СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основные положения информационного права
1.1 Информационное право
1.2 Информация как основной объект информационного права
1.3 Специфические особенности и юридические свойства
информации
2. Информационные отношения как основной объект правового регулирования
2.1 Субъекты информационных отношений
2.2 Отношения информационной собственности
2.3 Методы регулирования информационных отношений
3. Юридические источники информационного права
3.1 Информационное законодательство: общие положения
3.2 Конституция РФ как основа законодательного регулирования
информационной деятельности в России
3.3 Отрасли и разделы законодательства РФ, посвященные вопросам информационного права
3.4 Авторское право и смежные права
3.5 Патентное законодательство
3.6 Законодательство о ноу-хау
3.7 Законодательство о средствах массовой информации
Выводы
Литература
Введение
Тема курсовой работы «Информация как объект правоотношений».
Рубеж XX—XXI вв. примечателен не только формальной сменой тысячелетий, в этот период произошли радикальные изменения во многих сферах общественных отношений. Они затронули жизнь каждого человека, оказали существенное влияние на его практическую деятельность, спектр научных интересов. В полной мере это относится и к области информации.
Минувшее столетие и, конечно же, вторая его половина, стало знаменательной вехой в эволюции информационной отрасли многих государств мира, втом числе России. В нашей стране были созданы ГСНТИ и ее подсистемы, разработаны основы информационной деятельности, появилась новая научная дисциплина — информатика.
Разработка концепции развития информационного общества способствовала увеличению социальной значимости информации, возрастанию потребностей в ее оперативном получении с помощью новейших технических средств коммуникации и нетрадиционных носителей информации. Можно констатировать, что к концу XX в. общество достигло уровня, обеспечивающего условия для формирования полноценной информационной среды, в которой стало возможным компактно хранить и перерабатывать с использованием компьютеров большие массивы данных и почти мгновенно доводить информацию до потребителя.
По мере усиления зависимости общественной и личной практики от информационной деятельности информация становилась особым самостоятельным фактором процесса производства, особой сферой общественного разделения труда (инфосфера), особым видом экономического ресурса (информационный ресурс).
В глобальном постиндустриальном мире одни страны занимаются разработкой инновационных технологий, другие — производством на их основе материальных благ, потребляемых повсеместно. За счет интеллектуального труда творческой части населения расширяется ин-формационно-знаниевое поле. Информационные ресурсы становятся движущей силой социально-экономического, политического, культурного развития государства, важнейшим фактором обеспечения его безопасности. В связи с этим неслучайно появление в современном рыночном хозяйстве наряду с рынками труда, денег, ценных бумаг, средств производства и потребительских благ рынка информационных продуктов и услуг.
Цель курсовой работы – ознакомиться с основными и специфическими положениями информационного права, юридическими свойствами информации; подвести итог информационных отношений как основного объекта правового регулирования, рассмотреть юридические источники информационного права и законодательные акты.
Основные положения информационного права
Информационное право
Информация — это основной объект информационного общества, и ее роль трудно сегодня переоценить. Отображая реальную действительность, она проникает во все сферы деятельности государства, общества, гражданина. С появлением новых информационных технологий, основанных на широком внедрении средств вычислительной техники, связи, систем телекоммуникации, информация стала постоянным и необходимым атрибутом обеспечения деятельности государства, юридических лиц, общественных объединений и граждан. От ее качества и достоверности, оперативности получения зависят многие решения, принимаемые на самых разных уровнях — от главы государства до гражданина. Информационное воздействие на государство, общество, гражданина сейчас, пожалуй, сильнее, чем политическое, экономическое и даже военное. Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала и оружием информационных войн, ведущихся в последние годы. В складывающейся ситуации особенно остро встает проблема правового регулирования отношений в области информации, в первую очередь защиты права каждого человека на информацию, а также защиты общества от воздействия вредной информации и дезинформации.
