Возможности использования дистанционных технологий на уроках информатики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дистанционное обучение – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

- среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

- методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

ü снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

ü проводить обучение большого количества человек;

ü повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

ü создать единую образовательную среду.

Исходя из вышесказанного, дистанционные технологии целесообразно использовать на уроках информатики с целью формирования алгоритмической культуры в следующих направлениях:

1. Использование электронного учебника информатики по теме «Алгоритмы».

2. Разработка факультативных курсов «Алгоритмы вокруг нас», «Решение практических задач и алгоритмы».

3. Разработка элективных курсов «Компьютерное программирование: сферы и границы применения», «Дистанционная развивающая информатика», «Создание примитивной анимации с использованием средств языка программирования Qbasic».

4. Выполнение индивидуальных заданий по темам «Программирование на языке Паскаль», «Работа с графикой в среде Паскаль» посредством использования дистанционных технологий (через электронную почту).

Е.С. Полат и А.В.Хуторской широко рассматривают такой вид дистанционного обучения как электронный учебник. Как пишет Е.С. Полат: «Если мы говорим о дистанционном обучении как о новой форме обучения, логично сделать вывод, что в этой системе помимо учителя и учащихся должен быть учебник, учебные пособия, т.е. средства обучения как компонент данной системы. Отсюда необходимость серьезного научного подхода к разработке специальных курсов (учебников) для системы дистанционного обучения. Разумеется, в данном случае речь, в основном, идет об электронных средствах обучения, в первую очередь, сетевых».

Электронные учебники могут быть на носителях внешней памяти (CD-ROM) и размещенные в телекоммуникационных сетях.

В содержание разработанного мной учебника информатики по теме «Алгоритмы» входят следующие темы:

Тема1: Понятие алгоритма. Характеристики алгоритма. Исполнитель алгоритма. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов.

Тема 2: Алгоритмы и формы их представления.

Тема 3: Введение в программирование на языке Pascal.

Тема 4: Структура программы на Паскале.

Тема 5: Базовые алгоритмические структуры.

 


2.2 Методические рекомендации по использованию дистанционных технологий на уроках информатики

В практике педагога-предметника могут быть использованы Интернет-ресурсы разного типа.

На основе результатов проведенного анализа Интернет-ресурсов, можно выделить следующие группы образовательные Интернет-ресурсов :

1. Информационные Интернет-ресурсы, среди которых:

• интерактивные (1 уровень интерактивности) учебники и учебные пособия (содержат информацию в виде текста с иллюстрациями, организованного как гипертекст, не предполагают включение мультимедиа компонентов, интерактивных вставок);

• справочники, хрестоматии и журналы, материалы которых направлены на расширение, углубление знаний по предмету и истории соответствующей науки, связи с другими науками и жизнью, так же как ресурсы предыдущей группы содержат информацию в виде гипертекста с иллюстрациями, не предполагают включение мультимедиа компонентов, интерактивных вставок, не предполагают диалогового режима общения;

• видеозаписи лекций;

• виртуальные экскурсии;

2. Интернет-ресурсы, предполагающие организацию той или иной практической деятельности учащихся (2 – 3 уровни интерактивности)

• задачники:

а) включают только набор задач с ответами;

б) включают набор задач с решениями;

в) включают набор задач с подсказками и решениями, (что позволяет индивидуализировать работу), но не предполагают диалога с пользователем;

г) включают набор задач с подсказками и решениями, предполагают возможность организации диалога («отправление» ученика к соответствующему теоретическому материалу в случае ошибки или непредставления решения);

• наборы тестов:

а) содержат только условия тестов;

б) допускают возможность диалога, позволяют организовывать реальную проверку знаний и умений по определенным темам курса;

• виртуальные лаборатории;

• игры:

а) содержат только описание игры,

б) интерактивные: предоставляется возможность поиграть в недиалоговом режиме,

3. Вспомогательные Интернет-ресурсы для учителя

• разработки уроков (с методической обработкой);

• библиографические ресурсы, в том числе Интернет - магазины;

4. Комбинированные Интернет-ресурсы, включающие элементы перечисленных выше групп;

5. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП).

Работа с Интернет-ресурсами каждой группы имеет свои особенности.

Остановимся более подробно на некоторых из выделенных групп.

Материалы информационных Интернет-ресурсов группы могут использоваться:

• при подготовке учителя к уроку;

• для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала;

• на уроке для организации самостоятельной работы учащихся;

• для организации работы учащихся на дополнительных занятиях (факультативах);

• для организации самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время.

