На основании проведенного мониторинга внутренних источников информации, потребительских предпочтений; ассортимента услуг, расчета коэффициента использования номерного фонда и др. необходимой информации для изучения конкурентоспособности гостиничных предприятий г. Тында было проведено исследование. При использовании данной методики возможно использование косвенных обобщенных показателей. Количество факторов влияющих на конкурентоспособность предприятия и подлежащих применению при использовании данной методики является неограниченным. В этом заключается одно из основных достоинств данной методики оценки конкурентоспособности. Эта методика является наиболее универсальным средством для определения конкурентоспособности.
Целью исследования является повышение конкурентоспособности гостиницы ООО "Юность", для этого выделили факторы оценки конкурентоспособности следующие:
расположение гостиниц
использование номерного фонда
перечень предоставляемых услуг
оценка потребителей (предпочтение потребителей)
В таблице 1 приведены технические характеристики гостиниц и рассчитан коэффициент использования гостиничного фонда.
Таблица 1 - Технические характеристики гостиниц ООО "Юность" и "Орбита"
Годы Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
| Количество номеров, шт | ||||
гостиница "Юность" | 69 | 69 | 69 | 69 | |
гостиница "Орбита" | 81 | 81 | 81 | 81 | |
| Единовременная вместимость, койко-мест | ||||
гостиница "Юность" | 115 | 115 | 115 | 115 | |
гостиница "Орбита" | 138 | 138 | 138 | 138 | |
| Численность размещенных лиц, человек | ||||
гостиница "Юность" | 3828 | 3696 | 3624 | 3053 | |
гостиница "Орбита" | 5104 | 4576 | 4288 | 3980 | |
| Предоставлено койко-суток, ед. | ||||
гостиница "Юность" | 8039 | 7762 | 7610 | 6411 | |
гостиница "Орбита" | 12250 | 10982 | 10291 | 9552 | |
| Коэффициент использования номерного фонда | ||||
гостиница "Юность" | 0, 19 | 0,18 | 0,18 | 0,15 | |
гостиница "Орбита" | 0,24 | 0,22 | 0, 20 | 0, 19 |
Как видно из таблицы 1 коэффициент использования номерного фонда имеет небольшие расхождения, посмотрим как это будет выглядеть в динамике (Рисунок 1). Коэффициент использованного номерного фонда наличных мест равен числу койко-суток, деленному на произведение единовременной вместимости и числа дней в году.
При расчете коэффициента по данным гостиниц среднее число ночевок на 1 посетителя в гостинице "Юность" - 2,1, а в гостинице "Орбита" - 2,4. В Приложении А представлены данные о поселении в гостиницах.
Рисунок 1 - Сравнение коэффициента использования гостиничного фонда
На рисунке 1 отчетливо видно заполняемость в гостинице "Орбита" выше, чем в гостинице "Юность", это связано с тем что гостиница "Орбита" находится в дали от центра, поэтому можно предположить, что стоимость проживания в ней немного ниже чем в гостинице "Юность".
У гостиницы "Юность" есть преимущества перед конкурентами. Гостиница ООО "Юность" расположена в центре города вблизи от основной системы транспортных коммуникаций, правительственных учреждений, что повышает доступ VIP-клиентов. Конкурирующая гостиница находятся в дали от центра города, что доставляет неудобства гостям города.
Что касается уровня проживания в номерах гостиниц категории "эконом класса". Каждая гостиница предлагает своим посетителям 4 - 6 категорий номеров. Это одноместные, двухместные номера различных категорий, а так же люксы и полулюксы. Гостиница "Орбита" предлагает своим клиентам апартаменты. Гостиница "Юность" предложить этого не может, так как физическое состояние гостиницы требует ремонта и серьезных финансовых вложений. Сейчас первенство на рынке принадлежит гостинице "Обита". Однако недостатком гостиницы является удаленность от центра города.
В гостинице "Орбита" имеется четыре номера с комфортными условиями проживания. В гостинице ООО "Юность" так же имеются два номера с повышенными комфортабельными условиями проживания, но имеется ещё и два номера оборудованных для молодоженов, в этом преимущество перед конкурирующей гостиницей "Орбита".
По оценкам руководства гостиниц за период 2005 - 2008 гг. она возросла в среднем на 40%. Результаты ценового мониторинга среди гостиниц представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Стоимость проживания на 1 человека в сутки в зависимости от категорий по состоянию на 01.01.2009 года
Категория номера | Кол-во мест ед. | Юность | Орбита |
Цена проживания руб. | |||
Стандартный | Одноместный | 250 | 200 |
Стандартный | Двухместный | 200 | 150 |
Стандартный | Трехместный | 150 | 100 |
Стандартный | Четырехместный | 150 | 100 |
Улучшенный | Одноместный | 300 | 300 |
Улучшенный | Двухместный | 250 | 200 |
Полулюкс стандартный | Двухкомнатный | 1000 | 1000 |
Полулюкс улучшенный | Двухкомнатный | 1500 | 1500 |
Люкс стандартный | Трехкомнатный | 2000 | 1500 |
Люкс улучшенный | Трехкомнатный | 2500 | 2500 |
Люкс улучшенный для молодоженов | Двухкомнатный | 3000 | - |
Апартамент | Трехкомнатный | - | 4500 |
Примечание: проживание в номерах люкс и полулюкс, в таблице показана стоимость номера полностью.
Как видим из таблицы стоимость проживания в гостинице "Юность" за счет того что гостиница расположена в центре города немного выше в номерах, чем в гостинице "Орбита", что делает посещение гостиницы "Орбита" приемлемым для большего круга лиц. В связи с этим коэффициент использования номерного фонда выше в гостинице "Орбита".
Перечень предоставляемых услуг, как показывает проведенный в работе анализ гостиниц ООО "Юность" и "Орбита" достаточно стандартный (Таблица 3).
