Учет доходов и расходов и принципы временной определенности и соответствия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Все факты хозяйственной жизни предприятия, отражаемые в бухгалтерском учете, складываются из двух групп - это доходы и расходы.

Доходы и расходы - это те факты хозяйственной жизни, которые влияют на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Они могут быть рассмотрены и истолкованы с экономической, юридической и чисто бухгалтерской точек зрения.

С экономической точки зрения, доход - это поступление средств в распоряжение (хозяйственный оборот) предприятия.

Средства - это то, что в бухгалтерском учете входит в понятие активы - имущество, могущее участвовать в хозяйственных операциях предприятия, принося ему прибыль, которая при этом трактуется как увеличение объема средств фирмы. Возможность распоряжения средствами в этом случае означает не вещное право распоряжения, которое создает право собственности, а возможность использовать средства в своей экономической деятельности (хозяйственном обороте). Так, получая оборудование в аренду, предприятие может вырабатывать на нем продукцию точно так же, как и на оборудовании, принадлежащем ей на праве собственности. Отсюда, с этой точки зрения, арендованное оборудование полностью приравнивается к собственному. Иными словами, с экономической точки зрения доход - это любой факт увеличения актива. И первый доход, который получает предприятие - это вклады учредителей в его уставный капитал.

Расход - в экономической трактовке - это любое выбытие средств (активов) из распоряжения предприятия, т. е. расход - это уменьшение актива.

При этом здесь абсолютно не важно, в результате каких операций такое уменьшение происходит. Средства выбывают из хозяйственного оборота и этого уже достаточно для того, чтобы признать данный факт расходом. Так, с экономической точки зрения продажа товаров, работ или услуг предприятия и возникновение долга покупателей до его оплаты - это не что иное, как расход. Предприятие передает в собственность покупателя товары (уменьшается объем средств предприятия), а денег взамен до определенного времени не получает. Отсюда, в этой ситуации, с экономической точки зрения это есть расход (товары отданы), но нет дохода (деньги не получены).

С юридической точки зрения доходом признается поступление вещных активов или нематериального имущества (интеллектуальной собственности), а также возникновение обязательств дебиторов, не связанное с возникновением обязательств перед кредиторами.

Иными словами, с юридической точки зрения, доходы - это возникновение прав предприятия на что-либо, не связанное с утратой аналогичных прав или возникновением обязательств.

Данное определение базируется, прежде всего, на двух таких понятиях как имущество и обязательства. Под имуществом следует понимать объекты гражданских прав, к которым относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иные объекты, в том числе имущественные права; работы и услуги, информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

По аналогии, с юридической точки зрения расходы определяются как выбытие вещных активов или нематериального имущества (интеллектуальной собственности), а также возникновение обязательств перед кредиторами, не связанное с возникновением обязательств дебиторов перед предприятием.

Таким образом, с юридической точки зрения имеет значение не реальное движение средств, находящихся в хозяйственном обороте предприятия, а динамика его прав и обязательств, связанных с этими средствами.

Отсюда, если с экономической точки зрения продажа товаров до получения оплаты от покупателей - это расходы - отвлечение средств из хозяйственного оборота, то с юридической точки зрения этот факт означает получение дохода в виде обязательства покупателя заплатить деньги.

Бухгалтерское определение доходов и расходов имеет целью раскрытие способов их отражения в учете и демонстрацию данных о них в бухгалтерской отчетности предприятия. В основе его лежит синтез экономической и юридической трактовок доходов и расходов.

Центральным моментом определений доходов и расходов в ПБУ является их влияние на величину капитала компании (собственных источников средств). Изменение капитала предприятия в результате учета фактов хозяйственной жизни, определяемых как доходы и расходы, обусловлено отражаемой в учете суммой прибыли или убытка (разницей между доходами и расходами). Отсюда, так или иначе, бухгалтерский учет доходов и расходов предприятия подчинен цели определения финансового результата его деятельности (прибыли или убытка). Это позволяет дать несколько более упрощенные в сравнении с даваемыми ПБУ бухгалтерские определения доходов и расходов, согласно которым под доходом понимается бухгалтерская оценка фактов хозяйственной жизни, увеличивающих финансовых результат деятельности предприятия, а под расходом - уменьшающих его финансовый результат.

