На тему: «Направления и методы реализации инновационной политики в России»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На тему: «Направления и методы реализации инновационной политики в России»

 

Выполнила:

студентка 2 курса СПО Группы С-16

Киселёва Елизавета Евгеньевна

Проверила:

Маринец Елена Витальевна

Отметка о допуске к защите

Защита с оценкой

Дата

Геленджик 2008



Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………...………3

1. Сущность и принципы государственной инновационной политики.     ……………………………………………………………………..………...4

2. Формирование государственной инновационной политики ……………6

3. Государственная поддержка инновационной деятельности  ……………7

4. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития……………………………………………………………………………8

5. Инструменты государственной инновационной политики…………….11

6. Федеральные целевые программы в сфере инновационной  политики РФ…………………………………………………………………………………17

7. Создание эффективно функционирующей национальной инновационной систем………………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………28

Используемая литература……………………………………………………….32



Введение.

 

Эта работа посвящена исследованию государственной инновационной политики, её составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы России как основной платформы её осуществления. Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за её воплощения ведомства и организационные структуры. Важно осветить те приоритетные направления, по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Осветить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности. Для более глубокого понимания того что мы имеем в текущей исторической перспективе приведу данные по состоянию отдельных отраслей экономики, в частности отрасли высоких технологий.

Для более наглядного представления о том, как правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Конечно не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении. Не останется в стороне от рассмотрения и важнейшие программы научно-технического развития России, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах. Ну и наконец, несколько слов необходимо сказать о самой инновационной системе РФ. Сейчас она находится в периоде становления. Надо сказать, государство эту идею далеко не отпускает. В глубинах соответствующих ведомств разрабатываются программные документы, в которых закрепляются основные компоненты и их взаимосвязь. 



Инструменты государственной инновационной политики

 

Банк Развития

Государство создаёт особую структуру, призванную осуществлять целевое финансирование инновационной деятельности в РФ. В подкрепление деятельности банка, будет создана нормативно правовая база. Банк будет создаваться на базе Внешэкономбанка, его дочернего Росэксимбанка и государственного Российского банка развития (РосБР).

Главные задачи Банка развития - финансирование инфраструктурных проектов, «участие в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства»[5](через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта.

Понятие высокотехнологичного производства - весьма растяжимое. Скорее, проекты с высокой добавленной стоимостью. Это дело хорошее, но весьма рискованное. То есть, по сути - венчурные проекты. Что же касается экспорта, то здесь главная загвоздка - страхование. И банк - не страховое агентство.

«Глава Внешэкономбанка В.Дмитриев полагает разумным закрепить за БР участие в экспертизе инвестиционных проектов, их сопровождение, в том числе посредством вхождения в капитал и руководящие органы реализующих проект компаний.»[18]

«До 2011 года банк вложит в инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство, ВПК около $35 млрд»[14]

Эксперты на основании статистического исследования развития среднего бизнеса в период с 2000 по 2005 год (объектом анализа были 5 тысяч компаний с оборотом от 10 до 100 млн долларов) пришли к таким выводам:

В среднем бизнесе уже присутствует большой сегмент компаний, которые активно модернизировались. Таких компаний примерно треть.

За 2004-2005 годы в суммарном основном капитале среднего бизнеса доля модернизированных компаний выросла до 60%.

Среди этих модернизированных компаний только треть показывает быстрый рост выручки и высокую прибыль одновременно.

Лидеры вкладывают деньги в развитие собственных систем распространения продукции и оставляют прибыли у себя.

Этим объясняется рыночный спрос на инфраструктурный капитал.

Эксперты характеризуют успешную компанию среднего бизнеса как компанию с современным оборудованием и большими производственными возможностями для расширения выпуска. Но с очень высокими затратами на аренду помещения, коммунальные услуги и высокими затратами на системы распространения (логистика, дилеры, склады). С очень небольшим долговым обременением.

 

Технопарки.