Таблица 3 - Перечень предоставляемых услуг на 01.01.2009 года
№№ | Наименование услуг | Юность | Орбита |
24-часовое обслуживание в номерах; | + | + | |
парковка; | + | + | |
депозитный сейф для хранения денег; | - | + | |
конференц-залы | - | + | |
доступ в Интернет | + | - | |
телефонная связь | + | + | |
телевидение | + | + | |
предприятия общественного питания; | + | + | |
заказ такси; | + | + | |
заказ авиа - и железнодорожных билетов; | + | + | |
камера хранения для хранения вещей | + | + | |
банкоматы | - | + | |
доставка завтрака в номера повышенной комфортабельности | + | + | |
Наличие развлекательного центра | - | - |
Из таблицы 2 видно, что преимущество по предоставлению гостиничных услуг в гостинице "Орбита", гостиница "Юность" отстает, это говорит о том, что конкурентоспособность у ООО "Юность" ниже, следовательно для поддержания своей конкурентоспособности необходимо уделить особое внимание дополнительному сервису. В последнее время одним из популярных направлений в привлечении посетителей и повышении доходов предприятий гостиничного хозяйства являются досуговые центры.
Бронирование мест в гостиницах производится после оплаты прейскурантной стоимости проживания. Расчет за проживание производится не реже 1 раза в 5 дней. При несвоевременной оплате начисляется пени из расчета 0,5% в день, начиная с расчетного часа.
Однако, даже учитывая, что руководители стремятся ускорить этот процесс, в регистрационных картах указывается много дополнительной информации. Во время регистрации одновременно происходит множество событий: проверяется наличие брони; гость приветствуется; определяются или переоцениваются потребности гостя; проводится небольшая беседа; портье предлагает гостю дополнительные услуги; проверяется личность гостя, уточняется правильная запись имени и адреса; согласуется ожидаемая дата отъезда; заполняется регистрационная карта; проверяется кредитная карточка.
Такой фактор конкурентоспособности как предпочтения потребителей, именно анкетный метод позволит наиболее полно изучить потребительские предпочтения. В качестве инструмента сбора первичной информации была разработана анкета. Полученные данные были обработаны и объединены, таким образом, в целом проведено выборочное анкетирование ста восьми человек. Следует заметить, что с увеличением объёма выборки вероятность искажений уменьшается и погрешностью выборки можно пренебрегать. Далее собранная первичная информация будет подвергнута тщательному анализу, и для наглядности согласно полученным данным составится ряд графических иллюстраций.
При проведении оценки конкурентоспособности необходимо руководствоваться принципом, что мнение клиента о предоставляемых гостиничных услуг является основополагающим. Исходя из этого, основным методом сбора данных, необходимых для проведения анализа должен стать анкетный метод. Необходим тщательный подход к разработке опросного листа. В первую очередь вопросы анкеты должны делать акцент на перечень существенных свойств гостиничного обслуживания, на заинтересованное восприятие которых гостем рассчитывает гостиничное предприятие и ориентирует свою деятельность. Для выявления потребительских предпочтений в оказании гостиничных услуг использовалась разработанная анкета (Приложение Б).
Анкетный опрос позволил сделать фокус на потребителя, так как именно потребитель выступает главным аудитором уровня представленных услуг. Его функция должна выступать главным источником информации для принятия управленческих решений. Глубоко проработанная система анкетного опроса потребителей позволит наладить эффективную обратную связь от участников и потребителей обслуживания по результатам проводимых инноваций. Под инновациями в данном случае понимаются все нововведения в обслуживании - как новые услуги, так и улучшения, внедряемые в устоявшиеся процессы обслуживания.
Для расчета индекса потребительской удовлетворенности ста восьми потребителям было предложено оценить: важность предложенных составляющих работы гостиницы по пятибалльной системе. Результаты оценок услуг посетителям гостиницы представлены в Таблице 4.
В потребительских предпочтениях большую важность имеет графическое расположение гостиницы ООО "Юность", большинство потребителей поставило оценку 5 в графе важности компонента. Можно с уверенностью заявить о том, что исключительно выгодное географическое положение гостиницы и должно стать тем локомотивом обеспечения стабильного преимущества перед более удаленными от центра конкурентами.
Важность в глазах потребителя имеют такие компоненты как чистота в номере и организация питания в ресторане. В то же время большинству потребителей гостиничных услуг предоставляется важным наличие кондиционера в номере. Эта составляющая получила наименьшую оценку важности компонента, всего лишь 2,5 балла. В гостинице нет доступа в Интернет, но в настоящее время может предложить гостям доступ в Интернет через телефонную линию, со своим ноутбуком, что в ряде случаев не всегда удобно. Становится очевидным тот факт, что гостинице необходимо повысить конкурентоспособность.
Из таблицы 4 видно, что наиболее важной составляющей гостиничной услуги является радушный прием в рецепции, поэтому все опрашиваемые поставили этому компоненту оценку 5. В результате этого и среднее значение оценки важности для потребителя приема в рецепции получилось также 5.
Главным достоинством гостиницы ООО "Юность" является ее удобное географическое расположение, что позволяет потенциальным потребителям, выбирающим гостиницу в зависимости от удаленности ее от делового и культурного центра города, сделать выбор в пользу гостиницы ООО "Юность".
Таблица 4 - Результаты оценок услуг посетителями гостиницы ООО "Юность"
Основные составляющие работы гостиницы | Важность для потребителей | Оценка качества | Общая сумма | Среднее значение оценки качества | Индекс потребительской удовлетворенности,% | |||||
Бi | Бi/∑Бi*100 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Прием в рецепции | 5 | 10,8 | 27 | 49 | 25 | 7 | 0 | 108 | 4, 20 | 78,00 |
Доступ в Интернет | 4 | 8,64 | 0 | 7 | 52 | 35 | 14 | 108 | 2,68 | 40,00 |
Чистота в номере | 4,8 | 10,3 | 48 | 47 | 13 | 0 | 0 | 108 | 4,67 | 89,75 |
Организация питания в ресторане | 4,6 | 9,94 | 27 | 41 | 30 | 8 | 2 | 108 | 4,07 | 74,75 |
Географическое расположение гостиницы | 5 | 10,8 | 81 | 13 | 10 | 0 | 0 | 108 | 4,87 | 95,75 |
Возможность бронирования номера | 4,5 | 9,72 | 42 | 45 | 14 | 7 | 0 | 108 | 4,46 | 84,50 |
Профпригодность персонала | 4,5 | 9,72 | 28 | 45 | 27 | 8 | 0 | 108 | 4,17 | 77,25 |
Среднее значение оценки работы и соответствующей степени потребительской удовлетворенности. | 3,24 | 60,00 |
Исследование структуры потребителей на основе демографических факторов выявило следующую картину: данные по половозрастной структуре показывают, что большую часть посетителей гостиницы ООО "Юность" составляют мужчины (71%), причем в возрастной группе от 29 до 35 лет. В среднем же, от общего числа опрошенных респондентов это составляет 65% и превышает количество женщин на 54%. Это объясняется тем, что люди данного возраста, как правило, уже состоявшиеся бизнесмены, политики, дипломаты, приехавшие в гостиницу по работе в командировку, причем эти профессии встречаются чаще всего среди мужчин. Женщины же, как выяснилось, иногда сопровождают иностранцев и важных персон в качестве переводчиков.