Основная задача бухгалтерского учета доходов и расходов сводится к определению их величин, которые должны быть представлены в бухгалтерской отчетности. Но именно эта задача считается одной из самых трудных в экономической науке. Ее решение проходит три этапа: выбор фактов хозяйственной жизни, идентифицируемых как доходы и расходы, т. е. определение момента возникновения (признания) доходов и расходов; отнесение доходов и расходов к отчетным периодам, за которые исчисляется финансовый результат; оценка доходов и расходов.

Возникновение (признание) доходов в момент заключения договора. Можно сказать, что доходы возникают уже с момента заключения предприятием договора с клиентом. Во-первых, сам факт заключения договора в общем случае показывает, что вероятность выполнения работ в будущем и получения выручки значительно больше вероятности расторжения сделки. Цены заключенных договоров фактически формируют план продаж предприятия на определенные в них сроки. При этом выполнение такого плана, в отличие от чисто экономических плановых показателей, обеспечивается установленной юридической ответственностью за неисполнение договора. Более того, размер такой ответственности может превышать цену сделки.

Возникновение (признание) доходов в момент исполнения договора. Мы можем признать полученным доход от выполнения работ в момент подписания акта, т. е. в момент исполнения заключенного договора предприятием-подрядчиком. В самом деле, с того момента, когда заказчик подпишет акт, он формально признает, что работы выполнены подрядчиком полностью и в соответствии с договором. Тем самым, его обязательство принимает характер долга, т. е. безусловной обязанности выплатить подрядчику цену сделки. До того момента, как работы были приняты, обязательство заказчика заплатить деньги ставилось в зависимость от исполнения подрядчиком обязательства выполнить работу. Теперь, когда это условие исполнено, оплата долга заказчиком зависит только от его волеизъявления относительно соблюдения условий сделки. Неисполнение заказчиком своей обязанности повлечет его ответственность, в общем случае гораздо более серьезную, чем за расторжение договора, еще не начатого исполнением. Именно здесь возникает право требования подрядчика к покупателю работ, сумму которого есть все основания считать полученным доходом.

Вместе с тем, погашение задолженности заказчика зависит от его волеизъявления, что также делает в данном случае доход от продажи работ в деньгах только величиной вероятностной. От добросовестности заказчика зависит и возможность продать его долг по сделке цессии. Вместе с тем, даже если цессия состоится, вырученная от продажи задолженности сумма будет значимо меньше ее номинала. Отсюда, в соответствии с требованием осмотрительности, мы не можем признать долг покупателя как доход. Более того, с экономической точки зрения дебиторская задолженность предприятия - это не доход, а, наоборот, отвлеченные средства, изъятые из оборота фирмы и отданные в пользование ее контрагентам. И если задолженность не будет погашена, ее сумма из дохода превратится в убытки фирмы.

Возникновение (признание) доходов в момент получения денег. Моментом признания дохода от выполнения работ по договору можно определить и непосредственно момент получения денег от заказчика. Только после того, как заказчик погасит долг, мы можем достоверно сказать, насколько осуществленная сделка увеличила объем средств фирмы-продавца, т. е. каков был доход предприятия. Данный подход полностью соответствует требованию осмотрительности и оправдывается им. Исходя из этого, сам факт выполнения работ не должен признаваться получением дохода. Следует отметить, что такой подход к трактовке расходов существенно сокращает возможности пользователя бухгалтерской информации в части оценки перспектив существования предприятия. Дело в том, что в этом случае из данных бухгалтерского учета мы не можем увидеть не только границ планируемого развития деятельности, но даже и объемов будущих финансовых потоков, обусловленных уже исполненными сделками. Здесь мы сталкиваемся с так называемым "эффектом заклеенного лобового стекла", когда пользователь бухгалтерской отчетности уподобляется водителю автомобиля, у которого заклеено лобовое стекло, и перед ним оставлены только зеркала заднего вида. Водитель в этом случае видит, что было "вчера", но не видит не только того, что предположительно будет "завтра", но и того, что происходит "сейчас".