Распространение в мире, в том числе в России, информационных сетей — предвестников информационного общества неизбежно и практически не зависит от воли отдельных государств. Наша страна, как и любая другая, ставит цель стать полноправным членом информационного сообщества и будет добиваться этого, несмотря на отставание в развитии информационной инфраструктуры (прежде всего средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций) и особенности национального информационного пространства, на низкую информационно-правовую культуру членов общества. Преодоление этих негативных явлений особенно актуально в условиях неконтролируемого распространения в России Интернета, что чревато утратой важнейших информационных ресурсов, составляющих национальное достояние страны, нарушением конфиденциальности персональных данных и многими другими отрицательными последствиями, создающими угрозу независимости и суверенитету РФ.
Современное информационное общество может эффективно развиваться только в правовом государстве, где главенствует закон. Таким образом, роль права в информационном обществе становится определяющей.
Конституцией РФ право на информацию включено в число основных прав и свобод личности. Впервые в российской истории главный закон страны закрепляет правовую норму, которая по сути дела определяет содержание информационных прав и свобод: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным образом» (Конституции РФ, часть 4, ст. 29). Эта норма служит базой для создания новой комплексной отрасли права — информационного права.
Определение понятия «информационное право» складывалось постепенно. Для обозначения этой отрасли права применялись термины «программное право», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право» и в последнее время «информационное право» (работы Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, И.Н. Грязина, В.А. Копылова, М.М. Рассолова и других авторов).
Наличие этих терминов во многом отражает историю вхождения в нашу жизнь компьютеров и иной техники, обеспечивающей обработку самой разнообразной информации, специфику возникающих при этом социальных отношений. Сегодня правомочно следующее определение понятия «информационное право»: информационное право — это комплексная отрасль права, представленная совокупностью социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации. Основные объекты правового регулирования здесь — информационные отношения, то есть отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Главным предметом, по поводу которого или в связи с которым возникают информационные отношения, является информация во всех ее видах и формах.
Нормативную базу информационного права составляет информационное законодательство, представленное совокупностью нормативных правовых актов и отдельных норм права, направленных на регулирование общественных отношений в информационной сфере.
Информационное право представляет собой правовой фундамент мирового информационного общества, активно формирующегося в странах и на континентах с помощью глобальных информационных сетей и иных новых информационных технологий.
Патентное законодательство
Основным актом патентного законодательства является Патентный закон Российской Федерации, который регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Правообладателем выступает лицо, которому выдан патент. Патент выдается следующим лицам: автору (авторам) изобретения, полезной модели, промышленного образца; физическим и юридическим лицам, которые указаны автором (авторами) или его (их) правопреемником в заявке на выдачу патента либо в заявлении, поданном в Патентное ведомство до момента регистрации изобретения, полезной модели, образца. Право на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное. При этом автор имеет право на вознаграждение, соразмерное выгоде, которая получена работодателем или могла бы быть им получена при надлежащем использовании объекта промышленной собственности.
Патент на изобретение действует в течение двадцати лет, начиная с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Свидетельство на полезную модель действует в течение пяти лет, начиная с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Патент на промышленный образец действует в течение десяти лет, начиная с даты поступления заявки.
Законодательство о ноу-хау
Федерального закона о ноу-хау пока нет. В настоящее время подготовлен проект федерального закона «О коммерческой тайне», начата разработка проекта федерального закона «О служебной тайне». Отношения по поводу документированной информации, составляющей государственную тайну, регулируются Законом РФ «О государственной тайне».
Выводы
В процессе выполнения курсовой работы мы ознакомились с основными положениями информационного права, специфическими особенностями и юридическими свойствами информации, субъектами информационных отношений, методами регулирования информационных отношений, юридическими источниками информационного права, информационным законодательством общие положения, отраслями и разделами законодательства РФ, посвященных вопросам информационного права и др.
Литература
1. Бачило И.Л. О подходах к классификации законодательства в области информатики // НТИ. Сер. 1. - 2002. - № 5. - С. 13-18.
2. Копылов В.А. Информационное право. - М.: Юристъ, 118 с.
3. Копылов В.А. О систематизации и кодификации информационного законодательства и праве собственности на объекты информационных отношений // НТИ. Сер. 1. - 2002. - № 5. - С. 1-13.