Культурный отдых и туризм оказались на втором месте (31,5%), следовательно, можно сделать вывод, что в летнее время года повышение спроса на туристические услуги, не повлечет за собой стремительного роста объема товарооборота продукции ресторанного комплекса. Исследования показывают, что при принятии решения о предпочтении той или иной гостиницы наиболее значимое влияние оказывает качество предоставляемой услуги (49% от общего числа опрошенных), следующим фактором является уровень обслуживания (26,5%), затем скорость предоставления услуги (13%), учет индивидуальных особенностей (8%), и лишь 3,5% включили стоимость услуги в ряд наиболее значимых факторов.
Как показывает исследование наиболее распространенным средством рекламы являются ресурсы Интернет: 23% респондентов ознакомились бы с предоставляемыми услугами гостиницы на официальном сайте гостиницы ООО "Юность", однако такого сайта у гостиницы нет. Однако, просуммировав значения, полученные посредством распространения рекламы на стойке администратора и в гостевой книге, можно сделать вывод, что почти половина людей (41%) узнают об услугах из рекламы, помещенной внутри гостиницы. Это говорит о том, что, реклама в гостинице слабая. Всего 5% распространения рекламы посредством знакомых и родственников подтверждает тот факт, что люди приезжают в гостиницу в большей степени по работе в командировку.
Итак, данные, полученные в результате анкетирования, показали, что независимо от возраста и пола, социального положения и времени пребывания, наибольшая часть респондентов отдает предпочтение, в первую очередь, качеству и уровню предоставляемых услуг. В достижении этих факторов и кроется залог конкурентоспособности.
Методом анкетирования было так же проведено исследование конкурирующей гостиницы "Орбита". Результаты анкетирования представлены в Таблице 5.
Таблица 5 - Результаты оценок услуг посетителями гостиницы "Орбита"
Основные составляющие работы гостиницы | Важность для потребителей | Оценка качества | Общая сумма | Среднее значение оценки качества | Индекс потребительской удовлетворенности,% | ||||||
Бi | Бi/∑Бi*100 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |||||
Прием в рецепции | 4,8 | 10,06 | 22 | 21 | 10 | 3 | 0 | 56 | 4,37 | 82,65 | |
Доступ в Интернет | 4 | 8,39 | 30 | 23 | 3 | 0 | 0 | 56 | 4,77 | 92,63 | |
Чистота в номере | 5 | 10,48 | 27 | 26 | 3 | 0 | 0 | 56 | 4,71 | 91, 20 | |
Организация питания в ресторане | 3,5 | 7,34 | 21 | 32 | 3 | 0 | 0 | 56 | 4,60 | 88,35 | |
Географическое расположение гостиницы | 4,4 | 9,22 | 28 | 24 | 4 | 0 | 0 | 56 | 4,71 | 91, 20 | |
Возможность бронирования номера | 3,5 | 7,34 | 1 | 7 | 24 | 15 | 9 | 56 | 2,74 | 41,80 | |
Профпригодность персонала | 4,6 | 9,64 | 15 | 20 | 17 | 3 | 1 | 56 | 4,05 | 74,58 | |
Среднее значение оценки работы и соответствующей степени потребительской удовлетворенности. | 3,36 | 62,49 |
Проведенный анализ показал, что расхождение в оценке потребительской удовлетворенности расхождение не значительное, всего на 0,12 бала. Средняя оценка качества потребителями в гостинице "Орбита" выше, чем в гостинице "Юность", за исключением графического положения и возможности бронирования номера.
Проведем графическое сравнение среднего значения оценки качества потребителями гостиниц (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Среднее значение оценок качества по гостиницам
И так из рисунка 2 так же видно что графическое положение гостиниц и возможность бронирования номера играет значительную роль при выборе гостиницы. Однако опрошенные постояльцы гостиницы "Орбита" придают невысокий удельный вес такому компоненту, как удаленность от центра, всего 3,5 балла, что позволяет сделать вывод о том, что для них географическое расположение гостиницы не является фактором, формирующим выбор. Для того чтобы переманить этих клиентов в гостиницу "Юность" следует разработать стратегию привлечения клиентов не удобным расположением, а уровнем качества предоставляемых гостиничных услуг.
Таким образом, гостиница "Орбита" имеет больше преимуществ перед гостиницей ООО "Юность". Из полученных результатов исследования можно сделать вывод, что на повышение конкурентоспособности влияет не графическое расположение, а качество и ассортимент предоставляемых услуг.
Результаты всех проведенных анализов предполагают разработку мероприятий по повышению конкурентоспособности. Разработка комплекса мероприятий предполагает определение целевых ориентиров, на достижение которых будут направлены мероприятия по повышению конкурентоспособности. При разработке комплекса мероприятий необходимо руководствоваться следующими целями:
сохранение имеющихся клиентов и расширение их круга за счет развития гостиничных услуг;
постоянный контроль над мерами, принимаемыми для повышения конкурентоспособности;
для решения задач развития гостиничных услуг необходима разработка бизнес - плана.
Таким образом проведенный анализ конкурентоспособности гостиницы ООО "Юность" на рынке предприятий гостиничного хозяйства позволил выявить следующие пробелы в ведении гостиничного хозяйства. Не все номера оснащены кондиционерами и телефонной связью, плохо организована реклама, не организован досуг гостей. Вместе с тем, в гостинице имеются свободные площади, это цокольный этаж, подвальное помещение, в котором можно разместить культурно-развлекательный центр. Все перечисленные выше недостатки в целом снижает конкурентоспособность гостиницы. Для того чтобы повысить конкурентоспособность необходимо по возможности максимально в короткие сроки устранить эти недостатки. Иначе вновь строящаяся гостиница, либо конкурирующая фирма займет свободную нишу услуг на гостиничном рынке. Если в гостинице ООО "Юность" разместить Досуговый центр и организовать экскурсии выходного дня, то конкурентоспособность гостиницы будет повышена.