При подготовке учителя к уроку Интернет-ресурсы этой группы могут являться основой для подготовки учителем:

• рассказа (объяснения);

• подготовки наглядности (иллюстраций, схем, использование коллекций, материалов лабораторных работ…), которые могут быть отображены на проекторе; подготовки презентации, на основе которой учитель ведет свой рассказ;

• подготовки индивидуализированных раздаточных материалов самого разного характера: от информационных до контролирующих (последнее целесообразно в том только случае, когда отсутствует необходимое количество компьютеров).

При объяснении учителем нового материала целесообразно использовать LCD-проектор для демонстрации подготовленной учителем презентации. Технология объяснения учителем существенно меняется – он комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

При проведении урока учитель может использовать Интернет-ресурс как:

• основу презентации;

• основу проблемного рассказа;

• средство контроля;

• основу организации деятельности учащихся:

основа индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроке;

основа беседы, в том числе эвристической;

основа дискуссии;

основа конспекта;

средство самоконтроля

При самостоятельном изучении нового материала на уроке, при условии, что каждый ученик работает за компьютером, методика работы с Интернет – ресурсами данной группы принципиально не будет отличаться от работы с электронными версиями или соответствующим бумажным носителем. Учитель формулирует задание: прочитать, записать, кратко законспектировать по данному плану, найти в тексте подтверждение чему-то, привести примеры из текста или придумать самостоятельно на основе прочитанного и т.д.

При организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала учитель должен четко сформулировать задание для учащихся и указать адреса сайтов, которые содержат информацию по соответствующей теме.

Материалы подобных Интернет-ресурсов могут быть использованы для подготовки учащимися рефератов и докладов.

Для того чтобы деятельности учащихся в этом направлении была продуктивной, учитель должен четко поставить задачу, сформулировав при этом вопросы, на которые должен ответить учащийся в процессе выполнения работы. Целесообразно сформулировать вопросы заранее, в процессе подготовки доклада.

Интернет – ресурсы практической направленности могут являться основой для организации самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и дома.

Виртуальная лабораторная работа и виртуальная экскурсия может быть продемонстрирована учителем (в том случае, если отсутствует необходимое количество ПК), либо выполнена учащимися: по группам или индивидуально в классе; в режиме самостоятельной работы дома.

Можно выделить такие преимущества виртуальной лабораторной работы:

• безопасность;

• отсутствие необходимости в лабораторном оборудовании;

• возможность индивидуализации деятельности учащихся (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия…);

• самостоятельное получение выводов и самопроверка.

Виртуальная экскурсия, в свою очередь обладает следующими преимуществами:

• временные затраты минимальны;

• доступ к экспонатам любого музея мира;

• быстрое получение необходимой информации об экспонате;

• большое количество экспонатов;




Заключение

В ходе реализации задач данной работы мы сделали следующие выводы:

1. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии (взаимодействие на расстоянии) обучающегося и педагогического работника.

2. Потенциальные возможности технологии дистанционного обучения по своей эффективности значительно превосходят традиционные формы поскольку включают сочетание различных форм и средств обучения, воздействующих на различные сферы деятельности личности обучаемых.

3. Дистанционные технологии способствуют своевременному усвоению большого объема информации, что весьма существенно в условиях интенсивного развития научно-технического прогресса, при котором технологические знания обновляются каждые 2-3 года с тенденцией к сокращению этого периода.

4. В дистанционных технологиях обучения имеется большой арсенал средств (в том числе технических), позволяющих активизировать познавательную деятельность школьников. В этой связи возрастает роль преподавателя как организатора и координатора управления познавательной активностью студентов.

5. В условиях среднего общего образования с целью развития алгоритмической культуры школьников могут использоваться различные технологии дистанционного обучения, такие, как кейс-технология, видео-технология, Internet-технология, технология глоссарного обучения и др.

6. Алгоритмическая культура учащегося должна содержать следующие компоненты:

Ø понимание сущности алгоритма и его свойств;

Ø понимание сущности языка как средства для записи алгоритма;

Ø владение приёмами и средствами для записи алгоритмов;

Ø понимание алгоритмического характера методов математики и их приложений;

Ø владение алгоритмами школьного курса математики;

понимание элементарных основ программирования на компьютере

7. Формирование у учащихся алгоритмической культуры в процессе изучения базового курса информатики раскрывает единую алгоритмическую сущность информационных процессов различного рода.

Можно утверждать, что цель данной курсовой работы достигнута, задачи выполнены.



