Расчет расходов по доставке
Чтобы рассмотреть на конкретном примере расчет расходов по доставке возьмем конкретный маршрут доставки на 1 машине, который схематично изобразим на рис. 6:
Рисунок 6 – Маршрут движения
Чтобы рассчитать расходы по данному маршруту воспользуемся формулой:
СТОИМОСТЬ ДОСТАВКИ = ТАРИФНАЯ СТАВКА ∙ ВРЕМЯ +РАСХОДЫ НА БЕНЗИН
Тарифная ставка составляет: на собственных машинах предприятия – 140 руб./час; на наемных машинах – 200 руб./час.
Общее время, которое затрачено на весь маршрут будет составлять время проезда от точки до точки плюс время простоя в каждой точке. Итого:
(20 мин + 30 мин + 15 мин +25 мин +30 мин + 20 мин + 40 мин)+ 1 ч 40 мин = 4 ч 20 мин
Расходы на бензин рассчитаем по следующей формуле:
РАСХОДЫ НА БЕНЗИН = РАССТОЯНИЕ ∙ СТОИМОСТЬ 1 Л БЕНЗИНА ∙РАСХОД/1 КМ
Нам известно, что общее расстояние составило 25 км, стоимость бензина на 2008 г. – 19,7. Далее нам необходимо знать расход бензина на 1 км.
Существуют нормы расходы бензина по маркам машин:
На ГАЗ – 17 л на 100 км
На ЗиЛ – 35 л на 100 км.
Рассчитаем расход бензина на 1 км методом пропорции:
По ГАЗу – 100 км – 17 л
1 км - х л
17
отсюда х = ----- = 0,17 л/км
100
По ЗиЛу – 100 км – 35 л
1 км - х л
35
отсюда х = ------ = 0,35 л/км
100
РАСХОДЫ НА БЕНЗИН (По ГАЗу) = 25 ∙ 19,7 ∙ 0,17 = 83,73 руб.
РАСХОДЫ НА БЕНЗИН (По ЗиЛу) = 25 ∙ 19,7 ∙ 0,35 = 172,4 руб.
Далее мы можем рассчитать стоимость доставки:
По ГАЗу
На собственной машине:
СТОИМОСТЬ ДОСТАВКИ = 140 р ∙ 4,2 + 83,73 р = 671,73 руб.
На наемной машине:
СТОИМОСТЬ ДОСТАВКИ = 200 р ∙ 4,2 + 83,73 р = 923,73 руб.
По ЗиЛу
На собственной машине:
СТОИМОСТЬ ДОСТАВКИ = 140 р ∙ 4,2 + 172,4 р = 760,40 руб.
На наемной машине:
СТОИМОСТЬ ДОСТАВКИ = 200 р ∙ 4,2 + 172,4 р = 1012,40 руб.
Расчет рентабельности поставки
Различные поставки бывают на различные суммы. Иногда поставка одному клиенту достигает нескольких тонн, но имеет меньшую прибыль, чем поставка клиенту с небольшим тоннажом, но большей прибылью. Чтобы знать выгодна поставка или нет рассчитывают ее рентабельность.
Для этого применяют следующую формулу рентабельности:
прибыль
Р = ------------------ х 100 %
товарооборот
Рассчитаем рентабельность поставки 1 клиенту. Известно, что оборот составил 3772,7 руб., а прибыль от данной поставки 257,43 руб.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ = (257,43 ÷ 3772,7)∙100 = 6,82 %
Расчет рентабельности данной поставки нам показывает количество прибыли, приходящейся на 1 руб. оборота. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что данная поставка имеет небольшую рентабельность.
Анализ расходов по доставки за год.
Сделаем анализ расходов по доставке за год, для этого берется отчетный год – 2008, и предшествующий – 2007 г.(табл. 3).
Чтобы сравнить расходы необходимо рассчитать темп роста, цепные темпы роста, базисные темпы роста, а также рассмотреть оборот в сопоставимых ценах.
1) Рассчитаем темп роста, для этого отчетный год разделим на предшествующий и полученную сумму умножим на 100 % (111800/96640х100).
2) Рассчитаем оборот в сопоставимых ценах, для этого товарооборот разделим на индекс цен (3798,73/1,01).
3) Рассчитаем цепные темпы роста. Затраты текущего месяца разделим на затраты предшествующего и умножим на 100 % (100100/96640х100).
4) Рассчитаем базисные темпы роста. Затраты текущего месяца по сравнения с начальным месяцем года умноженное на 100 (110400/96640х100).
Из проведенного анализа можно сделать вывод об увеличении расходов за 2008 г. на 25,7 % , а в 2007 г. лишь на 14 %. Поскольку, как видно, в целом увеличился оборот, причем не только за счет увеличения индекса цен, то такое увеличение расходов вполне оправдано.