Далее проанализируем финансовое состояние гостиницы ООО "Юность", данные были взяты из бухгалтерских отчетов.
2.3 Анализ финансового состояния ООО "Юность"
Все рассматриваемые данные, представленные в анализе, являются результатом функционирования данного предприятия в течение 2007 - 2008 года.
Этап первый - анализ результативных критериев деятельности предприятия. Результативные критерии - это основные итоговые показатели деятельности фирмы, такие, как оборот или объем продаж, сумма активов и ликвидность.
Активы гостиницы ООО "Юность" удобнее анализировать на основе балансового отчета. Проанализируем наличие, состав и размещение активов предприятия. Для удобства рассмотрения представим данные в табличной форме. Исходной базой является бухгалтерский баланс гостиницы. Таблица 6.
Таблица 6 - Анализ состава и размещения активов предприятия ООО "Юность" за 2007 - 2008 год
Активы | 2007 г. | 2008 г. | Изменение |
Нематериальные активы | 32 900 | 49 700 | + 16 800 |
Основные средства | 29 819 500 | 28 104 400 | -175 100 |
Незавершенное производство | 1 190 800 | 1 342 100 | +151 300 |
Оборотные средства | 11 959 200 | 11 049 800 | -909 400 |
Убыток | 11 404 600 | 14 268 700 | +2 864 100 |
Итого | 71 126 400 | 71 565 200 | +438 800 |
Анализируя данные таблицы 6 видно, что активы, по своим видам, имеют далеко не полный состав. В течение года практически не осуществлялись долгосрочные финансовые вложения. Имеется значительное снижение к концу года величины основных средств (минус 1 715 100 рублей), возросла величина незавершенного производства (151 300 рублей).
Всё это не могло положительно сказаться на работе предприятия. К концу года предприятие получило убыток в размере 286 410 рублей, но виден некоторый рост суммы активов, в размере 43 880 рублей.
Предприятие находится в тяжелом финансовом положении, и незначительный рост активов, в данном случае, не может служить основанием для вывода о благополучном состоянии ООО "Юность".
Далее проанализируем такой результативный критерий, как объем продаж. Для этого представим данные о финансовых результатах предприятия в таблице 7.
Таблица 7 - Финансовые результаты деятельности ООО "Юность"
Наименование | 2008 год отчет | 2007 год отчет | 2008г. / 2007 г. в% |
Выручка от продажи товаров (услуг) Балансовая прибыль (убытки) Платежи в бюджет Прибыль в распоряжении ООО Отвлеченные средства Нераспределенная прибыль (убыток) | 9 503 900 3 225 200 579 200 3 804 400 1 901 600 57 06 000 | 1 351 200 740 500 740 500 21 236 000 2 864 100 | 142,1 23,0 19,4 111,4 50,2 |
Как видно из таблицы 7 объем товаров (услуг) значительно возрос, по сравнению с предыдущим годом. Однако, в ходе реализации, выдерживалось недопустимое соотношение между денежными расчетами и взаимозачету.
В условиях 2007 года реализация продукции проводилась в основном по взаимозачету - 84%, бартер - 8,3%, денежные средства - 7,7%. Такое соотношение абсолютно неприемлемо. Структура реализованной продукции должна выдерживаться, минимум, в следующих соотношениях: 60% - поступление денежных средств, 40% - взаимозачеты.
Показатель ликвидности характеризует текущее состояние предприятия, обобщающий показатель платежеспособности - наличия средств на расчетных средствах, в банке, в кассе. Он отражает достаточность текущих активов для погашения своих краткосрочных обязательств и осуществления непредвиденных расходов.
В течение 2008 года коэффициент текущей ликвидности уменьшился с 0,588 до 0,524 на 10,9%. Низкое значение этого коэффициента вызвано увеличением кредиторской задолженности на 181770 рублей и задолженности перед бюджетом на 118410 рублей, по сравнению с 2007 годом. В условиях возникновения неплатежей, применения взаимозачетов при расчетах за услуги на данном этапе невозможно значительно повысить этот коэффициент.
Трактовка экономической литературы представленных в таблице 8 значений такова: предприятие находится на грани банкротства. В связи с эти необходимо срочно проводить мероприятия по повышению платежеспособности гостиницы ООО "Юность".
Таблица 8 - Показатель ликвидности ООО "Юность"
На дату | 1.01.08 | 1.04.08 | 1.07.08 | 1.10 08 | 1.01.09 | Норма |
Коэффициент текущей ликвидности | 0,588 | 0,599 | 0,577 | 0,558 | 0,524 | Не менее 2 |
Этап второй - изучение разностных критериев, которые представляют из себя основные показатели деятельности фирмы, такие, как: прибыль и чистый оборотный капитал.
Чем выше чистый оборотный капитал, тем меньше рискует предприниматель. Прибыль же является основным критерием деятельности предпринимательской фирмы, чем больше предприниматель рискует, тем больше должен быть размер ожидаемой прибыли от сделки.
Предприятие в 2008 году не получило прибыли, а получило убыток в размере 286410 рублей. Этот показатель уменьшился в два раза, по сравнению с предыдущим годом (286410 рублей убытка в 2008 году против 570600 рублей убытка в 2007 году).
Чистый оборотный капитал (ЧОК) определяется как разность между текущими активами фирмы и текущими обязательствами:
ЧОК н. г. = 11959200-19952700 = - 7993500 рублей.
ЧОК к. г. = 11049800-21075200 = - 10025400 рублей.
Как показывают расчёты, текущие потребности предприятия в течение всего года абсолютно не могут быть обеспечены собственными средствами, без привлечения кредитов из вне. И эта негативная тенденция возрастает к концу года.
Таким образом финансовый анализ предприятия показывает что необходимо разработать мероприятия по восстановлению финансового состояния гостиницы, тем самым повысить конкурентоспособность предприятия. В создавшейся ситуации организация досугового центра и разработка экскурсии выходного дня является самым оптимальным решением.
Подводя итоги по проведенному анализу конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства на рынке города Тында можно сделать следующие выводы:
гостиница "Орбита" имеет больше преимуществ перед гостиницей ООО "Юность". Из полученных результатов можно сделать вывод, что на повышение конкурентоспособности влияет не графическое расположение, а качество и ассортимент предоставляемых услуг.
