В Конституции Республики Беларусь устанавливается правило о том, что государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод граждан.
Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности (ст.59) [26].
В настоящее время важное значение имеет обеспечение прав и свобод граждан непосредственно аппаратом исполнительной власти и надзорных органов. Необходимо заметить, что в ст. 40 Конституции Республики Беларусь провозглашено право индивида направлять личные или коллективные обращения в государственные органы [20, c 53].
Судебный контроль за законностью действий администрации по отношению к гражданину является наиболее эффективным способом защиты его прав. Судебный контроль за деятельностью государственной администрации связан, прежде всего, с обеспечением конституционного права человека и гражданина на государственную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 10 Конституции РБ).
В начале 90-х годов в Республике Беларусь был принят ряд законов, которые возложили на суды рассмотрение многочисленных дел по спорам, связанным с регулированием земельных, жилищных, налоговых, экономических отношений, а также отношений в области охраны здоровья населения, окружающей среды и ряда других. При этом речь идет не о гражданско-правовых, а об административных спорах. В этом споре в качестве одной из сторон выступает орган исполнительной или представительной власти, от которого, по сути дела, зависит решение о реализации конкретного субъективного права гражданина [19, c 78].
В процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях может быть заложена позиция о процедуре обжалования неправомерных действий администрации и должностных лиц [20, c 53].
Один из наиболее полных перечней способов защиты прав и свобод граждан был предложен Н.Г Салищевой:
ü судебный контроль за деятельностью администрации, имея в виду полномочия общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможную организацию системы органов административной юстиции;
ü административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. К такому же способу можно отнести президентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственных органов;
ü организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) граждан в органах исполнительной власти;
ü прокурорский надзор за законностью деятельности отдельных структур исполнительной власти, а также за органами местного управления и самоуправления;
ü контроль со стороны представительных органов государственной власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с учетом общего требования разделения законодательной и исполнительной властей.
Однако данный перечень способов и средств защиты прав и свобод человека недостаточно полон, и предлагаем дополнить его административно-правовой защитой милицией личных прав граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности и защитой прав осужденных.
Судебный контроль за законностью действий администрации по отношению к гражданину является наиболее эффективным способом защиты его прав. Судебный контроль за деятельностью государственной администрации связан, прежде всего, с обеспечением конституционного права человека и гражданина на государственную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 10 Конституции РБ).
В начале 90-х годов в Республике Беларусь был принят ряд законов, которые возложили на суды рассмотрение многочисленных дел по спорам, связанным с регулированием земельных, жилищных, налоговых, экономических отношений, а также отношений в области охраны здоровья населения, окружающей среды и ряда других. При этом речь идет не о гражданско-правовых, а об административных спорах. В этом споре в качестве одной из сторон выступает орган исполнительной или представительной власти, от которого, по сути дела, зависит решение о реализации конкретного субъективного права гражданина.
Хотелось бы так же отметить роль Президента Республики Беларусь в административном процессе. Функции Президента как гаранта прав человека – издавать нормативные правовые акты. В соответствии со ст.85 Конституции Республики Беларусь Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории нашего государства. Право законодательной инициативы и право вето, которыми обладает Президент, могут использоваться им для защиты прав человека.
В соответствии со ст.40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы.
Анализируя данное конституционное положение, видим, что большую роль в системе защиты прав и свобод человека играет организация приема граждан и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб граждан) в органы исполнительной власти. Это положение в настоящее время более подробно регламентируется Законом Республики Беларусь «Об обращении граждан» [17].
По обращению граждан соответствующими органами должны принимать меры по, направленные на восстановление нарушенных прав, улучшение работы аппарата управления, укрепление режима законности. Обращения могут быть как индивидуальными, так и коллективными, устными или письменными.
Также весьма значительна роль административно-правовой защиты прав милицией в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Данная тема весьма актуальна в наше время, так как именно в данных областях совершается больше всего нарушений. Именно работники внутренних дел следят за сохранностью правового статуса личности.
Понятие «правовой статус» неоднозначно трактуется в научной литературе. Представляется, что под правовым статусом гражданина следует понимать систему гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности, которые в определенной мере удовлетворяют потребности человека, создают условия для его всестороннего и гармоничного развития, закрепляют обязанность (в определенных случаях) его юридической ответственности, на основе закона определяют действия государства и других субъектов.
Основаниями для обладания правами и обязанностями являются гражданство и правовая связь с государством. При этом принадлежность к государству закрепляется в юридической форме, регулируется институтом гражданства, где определены порядок, условия его приобретения и утраты. Поэтому потеря связи гражданина с государством влечет за собой изменение всего комплекса правового статуса (личных прав, свобод и обязанностей).
В содержание правового статуса входят и специальные (юридические) гарантии прав личности — правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их защити в случае нарушения. Ведь только при их помощи обеспечиваются реализация личных прав граждан, их защита.
Каждый компонент правового статуса — правовая ответственность личности. Государство вправе требовать от всех граждан правомерного поведения в строгом соответствии с юридическими нормами, которые устанавливаются в форме обязанностей, определяющих должное поведение гражданина. За их невыполнение предусматриваются меры юридической ответственности.
Таким образом, правовой статус гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина определяется конкретной системой юридических прав, свобод, обязанностей. Граждане Республики Беларусь в соответствии со ст.37 Конституции РБ обладают всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и свобод. Это нашло свое закрепление и развитие и в других законах, регулирующих наиболее существенные изменения отношений и учитывающих вновь появляющиеся при формировании правового государства права и обязанности личности.
Вместе с тем защита прав граждан в сфере административно-правовых отношений на определенных стадиях реализации этих прав выступает самостоятельная категория. Это проявляется в процессе защиты нарушенных прав по инициативе самого гражданина посредством подачи заявления, а также в процессе юрисдикционной деятельности милиции [33, c 5].
Таким образом, в нашей республике действует определенный механизм судебного контроля за органами администрации в целях защиты прав человека и гражданина. Вместе с тем следует отметить, что данный механизм нуждается в более четком правовом регулировании в части установления специфических процессуальных правил рассмотрения дал, вытекающих из административно-правовых отношений.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 181.