Равновесие спроса на рынке товаров в России сильно зависит от социальной составляющей экономики – это заработная плата, уровень безработицы. Особенность российской экономики в том, что основной источник доходов российских граждан – это заработная плата.
С 2000 г. виден рост номинальной, а в последствии и реальной заработной платы. Рост покупательной способности приводит к росту спроса на товары более качественные и дорогие. Однако с наступлением кризиса уровень заработной платы начинает падать, растет безработица. Как это влияет на спрос и предложение а также цены товаров. Рассмотрим это на примере той же автомобильной отрасли.
В январе в России было продано 116 500 новых автомобилей российской и зарубежной сборки, включая легкие коммерческие, что значительно меньше чем в прошлом году (за январь 2008 – 174488 шт., за декабрь 2008 – 210293 шт.) Это следует из предварительных данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), предоставленных «Ведомостям» одним из российских дилеров [10].
Расти в таких условиях не удалось никому. Лучший результат из десятки лидеров показала Honda, сократившая продажи всего на 2%, худший – Hyundai. Данные по остальным производителям представлены в таблице 3.1.
По информации Олега Дацкива, директора по развитию проекта Auto-dealer.ru, в этом году снижение продаж составит не меньше 50% до 1,3-1,5 млн. автомобилей. Все зависит от цен на нефть. Если они не поднимутся до $50-70 за баррель, массовый покупатель будет выбирать российские бренды или иномарки, произведенные в России. Впрочем, председатель совета директоров Genser Игорь Пономарев думает, что российские автопроизводители вряд ли устоят перед соблазном повысить цену на свою продукцию вслед за иномарками.
Таблица 3.1
Продажи автомобилей наиболее популярных марок [10]
Марки | Январь 2009 г., шт. | Январь 2008 г., шт. | Изменение, %. |
Lada | 29110 | 46624 | -38 |
Chevrolet | 10011 | 13753 | -27 |
Ford | 7952 | 9753 | -18 |
Toyota | 7327 | 10639 | -31 |
Hyundai | 6567 | 12968 | -48 |
Nissan | 6251 | 8563 | -27 |
Opel | 3811 | 5802 | -34 |
Honda | 3660 | 3750 | -2 |
Kia | 3635 | 6446 | -44 |
Mazda | 3481 | 3761 | -7 |
В 2009 г. в России по предварительным оценкам продано 1,5-1,8 млн. новых легковых автомобилей – такой прогноз дал «Ведомостям» президент «АВТОВАЗа» Борис Алешин. У «Соллерса» (производит Fiat, Isuzu, SsangYong, УАЗ) оптимизма больше: представитель компании говорит, что в 2009 г. будет продано от 1,9 млн. до 2,2 млн. автомобилей.
У партнера PricewaterhouseCoopers Стенли Рута два прогноза – базовый и пессимистический, причем последний совпадает с ожиданиями Алешина. Худший вариант такой: объем автомобильного рынка сократится в количественном выражении до 45% с 3,1 млн. штук в 2008 г. до 1,7 млн. в 2009 г., а в деньгах – с $65 млрд. до $31-32 млрд. (с учетом продаж подержанных автомобилей, занимающих около 10% рынка в денежном выражении). Такой сценарий возможен, если в России увеличится уровень безработицы, курс доллара превысит 34 руб., доля продаж автомобилей в кредит сократится с 50% (первое полугодие 2008 г.) до 10%, а средний номинальный располагаемый доход увеличится всего на 12%. Базовый прогноз предполагает курс доллара в 32 руб., долю продаж в кредит – в 25% и увеличение располагаемого дохода на 18%: в этих условиях падение авторынка в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составит 15% в штуках и менее чем 20% в деньгах [14].
Сильнее всего пострадает сегмент новых импортных иномарок, на которые приходится около половины рынка в количественном выражении и более 70% – в стоимостном.
Следующей особенностью формирования рыночного равновесия является то, что в России большую долю на рынке товаров занимают импортные товары. Отечественная продукция на сегодняшний день неконкурентоспособна с иностранными фирмами. Если после распада СССР, российские фирмы были неконкурентоспособны практически на всех рынках, то сейчас это касается в первую очередь рынков наукоемкой продукции (оборудование, электроника). В отсутствии собственного производителя, государство вынуждено снижать таможенные пошлин для ввоза иностранной высокотехнологичной продукции. По данным таможенной службы, по итогам 2007 и 2008 года импорт наукоемкой продукции превышает 50 %. Поэтому относительно низкие цены на заменяемые товары иностранных фирм ведут к тому, что цены на наши товары также начинают снижаться и многие предприятия в силу высокой себестоимости несут убытки.