в гостинице ООО "Юность" имеются пробелы в ведении гостиничного хозяйства. Не все номера оснащены кондиционерами и телефонной связью, плохо организована реклама. Вместе с тем, в гостинице имеются свободные площади, это цокольный этаж, подвальное помещение, в котором можно разместить культурно-развлекательный центр. Все перечисленные выше недостатки в целом снижает конкурентоспособность гостиницы. Для того чтобы повысить конкурентоспособность необходимо по возможности максимально в короткие сроки устранить эти недостатки. Иначе вновь строящаяся гостиница, либо конкурирующая займет свободную нишу услуг на гостиничном рынке.
финансовый анализ предприятия показывает что, гостиница ООО "Юность" находится в тяжелом финансовом положении необходимо разработать мероприятия по восстановлению финансового состояния гостиницы, тем самым повысить конкурентоспособность предприятия. В создавшейся ситуации организация досугового центра и разработка экскурсии выходного дня является самым оптимальным решением.
3. Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО "Юность"
3.1 Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО "Юность"
В настоящее время в социально-культурной сфере г. Тында прослеживается явная тенденция роста спроса на отдельные виды услуг. В частности, на услуги, носящие массовый развлекательный характер, такие как боулинг, бильярд, кинопрокат и т.д. В данный момент предприятия г. Тында, осуществляющие свою деятельность на указанном рынке услуг, не в состоянии обеспечить потребность населения и гостей города в разнообразных видах досуга самого высокого уровня. Поэтому для повышения конкурентоспособности в гостинице ООО "Юность" будут разработаны следующие мероприятия:
Создание досугового центра позволит ООО "Юность" в короткие сроки организовать единый комплекс взаимосвязанных услуг. Это мероприятие, носит сугубо антикризисный характер, и представлено, как наиболее быстрый выход из сложившейся ситуации предприятия.
Создание досугового центра планируется осуществить на базе реконструкции подвального помещения. На данном объекте планируется проведение строительно-монтажных работ. Подвальные помещения (цокольный этаж) планируется оснастить оборудованием для игры в боулинг, игровые автоматы, бильярд и сауну с тренажерами. Здесь же планируется расположить прачечную и помещения персонала.
Создание центра при гостинице ООО "Юность" привлечет и гостей города и местное население, что позволит понизить срок окупаемости мероприятий по повышению конкурентоспособности гостиницы.
Основные технические преимущества оборудования, необходимого для осуществления планируемых услуг в полном объеме и в соответствии с требуемым уровнем качества, заключаются в принципах реализации проекта "под ключ":
поставка всего оборудования, необходимого для рассматриваемого комплекса будет осуществляться генеральным подрядчиком, что обеспечит одинаково высокий уровень качества каждого вида оборудования по каждому виду услуг, а также, наиболее оптимальное сочетание различных видов оборудования в плане как технологической, так и эстетической совместимости;
проектирование комплекса и монтаж оборудования в полном объеме будет также осуществляться генеральным подрядчиком, что обеспечит единство и преемственность каждого этапа проекта на протяжении всего процесса его реализации.
Выбор указанного месторасположения комплекса также имеет ряд существенных преимуществ:
наличие помещения;
часть города, в которой планируется создание досугового комплекса является культурным и деловым центром г. Тында;
прекрасная связь с городской системой транспортных коммуникаций, благодаря чему до комплекса без труда можно добраться практически из любой части города.
Любое другое размещение досугового центра в пределах города Тында не будет иметь очевидных преимуществ по перечисленным параметрам перед рассмотренным вариантом месторасположения.
Организация досугового центра подобного уровня позволит обеспечить гостинице ООО "Юность" высокую конкурентность и реализацию всех услуг предоставляемых гостиницей. На основании вышеперечисленного можно выделить следующие основные конкурентные преимущества данного досугового центра:
объединение всех услуг в единый комплекс,
организация ряда услуг, не имеющих аналогов в пределах г. Тында,
повышенный уровень обслуживания по сравнению с существующими конкурентами в рамках всего комплекса предлагаемых услуг,
удобное месторасположение досугового центра,
наличие развитой инфраструктуры.
Снабжение комплекса необходимыми энергетическими ресурсами будет осуществляться от общегородских сетей.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности гостиницы ООО "Юность" предложено разработать бизнес план по следующим мероприятиям:
Размещение Досугового центра, преимущества проекта:
объединение всех услуг в единый комплекс,
организация ряда услуг, не имеющих аналогов в пределах г. Тында,
повышенный уровень обслуживания по сравнению с существующими конкурентами в рамках всего комплекса предлагаемых услуг,
удобное месторасположение досугового центра,
наличие развитой инфраструктуры.
Таким образом, создание досугового центра позволит ООО "Юность" в короткие сроки организовать единый комплекс взаимосвязанных услуг. Это мероприятие, носит сугубо антикризисный характер, и представлено, как наиболее быстрый выход из сложившейся ситуации предприятия, а так же организация досугового центра подобного уровня позволит обеспечить гостинице ООО "Юность" высокую конкурентность и реализацию всех услуг предоставляемых гостиницей.
3.2 Оценка мероприятий по повышению конкурентоспособности гостиницы ООО "Юность"
1. Цель проекта:
Повышение конкурентоспособности на рынке гостиничных услуг и удовлетворение потребностей в этом виде услуг гостей и жителей города
Преимуществ проекта:
Наличие финансовых средств, снижение себестоимости проекта за счет существующего помещения. Удобное расположение в центре города вблизи от основной системы транспортных коммуникаций и инфраструктуры города.
2. Задачи проекта:
провести ремонтно-строительные работы
разместить боулинг
оборудовать бильярд-зал
Поиск компаний-поставщиков оборудования бильярда, боулинг зала, минибара и зала игровых автоматов, заключение договоров на поставку;
Контроль за выполнением строительных и отделочных работ, установкой оборудования;
Для выполнения строительных работ предполагается привлечь недорогую местную строительную организацию.
Поставка оборудования для боулинга возможна в лизинг. На данный момент проведены переговоры с несколькими фирмами, поставляющими оборудование для боулинга, сделан анализ окупаемости бизнеса и возможный состав оборудования.
Бильярдные столы устанавливает и обслуживает много компаний, но наиболее известным брендом является Московская игровая система "Джек пот", с которой можно заключить франчайзинговый договор, по которому компания разработает оптимальные условия для организации бизнеса за счет эксплуатации зала игровых автоматов, устанавливает свое оборудование. В данном случае затраты на рекламу, обучение персонала и другие текущие расходы будут минимальны.