4. Кристальный Б.В. Вопросы развития законодательства сферы информатизации в России // Пробл. информатизации. - 1999. - № 3. - С. 28-32.
5. Ларин М.В. Проблемы законодательного регулирования документаци-онного обеспечения управления в Российской Федерации // НТИ. Сер. 1. -2000. - № 4. - С. 22-24.
6. Антокольский А.А. Правовое регулирование информационных объектов // Пробл. информатизации. — 1999. — № 3. — С. 51-55.
7. Бачило И.Л. Актуальные проблемы информационного права // НТИ Сер. 1. - 2001. - № 9. - С. 3-8.
8. Бачило И.Л. Глобальная информатизация и право // Пробл. информатизации. — 1999. — № 3. - С. 10-19.
9. Бачило И.Л. Информация — объект права // НТИ. Сер. 1. — 1999. — №5.-С. 6-12.
10. Копшов В.А. Информационное право. — М.: Юристь, 1998. — 320 с.
11. Копылов В.А. Информация как объект правового регулирования // НТИ. Сер. 1. - 1996. - № 8. - С. 1-17.
12. Копылов В.А. О системе информационного права // НТИ. Сер. 1. — 2000. — № 4. — С. 1-9.
13. Нисневич Ю.А. Информация как объект публичного права // НТИ. Сер. 1. - 2000. - № 4. - С. 12-17.
14. Анисимов С.А. Некоторые информационные и правовые аспекты регулирования отношений в виртуальных средах // НТИ. Сер. 1. — 2001. — № 10. — С. 27-30.
15. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения : учеб. пособие. — М.: Юристъ, 1997. — 280 с.
16. Волошенюк С.Н. Собственность на информацию и защита информации // НТИ. Сер. 1. - 1999. - № 5. - С. 13-14.
17. Копылов В.А. Информационное право. — М. : Юристъ, 1998. — 320 с.
18. Тиновицкая И.Д. Информационное право и информационные отношения // Пробл. информатизации. — 1999. — № 3. — С.45—50.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основные положения информационного права
1.1 Информационное право
1.2 Информация как основной объект информационного права
1.3 Специфические особенности и юридические свойства
информации
2. Информационные отношения как основной объект правового регулирования
2.1 Субъекты информационных отношений
2.2 Отношения информационной собственности
2.3 Методы регулирования информационных отношений
3. Юридические источники информационного права
3.1 Информационное законодательство: общие положения
3.2 Конституция РФ как основа законодательного регулирования
информационной деятельности в России
3.3 Отрасли и разделы законодательства РФ, посвященные вопросам информационного права
3.4 Авторское право и смежные права
3.5 Патентное законодательство
3.6 Законодательство о ноу-хау
3.7 Законодательство о средствах массовой информации
Выводы
Литература
Введение
Тема курсовой работы «Информация как объект правоотношений».
Рубеж XX—XXI вв. примечателен не только формальной сменой тысячелетий, в этот период произошли радикальные изменения во многих сферах общественных отношений. Они затронули жизнь каждого человека, оказали существенное влияние на его практическую деятельность, спектр научных интересов. В полной мере это относится и к области информации.
Минувшее столетие и, конечно же, вторая его половина, стало знаменательной вехой в эволюции информационной отрасли многих государств мира, втом числе России. В нашей стране были созданы ГСНТИ и ее подсистемы, разработаны основы информационной деятельности, появилась новая научная дисциплина — информатика.
Разработка концепции развития информационного общества способствовала увеличению социальной значимости информации, возрастанию потребностей в ее оперативном получении с помощью новейших технических средств коммуникации и нетрадиционных носителей информации. Можно констатировать, что к концу XX в. общество достигло уровня, обеспечивающего условия для формирования полноценной информационной среды, в которой стало возможным компактно хранить и перерабатывать с использованием компьютеров большие массивы данных и почти мгновенно доводить информацию до потребителя.
По мере усиления зависимости общественной и личной практики от информационной деятельности информация становилась особым самостоятельным фактором процесса производства, особой сферой общественного разделения труда (инфосфера), особым видом экономического ресурса (информационный ресурс).