Заключение
В данной курсовой работе мы рассмотрели основные теоретические и практические аспекты, связанные с макроэкономическим равновесием. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В первой главе работы мы рассмотрели понятие макроэкономического равновесия, его признаки, условия достижения, а также виды равновесия. Под макроэкономическим равновесием мы понимаем сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, спроса и предложения, факторов производства и его результатов, материально-вещественных и финансовых потоков; как соответствие между ресурсами и потребностями, как способ использования ограниченных ресурсов для создания рыночных товаров и услуг и их перераспределения между членами общества. Мы рассмотрели такие типы равновесия как идеальное, реальное (общее, частичное) равновесие; а также статическое и динамическое равновесие, разница между которыми заключается в статичности или динамике изменения основных пропорций в экономике. Кроме того можно выделить три типа динамического равновесия: при растущей производительности ресурсов; при их неизменной производительности; при снижающейся производительности ресурсов. Оптимальным динамическим равновесием признается равновесие при растущей производительности производственных ресурсов.
Во второй главе мы рассмотрели основные модели макроэкономического равновесия. Анализ модели AD - AS показывает, что законы рыночного равновесия действуют и на уровне национальной экономики в целом. Она служит схемой для объяснения основных сил, действующих в экономике, и их последствий. Модель дает возможность сделать вывод о необходимости или нежелательности государственного вмешательства в экономику.
Классическая точка зрения состоит в том, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Рынок является саморегулируемой системой. Инструментами саморегулирования являются цены, заработная плата, процентная ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравнивают спрос и предложение на товарном, денежном и ресурсном рынках, что в конечном итоге ведет к ситуации полного и рационального использования ресурсов. Поэтому в саморегулируемой рыночной экономике вмешательство государства в воспроизводственные процессы может принести только вред.
Кейнсианская точка зрения основывается на том, что государству необходимо контролировать и регулировать совокупный спрос, чтобы он соответствовал совокупному предложению. Целевыми приоритетами кейнсианской политики являются занятость и стабильность экономического роста, а инструментами - государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Дж. Кейнс и его последователи исходили из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, поэтому требуется вмешательство государства.
В третьей главе мы рассмотрели основные особенности формирования равновесия в России на примере автомобильной промышленности. К основным особенностям можно отнести: вмешательство государства в формирование цен, протекционистская политика государства, поддержка падающего спроса, олигополистический характер рынков, сильная связь спроса с социальными факторами, такими как уровень заработной платы и безработицы, высокая доля импортных дешевых товаров в структуре рыночного оборота.
Список использованной литературы
1. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: РИОР. – 2008. – 208 с.
2. Бункина М.К. Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Издательство “Эльф К - пресс”. – 2004. – 365 с.
3. Егоршева Н. Нефтяные компании ответят за высокие цены // Российская газета. – Федеральный выпуск №4851 от 18 февраля 2009 г.
4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Т.2. – М. – 1993.
5. Курс экономической теории: учебник / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007. – 848 с.
6. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Курс экономической теории. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.
7. Розанова Н. М., Шаститко А. Е. Теория спроса и предложения. – М.: Анкил. – 2005.
8. Сакс Дж., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело. – 1996. – 416 с.
9. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Эксмо. – 2008. – 448 с.
10. Столяров Г., Сункина В. С колес на землю // Ведомости от12.02.2009. – №25 (2295).
11. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА-М. – 2003. – 714 с.
12. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Изд-во «Экзамен». – 2005. – 592 с.
13. Экономическая теория: учебник под редакцией И.П.Николаевой. – 2-е издание – М.: изд-во Проспект. – 2007.
14. LADAONLINE. Информационно-аналитическое агентство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ladaonline.ru/autoprom_news/
15. Автомобильная статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.autostat.ru/news.asp?t=1
16. Информация по широкому спектру экономических дисциплин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economicus/ru
17. Макроэкономическое равновесие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finanalys.ru/main.html
Приложение 1
а) б)
Рис.1 Функции потребления (а) и сбережения (б)
Рис.2 «Кейнсианский крест»
Дата: 2019-07-24, просмотров: 260.