возможностей, происходит регресс структурных признаков и в результате снижаются показатели развития физических возможностей.
В первую очередь снижаются скоростные способности, позднее – силовые, а последнюю очередь – выносливость. Наблюдения за спортсменами показали, что прекращение тренировки, длившейся 5 месяцев, приводит к возвращению исходного уровня темпа движений через 4–6 месяцев, мышечной силы – через 18 месяцев, а выносливости – через 2–3 года.
Перенос физических способностей
Данная закономерность устанавливает наличие связи между уровнями развития нескольких физических способностей.
Перенос физических способностей – процесс, при котором направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменение в уровне развития другой.
Перенос может быть положительным и отрицательным. При положительном переносе развитие одной способности содействует совершенствованию другой. Например, увеличение «взрывной силы – росту быстроты движений. Отрицательный перенос характеризуется тем, что развитие одной способности тормозит рост другой или понижает уровень ее развития (увеличение максимальной силы понижает уровень гибкости).
Перенос бывает однородным и разнородным. При однородном переносе наблюдается повышение уровня одной и той же способности в применявшихся и не применявшихся упражнениях. Например, повышение уровня силовой выносливости при сгибании-разгибании рук в висе приводит к изменению той же способности в сгибании-разгибании рук в упоре лежа. При разнородном переносе тренировка, направленная на развитие одной способности, приводит к изменению уровня как этой, так и других физических способностей (если человек в поднятии тяжести повысил уровень силовых способностей, то это отразится в росте скоростно-силовых способностей, например, в метании гранаты или толкании ядра).
Перенос может быть взаимным (например, при развитии силовых способностей совершенствуются скоростные, а при совершенствовании скоростных – силовые) и односторонним (например, при развитии быстроты движений совершенствуется и время реакции, а упражнения, направленные на улучшение времени реакции, не оказывают никакого влияния на развитие быстроты движений).
Перенос физических способностей имеет существенное педагогическое значение. Благодаря этому явлению можно, занимаясь относительно небольшим кругом физических упражнений, создать некоторые предпосылки для успешного овладения любым видом двигательной деятельности.
Единство и взаимосвязь двигательных умений
и физических способностей
Проявляясь в деятельности, физические способности неотделимы от двигательных умений и навыков. От того, насколько человек владеет тем или иным двигательным действием, в решающей мере зависит успешная реализация соответствующих физических способностей.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 298.