Аналогично, вопрос признания факта хозяйственной жизни определяющим величину финансового результата относится и к учету расходов.

Возникновение (признание) расходов в момент заключения договора. Например, предприятие заключает договор на приобретение товаров, цена которых представляет собой его расходы по обеспечению своей деятельности. Факт заключения договора, как определяющий объем будущих денежных выплат поставщику, уже можно признать расходом организации. При этом данный подход значительно раздвинет временные рамки бухгалтерской информации, т. к. из данных бухгалтерской отчетности мы сможем узнать юридически подтвержденный план денежных потоков.

Возникновение (признание) расходов в момент исполнения договора. Расходы на приобретение товаров могут быть зафиксированы в бухгалтерском учете после исполнения договора поставщиком, т. е. с того момента, как обязательство покупателя по договору приобретет характер безусловного долга. В этом случае до поступления товаров никаких записей в бухгалтерском учете не составляется.

Возникновение (признание) расходов в момент погашения обязательств. Момент перечисления денег поставщику может считаться моментом возникновения (признания) расходов. Здесь следует отметить, что с экономической точки зрения последний подход не позволяет продемонстрировать с помощью данных бухгалтерского учета объем кредита, который покупатель получает от поставщика на срок с момента приобретения товаров до момента их оплаты.

Каждый из рассмотренных подходов к определению момента возникновения (признания) в учете доходов и расходов содержит как положительные, так и отрицательные стороны. Нормативные документы, регулирующие практику бухгалтерского учета, из всех возможных вариантов выбирают один. Это не означает, что он лучше или хуже остальных, просто на определенный отрезок времени законодатель принимает одно из трех возможных решений, и оно становится бухгалтерской нормой. В управленческом учете такой выбор должен определяться информационными потребностями пользователей отчетности.

Сейчас в нормативных документах признание доходов и расходов связывают с принципом временной определенности фактов хозяйственной жизни. Это второй вариант по нашей классификации. Он означает, что доход возникает (признается) не тогда когда получены деньги, а тогда, когда появилось право их требовать, соответственно, расход образуется не тогда, когда выплачены деньги, а тогда когда возникло обязательство их выплатить.

Выручка как доходы от основной деятельности возникает (признается) в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) предприятие имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате произойдет увеличение экономических выгод, что имеет место, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении его получения;

г) право собственности на продукцию (товар) перешло к покупателю или работа принята заказчиком;

д) расходы, связанные с данным фактом хозяйственной жизни могут быть определены.

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) расход возникает в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

б) сумма расхода может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате произойдет уменьшение экономических выгод у плательщика. Уверенность эта наступает, когда плательщик передал актив, либо отсутствует неопределенность в отношении его передачи.

Порядок распределения доходов и расходов по отчетным периодам формируется бухгалтерским принципом соответствия, согласно которому расходы должны уменьшить прибыль того отчетного периода, в котором, благодаря этим расходам, предприятием были получены доходы.

В каждом отчетном периоде имеют место факты хозяйственной жизни, квалифицируемые в бухгалтерском учете как доходы и расходы предприятия. Но далеко не все из этих фактов могут быть определены как расходы и доходы, относящиеся к тому отчетному периоду, в котором они имели место. Это достаточно просто объясняется на примере амортизации. Так, например, завод покупает оборудование. Факт приобретения данного оборудования представляет собой расход, который можно оценить в сумме цены договора поставки. Данный расход будет признан и отражен в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором оборудование перейдет в собственность предприятия. Однако предприятие несет расходы по приобретению оборудования с тем, чтобы в будущем вырабатывать на нем продукцию, продавать ее и получать выручку - доходы. Следовательно, расходы на покупку оборудования предположительно должны окупаться в том отчетном периоде, в котором будет продана продукция, на нем сделанная. Далее, так как продукция будет производиться в течение ряда отчетных периодов, то и расходы в сумме цены приобретения оборудования определенным образом должны быть распределены по отношению к тем периодам, в течение которых они будут окупаться.