Технопарк - это организация, управляема профессионалами, чьей целью является повышение благосостояния общества через продвижение инноваций и конкурентоспособности, связанных с ней бизнесов и образовательных и исследовательских учреждений. «Технопарки в сфере высоких технологий должны предоставлять набор необходимых услуг предприятиям, размещенным на территории технопарка в сфере высоких технологий, что позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности.»[9] В мире наблюдается настоящий технопарковый бум. Из 343 членов Международной ассоциации технопарков (IASP) 25% были созданы после 2000г. (остальные - в период с 1950 по 2000г.). Около 60% технопарков в IASP расположены так, что в радиусе 50 км от них находится пять или более вузов, а в 88% это бизнес-инкубаторы.

Также удобнее начинать с небольшого технопарка, чтобы расти развиваясь. Почти половина (40%) членов IASP расположены на территории меньше 20 га, только 26% управляют какой-либо жилой недвижимостью. В России же решили все сделать с размахом: все проекты, за исключением технопарка в Татарстане (13,5 га), имеют общую площадь земельного участка не менее 60 га и планируют строительство жилья.

Объем инвестиций из федерального бюджета в развитие технопарков в России в 2007-2010 гг. составит около 10 млрд руб., по данным заседания расширенной коллегии Министерства информационных технологий и связи РФ. Такую же сумму инвестируют регионы, в которых будут построены технопарки, сообщает РБК.

В 2007 году из федерального бюджета будет выделено около 2 млрд руб., в 2008 году — 2,5 млрд руб., в 2009 году — 2,7 млрд руб., в 2010 году — 2,7 . руб.

В Минсвязи рассчитывают, что к 2011 году число сотрудников технопарков достигнет 75 тыс., а стоимость произведенной продукции и услуг составит около 117 млрд руб. Строительство технопарков ведется в семи «пилотных» регионах России: Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской, Калужской областях, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.

Один из таких технопарков создается в Нижнем Новгороде – это IТ-парк "Анкудиновка" (от названия Анкудиновского шоссе, в районе которого проектируется строительство). По словам заместителя губернатора Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям Валерия Лимаренко, общая стоимость создания IT-технопарка "Анкудиновка" составит 15 млрд. рублей. Количество новых высококвалифицированных рабочих мест, которые планируется создать в IT-технопарке к 2011 году, составляет 13 тысяч. Технопарк будет занимать площадь около 62 га, из которых 90 тыс. кв. м будет занимать общественно-деловой центр и 225 тыс. кв. м – жилые дома.

В создании технопарка примут активное участие компании Intel, "Мера", "Телма" и некоторые другие. Бюджетная часть финансирования строительства IT-технопарка составит 2905 млн. руб., из которых до 2010 года 50% будет выплачено из областных и столько же - из федеральных средств. Строительство запланировано на 2007–2010 годы.
IT-парк "Анкудиновка", работа которого будет сосредоточена, в первую очередь, на производстве программных продуктов на экспорт, - самый крупный из семи аналогичных парков, предусмотренных государственной программой. Второй этап программы предполагает завершение строительства и ввод в действие объектов первой очереди создаваемых технопарков, а также размещение на их территории первых предприятий, привлечение значительных зарубежных инвестиций в фонд совместного инвестирования и увеличение количества финансируемых перспективных проектов.

Общий объем инвестиций в строительство составляет 15 млрд. рублей, в том числе 1,5 млрд. рублей выделяется из бюджета Нижегородской области, 1,6 млрд. – из федерального бюджета. Еще 11,9 млрд. рублей обеспечат частные инвесторы, которым отдается строительство офисных зданий, отеля, торгового и спортивного центров и жилья. Предполагаемый срок окупаемости частных вложений не превысит шести лет.

 


Наукограды.

Термин наукоград был введен в научный оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание считать эту дату началом формирования государственной политики в отношении наукоградов. Однако сами объекты политики - поселения, за которыми в 90-х годах прошлого столетия закрепился термин наукоград - образовались значительно раньше (в период существования СССР).        

Первым наукоградом Российской Федерации стал город Обнинск Калужской области - в 2000 году. До 2004 года статус наукограда присваивался Указом Президента Российской Федерации сроком на 25 лет с утверждением программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов России (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцове Новосибирской области, город Мичуринск Тамбовской области).

В 2004 году статус наукограда Российской Федерации не присваивался. Начиная с 2005 года, процедура присвоения статуса заметно упростилась. Он стал присваиваться постановлением Правительства Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус к настоящему времени получили три города (г. Петергоф, город Пущино Московской области, город Бийск Алтайского края).