Также из проведенного анализа видно, резкое увеличение темпов роста расходов, которое не связано с оборотом, что объясняется увеличением цен на бензин в 2008 г.
В целом можно сказать, что расходы по доставке увеличивались с повышением товарооборота. Если в 2007 г. на 2399,15 тыс.руб. оборота было 96640 руб. затрат, то в 2008 г. - 3798,73 тыс.руб. оборота пришлось 111800 руб. затрат по доставке. Также расходы по доставке напрямую связаны с различными факторами.
Таблица 3 - Анализ расходов по доставке
| месяц | затраты 2007г., в руб. | затраты 2008г., в руб. | Темп роста, в % | товарооборот,в т. руб. | индекс цен | оборот в сопост. ценах | цепные темпы роста, в % | базисные темпы роста | |||||
2007 г. | 2008 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1 | январь | 96640 | 111800 | 115 | 2399,15 | 3798,73 | 1,01 | 1,01 | 2375,4 | 3761,12 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2 | февраль | 100100 | 115100 | 115 | 2567,31 | 4112,35 | 1,01 | 1,01 | 2541,89 | 4071,63 | 103,6 | 103 | 103,6 | 103 |
3 | март | 101060 | 120300 | 119 | 2778,99 | 4421,98 | 1,02 | 1,02 | 2698,05 | 4335,27 | 100,9 | 104,5 | 104,6 | 107,6 |
4 | апрель | 102050 | 122500 | 120 | 2811,13 | 4560,5 | 1,03 | 1,03 | 2729,25 | 4427,67 | 101 | 101,8 | 105,6 | 109,6 |
5 | май | 102250 | 124800 | 122 | 3045,69 | 4743,65 | 1,05 | 1,05 | 2900,66 | 4517,76 | 100,2 | 101,8 | 105,8 | 111,6 |
6 | июнь | 102600 | 128200 | 125 | 3136,8 | 4973,33 | 1,06 | 1,06 | 2959,24 | 4692,12 | 100,34 | 102,7 | 106,2 | 114,7 |
7 | июль | 102650 | 128300 | 125 | 3199,89 | 5023,78 | 1,06 | 1,06 | 3018,764 | 4739,42 | 100 | 100 | 106,2 | 114,7 |
8 | август | 102250 | 127800 | 125 | 3209,97 | 4953,3 | 1,07 | 1,08 | 2999,97 | 4586,39 | 99,6 | 99,6 | 105,8 | 114,3 |
9 | сентябрь | 104000 | 127500 | 122 | 3308,25 | 4702,11 | 1,08 | 1,08 | 3063,2 | 4353,8 | 101,7 | 99,7 | 107,6 | 114 |
10 | октябрь | 107900 | 128600 | 119 | 3499,63 | 4938 | 1,09 | 1,09 | 3210,67 | 4530,27 | 103,7 | 100,8 | 111,6 | 115 |
11 | ноябрь | 109100 | 130000 | 119 | 3780,56 | 5108,67 | 1,1 | 1,15 | 3436,87 | 4442,32 | 101,1 | 101 | 112,9 | 116,3 |
12 | декабрь | 110400 | 140500 | 127 | 3946,11 | 5516,86 | 1,15 | 1,2 | 3431,4 | 4597,38 | 101,2 | 108 | 114,2 | 125,7 |
Факторы, влияющие на расходы по доставке:
1. Один из главных факторов, влияющих на расходы по доставке является сезон года. Поскольку, в зависимости от времени года меняется уровень расхода бензина. Так, в зимние месяцы расход на бензин больше, поскольку приходиться разогревать машины перед началом работы. В период весеннего таяния снегов, когда на дорогах слякоть и грязь, часто машины застряют или подолгу стоят в пробках.
2. Уровень товарооборота, который соответственно зависит от спроса и предложения. А так же, оказывается социальный фактор – праздники, сезонные продажи (например, повышенный спрос на сахарный песок в июне-июле), социальное положение населения и т.д.
3. Время простоя на дорогах и в точках доставки.
4. Уровень цен на бензин (например, резкое подорожание бензина летом 2008 г.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой торговли контролируют полноту ассортимента в магазинах обслуживаемой зоны, добиваясь постоянного наличия в продаже товаров, имеющихся на складах, участвуют совместно с промышленностью в рекламных мероприятиях.
В условиях современной жесткой конкуренции, особенно в оптовой сфере, необходим постоянный контроль за ассортиментом, ценами, качеством работы. Эффективная работа возможна только при слаженной работе различных отделов, отвечающих за разные звенья цепи товародвижения. При наличии возможных неполадок в работе определенного отдела в первую очередь не должны создаваться какие-либо помехи в общей работе фирмы.