Задача соотнесения фактов хозяйственной жизни предприятия с отчетными периодами, финансовый результат которых они формируют, обусловливает методологию бухгалтерского учета доходов и расходов.

Реализуемый в настоящее время подход к отражению доходов и расходов в бухгалтерской отчетности берет начало из теории динамического баланса Э. Шмаленбаха. Бухгалтерский баланс здесь рассматривается как следствие учетной интерпретации доходов и расходов компании. При этом элементы бухгалтерского баланса представляют собой отражение стадий движения капитала предприятия. Актив представляет собой расходы, еще не принявшие участие в формировании финансовых результатов (расходы, которые еще не стали доходами, т. е. не принесли доходов). Пассив демонстрирует полученную предприятием прибыль (доходы за минусом расходов) и кредиторскую задолженность - полученные предприятием средства, кредит, то есть доходы, которые еще не стали расходами (полученные средства, которые в будущем нужно будет отдать).

Как и любая научная теория, теория динамического баланса фальсифицируема, то есть имеет определенные границы. В данную логическую конструкцию не вписываются отражаемые в активе денежные средства и их эквиваленты (дебиторская задолженность), то есть монетарные активы.

Здесь мы сталкиваемся с важнейшим парадоксом содержания бухгалтерского баланса: в нем одновременно отражаются оцениваемые в деньгах статьи и сами денежные средства, то есть объединяется измеряемое и сам измеритель. При этом отражение доходов и расходов в балансе представляет собой трансформацию монетарных статей в немонетарные и обратно. Относительно влияния бухгалтерских записей на содержание баланса организации здесь мы можем выделить три вида проводок:

1) капитализация - первичное отражение сумм доходов и/или расходов в балансе;

2) рекапитализация - формирование за счет отраженных ранее сумм доходов и/или расходов новых статей баланса;

3) декапитализация - списание сумм доходов и/или расходов с баланса.

Данная классификация формирует шесть типов бухгалтерских записей, которые можно обобщить в виде следующей таблицы 1.

 


Таблица 1

  Расходы Доходы
Капитализация 1 4
Рекапитализация 2 5
Декапитализация 3 6

 

Квадрат 1 - это капитализация расходов. Капитализация расходов - это трансформация монетарных статей в немонетарные. Так, например, мы покупаем материалы для изготовления продукции. Приобретение материалов - это расход денежных средств, либо реальный - в этом случае приобретение материалов отразится записью:

Расходы эти предприятие понесло с целью получить доход, но расходы на приобретение материалов принесут предприятию доход и, следовательно, примут участие в исчислении финансового результата в том отчетном периоде, в котором будет продана изготовленная из них продукция. До этого момента расходы капитализируются - отражаются в составе статей актива баланса. Следовательно, если расходы капитализированы, они не уменьшают финансовый результат текущего отчетного периода, это расходы будущих периодов, по терминологии Шмаленбаха - расходы, которые еще не стали доходами.

Квадрат 2 - это рекапитализация расходов. Это трансформация одних немонетарных статей актива в другие. Рекапитализация расходов - это движение их сумм по активу, то есть формирование за счет ранее отраженных расходов новых статей актива. В нашем случае, отражая изготовление и выпуск продукции из приобретенных материалов, мы за счет зафиксированных сумм расходов на приобретение материалов формируем статьи незавершенного производства и готовой продукции на складе.