Литература

 

1. Азимов, А. Язык науки [Текст] / А. Азимов. – М.: Мир, 2002.

2. Алгоритмическая культура. Визуальный словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ped.vslovar.ru/63.html, свободный.

3. Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения [Электронный ресурс] / А.А. Андреев. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www.iet.mesi.ru/br/21b.htm, свободный.

4. Антонова, Н.А. Необходимость повышения уровня алгоритмической культуры студентов информационных специальностей в системе профессиональной подготовки [Электронный ресурс] / Н.А. Антонова. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа:http://www.rusnauka.com/NTSB_

2006/Pedagogica/5_antonovoy.doc.htm, свободный.

5. Бочкин, А.И.«МПИ» гл. 6. Обзор учебников по информатике [Электронный ресурс] / А.И. Бочкин. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www.kamgu.ru/dir/mpi/Seminar1/Bochkin6.htm, свободный.

6. Википедия: Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] / Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ дистанционное_обучение, свободный.

7. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование [Текст]: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М. – 2001. – С.113.

8. Вучева, В.В. Использование дистанционной технологии с целью активизации познавательной деятельности студентов в системе профессионального физкультурного образования [Электронный ресурс] / В.В. Вучева, О.Н. Мещерякова, Л.А. Соколова // Теория и практика физической культуры: научно-теоретический журнал. – Электронные текстовые данные. – М.: 2002. – №9. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2002n9/p46-49.htm, свободный.

9. Гладкий, А.В. Язык, математика и лингвистика [Текст] /А.В. Гладкий // Математика в школе. – 2004. – № 1.

10. Гнеденко, Б. В. О роли математики в формировании у учащихся научного мировоззрения и нравственных принципов [Текст] /Б.В. Гнеденко // Математика в школе. – 2001. – № 5.

11. Грохульская, Н. Л. Организация изучения основных алгоритмических конструкций в среде Лого Миры [Электронный ресурс] / Н.Л. Грохульская. – Режим доступа: http://www.5ballov.ru/referats/preview/32490/1, свободный.

12. Дидактические условия алгоритмизации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mirrabot.com/work/work_62642.html, свободный.

13. Завьялов, А.Н. Формирование информационной компетентности у будущих специалистов в области новых информационных технологий [Текст] / В сб. «Материалы конгресса конференций ИТО-2003. 16-20 ноября 2003 г.» /А.Н. Завьялов. – Ч.1. – М. – 2003.

14. Зайцева, С.В. Принципы функционирования дистанционных технологий [Электронный ресурс] / С.В. Зайцева. – Режим доступа: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm, свободный.

15. Звонкин, А.К. Алгоритмика: 5-7. [Текст]: учебник и задачник для общеобразовательных учебных заведений / А.К. Звонкин, А.Г. Кулаков, С.К Ландо, А.Л. Семенов, А.Г. Шень. – М.: Дрофа, 2000.

16. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред.М.П.Лапчика. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 624 с. ISBN 5-7695-0825-6.

17. Лучко, Л.Г. Формирование алгоритмической культуры учащихся как системообразующая функция базового курса информатики [Электронный ресурс] / Л.Г. Лучко. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www.ito.su/1998/1/Luchko.html, свободный.

18. Мутанов, Г.М. Снижение границы развития логико-алгоритмической культуры [Текст] / Г.М. Мутанов, Н.Д. Щеткина // Вестник Высшей школы Казахстана. – 2000. – №3. – С. 36 – 38.

19. Сайт системы дистанционного обучения: Подробнее о дистанционных образовательных технологиях (ДОТ) [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://dist.kgasu.ru/client/dotex.asp, свободный.

20. Тангян, С.А. Высшее образование в перспективе XXI столетия [Текст] / С.А. Тангян // Педагогика. – 2000. – №2. – С. 3 – 10.

21. Темербекова, А.А. Формирование алгоритмической культуры учащихся [Электронный ресурс] / А.А. Темербекова. Электронные текстовые данные. – Горно-Алтайск. – 2006. – Режим доступа: http://www.fmf.gasu.ru/kafedra/algebra/elib/mpm_t/10.htm, свободный.

22. Темербекова, А.А. Методика преподавания математики [Текст]: учебное пособие для студентов физико-математических факультетов высших учебных заведений / А.А. Темербекова. – Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2002.

23. Терешин, Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики [Текст]: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001.

24. Цукарь, А.Я. Схематизация и моделирование при решении текстовых задач [Текст] /А.Я. Цукарь // Математика в школе. – 2003. – № 5.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.