3. Реализация проекта:
Предполагается, что данный проект начнет реализовываться, когда будет решен вопрос по его финансированию.
Стадии реализации проекта:
разработка нормативной документации
оформление необходимых документов для осуществления лицензируемых
видов деятельности
оснащение дополнительным оборудованием, реклама.
открытие досугового центра, расстановка кадров, определение их прав и обязанностей.
Подготовительный этап реализации проекта предполагается 6 месяцев.
4. Организационный план:
На настоящий момент правовой статус центра, создаваемого с целью реализации данного проекта, окончательно не определен. Однако, известно, что это будет отдельное юридическое лицо, основным учредителем которого будет являться ООО "Юность".
Для организации работы необходимо привлечение дополнительного персонала в количестве 7 человек. Требуемый для организации производственного процесса персонал должен обладать необходимым опытом работы в данной сфере услуг. Необходимая штатная численность по каждой категории персонала обуславливается набором услуг нового досугового комплекса и технологией их предоставления. Размеры ежемесячных окладов по каждой группе работников обусловлены сложившейся, на сегодняшний день, ситуацией в данной отрасли на рынке труда Более подробная информация о категориях работников, привлекаемых при реализации проекта, представлена в таблице 9.
Таблица 9 - Ориентировочная численность персонала
Должность | Кол-во, чел. | Ср. з/п в месяц, руб. | З/п в год, руб. | |
Директор досугового центра | 1 | 20 000 | 240 000 | |
Бухгалтер-кассир | 1 | 10 000 | 120 000 | |
Сотрудник в зале | 1 | 10 000 | 120 000 | |
Бармены | 2 | 10 000 | 240 000 | |
Уборщица | 1 | 5 000 | 60 000 | |
Гардеробщик | 1 | 5 000 | 60 000 | |
Охранники | 2 | 10 000 | 240 000 | |
Итого на з/п ЕСН, 26% | 10 | 70 000 1 820 | 840 000 21 840 |
Рисунок 3 - Схема управления персоналом Досугового центра
Инвестиционные расходы
Оценка инвестиционных расходов, связанных с реконструкцией здания (без учета стоимости существующего здания) и с приобретением импортного оборудования представлена в Таблице 10
Таблица 10 - Оценка инвестиционных расходов
Статья затрат | Стоимость без НДС, | НДС к затратам, 18% | Всего с НДС |
1. Проектные работы | 46 500 | 8 370 | 54 870 |
2. Работы по реконструкции подвального помещения | 1 294 500 | 53 010 | 347 510 |
3. Установка и подводка сетей | 162 500 | 11 250 | 73 750 |
4. Технологическое оборудование, включая интерьер | 596 500 | 107 370 | 703870 |
Стоимость всего | 1 000 000 | 180 000 | 1 180 000 |
Условия оплаты строительно-монтажных работ по проекту, а также, условия поставки и оплаты оборудования на сегодняшний день являются предметом дальнейшего согласования. Однако, предполагается, что к моменту сдачи проекта в эксплуатацию должна быть оплачена полная стоимость всех работ, включая стоимость поставленного оборудования.
После сдачи проекта в эксплуатацию технологически возможно достижение 100% планируемых объемов реализации услуг, однако, в первый год работы реально можно рассчитывать лишь на 80% от запланированного уровня. Это связано с необходимостью проведения ряда рекламных мероприятий для привлечения клиентов.
Расчет себестоимости и текущих затрат по проекту для первого года его эксплуатации осуществлен в таблице 5. Источниками доходов проекта является реализация всего комплекса услуг нового досугового центра.
5. Финансовый план
Настоящий раздел рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогнозов реализации услуги в последующие периоды. Стоимость основных производственных фондов представлено в таблице 5.
Таблица 5- Стоимость основных производственных фондов
№ | Вид ОПФ | Кол-во ед., шт. | Стоимость за Ед7.7,руб | Стоимость всего, руб |
Оборудование для бильярда | 3 | 400 | 1 200 | |
Оборудование для боулинга | 1 | 480 000 | 480 000 | |
Осветительное оборудование | 3 | 100 | 300 | |
Охранное оборудование | - | 200 | 200 | |
Аудио, видеотехника | - | 500 | 500 | |
482 200 |
В таблице 6 представлены производственные затраты для первого года эксплуатации.
Таблица 6 - Предполагаемые производственные затраты для первого года эксплуатации
Наименование статьи затрат | Сумма затрат, тыс. руб. |
1 | 2 |
Санитарно-гигиенические средства одноразового применения | 18,8 |
Стоимость проката кинофильмов | 55,0 |
Вода холодная | 21,6 |
Вода горячая | 36,4 |
Отопление | 63,2 |
Электроэнергия на весь комплекс | 11,0 |
З/плата всего персонала | 840,0 |
Начисления на з/плату (ЕСН,26%) | 21, 84 |
Прочие общепроизводственные расходы | 23,6 |
Прочие общехозяйственные расходы | 60,0 |
Итого затрат | 1129,60 |
Расчет объема продаж:
В среднем один клиент оставляет в центре 400 рублей, это оплата за вход 100 руб. и 1 час игры 200 руб. на боулинге или на бильярде
Количество клиентов составило:
с июля по август - 600 чел. (300чел. х 2мес. =600чел);
с сентября по октябрь - 900чел (450чел. х 2 = 900чел);
с ноября по июнь - 3200 чел. (400 х 8 мес. = 3200 чел).
Итого: общее кол-во клиентов за год равно 4700 чел.
Объем продаж составит: 4700 х 270= 1 269 000 рублей
Чистая прибыль от работы Досугового центра в год:
1 410 000 - 1 129600 = 280 400
Срок окупаемости вложений 1 269 000: 280 400 = 5,0
Срок окупаемости предлагаемого проекта культурно-развлекательного комплекса 5 месяцев.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности гостиницы ООО "Юность" был разработан комплекс мероприятий по размещению досугового центра. Преимущества проекта:
объединение всех услуг в единый комплекс,
организация ряда услуг, не имеющих аналогов в пределах г. Тында,
повышенный уровень обслуживания по сравнению с существующими конкурентами в рамках всего комплекса предлагаемых услуг,
удобное месторасположение досугового центра,
наличие развитой инфраструктуры.