С другой стороны существуют серьёзные барьеры для развития Наукоградов в России. В первую очередь это проблемы связанные с муниципальным устройством и самоуправлением на местах. Зачастую интересы муниципальных образований – наукоградов и Академгородков расходятся с федеральными. В первую очередь по финансовым и политическим соображениям. Поэтому в данной исторической перспективе сложно ожидать увеличения роли наукоградов в общем вкладе в инновационную систему России.



Заключение.

Необходимо отметить, что для стабильного функционирования инновационной системы, прежде всего, необходимо сформировать законодательную базу. Потому что любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего дохода от его использования 3ми лицами. В этом направлении предприняты серьёзные шаги, что отражено в принятии 4 части ГК.

Многое делается и в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так как в скорее конъюнктура рынка нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.

Пока у нас ещё остаётся определённый запас в ряде отраслей, особенно ВПК и по некоторым отдельным разработкам в области электроники и космоса. Однако в современном мире скорость, с которой этот запас тает, внушает серьёзные опасения за отечественные перспективы. В мире скорость научных исследований растёт с каждым годом, при чём получило широкое распространение, получила специализация и привлечение крупного бизнеса к фундаментальным разработкам. В нашей стране это посыл был принят, и в разработке планов на техническое развитие и перевооружение фигурируют чёткие направления развития науки. Хотя на организационном уровне ощущается нехватка кадров и понимания роли инноваций на местах. Особенно это касается муниципалитетов.

Российская венчурная компания – это шаг правительства в направлении привлечения крупного бизнеса в инновации. Государство предлагает в управление свои деньги, то есть деньги налогоплательщиков конечно, при этом сохраняя права на плоды венчурных проектов. Дело ещё и в том, что ранее было проблематично консолидировать инвестиционные усилия на заданном направлении, теперь же государство как бы говорит, - «Вот вам, пожалуйста, деньги, только разработайте то, что мне надо». Как минусы можно отметь не прозрачность распределения прибыли и рисков по проектам. А так же не проработанные методы контроля за направлениями расходования средств фондов.

Другое дело Банк Развития. Эта организация создаётся на базе уже существующих банков, что делает значительно проще организацию и структурирование финансовых потоков. Важную роль в относительно быстром создании Банка сыграл бывший президент Путин, своим указам лично давший импульс его рождению. Однако у Банка развития много задач и поддержка инновация не является непосредственно главной среди них. Однако условия предоставления финансовых ресурсов подразумевают под собой наличие определенной инновационной составляющей, что дополнительно усиливает его роль в строительстве инновационной системы РФ.

Технопарки, Наукограды и Академгородки пока не имеют серьезного влияния на инновационные процессы в РФ в силу различных причин. Технопраки ещё не успели себя показать. Пока строятся и, надо сказать, весьма активно. Их роль в становлении инновационной системы в официальных документах правительства очень велика. Можно сделать вывод о том, что правительство возлагает серьёзные надежды на технопарки.

А вот с наукоградами всё гораздо хуже. И в первую очередь в связи с проблемами политического характера. Их будущее хотя и туманно, но всё-таки закреплено в соответствующих документах. Исходя из текущей ситуации, можно сделать вывод, что государство не ставит программу развития наукоградов в статус приоритетной.

В Федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012» можно увидеть четкую линию правительства структурировать инновационные усилия в рамках государства, выбрать приоритетные и организовать их финансирование. Это очень важный шаг для России, он отражает понимание верхами требований времени и необходимости адекватного ответа на них, однако делать такой шаг рискованно.

Во–первых, деньги выделяются немалые, но, не дотягивают до уровня мировых лидеров. «На нанотехнологии (а это один из приоритетных проектов), в рамках данной программы, планируется израсходовать 4,4 млрд. руб. за 6 лет, то есть около 27 млн. долларов в год.» [17] Для сравнения: одна полноценная лаборатория, занимающаяся исследованиями в этой области, требует финансирования в объеме около 200 млн. долларов. В целом позитивная динамика в этом направлении есть. Недостаток финансирования, возможно, частично покрыть за счёт образования целевых фондов, совместных предприятий и концентрации усилий на узких, наиболее эффективных направлениях.