Рекапитализируемые суммы расходов остаются в активе. Они не участвуют в исчислении финансового результата. Отсюда мы можем сделать общий вывод: при сохранении постоянным размера доходов компании, чем большие суммы расходов капитализированы и рекапитализированы, тем больше финансовый результат (больше прибыль и меньше убыток).

Квадраты 3 и 4 следует рассматривать вместе. Это записи по декапитализации расходов, то есть списанию их с баланса, и капитализации доходов, то есть отражению их на балансе. Это факты трансформации немонетарных статей в монетарные, предполагающие получение финансового результата: прибыли или убытка.

Чем больше сумма капитализированных в активе доходов, тем больше финансовый результат. Чем больше сумма декапитализированных расходов, тем меньше финансовый результат.

Квадрат 5 - рекапитализация доходов - формирование за счет ранее отраженных сумм доходов новых статей баланса - трансформация одних монетарных статей баланса в другие. Рекапитализация доходов может иметь место как в активе, так и в пассиве баланса. К активной рекапитализации доходов, например, относится отражение погашения своих обязательств дебиторами.

Квадрат 6 - это рекапитализация доходов - списание сумм ранее отраженных доходов с баланса. Это уменьшение объема монетарных статей, не предполагающее их трансформации в немонетарные. Сюда, например, можно отнести погашение кредиторской задолженности.

Данный подход предполагает более широкую трактовку понятий "доходы" и "расходы", в рамках которой под доходом понимается любой факт получения денег, а под расходом любой факт выплаты денег.

Отражение доходов и расходов компании по выделенным нами стадиям: капитализации, рекапитализации и декапитализации определяет картину финансового положения предприятия, отражаемую в ее бухгалтерской отчетности. Так, чем больше объем декапитализированных расходов, тем меньше отражаемая в отчетности прибыль. Наоборот, рост капитализации расходов приводит к увеличению бухгалтерской прибыли. Рекапитализация расходов из внеоборотных активов в оборотные (например, путем начисления амортизации) приводит к росту показателей платежеспособности компании. В свою очередь от содержания бухгалтерской информации зависит и ее восприятие пользователями отчетности, и принятие ими управленческих решений.

Возможность влияния на суммы капитализации, рекапитализации и декапитализации расходов бухгалтер получает через учетную и договорную политику. Таким образом, реализуя учетную и договорную политику, мы фактически моделирует бухгалтерскую отчетность, влияя на мнения и управленческие решения ее пользователей.

Возможность выбора методов оценки доходов и расходов, прежде всего, зависит от определения момента их возникновения (признания) в бухгалтерском учете. Так, например, договор на выполнение работ заключается на 100 000 тенге. В ходе исполнения договора уточняется объем подлежащих выполнению работ. В результате акт подписывается на 90 000 тенге. В дальнейшем стороны заключают дополнительное соглашение к договору о предоставлении заказчиком подрядчику коммерческого кредита, в результате чего к моменту погашения задолженности ее сумма возрастает до 105 000 тенге. Таким образом, если моментом признания дохода определяется заключение договора, доход будет оценен в 100 000, а последующее изменение этой суммы до 90 000 и 105 000 будут отражены как дополнительные убытки (10 000) и прибыли (15 000). Если доходы будут отражаться (признаваться) в учете после исполнения договора подрядчиком, доход оценивается в 90 000, и в дальнейшем изменение его величины до 105 000 будет зафиксировано как прибыль. И, наконец, в случае, когда единственным основанием признания дохода будет служить получение от заказчика денег, сумма отраженного в бухгалтерском учете дохода составит 105 000 тенге.

Существующее в теории многообразие вариантов оценки доходов и расходов в практике официального бухгалтерского учета ограничивается предписаниями нормативных актов, которые из всего спектра возможных решений выбирают какой-либо один способ, либо их оговоренное число.