При заложенном в расчетах уровне доходов и затрат проект необходимо признать как эффективный. Окупаемость проекта составила 5 месяцев
Этот проект поможет повысить конкурентоспособность гостиницы ООО "Юность" за счет привлечения в Досуговый центр гостей и жителей города.
Заключение
Анализ литературы по обеспечению конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства позволил сделать ряд выводов:
возникновение и развитие гостиничного хозяйства тесно переплетено с историей развития общества. Размещение, предоставление временного жилья с определенным набором других услуг входят, как основная часть в любую туристскую программу, в каждый тур. Услуга размещения воспринимается гостями как само собой разумеющееся, а повышенный интерес вызывают именно дополнительные услуги, выделяющие данную гостиницу из ряда других. К дополнительным или прочим услугам относятся предложение бассейна, спортивного зала, конференц-зала, залов для переговоров, прокат автомобилей, услуг химчистки, прачечной, парикмахерской, массажного кабинета и др. В настоящее время дополнительные услуги приобретают все большее значение в формировании рыночной привлекательности гостиничного предприятия.
конкурентоспособность предприятия гостиничного хозяйства возможно за счет предоставления новых дополнительных услуг, с одновременным процессом реконструкции и модернизации существующих гостиниц. В сервисное обслуживание гостиничного хозяйства включается множество разнообразных услуг. Перечень услуг постоянно дополняется, видоизменяется и дифференцируется в зависимости от размеров гостиницы, её месторасположения, уровня комфортабельности и других причин. Современное состояние гостиничных услуг характеризуется отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. Производство гостиничных услуг требует высоких материальных постоянных затрат при существенно меньших переменных затратах. Особое значение для повышения конкурентоспособности имеет изучение всей гостиничной индустрии, её состояния и тенденций развития.
наилучшим вариантом для повышения конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства является новый вид предлагаемых услуг, т.к гостиница, которая начинает функционировать первой на рынке, не имеет конкурентов, формирует спрос, может определять ассортимент и цены.
Подводя итоги по проведенному анализу конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства на рынке города Тында можно сделать следующие выводы:
гостиница "Орбита" имеет больше преимуществ перед гостиницей ООО "Юность". Из полученных результатов можно сделать вывод, что на повышение конкурентоспособности влияет не графическое расположение, а качество и ассортимент предоставляемых услуг.
в гостинице ООО "Юность" имеются пробелы в ведении гостиничного хозяйства. Не все номера оснащены кондиционерами и телефонной связью, плохо организована реклама. Вместе с тем, в гостинице имеются свободные площади, это цокольный этаж, подвальное помещение, в котором можно разместить культурно-развлекательный центр. Все перечисленные выше недостатки в целом снижает конкурентоспособность гостиницы. Для того чтобы повысить конкурентоспособность необходимо по возможности максимально в короткие сроки устранить эти недостатки. Иначе вновь строящаяся гостиница, либо конкурирующая займет свободную нишу услуг на гостиничном рынке.
финансовый анализ предприятия показывает что, гостиница ООО "Юность" находится в тяжелом финансовом положении необходимо разработать мероприятия по восстановлению финансового состояния гостиницы, тем самым повысить конкурентоспособность предприятия.
Для повышения конкурентоспособности гостиницы ООО "Юность" был разработан комплекс мероприятий по размещению досугового центра. Преимущества проекта:
объединение всех услуг в единый комплекс,
организация ряда услуг, не имеющих аналогов в пределах г. Тында,
повышенный уровень обслуживания по сравнению с существующими конкурентами в рамках всего комплекса предлагаемых услуг,
удобное месторасположение досугового центра,
наличие развитой инфраструктуры.
При заложенном в расчетах уровне доходов и затрат проект необходимо признать как эффективный. Окупаемость проекта составила 5 месяцев. Этот проект поможет повысить конкурентоспособность гостиницы ООО "Юность" за счет привлечения в Досуговый центр гостей и жителей города. Данные мероприятия, при условии их соответствующего исполнения, обеспечат гостинице конкурентное преимущество, что, в свою очередь отразится на результатах финансово-хозяйственной деятельности и увеличению показателей доходности на вложенный капитал.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного бизнес-плана в любой гостинице, не имеющих данную услугу.
Библиографический список
1. Апатовская Т. Брендинг в индустрии гостеприимства как метод конкурентной борьбы малых гостиниц с глобальными цепочками // Бренд-менеджмент, 2004, №3.
2. Арбузова Н.Ю., Азар В.И. История гостиницы / В.И. Азар, Н.Ю. Арбузова // Парад гостиниц. - М.: №2, 2001. - С.26 - 29.
3. Арбузова Н.Ю. Состояние и перспективы развития гостиничного хозяйства Российской Федерации / Н.Ю. Арбузова, О.В. Яшин // Парад гостиниц. - М.: № 9, 2001. - С.6 - 7.
4. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 254 с.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2000. - 296с.
6. Володькина М.В. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. / М.В. Володькина - М.: Знания - Пресс. 2002. - 149с.
7. Гостиничный и ресторанный бизнес. // № 1 - 2001.
8. Гончару Н. Гостиничные муки // Индустрия гостеприимства. - 2006. - № 2. - С.15-17.
9. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. /В.Г. Гуляев - М.: Нолидж. 2001- 253с.
10. ГОСТ РК 50645-94. "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц"
11. ГОСТ Р 51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования"
12. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие / А.П. Дудович, А.С. Копанева. - М.: Экономпресс. 2000. - 143с.
13. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства / Е.А. Джанджугазова - М.: Академия, 2003. - 185 с.
14. Зорин Е.В. Туризм и отраслевые системы: Учебник / Е.В. Зорин, П.А. Виноградов, Е.Н. Ильина и др. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 178 с.
15. Зозулев А. Об усилении конкурентных преимуществ предприятия // Экономика. - 2003. - №6. - С.33 - 37.
16. Закон РФ "О туризме и туристской индустрии в РФ"
17. Закон РФ "О защите прав потребителей"
18. Исмаев Д.К. Международное гостиничное хозяйство: по материалам зарубежных публикаций. / Д.К. Исмаев - М.: ВШТГ, 2000. - 86 с.
19. Квартальнов В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М.: 2000. - С 15 - 17
20. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособие / Н.И. Кубышкин, Г.А. Бондаренко - М.: Минск: ООО "Новое знание", 2000. - 180 с.