Во-вторых, в нашей инновационной системе отсутствуют крупные высокотехнологичные фирмы, которые способны брать на себя решение финансовых и технологических задач. На Западе, несмотря на развитие малого бизнеса и огромную роль государства, ключевым звеном в создании инноваций остается крупное предпринимательство, поскольку именно здесь возможна наиболее полная реализация инновационных стимулов за счет выхода на рынки и получения сверхприбыли.


Используемая литература

 

1 Руководящий документ Правительства РФ от 05.08.2005-ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

2 Постановление Правительства РФ № 281 от 16.07.2004-ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСВЕ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ

3 Письмо Президента РФ № ПР-576 от 30.03.2002-ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

4 Приказ Президента РФ № ПР-578 от 30.03.2002-ПЕРЕЧЕНЬ КРИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 Федеральный закон Федерального Собрания РФ №82-ФЗ от 17.05.2007-О БАНКЕ РАЗВИТИЯ

6 Постановление Правительства РФ №54 от 29.01.2007-О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы

7 Распоряжение Правительства РФ № 977-Р от 06.07.2006-ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно технического комплекса РФ» на 2007 – 2012 годы

8 Постановление Правительства РФ № 516 от 24.08.2006-ОБ ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «Российская венчурная компания»

9 Распоряжение Правительства РФ N328-р от 10 марта 2006 года- ОБ ОДОБРЕНИИ ГОСПРОГРАММЫ «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

10 Федеральный закон от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» с внесенными изменениями Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ;

11 Распоряжение Администрации Президента Российской Федерации от 2 июня 2005 г. № 694

12 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1761-р

13 Распоряжение Правительства РФ от 11.12.2002 N 1764-р
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ"



Человек и труд № 5 2004

16 Солнцев О. и Ивантер А. статья "Шанс не зарыть деньги". “Эксперт” 26 февраля 2007 г.,

17 Гурова Т, Полунин Ю//Инфраструктура для национального рынка.. 2007

18 Гурвич В //"Ждет ли Россию венчурный бум", "Деловые люди", No192, март 2007 г

19 Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М.//Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран) Учебник, (ГРИФ). 2005

20 Барышева А.В.//Инновационный менеджмент (учебное пособие)

21 Дерягин А.В./Наука и инновационная экономика в России // "Инновации" 2005г.

22 Дынкин А.А./Место России в мировом технологическом пространстве.//Национальная инновационная система, ВК ЗАО “Экспоцентр”, 2003г.

23 http://sci-innov.ru/ - Федеральный портал по научной и инновационной деятельности

На тему: «Направления и методы реализации инновационной политики в России»

 

Выполнила:

студентка 2 курса СПО Группы С-16

Киселёва Елизавета Евгеньевна

Проверила:

Маринец Елена Витальевна

Отметка о допуске к защите

Защита с оценкой

Дата

Геленджик 2008



Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………...………3

1. Сущность и принципы государственной инновационной политики.     ……………………………………………………………………..………...4

2. Формирование государственной инновационной политики ……………6

3. Государственная поддержка инновационной деятельности  ……………7

4. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития……………………………………………………………………………8

5. Инструменты государственной инновационной политики…………….11

6. Федеральные целевые программы в сфере инновационной  политики РФ…………………………………………………………………………………17

7. Создание эффективно функционирующей национальной инновационной систем………………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………28

Используемая литература……………………………………………………….32



Введение.

 

Эта работа посвящена исследованию государственной инновационной политики, её составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы России как основной платформы её осуществления. Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за её воплощения ведомства и организационные структуры. Важно осветить те приоритетные направления, по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Осветить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности. Для более глубокого понимания того что мы имеем в текущей исторической перспективе приведу данные по состоянию отдельных отраслей экономики, в частности отрасли высоких технологий.

Для более наглядного представления о том, как правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Конечно не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении. Не останется в стороне от рассмотрения и важнейшие программы научно-технического развития России, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах. Ну и наконец, несколько слов необходимо сказать о самой инновационной системе РФ. Сейчас она находится в периоде становления. Надо сказать, государство эту идею далеко не отпускает. В глубинах соответствующих ведомств разрабатываются программные документы, в которых закрепляются основные компоненты и их взаимосвязь. 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 156.