Порядок отражения доходов и расходов в официальном бухгалтерском учете задан предписаниями нормативных документов. Но и здесь с помощью учетной политики бухгалтер может, отражая доходы и расходы посредством одного из возможных методов, моделировать картину финансового положения компании, представляемую во внешней финансовой отчетности. В управленческом учете выбор методов оценки доходов и расходов, их признания и распределения по отчетным периодам должен быть задан информационными потребностями пользователей отчетности. При этом выбор этот может отнюдь не ограничиваться одним из возможных вариантов.

 




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последние годы в литературе по бухгалтерскому учету часто встречается новое понятие – принцип бухгалтерского учета.

Принцип – основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения.

Принципы отражения информации в системе финансового учета могут быть сгруппированы следующим образом:

- принцип двойной записи (double entry);

- принцип единицы учета (accounting entity);

- принцип периодичности (periodicity);

- принцип продолжающейся деятельности (going concern);

- принцип денежной оценки (monetary measurement);

- принцип начислений (accrual basis): принцип регистрации дохода (realisation concept), принцип соответствия (matching concept);

- принцип осмотрительности (prudence, conservatism).

Принцип двойной записи предполагает использование двойной записи при ведении учета и составлении финансовой отчетности. Проводки в учете могут быть как простые (один дебет и один кредит), так и сложные (несколько дебетов и несколько кредитов), однако общая сумма по дебету должна быть равна общей сумме по кредиту. Данный способ представляет собой специфику ведения финансового учета.

Принцип единицы учета означает, что для целей учета предприятие отделено от своих владельцев (собственников) и от других предприятий. Его также называют принципом хозяйственной, или экономической, единицы. Отделение предприятия от собственников и от других предприятий позволяет корректно учитывать результаты его деятельности.

Для индивидуальных частных предприятий использование этого принципа означает отделение операций собственника от операций предприятия. Например, изъятие собственником денежных средств из кассы не является расходом предприятия, а представляет собой изъятие владельца (отметим, что в США для целей налогообложения собственник не отделяется от своего предприятия, которое для целей финансового учета рассматривается отдельно).

Для корпораций отдаленность собственников от деятельности предприятия является очевидной: акционеры, финансируя деятельность, не имеют возможности управлять ею. Такая ситуация ведет к тому, что акционеры несут наибольшие риски и больше чем другие пользователи заинтересованы в информации, отражаемой в финансовой отчетности.

Принцип периодичности требует регулярного составления отчетности. Хозяйственная деятельность предприятия является непрерывным процессом, и для того, чтобы оценить ее результаты, необходимо искусственно зафиксировать момент времени (отчетную дату), когда будет зафиксировано финансовое состояние предприятия. За период между двумя отчетными датами (отчетный период) можно определить изменение финансового состояния, получив результат деятельности предприятия за отчетный период. Основным отчетным периодом считается год; отчетной датой может являться любой календарный день года. Таким образом, на отчетную дату за отчетный период составляется финансовая отчетность предприятия, характеризующая его деятельность.

Принцип продолжающейся деятельности заключается в том, что финансовая отчетность составляется исходя из предположения, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. у него нет ни намерения, ни необходимости прекращать свою деятельность. На основе этого принципа вырабатываются определенные правила оценки статей отчетности, в частности, использование первоначальной стоимости.

Принцип денежной оценки состоит в том, что вся информация в финансовой отчетности оценивается в денежном выражении. В международной практике используются различные оценки. Можно выделить следующие варианты таких оценок:

первоначальная стоимость (historical cost) – сумма денежных средств, затраченная на приобретение актива;

стоимость замещения, или текущая стоимость (replacement/current value) – сумма денежных средств, которая должна быть уплачена в настоящий момент для приобретения (замещения) данного актива;

рыночная стоимость, или стоимость реализации (market value/realisable value) – сумма денежных средств, которая может быть получена от реализации актива в настоящий момент;

чистая стоимость реализации (net realisable value) – сумма денежных средств, которая может быть реально получена от продажи актива в настоящий момент за вычетом расходов на реализацию;

приведенная стоимость (present value) – текущая стоимость будущих потоков денежных средств;

справедливая стоимость (fair value) – стоимость, по которой активы могут быть обменены между двумя независимыми и желающими это сделать сторонами.