В глобальном постиндустриальном мире одни страны занимаются разработкой инновационных технологий, другие — производством на их основе материальных благ, потребляемых повсеместно. За счет интеллектуального труда творческой части населения расширяется ин-формационно-знаниевое поле. Информационные ресурсы становятся движущей силой социально-экономического, политического, культурного развития государства, важнейшим фактором обеспечения его безопасности. В связи с этим неслучайно появление в современном рыночном хозяйстве наряду с рынками труда, денег, ценных бумаг, средств производства и потребительских благ рынка информационных продуктов и услуг.
Цель курсовой работы – ознакомиться с основными и специфическими положениями информационного права, юридическими свойствами информации; подвести итог информационных отношений как основного объекта правового регулирования, рассмотреть юридические источники информационного права и законодательные акты.
Основные положения информационного права
Информационное право
Информация — это основной объект информационного общества, и ее роль трудно сегодня переоценить. Отображая реальную действительность, она проникает во все сферы деятельности государства, общества, гражданина. С появлением новых информационных технологий, основанных на широком внедрении средств вычислительной техники, связи, систем телекоммуникации, информация стала постоянным и необходимым атрибутом обеспечения деятельности государства, юридических лиц, общественных объединений и граждан. От ее качества и достоверности, оперативности получения зависят многие решения, принимаемые на самых разных уровнях — от главы государства до гражданина. Информационное воздействие на государство, общество, гражданина сейчас, пожалуй, сильнее, чем политическое, экономическое и даже военное. Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала и оружием информационных войн, ведущихся в последние годы. В складывающейся ситуации особенно остро встает проблема правового регулирования отношений в области информации, в первую очередь защиты права каждого человека на информацию, а также защиты общества от воздействия вредной информации и дезинформации.
Распространение в мире, в том числе в России, информационных сетей — предвестников информационного общества неизбежно и практически не зависит от воли отдельных государств. Наша страна, как и любая другая, ставит цель стать полноправным членом информационного сообщества и будет добиваться этого, несмотря на отставание в развитии информационной инфраструктуры (прежде всего средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций) и особенности национального информационного пространства, на низкую информационно-правовую культуру членов общества. Преодоление этих негативных явлений особенно актуально в условиях неконтролируемого распространения в России Интернета, что чревато утратой важнейших информационных ресурсов, составляющих национальное достояние страны, нарушением конфиденциальности персональных данных и многими другими отрицательными последствиями, создающими угрозу независимости и суверенитету РФ.
Современное информационное общество может эффективно развиваться только в правовом государстве, где главенствует закон. Таким образом, роль права в информационном обществе становится определяющей.
Конституцией РФ право на информацию включено в число основных прав и свобод личности. Впервые в российской истории главный закон страны закрепляет правовую норму, которая по сути дела определяет содержание информационных прав и свобод: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным образом» (Конституции РФ, часть 4, ст. 29). Эта норма служит базой для создания новой комплексной отрасли права — информационного права.
Определение понятия «информационное право» складывалось постепенно. Для обозначения этой отрасли права применялись термины «программное право», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право» и в последнее время «информационное право» (работы Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, И.Н. Грязина, В.А. Копылова, М.М. Рассолова и других авторов).
Наличие этих терминов во многом отражает историю вхождения в нашу жизнь компьютеров и иной техники, обеспечивающей обработку самой разнообразной информации, специфику возникающих при этом социальных отношений. Сегодня правомочно следующее определение понятия «информационное право»: информационное право — это комплексная отрасль права, представленная совокупностью социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации. Основные объекты правового регулирования здесь — информационные отношения, то есть отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Главным предметом, по поводу которого или в связи с которым возникают информационные отношения, является информация во всех ее видах и формах.
Нормативную базу информационного права составляет информационное законодательство, представленное совокупностью нормативных правовых актов и отдельных норм права, направленных на регулирование общественных отношений в информационной сфере.
Информационное право представляет собой правовой фундамент мирового информационного общества, активно формирующегося в странах и на континентах с помощью глобальных информационных сетей и иных новых информационных технологий.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 181.