21. Кобяк М.В. Рынок труда и Россия. // 5 звезд, 2000, №2.
22. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ.; 2-е Европ. изд. - СПб.: Издательский дом “Вильямс", 2000 - 580 с.
23. Кудимова М.В. Уважение к клиенту начинается с уважения к себе. // 5 звезд, 2000, №6.
24. Лесник А.Л. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. / А.Л. Лесник, А.В. Чернышев - М.: Товарищ, 2000. - 286 с.
25. Лесник А.Л. Методика проведения маркетинговых исследований в гостиничном бизнесе. / А.Л. Лесник, М.Г. Смирнова - М.: ООО "САС ПЛЮС", 2002. -126 с.
26. Лесник А.В. Организация и управление гостиничным бизнесом / А.Л. Лесник, А.В. Чернышев - М.: Издательский дом "Альпина", 2001. - 212 с.
27. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. / И.Ю. Ляпина - М.: ПрофОбрИздат, 2001. - 187 с.
28. Международный стандарт ИСО 9004-2: 1991. Общее руководство и элементы системы. Ч.2: Руководящие указания по услугам / Пер. с англ., науч. ред.В.И. Галеев. - М.: Всерос. науч.-исслед. ин-т сертификации Госстандарта России (ВНИИС), 1996. - 68 с.
29. Омецинский Б. Проблемы реформирования санаторно-курортной сферы // Гостиничный и ресторанный бизнес. №4.2001 - С.84-86.
30. Организация и управление гостиничным бизнесом. Учебник / под ред. Лесника А.Л., Малицкого И.П., Чернышева А.В. - М: БЕК, 2005.
31. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. - М.: ИНФРА-М, 2004.
32. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства / Г.А. Папирян Гостиницы и рестораны. - М.: ОАО "НПО" Изд-во "Экономика", 2000. - 207с.
33. Постановление Правительства РФ №490 от 25 апреля 1997 " Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в РФ"
34. Питер P. Диксон. Управление маркетингом / Пер. с англ. - М.: ЗАО БИНОМ. 2000. - 174 с.
35. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. / К.А. Раицкий - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг". 2000. - 186с.
36. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО "Новое знание", 2000. - 359с.
37. Савченко Г.100% Успеха // Индустрия гостеприимства. - 2005. - № 11. -С.27-29.
38. Самарцев Е. Особенности индустрии гостеприимства // Гостиничный и ресторанный бизнес. - 2001. - № 2. - С.36-42.
39. Самарцев Е. Проблемы гостинично-ресторанного бизнеса // Гостиничный и ресторанный бизнес. - 2003. - № 3. - С.44-45.
40. Сенин В.С. Введение в туризм. / В.С. Сенин - М.: Финансы и статистика, 2000. - 235с.
41. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах / А.В. Сорокина - М.: 2007 - 304с.
42. Требования к индустрии гостиниц, ресторанов и кафе. /По материалам Белой Книги "Хотрек"/. Институт туризма. - М.: 2001. - 78 с.
43. Условия труда в гостиницах, ресторанах и аналогичных заведениях. // Материалы Международной конференции труда. - М.: Посткриптум. 2001. - 156 с.
44. Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", изменения от 04 июля 2008 года
45. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес: Учебник. / А.Д. Чудновский - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 2000. - 168 с.
46. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб. пособие; 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС", 2001. - 224 с.
47. Holloway J. Christopher. The Business of Tourism. - London: Longman, 1994.
48. Rutherford Denney G. Hotel Management & Operations. - Edinburgh: Van Nostrand Reinhold An intern. Thomson Publ., 1995.
Приложения
Приложение А
Таблица 1 - Численность размещенных в гостиницы ООО "Юность" в 2005-2008 гг. (человек)
месяца | по годам | |||
Г. | 2007г. | 2006г. | 2005г. | |
январь | 245 | 250 | 256 | 267 |
февраль | 224 | 229 | 235 | 246 |
март | 254 | 259 | 265 | 276 |
апрель | 293 | 298 | 304 | 315 |
май | 284 | 289 | 295 | 306 |
июнь | 302 | 307 | 313 | 324 |
июль | 314 | 319 | 325 | 336 |
август | 332 | 337 | 343 | 354 |
сентябрь | 92 | 346 | 352 | 363 |
октябрь | 94 | 361 | 367 | 378 |
ноябрь | 332 | 337 | 343 | 354 |
декабрь | 287 | 292 | 298 | 309 |
Итого | 3053 | 3624 | 3696 | 3828 |
Таблица 2 - Численность размещенных в гостиницы "Орбита"
в 2005-2008 гг. (человек)
месяца | по годам | |||
Г. | 2007г. | 2006г. | 2005г. | |
январь | 268 | 288 | 312 | 356 |
февраль | 240 | 260 | 284 | 328 |
март | 280 | 300 | 324 | 368 |
апрель | 332 | 352 | 376 | 420 |
май | 320 | 340 | 364 | 408 |
июнь | 344 | 364 | 388 | 432 |
июль | 360 | 380 | 404 | 448 |
август | 384 | 404 | 428 | 472 |
сентябрь | 368 | 416 | 440 | 484 |
октябрь | 376 | 436 | 460 | 504 |
ноябрь | 384 | 404 | 428 | 472 |
декабрь | 324 | 344 | 368 | 412 |
Итого | 3980 | 4288 | 4576 | 5104 |
Приложение Б
Анкета для гостей гостиницы
Уважаемые гости!
Мы будем Вам очень признательны, если Вы заполните эту анкету, которая, как мы надеемся, поможет нам улучшить качество обслуживания в гостинице.
Вы приехали в г. Тында: автомобилем самолетом поездом автобусом | В номере должен быть: сейф охранная сигнализация интернет холодильник кондиционер мини-бар Ваше предложение_____________ ______________________________ |
Цель Вашего визита: деловая поездка туризм прочее | |
Вы останавливались у нас раньше? да нет | Вы выбрали нашу гостиницу: по рекомендации по рекламе через турагенство |
Вы остановитесь у нас еще? да нет Почему? _______________ _____________________________ | Как Вы забронировали номер: самостоятельно через турагента не бронировал (а) |
Ваши замечания по работе:
Рецепции
____________________________________________________________________________________________________________________________________
На этаже
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши общие замечания и предложения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения________________Номер________
Дата: 2019-07-24, просмотров: 308.