Покупатели сегодня имеют довольно широкий выбор поставщиков, которые предлагают один и тот же товар. Чтобы завоевать покупателя применяются гибкие условия работы, которые наиболее выгодны для него. Что позволяет также быстро реагировать на какие-либо изменения в работе или на рынке.
Только в условиях конкуренции формируется уровень цен и уровень сервиса, выгодный и той и другой стороне. Цены учитывают интересы двух сторон и конъюнктуру рынка, который последнее время активно реагирует на уровень сервиса.
Доставка товаров к месту потребления играет довольно большую роль в товародвижении, поскольку является не только важным звеном, но достаточной статьей расходов организации.
Иногда рассмотрение всей логистической цепи позволяет подробнее рассмотреть процесс товародвижения и сделать конкретные выводы о ее достатках или недостоинствах, что соответственно приводит к мнению о расходах на доставку товаров и факторах, от которых они зависят. Если расходы на доставку зависят от цены поставки, то необходимо принять решение о цене в пользу уменьшения расходов. Чтобы подробнее узнать о выгоде поставки проводят расчет рентабельности, которая показывает уровень прибыли приходящейся на 1 руб. оборота.
Расходы на доставку также зависят от многих социальных и природных факторов, которые необходимо учитывать при планировании или в начальном этапе рассмотрения доставки. Ведь, неправильный ориентир на один из факторов может привести только к увеличению расходов, тогда как главной задачей любой фирмы является получение максимальной прибыли и минимальные расходы для ее получения.
Именно поэтому первой задачей можно считать информационное обеспечение товародвижения, которое представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации и является инструментом интеграции элементов системы логистического управления, и проектирование перевозочного процесса.
В различных организациях также по-разному учитываются расходы, которые могут либо учитываться в себестоимости, либо списываться как издержки обращения. Также расходы на доставку, в зависимости от заключенного договора, могут относится как за счет поставщика, так и за счет покупателя.
При практическом рассмотрении расходов на доставку товаров на примере фирмы ООО «Русь», были показаны на примере, как рассчитываются расходы, а также факторы, от которых они зависят. Было проведено сравнение по разным видам автотранспорта, а также по разным годам, проведен сравнительный анализ, который показал причины увеличения или уменьшения расходов в разных месяцах, зависимость от объема товарооборота. Также была дана оценка рентабельности 1 поставки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочаров, В.В. Финансовый анализ / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2005. – 340 с.
2. Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Т. Гиляровская, Д.В. Лысенко, Д.А. Ендовицкий. – М.: Велби. 2006. – 240 с.
3. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В.Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: Велби. 2002. – 272 с.
4. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК / Г.В. Савицкая. – Минск: Новое Знамя. 2006. – 495 с.
5. Хваткин, Н.Г. Экономика оптовой торговли продовольствием / Н.Г. Хваткин. – М.: Эксмо. 2007. – 452 с.
6. Грибков, А.Ю. Расчет топлива и ГСМ / А.Ю. Грибков. – М.: Омега Л. 2006. – 260 с.
7. Герасимова, В.Д. Анализ и диагностика производственной деятельности предприятий / В.Д. Герасимова. – М.: Кнорус. 2008. – 450 с.
8. Дроздов, В.В. Экономический анализ: Практикум / В.В. Дроздов. – СПб.: Питер. 2006. 280 с.
9. Бачурин, А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия / А.А. Бачурин. – М.:Академия. 2007. – 360с.
10. Голиков, Е.А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность / Е.А. Голиков. – М.: Экзамен. 2003. – 290 с.
11. Кристофер, М. Логистика и управление цепочками поставок / М. Кристофер. – СПб.: Питер. 2004. – 342 с.
12. Неруш, Ю.М. Практикум по логистике / Ю.М. Неруш. – М.: Велби, Проспект. 2008. – 365 с.
13. Вельможин, А.В. Теория организации и управления автомобильными перевозками: Логистический аспект формирования перевозочных процессов / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин. - Волгоград: Политехник. 2001. – 360 с.
14. Вельможин, А.В. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками /В.А. Гудков, Л.Б. Миротин. – Волгоград: Политехник. 2000. – 265 с.
15. Миротин, Л.Б. Логистика для предпринимателя / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев. – М.: Инфра-М. 2002. - 370 с.
16. Сербиновский, Б.Ю. Экономика предприятий автомобильного транспорта / Б.Ю. Сербиновский, Н.Н. Фролов, Н.В. Напхоненко, Л.И. Колоскова, А.А. Напхоненко. – М.: Март. 2006. - 495 с.
17. Чуев, И.Н. Экономика предприятия / И.Н. Чуев, Л.Н, Чечевицына. – М.: Дашков и Ко. 2003. – 415 с.
18. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М. 2003. – 400 с.
19. Гаджинский, А.М. Логистика / А.М. Гаджинский. – М.: Дашков и Ко. 2003. – 408 с.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 203.