Принцип начислений предусматривает, что доходы и расходы должны быть отражены в том отчетном периоде, когда они возникли, а не когда уплачены или получены деньги. Необходимость данного принципа обусловлена периодичностью составления финансовой отчетности. Иногда этот принцип разделяют на две составляющие: принцип регистрации дохода и принцип соответствия.

Принцип регистрации дохода подразумевает, что доход отражается в том отчетном периоде, когда он заработан (earned), т.е. предприятие завершило все действия, необходимые для его получения, и реализован (realized), т.е. получен или явно может быть получен, а не когда получены денежные средства. Исключение составляют методы поэтапного выполнения контракта (percentage of completion method) и продажи в рассрочку (installment method).

Принцип соответствия требует отражения в отчетном периоде только тех расходов (expenses), которые привели к доходам данного периода. В некоторых случаях связь между доходами и расходами является очевидной (например, прямые расходы материалов), в других случаях – нет, поэтому для них предусмотрены определенные правила. Некоторые затраты относятся на отчетный период, т.е. являются расходами периода, поскольку они возникли в данном периоде (периодические затраты – period cost), хотя их нельзя связать напрямую с доходом данного периода. Некоторые затраты распределяются во времени, т.е. относятся на расходы разных отчетных периодов частями, поскольку приводят к доходам, получаемым в разные отчетные периоды (например, распределение первоначальной стоимости основных средств во времени путем амортизации). В общем виде правило для отражения затрат в учете может быть сформулировано следующим образом: если затраты приводят к текущим выгодам, они отражаются как расходы отчетного периода; если затраты приводят к будущим выгодам, они отражаются как активы и списываются на расходы в будущих отчетных периодах; если затраты не приводят ни к каким выгодам, они отражаются как убытки отчетного периода.

Суть принципа осмотрительности состоит в большей готовности к учету потенциальных убытков, чем потенциальных прибылей, что выражается в оценке активов по наименьшей из возможных стоимостей, а обязательств – по наибольшей. В качестве примера применения данного принципа можно привести правило оценки запасов по наименьшей из возможных величин – себестоимости или рыночной цене. Если рыночная стоимость меньше, это означает возможный потенциальный убыток, поэтому стоимость запасов должна быть снижена до рыночной цены и признан убыток в отчете о прибылях и убытках. Отметим, что этот принцип действует только для ситуации неопределенности и не означает создания скрытых резервов или искажения информации.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Методические рекомендации по применению Международных стандартов бухгалтерского учета. Астана: Министерство финансов, 2006

2. Александер Д., Бриттон А., Йориссен Э.Межународные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике. /перевод с англ. Бабкина В.И., Седовой Т. В. – М.: Вершина, 2005

3. Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Омега-Л, 2006

4. Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. Принципы перехода и применения. Алматы: ЦДБ, 2006

5. Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. МСФО в Казахстане: принципы перехода и применения. Алматы: LEM, 2006

6. Международные стандарты финансовой отчетности: теория и практика. / справочное руководство. Алматы. 2007

7. Назарова В.Л. Бухгалтерский учет. Учебник. Алматы: Экономика. 2003

8. В.К. Радостовец. Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы-2004

9. Нурсеитов Э. О., Нурсеитов Д.Э. Практика бухгалтерских расчетов. – Алматы. 2006

10. Трансформация баланса с КСБУ на МСФО. Алматы. 2006

11. Сборник методических рекомендаций по применению международных стандартов финансовой отчетности. Алматы: БИКО. 2006

12. Проект концепции развития отрасли бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 2007 -2009 годы

13. А. Абдыманапов., С. Раимов. Принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Алматы, 2005

14. Салина А.П. Принципы бухгалтерского учета. Алматы,2003

Дата: 2019-07-24, просмотров: 236.