Социальные педагоги - специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Спектр их деятельности широк и разнообразен. В зависимости от профиля специализации, социальный педагог может работать непосредственно в жилом доме или специализированном учреждении (отделении социальной помощи, детском доме, центре реабилитации, социальном приюте, медико-психологической консультации, телефоне "Доверие" и др.). Особая специальная категория этих специалистов работает в закрытых учреждениях (детских колониях, лечебницах, госпиталях и других).
Забота социального педагога распространяется практически на все возрастные категории населения и предусматривает активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи и личности. Являясь посредником в системе их взаимодействия, этот институт влияет на становление гуманистических, доброжелательных, нравственно здоровых отношений в социуме, формирование системы ценностных ориентации личности - к социальному окружению, природе, к своему здоровью.
Опираясь на практический опыт социальной работы, в нашей стране можно выделить следующие наиболее базовые характеристики социальных педагогов независимо от профиля, специализации:
способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между ребёнком, семьей с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами, с другой, выполнять своеобразную роль "третьего человека", связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;
умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать ребёнка к той или иной деятельности;
умение работать в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего появлению инициативы, активной, субъективной позиции ребёнка;
способность соучаствовать, coпepеживать ребёнку в решении его проблем;
умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных, коммуникабельность, экстравертность.
Для этого социальный педагог должен знать:
основные закономерности развития личности, специфику потребностей различных категорий и возрастных групп, их интересов, установок, мотивов, степень их удовлетворенности, специфику работы в специальной среде, в семье, в объединениях, группах, компаниях, современное состояние и тенденции развития подростковых и молодежных сообществ, движений, организаций, их роль, место и влияние на личность ребенка, подростка, функции и права системы государственных и общественных институтов, социально-педагогические, демографические, экологические особенности среды, в которой организуется работа, принципы организации досуга, общения, организации свободного времени;
основы трудового законодательства, правила охраны труда, техники безопасности, дорожного движения, пожарной безопасности;
методику диагностических исследований и развития личности, семьи, среды;
навыки влияния на организацию социально ценных видов общественной, трудовой и досуговой деятельности;
методы анализа и программирования своей работы в социуме;
методы работы с семьей и оказание ей помощи и поддержки, методики работы с различными "группами риска", с категориями, нуждающимися в особой защите (дети с дивиантным поведением). У социального педагога основная роль - воспитательная функция социальной помощи и защиты.
Социальный педагог, помимо профессиональных навыков, общекультурной и мировоззренческой подготовки, должен обладать рядом способностей, определенным набором психологических характеристик. Также, важным является знание компьютера и наличие навыков работы на нём, что помогает социальному педагогу оперативно проводить различные тестирования для выявления основных свойств личности.
При решении вопроса о профессиональной пригодности претендентов на роль социального педагога, необходимо определять:
моральные качества;
преимущественные мотивы поведения;
отношение к окружающей действительности;
социальную сознательность;
уровень мотивации при выборе профессии;
профессиональные установки;
широту кругозора;
удовлетворенность собой и выбором профессии;
симптомы усталости.
Выше перечислены требования, предъявляемые к социальному педагогу с учётом специфики его деятельности. Более конкретные квалификационные требования, которые закреплены на законодательном уровне, представлены в Постановлении Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации". Настоящие тарифно-квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями и специалистами, а также обеспечению единства в определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований по разрядам оплаты.
В требованиях имеются исключения. Так, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных тарифно-квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
В Постановлении устанавливаются следующие должностные обязанности специалиста по социальной работе, которым и является социальный педагог:
выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и осуществляет их патронаж;
устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;
содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы;
способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением;
дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты;
помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;
содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения;
представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д.;
организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде;
координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам;
участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории;
повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.
Социальный работник должен знать:
особенности психологии личности и отдельных категорий населения;
национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;
теорию и практику социальной работы;
основные направления в проводимой политике социальной защиты населения;
законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения;
работу органов и учреждений социального обслуживания;
отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.
Кроме этого, устанавливаются требования к квалификации по разрядам оплаты:
8 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование и индивидуальная подготовка и стаж работы в должности социального работника не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 3 лет;
9 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 1 года или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет;
10 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 2 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 4 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет;
11 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет;
12 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 7 лет;
13 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование, стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет и наличие научно-методических разработок по профилю работы.
В заключение необходимо отметить, что значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения в современном обществе отводится сотрудничеству семьи и школы. Семья должна оказывать помощь школе в воспитании детей. Но, к сожалению, слабое знание некоторыми родителями основ педагогики, их неумение, а порой и нежелание воспитывать собственных детей, накладывается заметным отпечатком на личности ребёнка, на его социальной адаптации в детском коллективе. И именно социальный педагог должен выявлять таких детей и проводить социальную работу не только с ними, но и с их родителями, применяя при этом все возможные рычаги воздействия и убеждения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.